ПРАВИТЕЛЬСТВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 сентября 2020 года N 691-п


О внесении изменения в Постановление Правительства красноярского края от 30.09.2013 N 512-п "Об утверждении государственной программы красноярского края "Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов"



В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 103 Устава Красноярского края, Постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2013 N 374-п "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Красноярского края, их формирования и реализации" постановляю:


1. Внести в Постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 512-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов" следующее изменение:


государственную программу Красноярского края "Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов" изложить в редакции согласно приложению.


2. Опубликовать Постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края" (www.zakon.krskstate.ru).


3. Постановление вступает в силу с 1 января 2021 года, но не ранее дня, следующего за днем его официального опубликования.



Первый заместитель
Губернатора края -
председатель
Правительства края
Ю.А.ЛАПШИН



Приложение
к Постановлению
Правительства Красноярского края
от 30 сентября 2020 г. N 691-п
Приложение
к Постановлению
Правительства Красноярского края
от 30 сентября 2013 г. N 512-п



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ВОСПРОИЗВОДСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ" (ДАЛЕЕ - ПРОГРАММА)



1. ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Наименование государственной программы

"Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов" (далее - программа)

Основания для разработки программы

статья 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

Постановление Правительства Красноярского края от 01.08.2013 N 374-п "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Красноярского края, их формирования и реализации";

Распоряжение Правительства Красноярского края от 09.08.2013 N 559-р

Ответственный исполнитель программы

министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края (далее - Министерство)

Соисполнители программы

министерство строительства Красноярского края;

министерство здравоохранения Красноярского края;

министерство промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края

Перечень подпрограмм и отдельных мероприятий программы

1. "Обращение с отходами".

2. "Обеспечение радиационной безопасности населения края и улучшение социально-экономических условий его проживания".

3. "Охрана природных комплексов и объектов".

4. "Использование и охрана водных ресурсов".

5. "Охрана, государственный надзор и регулирование использования объектов животного мира и среды их обитания".

6. "Обеспечение реализации государственной программы и прочие мероприятия".

7. "Охрана атмосферного воздуха, мониторинг окружающей среды".

8. "Экологическое образование и воспитание".

Реализация отдельных мероприятий программы не предусмотрена

Цели программы

обеспечение охраны окружающей среды, экологической и радиационной безопасности населения Красноярского края, безопасности гидротехнических сооружений и сохранение биологического разнообразия на территории Красноярского края

Задачи программы

1. Снижение негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье населения Красноярского края.

2. Выявление, предупреждение и ограничение воздействия источников радиационной опасности на население Красноярского края и окружающую среду, улучшение экологической и социально-экономической ситуации на территории Красноярского края.

3. Сохранение и восстановление биологического разнообразия, создание условий, направленных на удовлетворение потребности Красноярского края в природных ресурсах, охрану окружающей среды, сохранение и охрана природных комплексов и объектов.

4. Защита населения и территории Красноярского края от вредного воздействия поверхностных вод, охрана поверхностных водных объектов.

5. Охрана и обеспечение воспроизводства объектов животного мира, включая водные биологические и охотничьи ресурсы, а также организация их рационального использования.

6. Создание условий для эффективного, ответственного и прозрачного управления финансовыми ресурсами в рамках выполнения установленных функций и полномочий, улучшение состояния окружающей среды.

7. Оздоровление окружающей среды в промышленных центрах Красноярского края и обеспечение населения Красноярского края информацией о состоянии окружающей среды.

8. Формирование экологической культуры на территории Красноярского края, осуществление мероприятий в области экологического образования и просвещения

Этапы и сроки реализации программы

2014 - 2030 годы, без деления на этапы

Перечень целевых показателей программы с указанием планируемых к достижению значений в результате реализации программы

целевые показатели программы:

1. Протяженность береговой линии водных объектов, защищенной от негативного воздействия вод, увеличится с 68,85 км в 2014 году до 94,00 км в 2030 году;

2. Площадь особо охраняемых природных территорий увеличится с 14443,0 тыс. га в 2014 году до 15478,0 тыс. га в 2030 году;

3. Количество объектов, построенных в рамках реализации территориальной схемы в области обращения с отходами, увеличится с 60 шт. в 2017 году до 97 шт. в 2030 году;

4. Доля населения, проживающего на территории городских округов Красноярского края, охваченной наблюдениями за загрязнением атмосферного воздуха краевой системы наблюдения, увеличится с 29% в 2018 году до 70,74% в 2030 году;

5. Количество жителей, охваченных эколого-просветительскими мероприятиями, увеличится с 66910 чел. в 2017 году до 545000 в 2030 году;

6. Доля утилизированных твердых коммунальных отходов в общем объеме твердых коммунальных отходов в регионе увеличится с 0,6% в 2017 году до не менее 34% в 2030 году.

Перечень целевых показателей программы с указанием планируемых к достижению значений в результате реализации программы представлен в приложении к паспорту программы

Информация по ресурсному обеспечению программы, в том числе по годам

общий объем финансирования программы за период 2014 - 2023 годов составляет 9426905,1 тыс. рублей, в том числе:

2014 год - 625930,8 тыс. рублей, в том числе:

федеральный бюджет - 115700,8 тыс. рублей;

краевой бюджет - 510230,0 тыс. рублей;

бюджет муниципальных образований - 0,0 тыс. рублей;

2015 год - 704596,3 тыс. рублей, в том числе федеральный бюджет - 153930,1 тыс. рублей,

краевой бюджет - 550666,2 тыс. рублей;

бюджеты муниципальных образований - 0,0 тыс. рублей;

2016 год - 547398,2 тыс. рублей, в том числе федеральный бюджет - 119541,9 тыс. рублей;

краевой бюджет - 427252,6 тыс. рублей;

бюджеты муниципальных образований - 603,7 тыс. рублей;

2017 год - 697624,4 тыс. рублей, в том числе:

федеральный бюджет - 86004,6 тыс. рублей;

краевой бюджет - 605264,1 тыс. рублей;

бюджеты муниципальных образований - 6355,7 тыс. рублей;

2018 год - 847167,5 тыс. рублей, в том числе федеральный бюджет - 152399,9 тыс. рублей;

краевой бюджет - 644482,6 тыс. рублей;

бюджеты муниципальных образований - 4554,1 тыс. рублей;

внебюджетные источники - 45730,9 тыс. рублей;

2019 год - 893396,0 тыс. рублей, в том числе федеральный бюджет - 108637,1 тыс. рублей;

краевой бюджет - 770518,3 тыс. рублей;

бюджеты муниципальных образований - 1629,6 тыс. рублей;

внебюджетные источники - 12611,0 тыс. рублей;

2020 год - 1453490,3 тыс. рублей, в том числе:

федеральный бюджет - 134004,9 тыс. рублей;

краевой бюджет - 1301993,9 тыс. рублей;

бюджеты муниципальных образований - 1490,5 тыс. рублей;

внебюджетные источники - 16001,0 тыс. рублей;

2021 год - 1443919,8 тыс. рублей, в том числе

федеральный бюджет - 125241,8 тыс. рублей;

краевой бюджет - 1300816,7 тыс. рублей;

бюджеты муниципальных образований - 1860,3 тыс. рублей;

внебюджетные источники - 16001,0 тыс. рублей;

2022 год - 1326921,6 тыс. рублей, в том числе;

федеральный бюджет - 116907,7 тыс. рублей;

краевой бюджет - 1190658,0 тыс. рублей;

бюджеты муниципальных образований - 3354,9 тыс. рублей;

внебюджетные источники - 16001,0 тыс. рублей;

2023 год - 886460,2 тыс. рублей, в том числе:

краевой бюджет - 868989,5 тыс. рублей;

бюджеты муниципальных образований - 1469,7 тыс. рублей;

внебюджетные источники - 16001,0 тыс. рублей



2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОБЛАСТИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ, ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ НА ТЕРРИТОРИИ КРАЯ


По уровню негативного воздействия на компоненты природной среды Красноярский край занимает одно из лидирующих мест как в Сибирском федеральном округе, так и в Российской Федерации.


Красноярский край устойчиво входит в первую десятку регионов по объему валового регионального продукта, занимая лидирующие позиции РФ по объему производства цветных металлов, в регионе интенсивно развивается нефтегазодобывающая отрасль, а также располагаются крупные объекты теплоэнергетики, что, в основном, и определяет наибольший уровень выбросов загрязняющих веществ в регионе по сравнению с другими субъектами Российской Федерации.


В 2019 году от источников загрязнения атмосферы (стационарных и передвижных), расположенных на территории Красноярского края, поступило более 2,5 млн тонн загрязняющих веществ.


От стационарных источников в атмосферный воздух в 2019 году поступило 2313,7 тыс. тонн загрязняющих веществ, что на 5,2 тыс. тонн меньше чем в 2018 году. В 2019 году выбросы от автотранспорта края составили 188,2 тыс. тонн, что меньше чем в 2018 году на 107,6 тыс. тонн.


Основная масса всех выбросов (74%, или 1,84 млн тонн в 2019 году) приходится на г. Норильск, из них 98,9% (или 1,82 млн тонн в 2019 году) составляют выбросы Заполярного филиала публичного акционерного общества "Горно-металлургическая компания "Норильский никель" (далее - ПАО "ГМК "Норильский никель"). Норильск возглавляет рейтинг городов РФ с наибольшим объемом выбросов от стационарных источников.


Индустриальные города Красноярского края - Норильск, Лесосибирск, Минусинск входят в список городов Российской Федерации с "очень высоким" уровнем загрязнения атмосферного воздуха. Уровень загрязнения атмосферного воздуха в городе Красноярске в 2019 году характеризовался как "высокий".


Качество воды поверхностных водотоков в результате ежегодного сброса 450 - 500 млн м3 без очистки и недостаточно очищенных загрязненных сточных вод оценивается как "загрязненная - грязная", местами "очень грязная". Значительный объем загрязняющих веществ поступает с трансграничными водами из Иркутской области, Республики Хакасия.


По количеству образования отходов в год Красноярский край входит в десятку субъектов Российской Федерации - крупнейших производителей отходов. Современная система нормирования не способствует и не обеспечивает снижение воздействия на окружающую среду в части уменьшения образования отходов. Деятельность по сбору, сортировке, переработке и использованию отходов в качестве вторичного сырья и энергоносителей на территории Красноярского края развита слабо, хотя в последние годы наметилась положительная тенденция роста количества утилизированных отходов, снижения количества захороненных отходов на специализированных объектах.


Количество объектов размещения отходов на территории Красноярского края явно недостаточно, особенно полигонов твердых бытовых отходов. Отмечается высокая степень заполнения отходами ряда ключевых полигонов. Ежегодно в Красноярском крае выявляется более 300 новых мест несанкционированного размещения отходов.


В настоящее время радиационная обстановка в Красноярском крае по сравнению с предыдущими годами не изменилась и на большей части Красноярского края остается благополучной. Исключение представляет зона наблюдения федерального государственного унитарного предприятия "Горно-химический комбинат" (далее - ГХК), которая загрязнена техногенными радионуклидами, включая 1000-километровую пойму р. Енисей от точки сброса комбината. На промплощадке ГХК собрано большое количество жидких радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива в результате прошлой деятельности предприятий атомной промышленности.


На территории Красноярского края расположено большое количество природных радиоактивных аномалий и радоноопасных районов, являющихся источниками потенциального необоснованного дополнительного облучения населения. Подземные воды в южных и центральных районах Красноярского края характеризуются высокими значениями по одному или нескольким показателям радиационной безопасности.


К вопросам радиационной безопасности относится также медицинское облучение населения и персонала медицинских организаций при работе с источниками ионизирующего облучения, рентгенорадиологического медицинского оборудования.


Более 300 организаций осуществляют деятельность, связанную с использованием источников ионизирующего излучения, и количество используемых источников не уменьшается.


Из 252 гидротехнических сооружений (далее - ГТС) в Красноярском крае по состоянию на 01.01.2019 - 17 ГТС не имеют собственника или собственники которых неизвестны либо от права собственности на которые собственник отказался. Большинство (79,4%) ГТС не имеют нормального уровня безопасности, 13 ГТС имеют опасный (аварийный уровень безопасности), на 193 ГТС водохозяйственного комплекса не выполнен расчет вероятного вреда в результате аварий на них, декларирование ГТС подтверждено не более чем на 30 объектах, на 98% объектов отсутствуют паспорта ГТС.


Около 480 тыс. человек в Красноярском крае практически ежегодно подвергаются негативному воздействию вод. Ущерб от затопления населенных пунктов при наводнениях достигает десятков миллионов рублей в год. Протяженность рек, нуждающихся в расчистке, составляет 168,9 км. Инженерная защита населения и объектов экономики от негативного воздействия вод является недостаточной.


По состоянию на 01.01.2020 площадь особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) в Красноярском крае составляет 6,16% от площади субъекта Российской Федерации (14,59 млн га), что ниже общероссийского показателя (11,8%) и рекомендованного в 2010 году на Конференции стран - участниц Конвенции ООН по биоразнообразию (17%).


В перечень редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных включен 141 вид (30% от общего числа видов фауны Красноярского края без учета беспозвоночных). Характерной особенностью изменений видового состава фауны Красноярского края является увеличение числа регионально редких видов животных, ранее относившихся к охотничьим ресурсам (пять субпопуляций лося, косули, марала), включенных в 2012 году в Красную книгу Красноярского края.


Гарантированность достижения показателей результативности программы возможна при осуществлении мер, направленных на снижение рисков реализации программы, к числу которых относятся:


финансово-бюджетные риски, связанные с уменьшением объема бюджетных ассигнований из федерального и краевого бюджетов;


управленческие риски, связанные с качеством управления как на уровне природоохранного комплекса в целом, так и на уровне каждого соисполнителя государственной программы.


При реализации мероприятий программы предусматривается учет указанных групп рисков путем:


обеспечения финансирования в полном объеме мероприятий программы;


мониторинга реализации программы, координации деятельности участников реализации подпрограмм, закрепления персональной ответственности за достижение показателей результативности и конечных результатов реализации подпрограмм.



3. ПРИОРИТЕТЫ И ЦЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОБЛАСТИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ, ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ООПТ НА ТЕРРИТОРИИ КРАЯ, ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ, ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ


Выбор приоритетов программы и прогноз развития в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, ООПТ на территории края предусмотрен с учетом Указа Президента РФ от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", положений Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19.04.2017 N 176; статьи 3 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), которой определены основные принципы и приоритетные направления государственной политики в области обращения с отходами; Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденных Президентом Российской Федерации 30.04.2012; Концепции государственной политики Красноярского края в области экологической безопасности и охраны окружающей среды до 2030 года, утвержденной Указом Губернатора Красноярского края от 25.11.2013 N 225-уг (далее - Концепция N 225-уг); Стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года, утвержденной Постановлением Правительства края от 30.10.2018 N 647-п. При расчете прогнозных значений целевых показателей программы также учитывались тенденции изменения состояния окружающей среды в субъектах Российской Федерации в пределах Сибирского федерального округа и Российской Федерации.


В соответствии с Концепцией N 225-уг, Концепцией развития и размещения особо охраняемых природных территорий краевого значения на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства края от 14.11.2017 N 784-р, целями экологической политики Красноярского края (далее - экологическая политика) являются обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия улучшения качества жизни и здоровья населения; охрана природных ресурсов и обеспечение рационального их использования; сохранение природных систем для устойчивого развития общества, обеспечения экологической безопасности населения Красноярского края.


Основные принципы осуществления экологическая политики определены в Концепции N 225-уг.


Реализация принципов и достижение целей экологической политики Красноярского края обеспечивается комплексным, системным и целенаправленным решением основных задач экологической политики, утвержденной Концепцией N 225-уг.


Программа направлена на решение основных задач экологической политики Красноярского края, установленной Концепцией N 225-уг.


Цель программы - обеспечение охраны окружающей среды, экологической и радиационной безопасности населения Красноярского края, безопасности гидротехнических сооружений и сохранение биологического разнообразия на территории Красноярского края, соответствует цели экологической политики Красноярского края.


Для достижения цели программы и планируемых целевых показателей необходимо решить следующие задачи:


снижение негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье населения Красноярского края;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»