ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 марта 2014 года N 73-пр
О внесении изменений в постановление Правительства Хабаровского края от 20 апреля 2012 г. N 125-пр
"Об утверждении государственной целевой программы "Развитие рынка труда и содействие занятости населения
Хабаровского края" и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Хабаровского края
В целях приведения нормативных правовых актов Хабаровского края в соответствие с действующим законодательством Правительство края
постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Хабаровского края от 20 апреля 2012 г. N 125-пр "Об утверждении государственной целевой программы "Развитие рынка труда и содействие занятости населения Хабаровского края" следующие изменения:
1) в наименовании:
а) слово "целевой" исключить;
б) после слова "программы" дополнить словами "Хабаровского края";
2) в пункте 1:
а) слово "целевую" исключить;
б) после слова "программу" дополнить словами "Хабаровского края".
2. Внести изменения в государственную целевую программу "Развитие рынка труда и содействие занятости населения Хабаровского края", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 20 апреля 2012 г. N 125-пр, изложив ее в новой редакции (прилагается).
3. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Хабаровского края от 31 октября 2011 г. N 361-пр "Об утверждении краевой целевой программы содействия занятости населения Хабаровского края на 2012-2014 годы";
постановление Правительства Хабаровского края от 30 декабря 2011 г. N 461-пр "О внесении изменений в краевую целевую программу содействия занятости населения Хабаровского края на 2012-2014 годы, утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 31 октября 2011 г. N 361-пр";
постановление Правительства Хабаровского края от 17 апреля 2012 г. N 123-пр "О краевой целевой программе "Улучшение условий и охраны труда в Хабаровском крае на 2012-2015 годы";
постановление Правительства Хабаровского края от 10 сентября 2012 г. N 322-пр "О внесении изменений в краевую целевую программу "Улучшение условий и охраны труда в Хабаровском крае на 2012-2015 годы", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 17 апреля 2012 г. N 123-пр";
постановление Правительства Хабаровского края от 17 октября 2012 г. N 372-пр "О внесении изменений в краевую целевую программу содействия занятости населения Хабаровского края на 2012-2014 годы, утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 31 октября 2011 г. N 361-пр, и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Хабаровского края";
постановление Правительства Хабаровского края от 29 декабря 2012 г. N 491-пр "О внесении изменений в краевую целевую программу "Улучшение условий и охраны труда в Хабаровском крае на 2012-2015 годы", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 17 апреля 2012 г. N 123-пр";
постановление Правительства Хабаровского края от 29 декабря 2012 г. N 493-пр "О внесении изменений в краевую целевую программу содействия занятости населения Хабаровского края на 2012-2014 годы, утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 31 октября 2011 г. N 361-пр";
пункты 2, 3 постановления Правительства Хабаровского края от 31 декабря 2013 г. N 486-пр "О внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Хабаровского края".
Губернатор, Председатель
Правительства края
В.И. Шпорт
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства Хабаровского края
от 20 апреля 2012 года N 125-пр
(в редакции
постановления
Правительства Хабаровского края
от 24 марта 2014 года N 73-пр)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
"Развитие рынка труда и содействие занятости населения
Хабаровского края"
ПАСПОРТ
государственной программы Хабаровского края
"Развитие рынка труда и содействие занятости населения
Хабаровского края"
Наименование программы | - государственная программа Хабаровского края "Развитие рынка труда и содействие занятости населения Хабаровского края" (далее - Программа) |
Ответственный исполнитель Программы | - комитет по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края |
Соисполнители, участники Программы | - министерство экономического развития и внешних связей Хабаровского края (далее также - край); министерство строительства края; министерство промышленности и транспорта края; министерство природных ресурсов края; министерство жилищно-коммунального хозяйства края; министерство сельского хозяйства и продовольствия края; министерство здравоохранения края; министерство образования и науки края; министерство социальной защиты населения края; министерство культуры края; министерство спорта и молодежной политики края; комитет Правительства края по развитию топливно-энергетического комплекса; краевые государственные казенные учреждения центры занятости населения края (далее - КГКУ ЦЗН); органы местного самоуправления (по согласованию); организации (по согласованию) |
Цель Программы | - сокращение безработицы и создание условий, способствующих устойчивому развитию рынка труда края |
Задачи Программы | - предотвращение роста напряженности на рынке труда края; снижение профессиональных рисков работников организаций, расположенных на территории края; содействие повышению эффективности использования трудовых ресурсов, совершенствование системы социального партнерства в крае |
Подпрограммы | - "Содействие занятости населения Хабаровского края"; "Улучшение условий и охраны труда в Хабаровском крае"; "Развитие системы социально-трудовых отношений в Хабаровском крае" |
Основные мероприятия Программы | - осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными; реализация дополнительных мероприятий в области содействия занятости населения; обеспечение деятельности КГКУ ЦЗН по реализации государственных полномочий в сфере занятости населения; предоставление субвенций местным бюджетам для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по государственному управлению охраной труда |
Основные показатели (индикаторы) Программы | - уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) в среднем за год; коэффициент напряженности на рынке труда; численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более и со смертельным исходом |
Сроки и этапы реализации Программы | - Программа реализуется в течение 2013-2020 годов, этапы реализации Программы не выделяются |
Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств краевого бюджета и прогнозная (справочная) оценка внебюджетных средств | - общий объем финансирования Программы - 10 911,5 млн. рублей, в том числе: из краевого бюджета - 9 801,0 млн. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 1 957,1 млн. рублей, 2014 год - 1 086,0 млн. рублей, 2015 год - 1 115,9 млн. рублей, 2016 год - 1 127,5 млн. рублей, 2017-2020 годы - 4 514,5 млн. рублей; внебюджетные средства (по согласованию) - 1 110,5 млн. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 65,0 млн. рублей, 2014 год - 126,8 млн. рублей, 2015 год - 140,5 млн. рублей, 2016 год - 155,6 млн. рублей, 2017-2020 годы - 622,6 млн. рублей |
Конечный результат реализации Программы | - реализация настоящей Программы предусматривает обеспечение достижения следующих показателей: снижение уровня безработицы (по методологии Международной организации труда) в среднем за год в 2020 году до 5,3 процента; снижение коэффициента напряженности на рынке труда в 2020 году до 2,2; сокращение численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более и со смертельным исходом в 2020 году до 0,9 человека на 1 тыс. работающих |
1. Общая характеристика текущего состояния сферы труда и занятости населения края
В 2009-2010 годах рынок труда Хабаровского края находился под влиянием финансово-экономического кризиса, проявившегося в ноябре 2008 г. и выразившегося в форме ухудшения основных экономических показателей в реальном секторе экономики края: спад промышленного производства, волна сокращений рабочих мест, угроза массовых увольнений, неполная занятость на предприятиях и организациях края, рост численности безработных, резкое уменьшение числа заявленных в органы службы занятости населения вакансий.
Принятые Правительством края меры, а также реализуемые мероприятия федеральных, краевых программ оказали положительное влияние на развитие экономики края, малого и среднего бизнеса, обеспечение дальнейшей непрерывной работы предприятий и занятость населения.
Мероприятия активной политики занятости в этот период были направлены на принятие дополнительных мер по снижению негативных последствий возможных увольнений работников, улучшение перспектив занятости, в первую очередь за счет профессионального обучения безработных граждан, опережающего обучения работников предприятий, стажировки выпускников, развития самозанятости.
В 2011 году отмечалась положительная динамика основных показателей социально-экономического развития края. Объем промышленного производства увеличился в сопоставимых условиях на 12,9 процента по сравнению с уровнем 2010 года. Наибольший рост наблюдался в производстве транспортных средств (на 17,3%), обработке древесины (на 42,7%), металлургическом производстве (на 10,1%). Грузооборот транспортного комплекса края увеличился на 7,4 процента к уровню 2010 года.
Позитивные изменения в экономике края, реализация краевой целевой программы содействия занятости населения Хабаровского края на 2009-2011 годы, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 08 мая 2009 г. N 159-пр, принятых Правительством Хабаровского края программ дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Хабаровского края в 2009, 2010 и 2011 годах способствовали улучшению ситуации на рынке труда.
В 2009-2011 годах дополнительными мерами были охвачены более 46 500 жителей края, в том числе находящихся в трудовых отношениях с работодателями. Благодаря государственной поддержке сохранены рабочие места для работников, предполагаемых к высвобождению, подготовлены специалисты для предприятий, осуществляющих модернизацию, внедряющих новые технологии, созданы новые и дополнительные рабочие места в бизнесе.
В целях приобретения опыта работы, трудоустройства молодых специалистов на предприятиях края организованы стажировки 3 517 выпускников образовательных учреждений профессионального образования всех уровней. Создано 244 специальных оборудованных рабочих места для незанятых инвалидов. Открыли собственное дело с получением субсидии из средств федерального и краевого бюджетов 1 086 безработных граждан, ими создано дополнительно 501 рабочее место.
Уровень занятости населения увеличился с 60,9 процента (в 2009 году) до 65,1 процента (в 2011 году). Общая численность безработных граждан, рассчитанная по методологии Международной организации труда (далее также - по МОТ), снизилась с 2009 года на 34,6 процента и составила в 2011 году в среднем 53 011 человек. При этом уровень общей безработицы по МОТ сократился на 3,7 процентного пункта и составил 6,8 процента.
Численность зарегистрированных безработных по краю в среднегодовом исчислении снизилась с 29 372 человек (в 2009 году) до 19 422 человек (в 2011 году), или на 33,9 процента. Снижение отмечалось во всех муниципальных образованиях края. Среднегодовой уровень регистрируемой безработицы сократился с 4,0 процента (в 2009 году) до 2,9 процента (в 2011 году) от численности экономически активного населения.
Коэффициент напряженности на рынке труда, рассчитанный как отношение численности безработных граждан к количеству вакансий, в 2011 году снизился до 1,3 единицы (в 2009 году - 1,9).
Следует отметить, что, несмотря на наличие благоприятных тенденций на рынке труда, уровень общей безработицы по МОТ остается достаточно высоким. На рынке труда существует ряд проблем, и государственные услуги, оказываемые органами службы занятости населения, по-прежнему востребованы жителями края.
В ходе анализа положения на рынке труда края отмечается, что продолжают сохранять остроту следующие проблемы:
- уменьшение численности трудовых ресурсов в результате сокращения численности населения трудоспособного возраста;
- снижение качества рабочей силы в связи со старением и сокращением кадрового состава высококвалифицированных рабочих на предприятиях;
- дифференциация муниципальных образований по уровню безработицы, ее продолжительности, коэффициенту напряженности на рынке труда;
- несбалансированность между наличием свободных рабочих мест и качеством трудовых ресурсов, в том числе с учетом уровня квалификации;
- несбалансированность объемов и профилей подготовки специалистов с потребностями рынка труда;
- ухудшение качественных характеристик рабочих мест (неблагоприятные, вредные и тяжелые условия труда, приводящие к производственному травматизму, профессиональным заболеваниям);
- отставание уровня оплаты труда в отраслях социальной сферы от уровня оплаты труда в других сферах деятельности;
- низкий уровень территориальной мобильности населения.
Вместе с тем существует проблема трудоустройства граждан с низкой конкурентоспособностью на рынке труда и испытывающих трудности в поиске работы. Среди них - женщины, имеющие малолетних детей, многодетные родители, родители, воспитывающие детей-инвалидов, граждане, имеющие ограничения трудоспособности по состоянию здоровья, предпенсионного и пенсионного возрастов, отдельные категории молодежи (не имеющие профессионального образования или выпускники профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования без опыта работы), уволенные с военной службы, освободившиеся из мест лишения свободы, длительно не работающие граждане.
На ситуацию на рынке труда существенно влияет разрыв в уровне социально-экономического развития муниципальных образований края. Большинство заявленных работодателями вакансий сосредоточены в городах Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре и районных центрах. В сельских, отдаленных населенных пунктах испытывается недостаток постоянных рабочих мест.
Имеет место ограниченность внутренней мобильности рабочей силы, связанная с низкой степенью транспортной доступности населенных пунктов во многих (особенно северных) районах края, что приводит к неэффективному использованию трудовых ресурсов в отдельных муниципальных образованиях края и сохранению в них уровня безработицы выше среднекраевого значения показателя.
Решение целого комплекса задач в сфере занятости населения, включая обеспечение защиты населения края от безработицы, содействие трудоустройству, предоставление гражданам информационных, профориентационных и образовательных услуг в целях трудоустройства, обеспечение различных сфер экономики края квалифицированными трудовыми ресурсами в необходимом количестве и требуемой квалификации, дальнейшее развитие предпринимательской деятельности будет способствовать преодолению негативных явлений на краевом рынке труда.
Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики в значительной степени определяется качеством условий труда и профессиональных кадров.
Улучшение условий и охраны труда, сохранение здоровья работающего населения является важным фактором социально-экономического развития края.
В 2011 году уровень производственного травматизма в крае составил 2,7 случаев на 1 тыс. работающих (снижение к 2008 году на 0,8 процентного пункта).
В общей структуре причин несчастных случаев на производстве наибольшее количество вызвано причинами организационного характера: неудовлетворительной организацией производства работ, нарушениями требований безопасности, недостатками в обучении работников безопасности труда, нарушениями трудовой дисциплины и т.д.
На фоне сохранения тенденции по снижению общего уровня производственного травматизма за последние годы уровень профессиональных рисков остается высоким, увеличивается количество рабочих мест, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам на предприятиях промышленности, транспорта, связи, строительства, сохраняется высокий уровень травматизма на предприятиях лесного хозяйства и лесозаготовки, рыболовства, добычи полезных ископаемых, строительства.
Переход к социально ориентированному типу экономического развития требует комплекса преобразований, важнейшим из которых является развитие человеческого потенциала края.
Необходимо формирование действенных инструментов стимулирования работников к повышению своих личных деловых и профессиональных качеств, применение в своей работе новых образовательных технологий. Учитывая, что значительная часть социальных обязательств государства перед населением выполняется государственными и муниципальными учреждениями, необходимо привлечение и закрепление в бюджетном секторе квалифицированных специалистов. Это, в свою очередь, обуславливает целесообразность совершенствования в крае системы оплаты труда работников бюджетного сектора, увязывая заработную плату с количеством и качеством труда.
Важным шагом в развитии социально-трудовой сферы и укреплении социального партнерства является реализация Соглашения между Хабаровским краевым объединением организаций профсоюзов, региональным объединением работодателей "Союз работодателей Хабаровского края" и Правительством Хабаровского края, заключение соглашений на последующий период.
Заключение и реализация на краевом уровне региональных соглашений, устранение правовой неграмотности, привлечение общественного внимания к важности решения социальных вопросов на уровне организаций, стимулирование работодателей к созданию позитивного социального имиджа позволит избежать социальной напряженности и возникновения коллективных споров, повысить уровень заработной платы в регионе, а также обеспечит рост числа заключаемых коллективных договоров.
Развитие социального партнерства на рынке труда, достижение сбалансированного спроса и предложения рабочей силы путем повышения ее качества и конкурентоспособности являются обязательными условиями для эффективной целевой поддержки граждан, ищущих работу.
Важнейшим фактором, определяющим необходимость программно-целевого подхода к указанным проблемам, направленного на реализацию государственной политики в области труда и занятости населения, является их социальная значимость.
2. Приоритеты и цели краевой государственной политики в сфере труда и занятости населения. Цели и задачи Программы
Государственная политика в сфере труда и занятости населения в крае направлена на:
- обеспечение социально ориентированной экономической политики в крае;
- снижение уровня общей и регистрируемой безработицы, в том числе за счет создания новых рабочих мест;
- достижение наиболее полной сбалансированности спроса и предложения рабочей силы;
- повышение качества и конкурентоспособности трудового потенциала края;
- проведение взвешенной миграционной политики;
- совершенствование механизмов привлечения и использования иностранной рабочей силы;
- расширение участия женщин в трудовой деятельности с учетом поддержки рождаемости;
- совершенствование социально-трудовых отношений, развитие института социального партнерства, направленного на усиление его роли в регулировании трудовых отношений;