ПРАВИТЕЛЬСТВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 февраля 2021 года N 91-п


О внесении изменений в Постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 512-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов"



В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 103 Устава Красноярского края, Постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2013 N 374-п "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Красноярского края, их формирования и реализации" постановляю:


1. Внести в Постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 512-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов" следующие изменения:


в государственной программе Красноярского края "Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов" (далее - программа):


в разделе 1:


в строке "Задачи программы" слова "4. Защита населения и территории Красноярского края от вредного воздействия поверхностных вод, охрана поверхностных водных объектов." заменить словами "4. Защита населения и объектов экономики Красноярского края от негативного воздействия поверхностных вод и охрана поверхностных водных объектов.";


строку "Перечень целевых показателей программы с указанием планируемых к достижению значений в результате реализации программы" изложить в следующей редакции:


"

Перечень целевых показателей программы с указанием планируемых к достижению значений в результате реализации программы

1. Доля населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях Красноярского края, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях Красноярского края, увеличится с 37,66% в 2021 году до 40,38% в 2030 году.

2. Доля установленных водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в протяженности береговой линии, требующей установления водоохранных зон (участков водных объектов испытывающих антропогенное воздействие), увеличится с 99,29% в 2021 году до 100% в 2030 году.

3. Доля населения, проживающего на территории муниципальных районов, муниципальных и городских округов Красноярского края, охваченной при оценке радиационной безопасности территории Красноярского края, составит 100% в период 2021 - 2030 годов.

4. Площадь особо охраняемых природных территорий увеличится с 14443,0 тыс. га в 2014 году до 15498,8 тыс. га в 2030 году.

5. Количество объектов, построенных в рамках реализации территориальной схемы в области обращения с отходами, увеличится с 60 шт. в 2017 году до 97 шт. в 2030 году.

6. Доля населения, проживающего на территории городских округов Красноярского края, охваченной наблюдениями за загрязнением атмосферного воздуха краевой системы наблюдения, увеличится с 29% в 2018 году до 70,74% в 2030 году.

7. Количество жителей Красноярского края, охваченных эколого-просветительскими мероприятиями, увеличится с 66910 чел. в 2017 году до 545000 чел. в 2030 году.

8. Доля утилизированных твердых коммунальных отходов в общем объеме твердых коммунальных отходов в Красноярском крае увеличится с 0,6% в 2017 году до не менее 34% в 2030 году.

Перечень целевых показателей программы с указанием планируемых к достижению значений в результате реализации программы представлен в приложении к паспорту программы

";


строку "Информация по ресурсному обеспечению программы, в том числе по годам" изложить в следующей редакции:


"

Информация по ресурсному обеспечению программы, в том числе по годам

общий объем финансирования программы за период 2014 - 2023 годов составляет

9612801,4 тыс. рублей, в том числе:

2014 год - 625930,8 тыс. рублей, в том числе:

федеральный бюджет - 115700,8 тыс. рублей;

краевой бюджет - 510230,0 тыс. рублей;

бюджеты муниципальных образований - 0,0 тыс. рублей;

2015 год - 704596,3 тыс. рублей, в том числе:

федеральный бюджет - 153930,1 тыс. рублей,

краевой бюджет - 550666,2 тыс. рублей;

бюджеты муниципальных образований - 0,0 тыс. рублей;

2016 год - 547398,2 тыс. рублей, в том числе:

федеральный бюджет - 119541,9 тыс. рублей;

краевой бюджет - 427252,6 тыс. рублей;

бюджеты муниципальных образований - 603,7 тыс. рублей;

2017 год - 697624,4 тыс. рублей, в том числе:

федеральный бюджет - 86004,6 тыс. рублей;

краевой бюджет - 605264,1 тыс. рублей;

бюджеты муниципальных образований - 6355,7 тыс. рублей;

2018 год - 847167,5 тыс. рублей, в том числе:

федеральный бюджет - 152399,9 тыс. рублей;

краевой бюджет - 644482,6 тыс. рублей;

бюджеты муниципальных образований - 4554,1 тыс. рублей;

внебюджетные источники - 45730,9 тыс. рублей;

2019 год - 893396,0 тыс. рублей, в том числе:

федеральный бюджет - 108637,1 тыс. рублей;

краевой бюджет - 770518,3 тыс. рублей;

бюджеты муниципальных образований - 1629,6 тыс. рублей;

внебюджетные источники - 12611,0 тыс. рублей;

2020 год - 1431885,7 тыс. рублей, в том числе:

федеральный бюджет - 350942,7 тыс. рублей;

краевой бюджет - 1063451,5 тыс. рублей;

бюджеты муниципальных образований - 1490,5 тыс. рублей;

внебюджетные источники - 16001,0 тыс. рублей;

2021 год - 1517064,5 тыс. рублей, в том числе:

федеральный бюджет - 112341,0 тыс. рублей;

краевой бюджет - 1385067,4 тыс. рублей;

бюджеты муниципальных образований - 3655,1 тыс. рублей;

внебюджетные источники - 16001,0 тыс. рублей;

2022 год - 1340932,9 тыс. рублей, в том числе:

федеральный бюджет - 116976,0 тыс. рублей;

краевой бюджет - 1204605,4 тыс. рублей;

бюджеты муниципальных образований - 3350,5 тыс. рублей;

внебюджетные источники - 16001,0 тыс. рублей;

2023 год - 1006805,1 тыс. рублей, в том числе:

федеральный бюджет - 110876,1 тыс. рублей;

краевой бюджет - 878375,4 тыс. рублей;

бюджеты муниципальных образований - 1552,6 тыс. рублей;

внебюджетные источники - 16001,0 тыс. рублей

";


раздел 2 изложить в следующей редакции:


"2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОБЛАСТИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ, ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ


По уровню негативного воздействия на компоненты природной среды Красноярский край занимает одно из лидирующих мест как в Сибирском федеральном округе, так и в Российской Федерации.


Красноярский край устойчиво входит в первую десятку регионов по объему валового регионального продукта, занимая лидирующие позиции Российской Федерации по объему производства цветных металлов, в регионе интенсивно развивается нефтегазодобывающая отрасль, а также располагаются крупные объекты теплоэнергетики, что, в основном, и определяет наибольший уровень выбросов загрязняющих веществ в регионе по сравнению с другими субъектами Российской Федерации.


В 2019 году от источников загрязнения атмосферы (стационарных и передвижных), расположенных на территории Красноярского края, поступило более 2,5 млн тонн загрязняющих веществ.


От стационарных источников в атмосферный воздух в 2019 году поступило 2313,7 тыс. тонн загрязняющих веществ, что на 5,2 тыс. тонн меньше, чем в 2018 году. В 2019 году выбросы от автотранспорта Красноярского края составили 188,2 тыс. тонн, что меньше, чем в 2018 году, на 107,6 тыс. тонн.


Основная масса всех выбросов (74%, или 1,84 млн тонн, в 2019 году) приходится на г. Норильск, из них 98,9% (или 1,82 млн тонн в 2019 году) составляют выбросы Заполярного филиала публичного акционерного общества "Горно-металлургическая компания "Норильский никель" (далее - ПАО "ГМК "Норильский никель"). Норильск возглавляет рейтинг городов Российской Федерации с наибольшим объемом выбросов от стационарных источников.


Индустриальные города Красноярского края: Норильск, Лесосибирск, Минусинск, входят в список городов Российской Федерации с "очень высоким" уровнем загрязнения атмосферного воздуха. Уровень загрязнения атмосферного воздуха в городе Красноярске в 2019 году характеризовался как "высокий".


Качество воды поверхностных водотоков в результате ежегодного сброса 450 - 500 млн м3 без очистки и недостаточно очищенных загрязненных сточных вод оценивается как "загрязненная - грязная", местами "очень грязная". Значительный объем загрязняющих веществ поступает с трансграничными водами из Иркутской области, Республики Хакасия.


По количеству образования отходов в год Красноярский край входит в десятку субъектов Российской Федерации - крупнейших производителей отходов. Современная система нормирования не способствует и не обеспечивает снижение воздействия на окружающую среду в части уменьшения образования отходов. Деятельность по сбору, сортировке, переработке и использованию отходов в качестве вторичного сырья и энергоносителей на территории Красноярского края развита слабо, хотя в последние годы наметилась положительная тенденция роста количества утилизированных отходов, снижения количества захороненных отходов на специализированных объектах.


Количество объектов размещения отходов на территории Красноярского края явно недостаточно, особенно полигонов твердых бытовых отходов. Отмечается высокая степень заполнения отходами ряда ключевых полигонов. Ежегодно в Красноярском крае выявляется более 300 новых мест несанкционированного размещения отходов.


Радиационная обстановка в Красноярском крае характеризуется рядом особенностей, к числу которых относятся:


наличие радиационного воздействия на территории Таймырского, Долгано-Ненецкого муниципального района и южных районов Красноярского края от испытаний ядерного оружия на Новоземельском и Семипалатинском полигонах, соответственно;


наличие объектов 8 подземных ядерных взрывов, проведенных в мирных целях в 70 - 80-е годы прошлого столетия;


осуществление организациями на территории Красноярского края хозяйственной деятельности с использованием значительного количества радиационных источников, а также деятельности по обращению с радиоактивными отходами;


осуществление на территории Красноярского края деятельности трех объектов Госкорпорации "Росатом";


наличие радиоактивного загрязнения техногенными радионуклидами 1000-километровой поймы реки Енисей от точки сброса федерального государственного унитарного предприятия "Горно-химический комбинат" (далее - ФГУП "Горно-химический комбинат"), к которому привели многолетние сбросы ФГУП "Горно-химический комбинат" при создании "ядерного щита" страны.


К природным особенностям относится наличие на территории Красноярского края большого количества рудопроявлений урана и природных радиоактивных аномалий, а также глубинных разломов земной коры, облегчающих поступление радиоактивного газа радон к поверхности земли, что потенциально оказывает влияние на формирование дозовой нагрузки населения в части воздействия от природных источников излучения.


Составляющей дозовой нагрузки является также медицинское облучение населения и персонала медицинских организаций при работе с источниками ионизирующего облучения, рентгенорадиологического медицинского оборудования.


Обеспечение радиационной безопасности населения Красноярского края и окружающей среды от радиационного воздействия источников природного и техногенного происхождения требует решения разносторонних задач, таких как рекультивация территорий Красноярского края, характеризующихся высоким содержанием техногенных и природных радионуклидов, мониторинг радиационного загрязнения среды, поэтапное уменьшение риска радиационного воздействия на население, улучшение качества жизни населения Красноярского края. Значительные объемы и необходимая последовательность работ предполагают осуществление системы масштабных и взаимосвязанных мероприятий в рамках настоящей программы.


Красноярский край имеет хорошо развитую речную сеть, принадлежащую бассейну Северного Ледовитого океана. К числу наиболее значительных рек этой сети относятся: Енисей, Ангара, Чулым, Кан, Пясина, Хатанга и др. Суммарная протяженность 3590 рек длиной свыше 25 км составляет 238048 км. Общая площадь 128494 озер превышает 13,8 тыс. км2, а зеркала наиболее крупных водохранилищ: Красноярского, Саяно-Шушенского и Курейского, достигает 3300 км2.


В Красноярском крае одна из самых длинных рек России - р. Енисей протяженностью 4102 км. Ее основные притоки: справа - Туба, Мана, Кан, Ангара, Большой Пит, Подкаменная и Нижняя Тунгуски, Курейка и Хантайка, слева - Абакан, Сым, Елогуй, Турухан, Большая Хета. По территории Красноярского края протекают также Чулым и Кеть (верхнее и среднее течение), относящиеся к бассейну Оби. На Севере Красноярского края крупные реки - Хатанга, Пясина и Таймыра.


Естественные колебания характеристик гидрологического режима поверхностных водных объектов приводят к возникновению рисков негативного воздействия вод на население и объекты экономики. При этом территория бассейна р. Енисей относится к наиболее паводкоопасной территории.


Всего на территории Красноярского края в зоне негативного воздействия поверхностных вод проживает 476613 человек.


Учитывая исключительную важность обеспечения безопасности населения, предупреждения и снижения ущербов от наводнений и другого вредного воздействия поверхностных вод, необходимо выполнение капитального ремонта, реконструкции и строительства гидротехнических сооружений (далее - ГТС), проведение мероприятий по увеличению пропускной способности русел рек, их дноуглублению, спрямлению, расчистке, установление границ зон затопления, подтопления территорий Красноярского края.


По состоянию на 01.01.2020 площадь ООПТ в Красноярском крае составляет 6,16% от площади субъекта Российской Федерации (14,59 млн га), что ниже общероссийского показателя (11,8%) и рекомендованного в 2010 году на Конференции стран - участниц Конвенции ООН по биоразнообразию (17%).


В перечень редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных включен 141 вид (30% от общего числа видов фауны Красноярского края без учета беспозвоночных). Характерной особенностью изменений видового состава фауны Красноярского края является увеличение числа регионально редких видов животных, ранее относившихся к охотничьим ресурсам (пять субпопуляций лося, косули, марала), включенных в 2012 году в Красную книгу Красноярского края.


Гарантированность достижения показателей результативности программы возможна при осуществлении мер, направленных на снижение рисков реализации программы, к числу которых относятся:


финансово-бюджетные риски, связанные с уменьшением объема бюджетных ассигнований из федерального и краевого бюджетов;


управленческие риски, связанные с качеством управления как на уровне природоохранного комплекса в целом, так и на уровне каждого соисполнителя государственной программы.


При реализации мероприятий программы предусматривается учет указанных групп рисков путем:


обеспечения финансирования в полном объеме мероприятий программы;


мониторинга реализации программы, координации деятельности участников реализации подпрограмм, закрепления персональной ответственности за достижение показателей результативности и конечных результатов реализации подпрограмм.";


раздел 3 изложить в следующей редакции:


"3. ПРИОРИТЕТЫ И ЦЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОБЛАСТИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ, ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ООПТ НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ, ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ, ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ


Выбор приоритетов программы и прогноз развития в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, ООПТ на территории Красноярского края предусмотрен с учетом Указа Президента РФ от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", положений Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19.04.2017 N 176; статьи 3 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), которой определены основные принципы и приоритетные направления государственной политики в области обращения с отходами; Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденных Президентом Российской Федерации 30.04.2012; Концепции государственной политики Красноярского края в области экологической безопасности и охраны окружающей среды до 2030 года, утвержденной Указом Губернатора Красноярского края от 25.11.2013 N 225-уг (далее - Концепция N 225-уг); Стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года, утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 30.10.2018 N 647-п. При расчете прогнозных значений целевых показателей программы также учитывались тенденции изменения состояния окружающей среды в субъектах Российской Федерации в пределах Сибирского федерального округа и Российской Федерации.


В соответствии с Концепцией N 225-уг, Концепцией развития и размещения особо охраняемых природных территорий краевого значения на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Красноярского края от 14.11.2017 N 784-р, целями экологической политики Красноярского края (далее - экологическая политика) являются обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия улучшения качества жизни и здоровья населения; охрана природных ресурсов и обеспечение рационального их использования; сохранение природных систем для устойчивого развития общества, обеспечения экологической безопасности населения Красноярского края.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»