(с изменениями на 31 декабря 2013 года)
__________________________
Утратило силу на основании
Постановления Правительства Хабаровского края
от 24 марта 2014 года N 73-пр
__________________________
________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Правительства Хабаровского края от 10 сентября 2012 года N 322-пр
Постановлением Правительства Хабаровского края от 29 декабря 2012 года N 491-пр
Постановлением Правительства Хабаровского края от 31 декабря 2013 года N 486-пр
________________________________
В соответствии с абзацем первым пункта 6 протокола заседания Правительства Российской Федерации от 27 октября 2011 г. N 36, статьями 210, 216 Трудового кодекса Российской Федерации, Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09 октября 2007 г. N 1351, приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 февраля 2010 г. N 91 "О проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда", в целях создания условий для улучшения условий и охраны труда, снижения профессиональных рисков работников организаций, расположенных на территории Хабаровского края Правительство края
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую краевую целевую программу "Улучшение условий и охраны труда в Хабаровском крае на 2012-2015 годы" (далее - Программа).
2. Министерству финансов края (Кацуба А.С.) при формировании краевого бюджета на соответствующие годы предусматривать бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий Программы.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства края по экономическим вопросам Апанасенко Г.В.
Губернатор, Председатель
Правительства края
В.И. Шпорт
КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ НА 2012-2015 ГОДЫ"
(с изменениями на 31 декабря 2013 года)
Наименование программы | - краевая целевая программа "Улучшение условий и охраны труда в Хабаровском крае на 2012-2015 годы" (далее - Программа) |
Ответственный исполнитель Программы | - комитет по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края (далее также - край) |
Соисполнители, участники Программы | - министерство социальной защиты населения края; министерство образования и науки края; министерство здравоохранения края; министерство культуры края; комитет по спорту Правительства края; администрации городских округов и муниципальных районов края (по согласованию); организации (по согласованию) |
Цель Программы | - улучшение условий и охраны труда в целях снижения профессиональных рисков работников организаций, расположенных на территории края |
Задачи Программы | - внедрение механизмов управления профессиональными рисками в системы управления охраной труда в организациях, расположенных на территории края; совершенствование нормативной правовой базы края в области охраны труда; непрерывная подготовка работников по охране труда на основе современных технологий обучения; информационное обеспечение и пропаганда охраны труда; совершенствование лечебно-профилактического обслуживания работающего населения |
Мероприятия Программы | - внедрение механизмов управления профессиональными рисками в системы управления охраной труда в организациях, расположенных на территории края; совершенствование нормативной правовой базы края в области охраны труда; организация непрерывной подготовки работников по охране труда на основе современных технологий обучения; информационное обеспечение и пропаганда охраны труда; координация работы по совершенствованию лечебно-профилактического обслуживания работающего населения |
Показатели (индикаторы) | - численность пострадавших в результате |
Программы | несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более и со смертельным исходом; численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом; численность лиц с установленным в текущем году профессиональным заболеванием; численность лиц, которым впервые установлена инвалидность по трудовому увечью; удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, от общей численности занятых в экономике региона; удельный вес работников, занятых на рабочих местах, аттестованных по условиям труда, от общего количества занятых в экономике региона; количество организаций, расположенных на территории края, имеющих декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда |
Этапы и сроки реализации Программы | - 1 этап, 2012-2015 гг. |
Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств краевого бюджета | - мероприятия Программы финансируются за счет средств краевого бюджета, общий объем финансирования составляет 77 854,74 тыс. рублей, в том числе: 2013 год - 24 376,78 тыс. рублей, 2014 год - 26 116,86 тыс. рублей, 2015 год - 27 361,10 тыс. рублей |
Конечные результаты выполнения Программы | - снижение численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более и со смертельным исходом до 1,9 чел. на 1 тыс. работающих на конец 2015 года; снижение численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом до 0,063 чел. на 1 тыс. работающих на конец 2015 года; снижение численности лиц с установленным в текущем году профессиональным заболеванием до 1,65 чел. на 10 тыс. работающих на конец 2015 года; снижение численности лиц, которым впервые установлена инвалидность по трудовому увечью до 0,17 чел. на 10 тыс. работающих на конец 2015 года; снижение удельного веса работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно- гигиеническим нормам до 42,7 процентов от общей численности занятых в экономике региона на конец 2015 года; увеличение удельного веса работников, занятых на рабочих местах, аттестованных по условиям труда до 61,0 процента от общего количества занятых в экономике региона на конец 2015 года; увеличение количества организаций, расположенных на территории края, имеющих декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда до 45 на конец 2015 года (в редакции Постановления Правительства Хабаровского края от 31 декабря 2013 года N 486-пр - см. предыдущую редакцию). |
1. Характеристика текущего состояния условий и охраны труда
Охрана труда является неотъемлемой частью государственной политики в сфере социально-трудовых отношений.
В настоящее время здоровье человека занимает ведущее место в системе социальных ценностей и рассматривается как важнейший ресурс государства. Профессиональная заболеваемость, травматизм наносят ущерб всему государству, и это требует развития эффективных мероприятий, направленных на снижение уровня профессионального риска и улучшение условий труда.
Основными факторами, влияющими на состояние условий и охраны труда, являются: состояние экономики, научно-технический прогресс, государственная политика в области управления охраной труда, закрепленная в соответствующих законодательных и нормативных правовых актах и уровень их исполнения.
В соответствии со статьей 210 Трудового кодекса Российской Федерации одним из основных направлений государственной политики в сфере охраны труда является принятие и реализация территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда, относящаяся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Вопросу сохранения жизни и здоровья населения, занятого в трудовой деятельности, Правительство края уделяет особое внимание.
Уровень производственного травматизма, то есть численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих в Хабаровском крае приведены в таблице 1.
Уровень производственного травматизма(в расчете на 1 тыс. работающих)
в 2006-2010 годах (по данным Росстата)
Наименование территории | Годы | ||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Российская Федерация | 2,9 | 2,7 | 2,5 | 2,1 | 2,2 |
Дальневосточный Федеральный округ | 3,5 | 3,3 | 3,1 | 2,7 | 2,8 |
Хабаровский край | 4,5 | 3,9 | 3,5 | 3,0 | 3,1 |
Анализ причин и условий возникновения большинства несчастных случаев на производстве в Хабаровском крае показывает, что основной причиной их возникновения является неудовлетворительная организация производства работ.
К другим причинам относятся:
- эксплуатация неисправных машин, механизмов и оборудования;
- нарушения правил эксплуатации транспортных средств;
- несоблюдение и несовершенство технологических процессов;
- неудовлетворительное содержание рабочих мест;
- недостаточный надзор за производством работ со стороны руководителей;
- недостатки в обучении по охране труда.
Численность лиц с установленным профессиональным заболеванием
(по данным Росстата)
Наименование территории | Численность лиц с установленным в текущем году профессиональным заболеванием | |||
2009 год | 2010 год | 2009 год | 2010 год | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Российская Федерация | 6 565 | 7 047 | 3,0 | 3,3 |
Дальневосточный Федеральный округ | 471 | 373 | 4,3 | 3,5 |
Хабаровский край | 38 | 37 | 1,6 | 1,6 |
Однако в целом ситуация с обеспечением условий и охраны труда в организациях края продолжает оставаться сложной. Более 39 процентов от общей численности работающих в промышленности, строительстве, на транспорте и в связи края заняты в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам. Уровень производственного травматизма в крае на 40 процентов выше среднего по России.
Удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам (по данным Росстата)
(процентов) | |||||
Наименование территории | Годы | ||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Российская Федерация | 23,4 | 24,9 | 26,2 | 27,5 | 29,0 |
Дальневосточный Федеральный округ | 31,4 | 33,2 | 35,5 | 37,1 | 38,5 |
Хабаровский край | 32,3 | 34,6 | 37,4 | 39,5 | 39,6 |
Анализ численности работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, позволяет сделать следующие выводы: неудовлетворительное состояние условий труда во многом обусловлено сокращением объемов капитального и профилактического ремонта промышленных зданий, сооружений, машин и оборудования, финансирования разработок по созданию новой техники, технологий, ухудшением контроля за охраной труда на производстве.
Учитывая достаточно большой и нарастающий износ основных фондов и недостаточную динамику их обновления, на сегодняшний день по существу воспроизводятся рабочие места с опасными и вредными условиями труда.
Именно этим объясняется тот факт, что, несмотря на положительные тенденции в развитии некоторых сегментов охраны труда (снижение травматизма, повышение социальной защищенности пострадавших на производстве), положение с условиями труда не только не улучшается, но и имеет динамику к некоторому ухудшению. Например, в отраслях промышленности, строительства, транспорта и связи число работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, в 2010 году увеличилось по сравнению с 2006 годом на 22,6 процента.
Количество занятых в неблагоприятных условиях труда за последние годы как в целом по России, так и в крае не имеет тенденции снижения. Здесь необходимо констатировать, что развитие с 2001 года работы по аттестации рабочих мест по условиям труда на предприятиях дает возможность в полной мере выявить рабочие места с вредными условиями труда, что отражается на данных статистики.
Это требует дальнейшей планомерной работы и усиления мер, направленных на повышение уровня деятельности организаций Хабаровского края в создании условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Важнейшим фактором, определяющим необходимость разработки и реализации Программы на уровне Хабаровского края с учетом приоритетных направлений социальных и экономических реформ в Российской Федерации, Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года является социальная значимость данной проблемы в части повышения качества жизни и сохранения здоровья трудоспособного населения Хабаровского края.
В соответствии с вышеназванной Стратегией одним из приоритетных направлений деятельности в улучшении здоровья и сокращении смертности населения является принятие мер по улучшению условий и охраны труда работающего населения, профилактике и снижению профессионального риска, а также проведение диспансеризации и профилактических осмотров работающих.
В Программе все мероприятия увязываются в единый комплекс, учитываются и объединяются интересы и финансовые возможности всех заинтересованных сторон. Таким образом, Программа становится стержнем всей деятельности региона, направленной на реализацию комплексного подхода к осуществлению государственной политики в области охраны труда.
Целью Программы является улучшение условий и охраны труда в целях снижения профессиональных рисков работников организаций, расположенных на территории края.