(с изменениями на 31 декабря 2013 года)
__________________________
Утратило силу на основании
Постановления Правительства Хабаровского края
от 24 марта 2014 года N 73-пр
__________________________
________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Правительства Хабаровского края от 30 декабря 2011 года N 461-пр
Постановлением Правительства Хабаровского края от 17 октября 2012 года N 372-пр
Постановлением Правительства Хабаровского края от 29 декабря 2012 года N 493-пр
Постановлением Правительства Хабаровского края от 31 декабря 2013 года N 486-пр
________________________________
В соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", а также в целях социальной поддержки безработных граждан и минимизации роста безработицы в крае Правительство края
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую краевую целевую программу содействия занятости населения Хабаровского края на 2012-2014 годы (далее - Программа).
2. Комитету по труду и занятости населения Правительства края (Воробьёва Т.А.) осуществлять в установленном порядке:
- мониторинг реализации Программы, корректировку прогноза рынка труда и финансовых затрат;
- ежеквартальное представление информации о ходе реализации Программы в министерство финансов края и министерство экономического развития и внешних связей края.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства края по экономическим вопросам Апанасенко Г.В.
Губернатор, Председатель
Правительства края
В.И. Шпорт
КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
содействия занятости населения Хабаровского края на 2012-2014 годы
(с изменениями на 31 декабря 2013 года)
Наименование краевой целевой программы | - краевая целевая программа содействия занятости населения Хабаровского края на 2012-2014 годы (далее - Программа) |
Ответственный исполнитель Программы | - комитет по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края (далее - край) |
Соисполнители, участники Программы | - краевые государственные казенные учреждения центры занятости населения (далее - КГКУ ЦЗН) |
Цель Программы | - содействие занятости населения края |
Задачи Программы | - сохранение стабильной и управляемой ситуации на рынке труда края; сокращение дисбаланса между спросом и предложением на рынке труда края; повышение качества предоставляемых государственных услуг в области содействия занятости населения; |
Мероприятия Программы | - оказание социальной поддержки гражданам в период безработицы; развитие информационной системы органов государственной службы занятости населения края содействие трудоустройству населения; повышение качества рабочей силы и конкурентоспособности граждан на рынке труда; осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными; |
Показатели (индикаторы) Программы | - информатизация органов государственной службы занятости населения края уровень регистрируемой безработицы (в среднегодовом исчислении); |
- коэффициент напряженности на рынке труда (в среднегодовом исчислении); численность граждан, обратившихся в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы; доля трудоустроенных граждан в общей численности граждан, обратившихся за содействием в государственные учреждения занятости в целях поиска подходящей работы; доля трудоустроенных граждан, относящихся к категории инвалидов, в общей численности граждан, относящихся к категории инвалидов, обратившихся за содействием в государственные учреждения занятости населения в целях поиска подходящей работы; численность безработных граждан, открывших собственное дело | |
Этапы и сроки реализации Программы | - Программа реализуется в три этапа: I этап - 2012 год; II этап - 2013 год; III этап - 2014 год |
Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств краевого бюджета | - общий объем финансирования Программы за счет средств краевого бюджета - 2 633,97 млн. рублей, в том числе по годам: 2012 год - 903,28 млн. рублей; 2013 год - 836,55 млн. рублей; 2014 год - 894,14 млн. рублей (в редакции Постановления Правительства Хабаровского края от 31 декабря 2013 года N 486-пр - см. предыдущую редакцию) |
Конечные результаты выполнения Программы | - реализация настоящей Программы предусматривает обеспечение достижения следующих показателей: снижение уровня регистрируемой безработицы (в среднегодовом исчислении) в 2014 году до 2,1 процента; снижение коэффициента напряженности на рынке труда (в среднегодовом исчислении) в 2014 году до 1,0 |
1. Характеристика текущего состояния рынка труда
В 2009-2010 годах контролируемый рынок труда Хабаровского края находился под влиянием финансово-экономического кризиса, разразившегося в ноябре 2008 г. и проявившегося в форме ухудшения основных экономических показателей в реальном секторе экономики края: спад промышленного производства, волна сокращений рабочих мест, угроза массовых увольнений, неполная занятость на предприятиях и в организациях края, рост численности зарегистрированных безработных, резкое уменьшение числа заявленных вакансий в органы государственной службы занятости населения.
Согласно данным мониторинга увольнения работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников, а также мониторинга неполной занятости работников предприятий и организаций, проводимого в 2009 году, 808 предприятий с численностью работающих 161,0 тыс. человек осуществляли сокращение работников или находились в режиме неполной занятости.
В 2009 году численность работников, планируемых к увольнению в связи с сокращением численности или штата работников, составила 22,4 тыс. человек, из них уволенных с начала высвобождения - 12,9 тыс. человек.
В 2010 году темпы высвобождения работников снизились по сравнению с 2009 годом: количество предприятий, осуществляющих сокращение работников или работающих в режиме неполной занятости, сократилось до 561 единицы с численностью работающих 41,0 тыс. человек. По данным мониторинга, численность работников, планируемых к увольнению в связи с сокращением численности работников, составила 11,2 тыс. человек, из них уволенных с начала высвобождения - 10,2 тыс. человек.
В режиме неполной занятости по состоянию на 01 января 2011 г. находились 102 предприятия и организации края и 4,4 тыс. человек против 132 организаций и 7,8 тыс. человек на 01 января 2010 г.
Каждый второй из числа граждан, уволенных по высвобождению, в 2009 - 2011 годах обратился в органы государственной службы занятости населения.
Финансово-экономический кризис, разразившийся в конце 2008 года, привел к тому, что 2009 год стал годом падения всех экономических показателей в реальном секторе экономики.
Индекс промышленного производства в 2009 году составил 93,2 процента. Сокращение промышленного производства в основном обусловлено снижением производства транспортных средств и оборудования (на 6,5%), металлургического производства (на 53,1%), прочих неметаллических продуктов (на 28,1%), обработки древесины и производства изделий из дерева (на 9,6%), добычи руд цветных металлов (на 9,8%). Инвестиции в основной капитал составили 108,1 процента к 2008 году (в 2008 году - 109,9%), численность занятых в экономике - 800,8 тыс. человек (в 2008 году - 802, 4 тыс. человек), уровень общей безработицы - 10,5 процента (в 2008 году - 8,7%).
Ухудшение экономического положения в реальном секторе экономики привело к ухудшению показателей контролируемого рынка труда: численность граждан, обратившихся в органы государственной службы занятости населения за предоставлением государственных услуг в поиске подходящей работы, в 2009 году составила 104,6 тыс. человек (141,0% к уровню 2008 года).
Численность безработных граждан, зарегистрированных в январе - декабре 2009 г., составила 64,5 тыс. человек, что на 47,5 процента больше, чем в 2008 году, из них 66,7 процента - уволенные с предприятий, в том числе:
- 77,8 процента по собственному желанию;
- 15,0 процента в связи с высвобождением;
- 7,2 процента по другим причинам.
Численность зарегистрированных безработных граждан на 01 января 2010 г. составила 30,4 тыс. человек и увеличилась по сравнению с началом 2009 года на 36,0 процента (на 8,0 тыс. человек). Уровень регистрируемой безработицы на конец 2009 года - 3,8 процента, на начало года - 2,9 про цента. Средняя продолжительность безработицы на 01 января 2010 г. составила 5,4 месяца, что на 0,2 месяца больше, чем на 01 января 2009 г.
В 2010 году отмечалось оживление экономики Хабаровского края. Благодаря предпринятым Правительством края мерам в Хабаровском крае в 2010 году объем промышленного производства увеличился в сопоставимых условиях на 22,8 процента по сравнению с 2009 годом. Наибольший рост наблюдался в производстве транспортных средств (в 2 раза), машин и оборудования (в 1,6 раза), обработке древесины (в 1,4 раза), металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий (на 30,0%). Грузооборот транспортного комплекса края увеличился на 121,6 процента к уровню 2009 года. Объем инвестиций в основной капитал в 2010 году составил 109,2 млрд. рублей, что на 17,0 процентов больше, чем за 2009 год. Уро вень общей безработицы снизился до 9,1 процента.
Позитивные изменения в экономике края в 2010 году, а также реализация краевой целевой программы содействия занятости населения на 2009 - 2011 годы (уровень достижения целевых индикаторов программы составил около 100%), способствовали улучшению ситуации на контролируемом рынке труда. За январь - декабрь 2010 г. в органы государственной службы занятости населения обратилось 75,8 тыс. человек, что на 27,5 процента меньше, чем за 2009 год. Снизилась численность зарегистрированных безработных граждан с 30,4 тыс. человек на 01 января 2010 г. до 25,0 тыс. человек на 01 января 2011 г., увеличилось число вакансий с 15,4 тыс. единиц в среднегодовом исчислении в 2009 году до 16,2 тыс. единиц в 2010 году. Уровень регистрируемой безработицы на конец 2010 года составил 3,2 процента (на конец 2009 года - 3,8%).
В первом полугодии 2011 г. экономическая ситуация продолжила улучшаться: объемы промышленного производства увеличились на 8,5 процента по сравнению с соответствующим периодом 2010 года.
Наибольший рост сложился в производстве электрооборудования (165,3% к соответствующему периоду 2010 года), транспортных средств (112,1%), металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий (110,2%), обработке древесины (155,8%). Инвестиции в экономику и социальную сферу возросли в 1,2 раза к соответствующему периоду 2010 года.
Улучшается ситуация на контролируемом рынке труда края: за январь - июнь 2011 г. государственная услуга в поиске подходящей работы оказана 58,4 тыс. человек. Статус безработного был присвоен в первом полугодии 2011 г. 20,6 тыс. гражданам. Численность граждан, имеющих статус безработного, на 01 июля 2011 г. составила 21,9 тыс. человек и уменьшилась по сравнению с 01 января 2011 г. на 3,1 тыс. человек или на 12,6 процента.
Уровень регистрируемой безработицы по состоянию на 01 июля 2011 г. составил 2,8 процента и уменьшился по сравнению с 01 января 2011 г. на 0,4 процента. Количество заявленных вакансий выросло с 15.1 тыс. единиц на 01 января 2011 г. до 18,7 тыс. единиц на 01 июля 2011 г.
Основные показатели, характеризующие регистрируемый рынок труда, в среднегодовом исчислении по годам составили:
- в 2008 году численность безработных граждан - 21,9 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы - 2,8 процента, коэффициент напряженности - 1,7;
- в 2009 году численность безработных граждан - 29,4 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы - 3,7 процента, коэффициент напряженности - 1,9;
- в 2010 году численность безработных граждан - 27,6 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы - 3,6 процента, коэффициент напряженности - 1,6;
- в первом полугодии 2011 г. - численность безработных граждан - 24,2 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы - 3,1 процента, коэффициент напряженности - 1,4.
Несмотря на позитивные тенденции прогноза социально-экономического развития края в 2012-2014 годах, положение в сфере занятости населения требует постоянного внимания органов власти всех уровней, усилий государственной службы занятости населения, направленных на обеспечение населения качественными и доступными государственными услугами в области занятости населения, а также на социальную поддержку безработных граждан.
В 2012-2014 годах на контролируемый рынок труда, прежде всего, будут оказывать влияние тенденции развития мировой экономики.
Предполагается, что рынок труда будет представлен гражданами, высвободившимися с предприятий, а также уволенными по собственному желанию. На рынке труда будут зарегистрированы предприятия, работающие в режиме сокращенной рабочей недели, неполной занятости и с задержками выплаты заработной платы.
В свою очередь, это будет создавать повышенную потребность в трудоустройстве, услугах по обучению, переподготовке, повышению квалификации, социальной поддержке в период безработицы, а также способствовать развитию территориальной и профессиональной мобильности рабочей силы.
Кроме того, в 2012-2014 годах на рынок труда будут оказывать влияние следующие факторы:
- сохранение профессионально-квалификационного и территориального дисбаланса спроса и предложения рабочей силы, дефицит кадров, особенно квалифицированных, низкая мобильность и цена рабочей силы;
- ограниченность внутренней мобильности рабочей силы, связанная с наличием населенных пунктов, особенно в сельской местности, оставшихся практически без действующих предприятий, что приведет к неэффективному использованию трудовых ресурсов, неравномерности и напряженности территориальных рынков труда, росту общей и регистрируемой безработицы;
- выход на рынок труда молодежи, не имеющей опыта работы и в связи с этим испытывающей трудности в поиске работы. Каждый третий, обратившийся в государственную службу занятости населения за получением государственной услуги в поиске подходящей работы, - гражданин в возрасте 16 - 29 лет;
- низкий образовательный уровень и низкая мотивация к труду безработных. Ожидается, что в среднем около 50 процентов безработных граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения, не будут иметь профессионального образования;
- неудовлетворенность качеством рабочих мест, способствующая увеличению объемов движения рабочей силы, что приведет на рынок труда граждан, уволенных с предприятий по различным причинам;
- рост цен и тарифов, оказывающий влияние на увеличение количества обращений части незанятого населения (длительно неработающего) в органы государственной службы занятости населения в поисках работы в целях профессионального обучения, повышения квалификации, переподготовки.
Ключевыми проблемами на рынке труда края в 2012-2014 годах с учетом перечисленных факторов будут проблемы, связанные с занятостью представителей отдельных социально-демографических групп населения (молодежь, длительно неработающие и впервые ищущие работу граждане, женщины, имеющие несовершеннолетних детей, инвалиды), а также граждан, находящихся под угрозой увольнения в связи с ликвидацией организаций, сокращением численности или штата работников, введением режима неполной занятости, дисбалансом спроса и предложения на рынке труда, занятости населения в сельской местности.
2. Цели и задачи Программы
Целью Программы является содействие занятости населения края, направленное на создание условий для сдерживания уровня безработицы в пределах 6 - 7 процентов экономически активного населения края, уровня регистрируемой безработицы в пределах 2,1 - 2,3 процента в среднегодовом исчислении. (Абзац изменен Постановлением Правительства Хабаровского края от 31 декабря 2013 года N 486-пр - см. предыдущую редакцию).
Основными задачами Программы являются:
- сохранение стабильной и управляемой ситуации на рынке труда края;
- сокращение дисбаланса между спросом и предложением на рынке труда края;
- повышение качества предоставляемых государственных услуг в области содействия занятости населения;
- оказание социальной поддержки гражданам в период безработицы;
- развитие информационной системы органов государственной службы занятости населения края.
Основные составляющие Программы включают в себя сочетание экономических и социальных интересов работника, работодателя и потребности развития экономики края.
Реализация системы мероприятий Программы позволит:
- создать условия для функционирования цивилизованного рынка труда;
- оказывать содействие в организации предпринимательской деятельности безработным гражданам с предоставлением единовременной финансовой помощи;
- оказывать социальную поддержку гражданам в период безработицы;
- повысить экономическую активность незанятого населения;
- сохранить контролируемую и управляемую ситуацию на рынке труда, повысить качество и конкурентоспособность рабочей силы;