ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2012 года N 491-пр
О внесении изменений в краевую целевую программу "Улучшение условий и охраны
труда в Хабаровском крае на 2012-2015 годы", утвержденную постановлением
Правительства Хабаровского края от 17 апреля 2012 г. N 123-пр
__________________________
Утратило силу на основании
Постановления Правительства Хабаровского края
от 24 марта 2014 года N 73-пр
__________________________
В соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 30 августа 2012 г. N 301-пр "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных краевых целевых программ, их формирования и реализации и Порядка проведения оценки эффективности проектов долгосрочных краевых целевых программ" Правительство края
постановляет:
Внести изменения в краевую целевую программу "Улучшение условий и охраны труда в Хабаровском крае на 2012-2015 годы", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 17 апреля 2012 г. N 123-пр, изложив ее в новой редакции (прилагается).
Губернатор, Председатель
Правительства края
В.И. Шпорт
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства Хабаровского края
от 17 апреля 2012 года N 123-пр
(в редакции
постановления
Правительства Хабаровского края
от 29 декабря 2012 года N 491-пр)
КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ НА 2012-2015 ГОДЫ"
ПАСПОРТ
краевой целевой программы Хабаровского края
"Улучшение условий и охраны труда в Хабаровском крае на 2012-2015 годы"
Наименование программы | - краевая целевая программа "Улучшение условий и охраны труда в Хабаровском крае на 2012-2015 годы" (далее - Программа) |
Ответственный исполнитель Программы | - комитет по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края (далее также - край) |
Соисполнители, участники Программы | - министерство социальной защиты населения края; министерство образования и науки края; министерство здравоохранения края; министерство культуры края; комитет по спорту Правительства края; администрации городских округов и муниципальных районов края (по согласованию); организации (по согласованию) |
Цель Программы | - улучшение условий и охраны труда в целях снижения профессиональных рисков работников организаций, расположенных на территории края |
Задачи Программы | - внедрение механизмов управления профессиональными рисками в системы управления охраной труда в организациях, расположенных на территории края; совершенствование нормативной правовой базы края в области охраны труда; непрерывная подготовка работников по охране труда на основе современных технологий обучения; информационное обеспечение и пропаганда охраны труда; совершенствование лечебно-профилактического обслуживания работающего населения |
Мероприятия Программы | - внедрение механизмов управления профессиональными рисками в системы управления охраной труда в организациях, расположенных на территории края; совершенствование нормативной правовой базы края в области охраны труда; организация непрерывной подготовки работников по охране труда на основе современных технологий обучения; информационное обеспечение и пропаганда охраны труда; координация работы по совершенствованию лечебно-профилактического обслуживания работающего населения |
Показатели (индикаторы) | - численность пострадавших в результате |
Программы | несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более и со смертельным исходом; численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом; численность лиц с установленным в текущем году профессиональным заболеванием; численность лиц, которым впервые установлена инвалидность по трудовому увечью; удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, от общей численности занятых в экономике региона; удельный вес работников, занятых на рабочих местах, аттестованных по условиям труда, от общего количества занятых в экономике региона; количество организаций, расположенных на территории края, имеющих декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда |
Этапы и сроки реализации Программы | - 1 этап, 2012-2015 гг. |
Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств краевого бюджета | - мероприятия Программы финансируются за счет средств краевого бюджета, общий объем финансирования составляет 77 854,74 тыс. рублей, в том числе: 2013 год - 24 376,78 тыс. рублей, 2014 год - 26 116,86 тыс. рублей, 2015 год - 27 361,10 тыс. рублей |
Конечные результаты выполнения Программы | - снижение численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более и со смертельным исходом до 2,84 чел. на 1 тыс. работающих на конец 2015 года; снижение численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом до 0,090 чел. на 1 тыс. работающих на конец 2015 года; снижение численности лиц с установленным в текущем году профессиональным заболеванием до 1.40 чел. на 10 тыс. работающих на конец 2015 года; снижение численности лиц, которым впервые установлена инвалидность по трудовому увечью до 0,33 чел. на 10 тыс. работающих на конец 2015 года; снижение удельного веса работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно- гигиеническим нормам до 39,2 процентов от общей численности занятых в экономике региона на конец 2015 года; увеличение удельного веса работников, занятых на рабочих местах, аттестованных по условиям труда до 50 процентов от общего количества занятых в экономике региона на конец 2015 года; увеличение количества организаций, расположенных на территории края, имеющих декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда до 60 на конец 2015 года |
1. Характеристика текущего состояния условий и охраны труда
Охрана труда является неотъемлемой частью государственной политики в сфере социально-трудовых отношений.
В настоящее время здоровье человека занимает ведущее место в системе социальных ценностей и рассматривается как важнейший ресурс государства. Профессиональная заболеваемость, травматизм наносят ущерб всему государству, и это требует развития эффективных мероприятий, направленных на снижение уровня профессионального риска и улучшение условий труда.
Основными факторами, влияющими на состояние условий и охраны труда, являются: состояние экономики, научно-технический прогресс, государственная политика в области управления охраной труда, закрепленная в соответствующих законодательных и нормативных правовых актах и уровень их исполнения.
В соответствии со статьей 210 Трудового кодекса Российской Федерации одним из основных направлений государственной политики в сфере охраны труда является принятие и реализация территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда, относящаяся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Вопросу сохранения жизни и здоровья населения, занятого в трудовой деятельности, Правительство края уделяет особое внимание.
Уровень производственного травматизма, то есть численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих в Хабаровском крае приведены в таблице 1.
Таблица 1
Уровень производственного травматизма(в расчете на 1 тыс. работающих)
в 2006-2010 годах (по данным Росстата)
Наименование территории | Годы | ||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Российская Федерация | 2,9 | 2,7 | 2,5 | 2,1 | 2,2 |
Дальневосточный Федеральный округ | 3,5 | 3,3 | 3,1 | 2,7 | 2,8 |
Хабаровский край | 4,5 | 3,9 | 3,5 | 3,0 | 3,1 |
Анализ причин и условий возникновения большинства несчастных случаев на производстве в Хабаровском крае показывает, что основной причиной их возникновения является неудовлетворительная организация производства работ.
К другим причинам относятся:
- эксплуатация неисправных машин, механизмов и оборудования;
- нарушения правил эксплуатации транспортных средств;
- несоблюдение и несовершенство технологических процессов;
- неудовлетворительное содержание рабочих мест;
- недостаточный надзор за производством работ со стороны руководителей;
- недостатки в обучении по охране труда.
Таблица 2
Численность лиц с установленным профессиональным заболеванием
(по данным Росстата)
Наименование территории | Численность лиц с установленным в текущем году профессиональным заболеванием | |||
2009 год | 2010 год | 2009 год | 2010 год | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Российская Федерация | 6 565 | 7 047 | 3,0 | 3,3 |
Дальневосточный Федеральный округ | 471 | 373 | 4,3 | 3,5 |
Хабаровский край | 38 | 37 | 1,6 | 1,6 |
Однако в целом ситуация с обеспечением условий и охраны труда в организациях края продолжает оставаться сложной. Более 39 процентов от общей численности работающих в промышленности, строительстве, на транспорте и в связи края заняты в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам. Уровень производственного травматизма в крае на 40 процентов выше среднего по России.
Таблица 3
Удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам (по данным Росстата)
(процентов) | |||||
Наименование территории | Годы | ||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Российская Федерация | 23,4 | 24,9 | 26,2 | 27,5 | 29,0 |
Дальневосточный Федеральный округ | 31,4 | 33,2 | 35,5 | 37,1 | 38,5 |
Хабаровский край | 32,3 | 34,6 | 37,4 | 39,5 | 39,6 |
Анализ численности работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, позволяет сделать следующие выводы: неудовлетворительное состояние условий труда во многом обусловлено сокращением объемов капитального и профилактического ремонта промышленных зданий, сооружений, машин и оборудования, финансирования разработок по созданию новой техники, технологий, ухудшением контроля за охраной труда на производстве.
Учитывая достаточно большой и нарастающий износ основных фондов и недостаточную динамику их обновления, на сегодняшний день по существу воспроизводятся рабочие места с опасными и вредными условиями труда.
Именно этим объясняется тот факт, что, несмотря на положительные тенденции в развитии некоторых сегментов охраны труда (снижение травматизма, повышение социальной защищенности пострадавших на производстве), положение с условиями труда не только не улучшается, но и имеет динамику к некоторому ухудшению. Например, в отраслях промышленности, строительства, транспорта и связи число работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, в 2010 году увеличилось по сравнению с 2006 годом на 22,6 процента.
Количество занятых в неблагоприятных условиях труда за последние годы как в целом по России, так и в крае не имеет тенденции снижения. Здесь необходимо констатировать, что развитие с 2001 года работы по аттестации рабочих мест по условиям труда на предприятиях дает возможность в полной мере выявить рабочие места с вредными условиями труда, что отражается на данных статистики.
Это требует дальнейшей планомерной работы и усиления мер, направленных на повышение уровня деятельности организаций Хабаровского края в создании условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Важнейшим фактором, определяющим необходимость разработки и реализации Программы на уровне Хабаровского края с учетом приоритетных направлений социальных и экономических реформ в Российской Федерации, Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года является социальная значимость данной проблемы в части повышения качества жизни и сохранения здоровья трудоспособного населения Хабаровского края.
В соответствии с вышеназванной Стратегией одним из приоритетных направлений деятельности в улучшении здоровья и сокращении смертности населения является принятие мер по улучшению условий и охраны труда работающего населения, профилактике и снижению профессионального риска, а также проведение диспансеризации и профилактических осмотров работающих.
В Программе все мероприятия увязываются в единый комплекс, учитываются и объединяются интересы и финансовые возможности всех заинтересованных сторон. Таким образом, Программа становится стержнем всей деятельности региона, направленной на реализацию комплексного подхода к осуществлению государственной политики в области охраны труда.
2. Цели и задачи Программы
Целью Программы является улучшение условий и охраны труда в целях снижения профессиональных рисков работников организаций, расположенных на территории края.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
внедрение механизмов управления профессиональными рисками в системы управления охраной труда в организациях, расположенных на территории края;
совершенствование нормативной правовой базы края в области охраны труда;
непрерывная подготовка работников по охране труда на основе современных технологий обучения;
информационное обеспечение и пропаганда охраны труда;
совершенствование лечебно-профилактического обслуживания работающего населения.