Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»


ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 апреля 2012 года N 125-пр


Об утверждении государственной программы Хабаровского края "Развитие рынка труда и содействие занятости населения Хабаровского края"

(с изменениями на 17 марта 2022 года)

(в ред. постановлений Правительства Хабаровского края от 16.11.2012 N 401-пр, от 29.12.2012 N 492-пр, от 31.12.2013 N 486-пр, от 24.03.2014 N 73-пр, от 31.12.2014 N 532-пр, от 20.03.2015 N 49-пр, от 04.12.2015 N 419-пр, от 11.05.2016 N 138-пр, от 05.12.2016 N 439-пр, от 28.03.2017 N 96-пр, от 20.03.2018 N 79-пр, от 08.02.2019 N 34-пр, от 12.03.2020 N 70-пр, от 07.11.2020 N 469-пр, от 12.02.2021 N 32-пр, от 21.09.2021 N 450-пр, от 17.03.2022 N 113-пр)




В соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 20 сентября 2013 г. N 283-пр "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Хабаровского края, их формирования и реализации и Порядка проведения оценки эффективности реализации государственных программ Хабаровского края и внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Хабаровского края", распоряжением Правительства Хабаровского края от 28 октября 2013 г. N 809-рп "Об утверждении Перечня государственных программ Хабаровского края" Правительство края постановляет:


(преамбула в ред. постановления Правительства Хабаровского края от 31.12.2014 N 532-пр)


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Хабаровского края "Развитие рынка труда и содействие занятости населения Хабаровского края".


(в ред. постановления Правительства Хабаровского края от 24.03.2014 N 73-пр)


2. Утратил силу. - Постановление Правительства Хабаровского края от 12.03.2020 N 70-пр.



Губернатор, Председатель
Правительства края
В.И.Шпорт



УТВЕРЖДЕНА
Постановлением
Правительства Хабаровского края
от 20 апреля 2012 г. N 125-пр



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ РЫНКА ТРУДА И СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ"

(в ред. постановлений Правительства Хабаровского края от 24.03.2014 N 73-пр, от 31.12.2014 N 532-пр, от 20.03.2015 N 49-пр, от 04.12.2015 N 419-пр, от 11.05.2016 N 138-пр, от 05.12.2016 N 439-пр, от 28.03.2017 N 96-пр, от 20.03.2018 N 79-пр, от 08.02.2019 N 34-пр, от 12.03.2020 N 70-пр, от 07.11.2020 N 469-пр, от 12.02.2021 N 32-пр, от 21.09.2021 N 450-пр, от 17.03.2022 N 113-пр)



ПАСПОРТ государственной программы Хабаровского края "Развитие рынка труда и содействие занятости населения Хабаровского края"

(в ред. постановления Правительства Хабаровского края от 21.09.2021 N 450-пр)

Наименование государственной программы

-

государственная программа Хабаровского края "Развитие рынка труда и содействие занятости населения Хабаровского края" (далее также - Программа)

Ответственный исполнитель Программы

-

комитет по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края (далее также - край)

Соисполнители, участники Программы

-

министерство экономического развития края;

министерство строительства края;

министерство промышленности и торговли края;

министерство транспорта и дорожного хозяйства края;

министерство природных ресурсов края;

министерство жилищно-коммунального хозяйства края;

министерство сельского хозяйства и продовольствия края;

министерство лесного хозяйства и лесопереработки края;

министерство здравоохранения края;

министерство образования и науки края;

министерство социальной защиты края;

министерство культуры края;

министерство спорта края;

министерство туризма края;

министерство цифрового развития и связи края;

комитет Правительства края по топливно-энергетическому комплексу;

комитет рыбного хозяйства Правительства края;

комитет Правительства края по гражданской защите;

краевые государственные казенные учреждения центры занятости населения края (далее - КГКУ ЦЗН);

органы местного самоуправления (по согласованию);

организации (по согласованию)

(в ред. постановления Правительства Хабаровского края от 17.03.2022 N 113-пр)

Цель Программы

-

сокращение безработицы и создание условий, способствующих устойчивому развитию рынка труда края

Задачи Программы

-

предотвращение роста напряженности на рынке труда края, содействие обеспечению потребности работодателей края в квалифицированных работниках;

улучшение условий и охраны труда у работодателей, расположенных на территории края, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

содействие повышению эффективности использования трудовых ресурсов, совершенствование системы социального партнерства в крае

Подпрограммы

-

"Содействие занятости населения Хабаровского края";

"Улучшение условий и охраны труда в Хабаровском крае";

"Развитие системы социально-трудовых отношений в Хабаровском крае"

Основные мероприятия Программы

-

осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

реализация дополнительных мероприятий в области содействия занятости населения;

обеспечение деятельности КГКУ ЦЗН по реализации государственных полномочий в сфере занятости населения;

предоставление субвенций местным бюджетам для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по государственному управлению охраной труда;

осуществление функций уполномоченного органа по реализации программы Хабаровского края "Повышение мобильности трудовых ресурсов";

осуществление функций уполномоченного органа по реализации программы Хабаровского края "Сопровождение инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования, профессионального обучения и содействие в последующем трудоустройстве";

региональный проект "Старшее поколение" в рамках государственной программы Хабаровского края "Развитие рынка труда и содействие занятости населения Хабаровского края";

региональный проект "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет" в рамках государственной программы Хабаровского края "Развитие рынка труда и содействие занятости населения Хабаровского края";

региональный проект "Содействие занятости" в рамках государственной программы Хабаровского края "Развитие рынка труда и содействие занятости населения Хабаровского края"

Основные показатели (индикаторы) Программы

-

уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) в среднем за год;

коэффициент напряженности на рынке труда

Сроки и этапы реализации Программы

-

Программа реализуется в течение 2013 - 2024 годов, этапы реализации Программы не выделяются

Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств краевого бюджета и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований края, внебюджетных средств

-

общий объем финансирования Программы - 27 083,07464 млн. рублей,

в том числе по годам:

2013 год - 2 022,09240 млн. рублей,

2014 год - 1 309,14065 млн. рублей,

2015 год - 2 912,00562 млн. рублей,

2016 год - 2 330,35388 млн. рублей,

2017 год - 2 313,38673 млн. рублей,

2018 год - 1 691,65234 млн. рублей,

2019 год - 2 335,79651 млн. рублей,

2020 год - 2 690,75190 млн. рублей,

2021 год - 2 427,46046 млн. рублей,

2022 год - 2 302,06381 млн. рублей,

2023 год - 2 360,78877 млн. рублей,

2024 год - 2 387,58157 млн. рублей,

из них:

объем финансирования Программы за счет средств краевого бюджета - 12 906,15542 млн. рублей,

в том числе по годам:

2013 год - 1 957,09240 млн. рублей,

2014 год - 1 152,37114 млн. рублей,

2015 год - 1 025,31403 млн. рублей,

2016 год - 765,98922 млн. рублей,

2017 год - 730,03055 млн. рублей,

2018 год - 777,99447 млн. рублей,

2019 год - 1 228,37748 млн. рублей,

2020 год - 1 372,91690 млн. рублей,

2021 год - 1 066,04604 млн. рублей,

2022 год - 927,99076 млн. рублей,

2023 год - 950,19757 млн. рублей,

2024 год - 951,83486 млн. рублей,

из них:

средства краевого бюджета, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, - 8 657,70183 млн. рублей,

в том числе по годам:

2013 год - 1 464,10770 млн. рублей,

2014 год - 737,29873 млн. рублей,

2015 год - 628,93500 млн. рублей,

2016 год - 445,18480 млн. рублей,

2017 год - 440,67210 млн. рублей,

2018 год - 441,71250 млн. рублей,

2019 год - 871,89570 млн. рублей,

2020 год - 1 003,75650 млн. рублей,

2021 год - 725,60640 млн. рублей,

2022 год - 612,31080 млн. рублей,

2023 год - 637,11080 млн. рублей,

2024 год - 649,11080 млн. рублей;

прогнозная (справочная) оценка расходов на реализацию Программы за счет средств:

федерального бюджета - 94,65750 млн. рублей в 2015 году;

бюджетов муниципальных образований края (по согласованию) - 1 675,80285 млн. рублей,

в том числе по годам:

2015 год - 117,33891 млн. рублей,

2016 год - 125,82751 млн. рублей,

2017 год - 133,56533 млн. рублей,

2018 год - 165,15342 млн. рублей,

2019 год - 167,63730 млн. рублей,

2020 год - 164,33500 млн. рублей,

2021 год - 171,71442 млн. рублей,

2022 год - 199,51805 млн. рублей,

2023 год - 210,44120 млн. рублей,

2024 год - 220,27171 млн. рублей;

внебюджетных средств (по согласованию) - 12 406,45887 млн. рублей,

в том числе по годам:

2013 год - 65,00000 млн. рублей,

2014 год - 156,76951 млн. рублей,

2015 год - 1 674,69518 млн. рублей,

2016 год - 1 438,53715 млн. рублей,

2017 год - 1 449,79085 млн. рублей,

2018 год - 748,50445 млн. рублей,

2019 год - 939,78173 млн. рублей,

2020 год - 1 153,50000 млн. рублей,

2021 год - 1 189,70000 млн. рублей,

2022 год - 1 174,55500 млн. рублей,

2023 год - 1 200,15000 млн. рублей,

2024 год - 1 215,47500 млн. рублей

(в ред. постановления Правительства Хабаровского края от 17.03.2022 N 113-пр)

Объем налоговых расходов в рамках реализации Программы

-

в рамках реализации Программы предоставление налоговых льгот, освобождений и иных преференций по налогам не предусмотрено

Ожидаемые результаты реализации Программы

-

реализация настоящей Программы предусматривает обеспечение достижения следующих показателей:

снижение уровня безработицы (по методологии Международной организации труда) в среднем за год в 2024 году до 4,9 процента;

снижение коэффициента напряженности на рынке труда в 2024 году до 2,1



1. Общая характеристика обоснования разработки Программы

(в ред. постановления Правительства Хабаровского края от 12.03.2020 N 70-пр)



В 2009 - 2010 годах рынок труда Хабаровского края находился под влиянием финансово-экономического кризиса, проявившегося в ноябре 2008 г. и выразившегося в форме ухудшения основных экономических показателей в реальном секторе экономики края: спад промышленного производства, волна сокращений рабочих мест, угроза массовых увольнений, неполная занятость на предприятиях и организациях края, рост численности безработных, резкое уменьшение числа заявленных в органы службы занятости населения вакансий.


Принятые Правительством края меры, а также реализуемые мероприятия федеральных, краевых программ оказали положительное влияние на развитие экономики края, малого и среднего бизнеса, обеспечение дальнейшей непрерывной работы предприятий и занятость населения.


Мероприятия активной политики занятости в этот период были направлены на принятие дополнительных мер по снижению негативных последствий возможных увольнений работников, улучшение перспектив занятости, в первую очередь за счет профессионального обучения безработных граждан, опережающего обучения работников предприятий, стажировки выпускников, развития самозанятости.


В 2011 году отмечалась положительная динамика основных показателей социально-экономического развития края. Объем промышленного производства увеличился в сопоставимых условиях на 12,9 процента по сравнению с уровнем 2010 года. Наибольший рост наблюдался в производстве транспортных средств (на 17,3%), обработке древесины (на 42,7%), металлургическом производстве (на 10,1%). Грузооборот транспортного комплекса края увеличился на 7,4 процента к уровню 2010 года.


Позитивные изменения в экономике края, реализация краевой целевой программы содействия занятости населения Хабаровского края на 2009 - 2011 годы, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 08 мая 2009 г. N 159-пр, принятых Правительством Хабаровского края программ дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Хабаровского края в 2009, 2010 и 2011 годах способствовали улучшению ситуации на рынке труда.


В 2009 - 2011 годах дополнительными мерами были охвачены более 46 500 жителей края, в том числе находящихся в трудовых отношениях с работодателями. Благодаря государственной поддержке сохранены рабочие места для работников, предполагаемых к высвобождению, подготовлены специалисты для предприятий, осуществляющих модернизацию, внедряющих новые технологии, созданы новые и дополнительные рабочие места в бизнесе.


В целях приобретения опыта работы, трудоустройства молодых специалистов на предприятиях края организованы стажировки 3 517 выпускников образовательных учреждений профессионального образования всех уровней. Создано 244 специальных оборудованных рабочих места для незанятых инвалидов. Открыли собственное дело с получением субсидии из средств федерального и краевого бюджетов 1 086 безработных граждан, ими создано дополнительно 501 рабочее место.


Уровень занятости населения увеличился с 60,9 процента (в 2009 году) до 65,1 процента (в 2011 году). Общая численность безработных граждан, рассчитанная по методологии Международной организации труда (далее также - по МОТ), снизилась с 2009 года на 34,6 процента и составила в 2011 году в среднем 53 011 человек. При этом уровень общей безработицы по МОТ сократился на 3,7 процентного пункта и составил 6,8 процента.


Численность зарегистрированных безработных по краю в среднегодовом исчислении снизилась с 29 372 человек (в 2009 году) до 19 422 человек (в 2011 году), или на 33,9 процента. Снижение отмечалось во всех муниципальных образованиях края. Среднегодовой уровень регистрируемой безработицы сократился с 4,0 процента (в 2009 году) до 2,9 процента (в 2011 году) от численности экономически активного населения.


Коэффициент напряженности на рынке труда, рассчитанный как отношение численности безработных граждан к количеству вакансий, в 2011 году снизился до 1,3 единицы (в 2009 году - 1,9).


Следует отметить, что, несмотря на наличие благоприятных тенденций на рынке труда, уровень общей безработицы по МОТ остается достаточно высоким. На рынке труда существует ряд проблем, и государственные услуги, оказываемые органами службы занятости населения, по-прежнему востребованы жителями края.


В ходе анализа положения на рынке труда края отмечается, что продолжают сохранять остроту следующие проблемы:


- уменьшение численности трудовых ресурсов в результате сокращения численности населения трудоспособного возраста;


- снижение качества рабочей силы в связи со старением и сокращением кадрового состава высококвалифицированных рабочих на предприятиях;


- дифференциация муниципальных образований по уровню безработицы, ее продолжительности, коэффициенту напряженности на рынке труда;


- несбалансированность между наличием свободных рабочих мест и качеством трудовых ресурсов, в том числе с учетом уровня квалификации;


- несбалансированность объемов и профилей подготовки специалистов с потребностями рынка труда;


- ухудшение качественных характеристик рабочих мест (неблагоприятные, вредные и тяжелые условия труда, приводящие к производственному травматизму, профессиональным заболеваниям);


- отставание уровня оплаты труда в отраслях социальной сферы от уровня оплаты труда в других сферах деятельности;


- низкий уровень территориальной мобильности населения.


Вместе с тем существует проблема трудоустройства граждан с низкой конкурентоспособностью на рынке труда и испытывающих трудности в поиске работы. Среди них - женщины, имеющие малолетних детей, многодетные родители, родители, воспитывающие детей-инвалидов, граждане, имеющие ограничения трудоспособности по состоянию здоровья, предпенсионного и пенсионного возрастов, отдельные категории молодежи (не имеющие профессионального образования или выпускники профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования без опыта работы), уволенные с военной службы, освободившиеся из мест лишения свободы, длительно не работающие граждане.


На ситуацию на рынке труда существенно влияет разрыв в уровне социально-экономического развития муниципальных образований края. Большинство заявленных работодателями вакансий сосредоточены в городах Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре и районных центрах. В сельских, отдаленных населенных пунктах испытывается недостаток постоянных рабочих мест.


Имеет место ограниченность внутренней мобильности рабочей силы, связанная с низкой степенью транспортной доступности населенных пунктов во многих (особенно северных) районах края, что приводит к неэффективному использованию трудовых ресурсов в отдельных муниципальных образованиях края и сохранению в них уровня безработицы выше среднекраевого значения показателя.


Решение целого комплекса задач в сфере занятости населения, включая обеспечение защиты населения края от безработицы, содействие трудоустройству, предоставление гражданам информационных, профориентационных и образовательных услуг в целях трудоустройства, обеспечение различных сфер экономики края квалифицированными трудовыми ресурсами в необходимом количестве и требуемой квалификации, дальнейшее развитие предпринимательской деятельности будет способствовать преодолению негативных явлений на краевом рынке труда.


Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики в значительной степени определяется качеством условий труда и профессиональных кадров.


Улучшение условий и охраны труда, сохранение здоровья работающего населения является важным фактором социально-экономического развития края.


В 2011 году уровень производственного травматизма в крае составил 2,7 случаев на 1 тыс. работающих (снижение к 2008 году на 0,8 процентного пункта).


В общей структуре причин несчастных случаев на производстве наибольшее количество вызвано причинами организационного характера: неудовлетворительной организацией производства работ, нарушениями требований безопасности, недостатками в обучении работников безопасности труда, нарушениями трудовой дисциплины и т.д.


На фоне сохранения тенденции по снижению общего уровня производственного травматизма за последние годы уровень профессиональных рисков остается высоким, увеличивается количество рабочих мест, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам на предприятиях промышленности, транспорта, связи, строительства, сохраняется высокий уровень травматизма на предприятиях лесного хозяйства и лесозаготовки, рыболовства, добычи полезных ископаемых, строительства.