ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2012 года N 493-пр
О внесении изменений в краевую целевую программу содействия занятости населения
Хабаровского края на 2012-2014 годы, утвержденную постановлением Правительства
Хабаровского края от 31 октября 2011 г. N 361-пр
__________________________
Утратило силу на основании
Постановления Правительства Хабаровского края
от 24 марта 2014 года N 73-пр
__________________________
В целях осуществления полномочий по реализации государственной политики занятости населения, а также в рамках реализации постановления Правительства Хабаровского края от 30 августа 2012 г. N 301-пр "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных краевых целевых программ, их формирования и реализации и Порядка проведения оценки эффективности проектов долгосрочных краевых целевых программ" Правительство края
постановляет:
Внести изменения в краевую целевую программу содействия занятости населения Хабаровского края на 2012-2014 годы, утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 31 октября 2011 г. N 361-пр, изложив ее в новой редакции (прилагается).
Губернатор, Председатель
Правительства края
В.И. Шпорт
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства Хабаровского края
от 31 октября 2011 года N 361-пр
(в редакции
постановления
Правительства Хабаровского края
от 29 декабря 2012 года N 493-пр)
КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
содействия занятости населения Хабаровского края на 2012-2014 годы
ПАСПОРТ
краевой целевой программы содействия занятости населения Хабаровского края
на 2012-2014 годы
Наименование краевой целевой программы | - краевая целевая программа содействия занятости населения Хабаровского края на 2012-2014 годы (далее - Программа) |
Ответственный исполнитель Программы | - комитет по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края (далее - край) |
Соисполнители, участники Программы | - краевые государственные казенные учреждения центры занятости населения (далее - КГКУ ЦЗН) |
Цель Программы | - содействие занятости населения края |
Задачи Программы | - сохранение стабильной и управляемой ситуации на рынке труда края; сокращение дисбаланса между спросом и предложением на рынке труда края; повышение качества предоставляемых государственных услуг в области содействия занятости населения; |
Мероприятия Программы | - оказание социальной поддержки гражданам в период безработицы; развитие информационной системы органов государственной службы занятости населения края содействие трудоустройству населения; повышение качества рабочей силы и конкурентоспособности граждан на рынке труда; осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными; |
Показатели (индикаторы) Программы | - информатизация органов государственной службы занятости населения края уровень регистрируемой безработицы (в среднегодовом исчислении); |
- коэффициент напряженности на рынке труда (в среднегодовом исчислении); численность граждан, обратившихся в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы; доля трудоустроенных граждан в общей численности граждан, обратившихся за содействием в государственные учреждения занятости в целях поиска подходящей работы; доля трудоустроенных граждан, относящихся к категории инвалидов, в общей численности граждан, относящихся к категории инвалидов, обратившихся за содействием в государственные учреждения занятости населения в целях поиска подходящей работы; численность безработных граждан, открывших собственное дело | |
Этапы и сроки реализации Программы | - Программа реализуется в три этапа: I этап - 2012 год; II этап - 2013 год; III этап - 2014 год |
Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств краевого бюджета | - общий объем финансирования Программы за счет средств краевого бюджета - 2 651,97 млн. рублей, в том числе по годам: 2012 год - 903,28 млн. рублей; 2013 год - 854,55 млн. рублей; 2014 год - 894,14 млн. рублей |
Конечные результаты выполнения Программы | - реализация настоящей Программы предусматривает обеспечение достижения следующих показателей: снижение уровня регистрируемой безработицы (в среднегодовом исчислении) в 2014 году до 2,1 процента; снижение коэффициента напряженности на рынке труда (в среднегодовом исчислении) в 2014 году до 1,0 |
1. Характеристика текущего состояния рынка труда
В 2009-2010 годах контролируемый рынок труда Хабаровского края находился под влиянием финансово-экономического кризиса, разразившегося в ноябре 2008 г. и проявившегося в форме ухудшения основных экономических показателей в реальном секторе экономики края: спад промышленного производства, волна сокращений рабочих мест, угроза массовых увольнений, неполная занятость на предприятиях и в организациях края, рост численности зарегистрированных безработных, резкое уменьшение числа заявленных вакансий в органы государственной службы занятости населения.
Согласно данным мониторинга увольнения работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников, а также мониторинга неполной занятости работников предприятий и организаций, проводимого в 2009 году, 808 предприятий с численностью работающих 161,0 тыс. человек осуществляли сокращение работников или находились в режиме неполной занятости.
В 2009 году численность работников, планируемых к увольнению в связи с сокращением численности или штата работников, составила 22,4 тыс. человек, из них уволенных с начала высвобождения - 12,9 тыс. человек.
В 2010 году темпы высвобождения работников снизились по сравнению с 2009 годом: количество предприятий, осуществляющих сокращение работников или работающих в режиме неполной занятости, сократилось до 561 единицы с численностью работающих 41,0 тыс. человек. По данным мониторинга, численность работников, планируемых к увольнению в связи с сокращением численности работников, составила 11,2 тыс. человек, из них уволенных с начала высвобождения - 10,2 тыс. человек.
В режиме неполной занятости по состоянию на 01 января 2011 г. находились 102 предприятия и организации края и 4,4 тыс. человек против 132 организаций и 7,8 тыс. человек на 01 января 2010 г.
Каждый второй из числа граждан, уволенных по высвобождению, в 2009-2011 годах обратился в органы государственной службы занятости населения.
Финансово-экономический кризис, разразившийся в конце 2008 года, привел к тому, что 2009 год стал годом падения всех экономических показателей в реальном секторе экономики.
Индекс промышленного производства в 2009 году составил 93,2 процента. Сокращение промышленного производства в основном обусловлено снижением производства транспортных средств и оборудования (на 6,5%), металлургического производства (на 53,1%), прочих неметаллических продуктов (на 28,1%), обработки древесины и производства изделий из дерева (на 9,6%), добычи руд цветных металлов (на 9,8%). Инвестиции в основной капитал составили 108,1 процента к 2008 году (в 2008 году - 109,9%), численность занятых в экономике - 800,8 тыс. человек (в 2008 году - 802, 4 тыс. человек), уровень общей безработицы - 10,5 процента (в 2008 году - 8,7%).
Ухудшение экономического положения в реальном секторе экономики привело к ухудшению показателей контролируемого рынка труда: численность граждан, обратившихся в органы государственной службы занятости населения за предоставлением государственных услуг в поиске подходящей работы, в 2009 году составила 104,6 тыс. человек (141,0% к уровню 2008 года).
Численность безработных граждан, зарегистрированных в январе - декабре 2009 г., составила 64,5 тыс. человек, что на 47,5 процента больше, чем в 2008 году, из них 66,7 процента - уволенные с предприятий, в том числе:
- 77,8 процента по собственному желанию;
- 15,0 процента в связи с высвобождением;
- 7,2 процента по другим причинам.
Численность зарегистрированных безработных граждан на 01 января 2010 г. составила 30,4 тыс. человек и увеличилась по сравнению с началом 2009 года на 36,0 процента (на 8,0 тыс. человек). Уровень регистрируемой безработицы на конец 2009 года - 3,8 процента, на начало года - 2,9 про цента. Средняя продолжительность безработицы на 01 января 2010 г. составила 5,4 месяца, что на 0,2 месяца больше, чем на 01 января 2009 г.
В 2010 году отмечалось оживление экономики Хабаровского края. Благодаря предпринятым Правительством края мерам в Хабаровском крае в 2010 году объем промышленного производства увеличился в сопоставимых условиях на 22,8 процента по сравнению с 2009 годом. Наибольший рост наблюдался в производстве транспортных средств (в 2 раза), машин и оборудования (в 1,6 раза), обработке древесины (в 1,4 раза), металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий (на 30,0%). Грузооборот транспортного комплекса края увеличился на 121,6 процента к уровню 2009 года. Объем инвестиций в основной капитал в 2010 году составил 109,2 млрд. рублей, что на 17,0 процентов больше, чем за 2009 год. Уро вень общей безработицы снизился до 9,1 процента.
Позитивные изменения в экономике края в 2010 году, а также реализация краевой целевой программы содействия занятости населения на 2009-2011 годы (уровень достижения целевых индикаторов программы составил около 100%), способствовали улучшению ситуации на контролируемом рынке труда. За январь - декабрь 2010 г. в органы государственной службы занятости населения обратилось 75,8 тыс. человек, что на 27,5 процента меньше, чем за 2009 год. Снизилась численность зарегистрированных безработных граждан с 30,4 тыс. человек на 01 января 2010 г. до 25,0 тыс. человек на 01 января 2011 г., увеличилось число вакансий с 15,4 тыс. единиц в среднегодовом исчислении в 2009 году до 16,2 тыс. единиц в 2010 году. Уровень регистрируемой безработицы на конец 2010 года составил 3,2 процента (на конец 2009 года - 3,8%).
В первом полугодии 2011 г. экономическая ситуация продолжила улучшаться: объемы промышленного производства увеличились на 8,5 процента по сравнению с соответствующим периодом 2010 года.
Наибольший рост сложился в производстве электрооборудования (165,3% к соответствующему периоду 2010 года), транспортных средств (112,1%), металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий (110,2%), обработке древесины (155,8%). Инвестиции в экономику и социальную сферу возросли в 1,2 раза к соответствующему периоду 2010 года.
Улучшается ситуация на контролируемом рынке труда края: за январь - июнь 2011 г. государственная услуга в поиске подходящей работы оказана 58,4 тыс. человек. Статус безработного был присвоен в первом полугодии 2011 г. 20,6 тыс. гражданам. Численность граждан, имеющих статус безработного, на 01 июля 2011 г. составила 21,9 тыс. человек и уменьшилась по сравнению с 01 января 2011 г. на 3,1 тыс. человек или на 12,6 процента.
Уровень регистрируемой безработицы по состоянию на 01 июля 2011 г. составил 2,8 процента и уменьшился по сравнению с 01 января 2011 г. на 0,4 процента. Количество заявленных вакансий выросло с 15.1 тыс. единиц на 01 января 2011 г. до 18,7 тыс. единиц на 01 июля 2011 г.
Основные показатели, характеризующие регистрируемый рынок труда, в среднегодовом исчислении по годам составили:
- в 2008 году численность безработных граждан - 21,9 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы - 2,8 процента, коэффициент напряженности - 1,7;
- в 2009 году численность безработных граждан - 29,4 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы - 3,7 процента, коэффициент напряженности - 1,9;
- в 2010 году численность безработных граждан - 27,6 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы - 3,6 процента, коэффициент напряженности - 1,6;
- в первом полугодии 2011 г. - численность безработных граждан -24,2 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы - 3,1 процента, коэффициент напряженности - 1,4.
Несмотря на позитивные тенденции прогноза социально-экономического развития края в 2012-2014 годах, положение в сфере занятости населения требует постоянного внимания органов власти всех уровней, усилий государственной службы занятости населения, направленных на обеспечение населения качественными и доступными государственными услугами в области занятости населения, а также на социальную поддержку безработных граждан.
В 2012-2014 годах на контролируемый рынок труда, прежде всего, будут оказывать влияние тенденции развития мировой экономики.
Предполагается, что рынок труда будет представлен гражданами, высвободившимися с предприятий, а также уволенными по собственному желанию. На рынке труда будут зарегистрированы предприятия, работающие в режиме сокращенной рабочей недели, неполной занятости и с задержками выплаты заработной платы.
В свою очередь, это будет создавать повышенную потребность в трудоустройстве, услугах по обучению, переподготовке, повышению квалификации, социальной поддержке в период безработицы, а также способствовать развитию территориальной и профессиональной мобильности рабочей силы.
Кроме того, в 2012-2014 годах на рынок труда будут оказывать влияние следующие факторы:
- сохранение профессионально-квалификационного и территориального дисбаланса спроса и предложения рабочей силы, дефицит кадров, особенно квалифицированных, низкая мобильность и цена рабочей силы;
- ограниченность внутренней мобильности рабочей силы, связанная с наличием населенных пунктов, особенно в сельской местности, оставшихся практически без действующих предприятий, что приведет к неэффективному использованию трудовых ресурсов, неравномерности и напряженности территориальных рынков труда, росту общей и регистрируемой безработицы;
- выход на рынок труда молодежи, не имеющей опыта работы и в связи с этим испытывающей трудности в поиске работы. Каждый третий, обратившийся в государственную службу занятости населения за получением государственной услуги в поиске подходящей работы, - гражданин в возрасте 16 - 29 лет;
- низкий образовательный уровень и низкая мотивация к труду безработных. Ожидается, что в среднем около 50 процентов безработных граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения, не будут иметь профессионального образования;
- неудовлетворенность качеством рабочих мест, способствующая увеличению объемов движения рабочей силы, что приведет на рынок труда граждан, уволенных с предприятий по различным причинам;
- рост цен и тарифов, оказывающий влияние на увеличение количества обращений части незанятого населения (длительно неработающего) в органы государственной службы занятости населения в поисках работы в целях профессионального обучения, повышения квалификации, переподготовки.
Ключевыми проблемами на рынке труда края в 2012-2014 годах с учетом перечисленных факторов будут проблемы, связанные с занятостью представителей отдельных социально-демографических групп населения (молодежь, длительно неработающие и впервые ищущие работу граждане, женщины, имеющие несовершеннолетних детей, инвалиды), а также граждан, находящихся под угрозой увольнения в связи с ликвидацией организаций, сокращением численности или штата работников, введением режима неполной занятости, дисбалансом спроса и предложения на рынке труда, занятости населения в сельской местности.
2. Цели и задачи Программы
Целью Программы является содействие занятости населения края, направленное на создание условий для сдерживания уровня безработицы в пределах 6 - 7 процентов экономически активного населения края, уровня регистрируемой безработицы в пределах 2,1 - 2,5 процента в среднегодовом исчислении.
Основными задачами Программы являются:
- сохранение стабильной и управляемой ситуации на рынке труда края;
- сокращение дисбаланса между спросом и предложением на рынке труда края;
- повышение качества предоставляемых государственных услуг в области содействия занятости населения;
- оказание социальной поддержки гражданам в период безработицы;
- развитие информационной системы органов государственной службы занятости населения края.
3. Прогноз конечных результатов реализации Программы
Основные составляющие Программы включают в себя сочетание экономических и социальных интересов работника, работодателя и потребности развития экономики края.
Реализация системы мероприятий Программы позволит:
- создать условия для функционирования цивилизованного рынка труда;
- оказывать содействие в организации предпринимательской деятельности безработным гражданам с предоставлением единовременной финансовой помощи;
- оказывать социальную поддержку гражданам в период безработицы;
- повысить экономическую активность незанятого населения;
- сохранить контролируемую и управляемую ситуацию на рынке труда, повысить качество и конкурентоспособность рабочей силы;
- повысить сбалансированность между спросом и предложением рабочей силы по профессионально-квалификационной и территориальной структурам;
- снизить безработицу среди молодежи, женщин, а также лиц, которым государство предоставляет дополнительные гарантии в области содействия занятости населения;
- стабилизировать ситуацию на рынке рабочей силы в административно-территориальных единицах края с устойчиво высоким уровнем безработицы;
- повысить качество предоставления государственных услуг в сфере занятости населения;
- обеспечить достижение таких показателей, характеризующих развитие края в целом, как:
снижение уровня регистрируемой безработицы (в среднегодовом исчислении) к концу 2014 года до 2,1 процента;
снижение коэффициента напряженности на рынке труда (в среднегодовом исчислении) в 2014 году до 1,0.
4. Сроки и этапы реализации Программы