(с изменениями на 26 ноября 2024 года)
(в ред. Постановлений Правительства Красноярского края от 15.04.2014 N 141-п, от 30.07.2014 N 326-п, от 30.09.2014 N 432-п, от 12.11.2014 N 540-п, от 17.03.2015 N 98-п, от 14.04.2015 N 179-п, от 02.06.2015 N 277-п, от 01.10.2015 N 503-п, от 15.12.2015 N 656-п, от 15.03.2016 N 110-п, от 17.05.2016 N 236-п, от 07.10.2016 N 507-п, от 14.12.2016 N 635-п, от 17.02.2017 N 90-п, от 17.05.2017 N 290-п, от 03.08.2017 N 452-п, от 05.10.2017 N 605-п, от 02.11.2017 N 662-п, от 20.02.2018 N 69-п, от 15.05.2018 N 288-п, от 17.07.2018 N 422-п, от 02.10.2018 N 579-п, от 18.10.2018 N 621-п, от 11.12.2018 N 717-п, от 29.01.2019 N 43-п, от 02.04.2019 N 149-п, от 28.05.2019 N 278-п, от 30.09.2019 N 529-п, от 15.10.2019 N 576-п, от 26.11.2019 N 640-п, от 04.02.2020 N 67-п, от 09.06.2020 N 428-п, от 04.08.2020 N 548-п, от 22.09.2020 N 646-п, от 30.09.2020 N 691-п, от 09.10.2020 N 724-п, от 16.02.2021 N 91-п, от 25.05.2021 N 347-п, от 27.07.2021 N 523-п, от 31.08.2021 N 585-п, от 29.09.2021 N 684-п, от 26.10.2021 N 769-п, от 29.03.2022 N 239-п, от 26.04.2022 N 348-п, от 13.09.2022 N 770-п, от 27.09.2022 N 800-п, от 11.10.2022 N 862-п, от 06.12.2022 N 1064-п, от 31.01.2023 N 63-п, от 16.05.2023 N 410-п, от 11.07.2023 N 576-п, от 06.09.2023 N 700-п, от 26.09.2023 N 756-п, от 24.10.2023 N 852-п, от 12.03.2024 N 173-п, от 07.05.2024 N 338-п, от 18.06.2024 N 444-п, от 08.10.2024 N 743-п, от 26.11.2024 N 932-п)
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 103 Устава Красноярского края, Постановлением Правительства Красноярского края от 20.09.2023 N 736-п "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Красноярского края, их формирования и реализации" постановляю:
(в ред. Постановления Правительства Красноярского края от 26.09.2023 N 756-п)
1. Утвердить государственную программу Красноярского края "Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов" согласно приложению.
(в ред. Постановления Правительства Красноярского края от 15.04.2014 N 141-п)
2. Признать утратившими силу:
Постановление Правительства Красноярского края от 16.11.2012 N 609-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Обеспечение радиационной безопасности населения края и улучшение социально-экономических условий его проживания" на 2013 - 2015 годы";
Постановление Правительства Красноярского края от 22.04.2013 N 184-п "О внесении изменений в Постановление Правительства Красноярского края от 16.11.2012 N 609-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Обеспечение радиационной безопасности населения края и улучшение социально-экономических условий его проживания" на 2013 - 2015 годы".
3. Опубликовать Постановление в "Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края".
4. Постановление вступает в силу с 1 января 2014 года, но не ранее дня, следующего за днем его официального опубликования.
Первый заместитель
Губернатора края -
председатель
Правительства края
В.П.ТОМЕНКО
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ВОСПРОИЗВОДСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ"
(в ред. Постановлений Правительства Красноярского края от 26.09.2023 N 756-п, от 12.03.2024 N 173-п, от 07.05.2024 N 338-п, от 18.06.2024 N 444-п, от 08.10.2024 N 743-п, от 26.11.2024 N 932-п)
Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей природной среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных. Загрязнение воздуха представляет серьезную угрозу для здоровья людей и окружающей среды в целом.
В целях наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха органы государственной власти субъектов Российской Федерации организуют государственный мониторинг атмосферного воздуха и в пределах своей компетенции обеспечивают его осуществление на территории субъекта Российской Федерации.
Объективная оценка уровня загрязнения атмосферы является актуальной задачей: она необходима при выборе мероприятий по охране воздушной среды, при планировании жилищного и промышленного строительства, а также при установлении для городских предприятий нормативов допустимых выбросов.
Красноярский край входит в первую десятку субъектов Российской Федерации по объему валового регионального продукта, занимая лидирующие позиции по объему производства цветных металлов. В Красноярском крае интенсивно развивается нефтегазодобывающая отрасль, а также располагаются крупные объекты теплоэнергетики, что определяет существенный объем выбросов загрязняющих веществ в Красноярском крае.
В целях снижения негативного воздействия на атмосферный воздух в городах Красноярск и Норильск в рамках федерального проекта "Чистый воздух" национального проекта "Экология" продолжается реализация комплексных планов мероприятий, направленных на кардинальное снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и обеспечение благоприятных условий проживания жителей (далее - комплексный план).
В рамках реализации комплексного плана г. Красноярска к 2026 году совокупный объем выбросов будет снижен на 25,4 тыс. тонн (20,22% от уровня 2017 года).
В рамках реализации комплексного плана г. Норильска к 2026 году совокупный объем выбросов будет снижен на 286,4 тыс. тонн (84,6%). ПАО ГМК "Норильский никель" реализует "серный проект", которым предусмотрен большой комплекс работ на металлургических заводах Медном и Надеждинском.
Обеспечение экологической безопасности населения Красноярского края и снижение негативного воздействия на атмосферный воздух в городах Красноярского края являются ключевыми направлениями государственной экологической политики Красноярского края. Необходимым элементом для определения направлений государственной экологической политики является информация о состоянии (загрязнении) атмосферного воздуха.
Мероприятия, направленные на снижение негативного воздействия на компоненты окружающей среды в промышленных центрах Красноярского края, реализуются в соответствии с механизмами, предусмотренными государственной программой Красноярского края "Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов" (далее - программа).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2013 N 477 "Об осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды" организацию и осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) обеспечивает Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием других уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Государственной корпорации по атомной энергии (далее - Госкорпорация "Росатом") в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации.
Подсистема мониторинга атмосферного воздуха краевой системы наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Красноярского края (далее - КСН) сформирована в 2008 году и является частью единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), предусмотренной статьей 63.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Развитие и функционирование КСН осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 01.11.2013 N 573-п "Об утверждении Порядка формирования и функционирования краевой системы наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Красноярского края".
По количеству образования отходов производства и потребления (далее - отходы) в год Красноярский край входит в десятку субъектов Российской Федерации - крупнейших производителей отходов. Современная система нормирования не способствует и не обеспечивает снижение воздействия на окружающую среду в части уменьшения образования отходов. Деятельность по сбору, обработке, утилизации и вовлечению таких отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья и энергоносителей на территории Красноярского края развита слабо, хотя в последние годы наметилась положительная тенденция роста количества утилизированных отходов, снижения количества захороненных отходов на специализированных объектах.
Одним из стратегических приоритетов социально-экономического развития Красноярского края является экологическая безопасность Красноярского края, безусловным требованием которой выступает организация надлежащего сбора, транспортировки, обезвреживания и размещения твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), ликвидация всех очагов загрязнения, не отвечающих нормативным требованиям к объектам размещения отходов, мест несанкционированного размещения ТКО, развитие системы использования вторичных ресурсов путем строительства комплексов по сортировке и переработке ТКО.
Количество объектов размещения отходов на территории Красноярского края явно недостаточно, особенно полигонов ТКО. Отмечается высокая степень заполнения отходами ряда ключевых полигонов ТКО. Ежегодно в Красноярском крае выявляется более 300 новых мест несанкционированного размещения отходов.
Приоритетным направлением в области обращения с ТКО считается переход от захоронения к их использованию в качестве вторичного сырья. В настоящее время полномасштабное использование отходов, в том числе посредством сортировки и переработки ТКО, в Красноярском крае в полной мере не организовано. Доля использования ТКО в качестве вторичных ресурсов не превышает 5% от объема образуемых отходов. В то время как в лидирующих субъектах Российской Федерации (Самарская область, город Москва, Нижегородская область) она достигла 20 - 30% и более, а в развитых европейских странах составляет 30 - 50% и выше.
Внесение изменений в Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон 89-ФЗ) обусловило переход Российской Федерации на новую систему в области обращения с ТКО.
Статьей 6 Федерального закона N 89-ФЗ субъекты Российской Федерации наделены полномочиями по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО. Данные полномочия осуществляются силами регионального оператора, который определяется на конкурсной основе уполномоченным органом исполнительной власти в области обращения с отходами.
Приказом министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 23.09.2016 N 1/451-од утверждена территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, в Красноярском крае (далее - территориальная схема), предусматривающая деление территории Красноярского края на технологические зоны, в каждой из которых региональный оператор будет осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО.
(в ред. Постановления Правительства Красноярского края от 12.03.2024 N 173-п)
С целью минимизации транспортных расходов и капитальных затрат на строительство объектов в области обращения с отходами территориальной схемой предложено строительство комплексных объектов обращения с отходами и экотехнопарков, предусматривающих создание на одной территории объектов обработки, и (или) обезвреживания, и (или) размещения отходов.
В муниципальных образованиях Красноярского края, для которых характерны низкая плотность населения, высокая удаленность друг от друга населенных пунктов, отсутствие транспортной доступности в межсезонье (преимущественно северные территории Красноярского края), планируется организовать площадки временного хранения отходов с последующим обезвреживанием их на месте на специализированных установках.