ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 09 июня 2016 года N 179-пр
О внесении изменений в государственную программу Хабаровского края "Улучшение инвестиционного и делового
климата Хабаровского края", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 19 декабря 2014 г. N 495-пр
В соответствии с Законом Хабаровского края от 09 декабря 2015 г. N 146 "О краевом бюджете на 2016 год", в целях приведения нормативных правовых актов Хабаровского края в соответствие с действующим законодательством Правительство края
постановляет:
Внести изменения в государственную программу Хабаровского края "Улучшение инвестиционного и делового климата Хабаровского края", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 19 декабря 2014 г. N 495-пр "Об утверждении государственной программы Хабаровского края "Улучшение инвестиционного и делового климата Хабаровского края" и о признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов Правительства Хабаровского края", изложив ее в новой редакции (прилагается).
Губернатор, Председатель
Правительства края
В.И. Шпорт
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства Хабаровского края
от 19 декабря 2014 года N 495-пр
(в редакции
постановления
Правительства Хабаровского края
от 09 июня 2016 года N 179-пр)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
"Улучшение инвестиционного и делового климата Хабаровского края"
ПАСПОРТ
государственной программы Хабаровского края "Улучшение инвестиционного
и делового климата Хабаровского края"
Наименование государственной программы | - государственная программа Хабаровского края "Улучшение инвестиционного и делового климата Хабаровского края" (далее также - Программа) |
Ответственный исполнитель Программы | - министерство экономического развития Хабаровского края (далее также - край) |
Соисполнители, участники Программы | - министерство промышленности и транспорта края; министерство природных ресурсов края; министерство сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий края; министерство жилищно-коммунального хозяйства края; министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики края; министерство финансов края; министерство строительства края; министерство здравоохранения края; министерство образования и науки края; министерство культуры края; министерство социальной защиты населения края; министерство информационных технологий и связи края; министерство физической культуры и спорта края; министерство международного и межрегионального сотрудничества края; комитет Правительства края по развитию топливно-энергетического комплекса; комитет по ценам и тарифам Правительства края; комитет по труду и занятости населения Правительства края; администрация Советско-Гаванского муниципального района (по согласованию); администрация Ванинского муниципального района (по согласованию); администрация Хабаровского муниципального района (по согласованию); администрация Верхнебуреинского муниципального района (по согласованию); администрация городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" (по согласованию); автономная некоммерческая организация "Агентство инвестиций и развития Хабаровского края" (по согласованию); ассоциация "Краевой центр содействия предпринимательству" (по согласованию); автономная некоммерческая организация "Краевое агентство содействия предпринимательству" (по согласованию); акционерное общество "Корпорация развития Хабаровского края" (по согласованию); акционерное общество "Портовая особая экономическая зона "Советская Гавань" (по согласованию) |
Цель Программы | - содействие улучшению инвестиционного и делового климата края |
Задачи Программы | - создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику края; развитие государственно-частного партнерства на территории края; развитие экспортного потенциала экономики края; развитие инвестиционной и внешнеэкономической деятельности на территории края; формирование инвестиционно-привлекательного имиджа края; содействие в реализации инвестиционных проектов на территории края |
Подпрограммы | - в рамках Программы реализация подпрограмм не предусмотрена |
Основные мероприятия Программы | - формирование благоприятных условий ведения бизнеса; реализация комплекса мер по развитию государственно-частного партнерства; формирование инфраструктуры поддержки и развития несырьевого экспорта; оказание информационно-консультационной и организационной помощи субъектам инвестиционной деятельности и участникам внешнеэкономической деятельности; продвижение торгово-экономического и инвестиционного потенциала края; реализация инвестиционных проектов на территории края |
Основные показатели (индикаторы) Программы | - прирост инвестиций в основной капитал, за исключением бюджетных средств (процентов к предыдущему году); позиция края в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации (в отчетном периоде); количество реализованных основных положений стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата (за отчетный период); уровень развития государственно-частного партнерства в крае; темп роста краевого экспорта (нарастающим итогом к 2012 году); темп роста экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью (нарастающим итогом к 2012 году); количество крупных инвестиционных проектов, по которым осуществляется сопровождение (за отчетный период); количество инвестиционных проектов, вновь принятых на сопровождение по принципу "одного окна" (за отчетный период); объем осуществленных частных инвестиций в реализацию инвестиционных проектов предприятиями Ванино-Советско-Гаванского транспортно-промышленного узла, в том числе портовой особой экономической зоны "Ванино - Советская Гавань" и территорий опережающего социально-экономического развития (нарастающим итогом); количество реализуемых инвестиционных проектов в территориях опережающего социально-экономического развития (нарастающим итогом) |
Сроки и этапы реализации Программы | - Программа реализуется в один этап - в течение 2015-2020 годов |
Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств краевого бюджета и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований, внебюджетных средств | - общий объем финансирования - 31 563,12 млн. рублей, в том числе: из федерального бюджета - 1 800,00 млн. рублей, в том числе по годам: 2015 год - 770,00 млн. рублей, 2016 год - 330,00 млн. рублей, 2017 год - 700,00 млн. рублей, 2018 год - 0 млн. рублей, 2019 год - 0 млн. рублей, 2020 год - 0 млн. рублей; из краевого бюджета - 1 263,12 млн. рублей, в том числе по годам: 2015 год - 168,22 млн. рублей, 2016 год - 253,69 млн. рублей, 2017 год - 12,83 млн. рублей, 2018 год - 323,46 млн. рублей, 2019 год - 323,46 млн. рублей, 2020 год - 181,46 млн. рублей; из внебюджетных средств (по согласованию) - 28 500,00 млн. рублей, в том числе по годам: 2015 год - 4 000,00 млн. рублей, 2016 год - 9 500,00 млн. рублей, 2017 год - 8 000,00 млн. рублей, 2018 год - 4 000,00 млн. рублей, 2019 год - 2 000,00 млн. рублей, 2020 год - 1 000,00 млн. рублей |
Конечный результат реализации Программы | - прирост инвестиций в основной капитал, за исключением бюджетных средств, составит 4,3 процента к предыдущему году в 2020 году; вхождение края в первую группу Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации к 2020 году; ежегодное выполнение краем 12 основных положений стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата; повышение уровня развития государственно-частного партнерства в крае до 74,7 процента к 2020 году; увеличение темпов роста краевого экспорта к 2015 году на 1,8 процентного пункта (нарастающим итогом к 2012 году); увеличение темпов роста экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью к 2015 году на 3,3 процентного пункта (нарастающим итогом к 2012 году); увеличение до 6 количества крупных инвестиционных проектов, принятых на сопровождение в 2015 году; ежегодное принятие 9 новых инвестиционных проектов на сопровождение по принципу "одного окна"; рост объема осуществленных частных инвестиций в реализацию инвестиционных проектов предприятиями Ванино-Советско-Гаванского транспортно-промышленного узла, в том числе портовой особой экономической зоны "Ванино - Советская Гавань" и территорий опережающего социально-экономического развития, до 35 млрд. рублей к 2020 году (нарастающим итогом); реализация к 2020 году не менее 30 инвестиционных проектов в территориях опережающего социально-экономического развития (нарастающим итогом) |
1. Общая характеристика текущего состояния инвестиционного и делового климата Хабаровского края
Программа учитывает положения Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 13 января 2009 г. N 1-пр, Основных направлениях деятельности Правительства Хабаровского края на период 2014-2018 годов, утвержденных распоряжением Правительства Хабаровского края от 25 февраля 2014 г. N 107-рп, Инвестиционной стратегии Хабаровского края на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Хабаровского края от 06 марта 2014 г. N 136-рп.
1.1. Характеристика состояния инвестиционного климата Хабаровского края
Инвестиционный климат края характеризуется фиксируемой в регионе инвестиционной активностью предприятий и организаций, а также состоянием инвестиционной среды - совокупности организационно-институциональных условий осуществления экономической деятельности в крае.
В 2014 году в экономику и социальную сферу края привлечено инвестиций в объеме 117,9 млрд. рублей, или 76,2 процента в сопоставимых ценах к уровню 2013 года.
На сложившуюся динамику повлияли общие негативные факторы развития национальной экономики:
- рост процентных ставок по кредитам и снижение доступности кредитных ресурсов;
- ослабление курса национальной валюты;
- снижение деловой активности и инвестиционных возможностей предприятий в связи с сокращением прибыли.
Пик прироста инвестиций в основной капитал приходится на 2010-2012 годы - период реализации капиталоемких транзитно-инфраструктурных проектов: строительство магистрального газопровода "Сахалин - Хабаровск - Владивосток", трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан".
Динамика инвестиций в экономику края за анализируемый период приведена в таблице 1.
Таблица 1
Динамика показателей инвестиционной деятельности за 2009-2014 годы
Инвестиции в основной капитал | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Инвестиции - всего (млн. рублей) | 96 974,1 | 156 438,8 | 180 507,9 | 179 907,2 | 150 077,5 | 117 887,1 |
Индекс физического объема инвестиций (процентов к предыдущему году в сопоставимых ценах) | 100,1 | 152,2 | 107,8 | 94,7 | 80,7 | 76,2 |
из них: | ||||||
бюджетные средства (процентов) | 18,7 | 12,5 | 11,5 | 13,2 | 18,5 | 23,7 |
внебюджетные средства (процентов) | 81,3 | 87,5 | 88,5 | 86,8 | 81,5 | 76,3 |
Инвестиции без учета капиталовложений в строительство газо- и трубопроводной системы (млн. рублей) | 78 974,1 | 95 737,0 | 116 507,9 | 143 320,0 | 150 077,5 | 117 887,1 |
Отношение инвестиций к валовому региональному продукту (процентов) | 35,0 | 44,2 | 45,2 | 41,1 | 31,7 | 22,8 |
В структуре инвестиций основным источником финансирования являлись привлеченные средства (в среднем 61,4% за период) с ежегодной тенденцией к увеличению их доли в общем объеме инвестиций. Также отмечается значительное преобладание внебюджетных инвестиций (в среднем 83,7% за период).
Основные направления капитальных вложений инвесторов в крае - развитие угледобывающей промышленности, модернизация нефтеперерабатывающих производств, создание мощностей по глубокой переработке древесины, строительство портовых терминалов по обработке контейнерных и генеральных грузов, проекты в сфере энергетики и газификации, геологоразведочные работы, внедрение новых технологий по переработке полезных ископаемых, жилищное строительство.
В крае осуществляют деятельность такие крупные инвесторы, как открытое акционерное общество "Нефтяная компания "Роснефть", публичное акционерное общество "РАО Энергетические системы Востока", публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (Магистральные электрические сети Востока), публичное акционерное общество "Федеральная гидрогенерирующая компания РусГидро", акционерное общество "Независимая нефтегазовая компания", акционерное общество "Сибирская угольная энергетическая компания", акционерное общество "Полиметалл".
Наиболее значимыми инвестиционными проектами для края, помимо строительства крупных инфраструктурных объектов, являются проекты по модернизации экономики. Это создание деревообрабатывающих комплексов краевыми предприятиями лесной отрасли (общество с ограниченной ответственностью "АмурФорест", открытое акционерное общество "Дальлеспром", общество с ограниченной ответственностью "Римбунан Хиджау МДФ", общество с ограниченной ответственностью "Азия Лес"), программы развития гражданского и военного самолетостроения в филиале публичного акционерного общества "Авиационная холдинговая компания "Сухой" "Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина", развитие Ургальского каменноугольного месторождения, строительство теплоэлектроцентрали в г. Советская Гавань, проекты акционерного общества "Полиметалл" в области добычи и переработки полезных ископаемых, программы масштабной модернизации на нефтеперерабатывающих заводах в г. Хабаровске и г. Комсомольске-на-Амуре в целях увеличения объемов и глубины переработки нефти, создание системы поставок и сбыта нефтепродуктов (нефтепроводы-отводы), развитие Хабаровского международного аэропорта "Новый", развитие портовых мощностей на территории Ванино-Советско-Гаванского транспортно-промышленного узла (далее также - ВСГТПУ) (акционерное общество "Дальтрансуголь", общество с ограниченной ответственностью "Саха (якутская) транспортная компания").
Правительством края проводится постоянная работа по качественному улучшению инвестиционного климата в регионе и развитию инвестиционной деятельности.
Принят Закон Хабаровского края от 23 ноября 2011 г. N 130 "О государственной инвестиционной политике в Хабаровском крае", определяющий виды краевой государственной поддержки инвестиционной деятельности.
Краевая государственная финансовая поддержка инвестиционной деятельности предусматривает следующие формы: предоставление налоговых льгот в соответствии с Законом Хабаровского края от 10 ноября 2005 г. N 308 "О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае"; предоставление льгот, понижающих коэффициентов и иных мер поддержки при расчете и уплате арендной платы за земельные участки, установление размера арендной платы по которым отнесено к полномочиям края; предоставление субсидий на возмещение части затрат субъектов инвестиционной деятельности, связанных с реализацией инвестиционных проектов, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации; предоставление государственных гарантий края в соответствии с Законом Хабаровского края от 26 декабря 2007 г. N 170 "О реализации государственных полномочий Хабаровского края в сфере управления государственным долгом Хабаровского края".
Постановлением Правительства Хабаровского края от 22 марта 2012 г. N 69-пр утвержден Порядок рассмотрения и отбора инвестиционных проектов в целях признания их приоритетными инвестиционными проектами Хабаровского края, в соответствии с которым основанием предоставления краевой государственной финансовой поддержки инвестиционной деятельности (за исключением государственных гарантий края) является заключение инвестиционного соглашения.
Государственные гарантии края субъектам инвестиционной деятельности предоставляются на конкурсной основе. Порядок отбора претендентов для включения в проект Программы государственных гарантий Хабаровского края утвержден постановлением Правительства Хабаровского края от 25 апреля 2013 г. N 95-пр.
Среди форм краевой государственной организационной поддержки инвестиционной деятельности можно выделить: сопровождение инвестиционных проектов; оказание информационно-консультационной и организационной помощи субъектам инвестиционной деятельности по вопросам, возникающим в процессе отбора инвестиционных проектов, реализуемых на условиях государственно-частного партнерства; представление инвестиционных проектов на российских и международных мероприятиях; организация и проведение мероприятий в сфере инвестиционной деятельности, направленных на формирование инвестиционно-привлекательного имиджа края (выставок, конгрессов, конференций, круглых столов, презентаций, семинаров, симпозиумов, форумов, ярмарок инвестиционных проектов и иных мероприятий и др.).
Сопровождение инвестиционных проектов до 2015 года осуществлялось в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 06 декабря 2011 г. N 408-пр "Об утверждении Положения о сопровождении крупных инвестиционных проектов, реализуемых и планируемых к реализации на территории Хабаровского края". В целях формирования системы взаимодействия инвесторов с органами исполнительной власти края, обеспечивающей реализацию принципа "одного окна", принято постановление Правительства Хабаровского края от 19 декабря 2015 г. N 448-пр "Об утверждении Регламента сопровождения инвестиционных проектов на территории Хабаровского края по принципу "одного окна".
В целях обеспечения реализации первоочередных мер, направленных на улучшение условий инвестиционного климата в крае, распоряжением Губернатора Хабаровского края от 10 сентября 2011 г. N 591-р определен инвестиционный уполномоченный в Хабаровском крае. В соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 28 сентября 2012 г. N 348-пр "Об утверждении Положения об инвестиционном уполномоченном в Хабаровском крае" основными задачами инвестиционного уполномоченного в Хабаровском крае являются: соблюдение требований законодательства, прав и законных интересов инвесторов; оказание в соответствии с действующим законодательством содействия инвесторам при решении вопросов, связанных с реализацией инвестиционных проектов; выявление факторов, препятствующих развитию инвестиционной деятельности на территории края, и выработка предложений по их устранению.
В целях стимулирования инвестиционной активности и привлечения инвестиций в экономику края постановлением Правительства Хабаровского края от 29 февраля 2012 г. N 33-пр утвержден Порядок принятия решения об изменении сроков уплаты налога на прибыль организаций по налоговой ставке, установленной для зачисления указанного налога в краевой бюджет, и региональных налогов в форме инвестиционного налогового кредита.
Сформирована и обновляется в постоянном режиме база данных по инвестиционным проектам и инвестиционным предложениям края, определены промышленные площадки и неиспользуемые земельные участки для предложения потенциальным инвесторам под реализацию проектов. Проведена работа по формированию земельных участков в крае под реализацию инвестиционных проектов исходя из потребностей бизнеса.
В целях привлечения средств частных инвесторов для реализации проектов в социальной сфере и в области развития инфраструктуры Правительством Российской Федерации активно внедряются концессионные соглашения и соглашения о государственно-частном партнерстве.
С 2011 года в крае активно развивается механизм государственно-частного партнерства (далее также - ГЧП). Законом Хабаровского края от 23 ноября 2011 г. N 130 "О государственной инвестиционной политике в Хабаровском крае" регламентировано участие Хабаровского края в ГЧП.
Пилотными проектами ГЧП в Хабаровском крае стали инвестиционные проекты в сфере здравоохранения: центр амбулаторного диализа в г. Хабаровске и нефрологический центр в г. Комсомольске-на-Амуре.
Изменения, внесенные в Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", а также принятие Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" создали предпосылки для реформирования законодательства края, регламентирующего ГЧП.
Внедрение Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" позволит приступить к реализации механизма ГЧП в крае, а также внедрить механизм "частной инициативы".
"Частная инициатива" расширит сферу применения ГЧП. Частный бизнес заинтересован в освоении новых направлений деятельности, в том числе входящих в компетенцию органов государственной власти края.
Также в целях создания благоприятной среды для осуществления инвестиций в крае:
- формируется инфраструктура инвестиционной деятельности (создаются бизнес-инкубаторы, технопарки);
- определены территории опережающего социально-экономического развития (далее также - ТОСЭР) и перспективные направления для инвестиций;
- проводится работа по формированию и продвижению инвестиционно-привлекательного имиджа края;
- во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. N 1276 "Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности" в крае осуществляется реализация требований стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, утвержденного решением наблюдательного совета автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" от 03 мая 2012 г. (далее также - Региональный инвестиционный стандарт).
Правительством края проведена работа по внедрению Регионального инвестиционного стандарта в полном объеме.
Согласно ключевым положениям Регионального инвестиционного стандарта:
- разработана Инвестиционная стратегия Хабаровского края на период до 2020 года (распоряжение Правительства Хабаровского края от 06 марта 2014 г. N 136-рп);
- Губернатором края утверждена инвестиционная декларация Хабаровского края, определяющая принципы взаимодействия органов исполнительной власти края с субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности;
- в декабре 2013 г. Губернатор края впервые выступил с посланием к депутатам Законодательной Думы Хабаровского края, представителям органов исполнительной власти края и краевого предпринимательского сообщества на тему: "Инвестиционный климат и инвестиционная политика Хабаровского края" (в дальнейшем - на ежегодной основе);