КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 октября 2013 года N 823


Об утверждении Государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Татарстан"

(с изменениями на 7 ноября 2023 года)

(в ред. Постановлений КМ РТ от 28.12.2013 N 1078, от 22.02.2014 N 109, от 24.02.2014 N 118, от 30.04.2014 N 284, от 02.06.2014 N 374, от 17.06.2014 N 418, от 08.07.2014 N 473, от 09.07.2014 N 477, от 25.08.2014 N 612, от 01.10.2014 N 709, от 24.11.2014 N 901, от 06.12.2014 N 956, от 31.12.2014 N 1083, от 01.06.2015 N 390, от 24.06.2015 N 459, от 25.06.2015 N 460, от 28.07.2015 N 549, от 16.10.2015 N 770, от 30.11.2015 N 906, от 28.12.2015 N 992, от 31.03.2016 N 190, от 30.04.2016 N 268, от 16.12.2016 N 940, от 09.02.2017 N 73, от 23.06.2017 N 423, от 13.07.2017 N 480, от 21.10.2017 N 802, от 15.12.2017 N 1002, от 27.06.2018 N 533, от 20.12.2018 N 1192, от 11.02.2019 N 94, от 11.03.2019 N 167, от 28.03.2019 N 229, от 03.06.2019 N 465, от 19.07.2019 N 600, от 11.09.2019 N 817, от 22.11.2019 N 1066, от 24.12.2019 N 1184, от 02.03.2020 N 156, от 24.04.2020 N 324, от 08.09.2020 N 807, от 18.12.2020 N 1149, от 24.03.2021 N 158, от 25.06.2021 N 500, от 06.08.2021 N 686, от 22.09.2021 N 896, от 12.11.2021 N 1066, от 27.12.2021 N 1299, от 11.02.2022 N 109, от 19.04.2022 N 365, от 19.05.2022 N 467, от 13.06.2022 N 552, от 20.10.2022 N 1116, от 05.12.2022 N 1285, от 30.12.2022 N 1514, от 04.04.2023 N 409, от 01.08.2023 N 925, от 04.09.2023 N 1072, от 07.11.2023 N 1430)



В целях создания условий для гармоничного развития экономики Республики Татарстан и обеспечения роста уровня жизни населения Республики Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:


1. Утвердить прилагаемую Государственную программу "Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Татарстан" (далее - Программа).


(в ред. Постановлений КМ РТ от 20.12.2018 N 1192, от 11.09.2019 N 817, от 20.10.2022 N 1116)


2. Определить государственным заказчиком - координатором Программы Министерство экономики Республики Татарстан.


3. Министерству финансов Республики Татарстан ежегодно при формировании бюджета Республики Татарстан на очередной финансовый год предусматривать средства на реализацию мероприятий Программы с учетом возможностей и в пределах средств, направляемых на указанные цели из бюджета Республики Татарстан.


4. Признать с 1 января 2014 года утратившим силу Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.07.2012 N 628 "Об утверждении Долгосрочной целевой программы "Молодежное предпринимательство в Республике Татарстан на 2012 - 2016 годы".


5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Министерство экономики Республики Татарстан.



Премьер-министр
Республики Татарстан
И.Ш.ХАЛИКОВ



Утверждена
Постановлением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 31 октября 2013 г. N 823



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН"

(в ред. Постановлений КМ РТ от 28.12.2013 N 1078, от 22.02.2014 N 109, от 24.02.2014 N 118, от 30.04.2014 N 284, от 02.06.2014 N 374, от 17.06.2014 N 418, от 08.07.2014 N 473, от 09.07.2014 N 477, от 25.08.2014 N 612, от 01.10.2014 N 709, от 24.11.2014 N 901, от 06.12.2014 N 956, от 01.06.2015 N 390, от 24.06.2015 N 459, от 25.06.2015 N 460, от 28.07.2015 N 549, от 16.10.2015 N 770, от 30.11.2015 N 906, от 28.12.2015 N 992, от 31.03.2016 N 190, от 30.04.2016 N 268, от 16.12.2016 N 940, от 09.02.2017 N 73, от 23.06.2017 N 423, от 13.07.2017 N 480, от 21.10.2017 N 802, от 15.12.2017 N 1002, от 27.06.2018 N 533, от 20.12.2018 N 1192, от 11.02.2019 N 94, от 11.03.2019 N 167, от 28.03.2019 N 229, от 03.06.2019 N 465, от 19.07.2019 N 600, от 11.09.2019 N 817, от 22.11.2019 N 1066, от 24.12.2019 N 1184, от 02.03.2020 N 156, от 24.04.2020 N 324, от 08.09.2020 N 807, от 18.12.2020 N 1149, от 24.03.2021 N 158, от 25.06.2021 N 500, от 06.08.2021 N 686, от 22.09.2021 N 896, от 12.11.2021 N 1066, от 27.12.2021 N 1299, от 11.02.2022 N 109, от 19.04.2022 N 365, от 19.05.2022 N 467, от 13.06.2022 N 552, от 20.10.2022 N 1116, от 05.12.2022 N 1285, от 30.12.2022 N 1514, от 04.04.2023 N 409, от 01.08.2023 N 925, от 04.09.2023 N 1072, от 07.11.2023 N 1430)



Паспорт Государственной программы

(в ред. Постановления КМ РТ от 20.10.2022 N 1116)

Наименование программы

государственная программа "Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Татарстан" (далее - Программа)

Государственный заказчик - координатор Программы

Министерство экономики Республики Татарстан

Государственные заказчики Программы

Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан;

Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан;

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан;

Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам;

Комитет Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу;

Государственный комитет Республики Татарстан по закупкам;

Министерство цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан;

государственное научное бюджетное учреждение "Академия наук Республики Татарстан"

Основные разработчики Программы

Министерство экономики Республики Татарстан;

Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан;

Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан;

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан;

Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам;

Комитет Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу;

Государственный комитет Республики Татарстан по закупкам;

Совет муниципальных образований Республики Татарстан

Цель Программы

Создание благоприятных условий для гармоничного развития экономики Республики Татарстан и обеспечения роста уровня жизни населения Республики Татарстан

Задачи Программы

1. Повышение эффективности государственного управления, увеличение активности жителей в общественно-политической жизни Республики Татарстан, создание условий для развития инновационной деятельности и промышленного производства.

2. Создание условий для эффективного функционирования и развития малого и среднего предпринимательства как важнейшего компонента формирования инновационной экономики, а также увеличение его вклада в решение задач социально-экономического развития Республики Татарстан.

2.1. Обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан, а также повышения его вклада в решение задач социально-экономического развития Республики Татарстан.

3. Стимулирование социально ориентированной деятельности некоммерческих организаций.

4. Повышение производительности труда и рост числа высокопроизводительных рабочих мест на предприятиях Республики Татарстан.

5. Создание условий, обеспечивающих повышение конкурентоспособности Камского инновационного территориально-производственного кластера до мирового уровня.

6. Формирование действенного механизма получения экономических преимуществ за счет эффективного управления интеллектуальной собственностью.

7. Формирование благоприятных условий для развития конкурентоспособных промышленных производств на территории Республики Татарстан, повышение инвестиционной привлекательности и деловой активности малого и среднего бизнеса

Сроки и этапы реализации Программы

2014 - 2025 годы:

I этап: 2014 - 2016 годы;

II этап: 2017 - 2025 годы

Перечень подпрограмм

1. Совершенствование государственной экономической политики в Республике Татарстан на 2014 - 2025 годы.

2. Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2014 - 2017 годы.

3. Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Татарстан на 2014 - 2025 годы.

4. Повышение производительности труда на предприятиях Республики Татарстан на 2015 - 2024 годы.

5. Развитие Камского инновационного территориально-производственного кластера на 2015 - 2021 годы.

6. Развитие рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан на 2016 - 2022 годы.

7. Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2018 - 2025 годы.

8. Создание и развитие индустриальных (промышленных) парков на территории Республики Татарстан на 2017 - 2025 годы.

9. Развитие социальной и инженерной инфраструктуры в рамках государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Татарстан"

(в ред. Постановления КМ РТ от 04.04.2023 N 409)

Объемы финансирования Программы с разбивкой по годам и источникам

Общий объем финансирования Программы составляет 166 663 555,95522 тыс. рублей, в том числе за счет средств бюджета Республики Татарстан - 158 677 619,56522 тыс. рублей, за счет планируемых к привлечению средств федерального бюджета - 7 364 703,86 тыс. рублей, за счет планируемых к привлечению средств Фонда - оператора президентских грантов по развитию гражданского общества - 20 000,0 тыс. рублей, за счет планируемых к привлечению средств местных бюджетов - 11 652,25 тыс. рублей и за счет планируемых к привлечению средств из внебюджетных источников - 589 580,28 тыс. рублей.

Год

Объем средств, тыс. рублей

всего

бюджет Республики Татарстан

средства, планируемые к привлечению из

федерального бюджета

Фонда - оператора президентских грантов по развитию гражданского общества

местного бюджета

внебюджетных источников

2014

3 669 180,12

1 794 954,55

1 717 775,57 <**>

-

100,0

156 350,0

2015

3 778 805,15

1 908 009,45

1 701 821,12 <***>

-

150,0

168 824,58

2016

3 202 255,21

2 457 901,0

596 181,71 <****>

-

472,5

147 700,0

2017

4 421 649,442

4 120 124,882

248 450,26 <*>

-

1 499,3

51 575,0

2018

5 777 900,23

5 677 917,86 <*****>

71 405,8 <*>

-

1 901,57

26 675,0

2019

12 881 971,1304

11 505 679,4304 <******>

1 345 699,7 <*>

-

2 917,0

27 675,0

2020

12 400 984,81887

11 863 044,63887 <*******>

530 898,8 <*>

-

260,68

6 780,7

2021

15 231 274,75

14 921 070,55

285 094,0 <*>

20 000,0

1 110,2

4 000,0

2022

21 207 091,5744

20 865 849,5744

340 239,0 <*>

-

1 003,0

-

2023

22 319 028,32955

22 011 313,12955

306 687,2 <*>

-

1 028,0

-

2024

24 911 016,1

24 689 960,4

220 450,7 <*>

-

605,0

-

2025

36 862 399,10

36 861 794,10

-

-

605,0

-

Итого

166 663 555,95522

158 677 619,56522

7 364 703,86 <*>

20 000,0

11 652,25

589 580,28

Примечание. Объемы финансирования носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей соответствующих бюджетов.

--------------------------------

<*> Объем ресурсного обеспечения Программы за счет средств федерального бюджета определяется ежегодно по итогам конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета.

<**> В том числе 193 209,83529 тыс. рублей - остаток неосвоенных средств федеральных субсидий, полученных в 2012 - 2013 годах на реализацию мероприятий Республиканской программы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2011 - 2013 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 N 1151, освоенный в 2014 году.

<***> В том числе 437 206,63906 тыс. рублей - остаток неосвоенных средств федеральных субсидий, полученных в 2014 году на реализацию мероприятий подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2014 - 2017 годы", освоенный в 2015 году.

<****> В том числе 1 364,34855 тыс. рублей - остаток неосвоенных средств федеральных субсидий, полученных в 2015 году на реализацию мероприятий подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2014 - 2017 годы", освоенный в 2016 году.

<*****> В том числе 11 328,6 тыс. рублей - остаток неосвоенных средств, полученных в 2017 году на реализацию мероприятий подпрограммы "Совершенствование государственной экономической политики в Республике Татарстан на 2014 - 2025 годы", освоенный в 2018 году.

<******> В том числе 18 432,0 тыс. рублей - остаток неосвоенных средств, полученных в 2018 году на реализацию мероприятий подпрограммы "Совершенствование государственной экономической политики в Республике Татарстан на 2014 - 2025 годы", освоенный в 2019 году, 111 649,62509 тыс. рублей - остаток неосвоенных средств из бюджета Республики Татарстан, полученных в 2018 году на реализацию мероприятий подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2018 - 2025 годы", освоенный в 2019 - 2020 годах.

<*******> 1 327,24 тыс. рублей - остаток неосвоенных средств за счет бюджета Республики Татарстан, полученных в 2019 году на реализацию мероприятий подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2018 - 2025 годы", освоенный в 2020 году

(в ред. Постановления КМ РТ от 07.11.2023 N 1430)

Ожидаемые конечные результаты реализации целей и задач Программы (индикаторы оценки результатов) с разбивкой по годам и показатели бюджетной эффективности Программы

Реализация программных мероприятий в полном объеме позволит достичь:

объема валового регионального продукта (далее - ВРП) в 2025 году к уровню 2013 года в сопоставимых ценах - 119,5 процента;

увеличения объема иностранных инвестиций на одного жителя Республики Татарстан к 2025 году до 56,2 доллара США;

увеличения доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства, в общей численности занятого населения до 30,3 процента;

увеличения количества субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 000 человек населения до 43 единиц;

увеличения доли инновационной продукции в общем объеме промышленного производства до 20,7 процента;

увеличения удельного веса организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве обследованных организаций до 18,7 процента;

увеличения уровня удовлетворенности заявителей Республики Татарстан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг до 90 процентов;

увеличения доли граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг, к 2021 году до 90 процентов;

сохранения доли открытых аукционов в электронной форме в общем числе размещенных закупок на уровне 85 процентов;

увеличения доли конкурентных закупок (количество участников более одного к общему количеству торгов) до 75,54 процента;

сохранения доли муниципальных образований Республики Татарстан, по которым индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги с учетом принятых тарифных решений соответствует предельным (максимальным) индексам, установленным для муниципальных образований Республики Татарстан, на уровне 100 процентов;

разработки генеральных планов во всех сельских поселениях;

ежегодной корректировки схемы территориального планирования Республики Татарстан;

сохранения доли стоимости контрактов, заключенных по результатам несостоявшихся конкурентных способов закупок, в общей стоимости заключенных контрактов в пределах 8 процентов;

увеличения количества социально ориентированных некоммерческих организаций, которым оказана поддержка, ежегодно не менее 200 единиц;

стабильного роста производительности труда на крупных и средних предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики Республики Татарстан;

увеличения объема работ и проектов в сфере научных исследований и разработок, выполняемых совместно двумя и более организациями Кластера либо одной или более организацией - участником Кластера совместно с иностранными организациями, до 5 процентов ежегодно;

увеличения оборота субъектов малого и среднего предпринимательства в постоянных ценах по отношению к показателю 2014 года до 129,3 процента;

увеличения оборота в расчете на одного работника субъекта малого и среднего предпринимательства в постоянных ценах по отношению к показателю 2014 года до 120,1 процента;

увеличения доли обрабатывающей промышленности в обороте субъектов малого и среднего предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей) до 17 процентов;

увеличения доли экспорта малых и средних предприятий в общем объеме экспорта Республики Татарстан до 7,4 процента;

увеличения доли средств, направляемых на реализацию мероприятий в сфере развития малого и среднего предпринимательства в монопрофильных муниципальных образованиях, в общем объеме финансового обеспечения государственной поддержки малого и среднего предпринимательства за счет средств федерального бюджета до 10 процентов;

увеличения годового объема закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства, в совокупном стоимостном объеме договоров, заключенных по результатам закупок, до 25 процентов, в том числе в годовом стоимостном объеме договоров, заключенных с субъектами малого и среднего предпринимательства по результатам закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, до 18 процентов;

увеличения количества субъектов малого и среднего предпринимательства и самозанятых граждан, получивших поддержку в рамках регионального проекта, до 15,914 тыс. единиц (нарастающим итогом);

увеличения количества обученных основам ведения бизнеса, финансовой грамотности и иным навыкам предпринимательской деятельности до 11,1 тыс. человек

(в ред. Постановления КМ РТ от 07.11.2023 N 1430)



I. Общая характеристика сферы реализации Программы, проблемы и пути их решения


Республика Татарстан отличается выгодным территориальным расположением, характеризующимся высоким уровнем развития энергетической, транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры.


Кроме того, в Республике Татарстан проводится эффективная государственная политика, направленная на поддержку ее социально-экономического и инновационного развития.


На территории Республики Татарстан в 43 муниципальных районах, 2 городских округах к началу 2013 года проживают 3 822,0 тыс. человек, в том числе 2 900,7 тыс. человек составляет городское население, 921,3 тыс. человек - сельское.


Республика Татарстан относится к высокоурбанизированным регионам. Городское население республики к началу 2013 года составляет 75,9 процента, при этом абсолютное большинство жителей республики (68,4 процента) проживает в 14 городах республиканского значения. На долю остальных 8 городов и 18 поселков городского типа приходится 7,5 процента населения. В 29 районах республики наблюдается преобладание сельского населения.


Вклад территорий в промышленное производство республики весьма неравнозначен: в 2012 году на долю 4 территориальных единиц приходилось 82,7 процента промышленного производства. Так, вклад Альметьевского муниципального района составляет 29,5 процента, Нижнекамского - 24,9 процента, городских округов Набережные Челны и Казани - 12,9 процента и 15,5 процента соответственно. При этом уровень межмуниципальной дифференциации по эффективности производства составляет сотни раз: если в Альметьевском районе в 2012 году одним работающим произведено промышленной продукции на сумму 5,9 млн рублей, то в Кайбицком районе этот показатель равен 3,3 тыс. рублей.


По объему валового территориального продукта на душу населения (по оценке 2012 года) дифференциация составила 9,4 раза - от 1008,8 тыс. рублей в Альметьевском до 107,8 тыс. рублей в Мамадышском районе. Существенна и дифференциация по объему инвестиций на душу населения: от 14,2 тыс. рублей в Муслюмовском муниципальном районе до 617,0 тыс. рублей в Менделеевском муниципальном районе.


Существует значительная дифференциация в развитии промышленных районов и крупных городов, производящих высокотехнологичную продукцию, и районов и малых городов, имеющих преимущественно сельскохозяйственную специализацию.


Сегодня уровень заработной платы в сельскохозяйственных районах ниже, чем в промышленных, в среднем в 2 раза, уровень жизни - в 4 раза, объем добавленной стоимости на душу населения - в 10 - 70 раз, объем произведенных товаров и услуг на душу населения - в 10 - 130 раз.


При этом даже в соседних районах (например, в Лаишевском и Рыбно-Слободском) может наблюдаться значительная разница в основных показателях социально-экономического развития, что обусловлено как объективными факторами (наличие ряда перспективных инвестиционных проектов), так и субъективными (активность и инициативность руководства и населения районов).


В связи с этим в целях рациональной организации территориального управления целесообразно рассматривать социально-экономическое развитие республики в разрезе экономических зон - центров тяготения: Казанская агломерация, Набережночелнинская агломерация, Юго-Восточная экономическая зона, Предволжская экономическая зона, Предкамская экономическая зона, Закамская экономическая зона.


В состав Казанской агломерации входят городской округ Казань и шесть муниципальных районов: Верхнеуслонский, Высокогорский, Зеленодольский, Лаишевский, Пестречинский, Атнинский. Географически зона расположена в северо-западной части Республики Татарстан по обоим берегам Волги.


В районе сосредоточены предприятия химического и нефтехимического производства, предприятия оборонно-промышленного комплекса, лесопереработки, легкой и пищевой промышленности.


В 2012 году при поддержке руководства Российской Федерации в Верхнеуслонском и Лаишевском районах началась реализация уникального проекта - строительство особой экономической зоны технико-внедренческого типа "Иннополис" (далее - Иннополис). Концепция Иннополиса разработана совместно с сингапурскими коллегами. Проект уникален тем, что на одной площадке будут созданы необходимые условия для комфортного проживания и работы молодых специалистов IT-сферы и членов их семей, социальная инфраструктура, построены жилые дома, детские сады, школы, спортивные и оздоровительные учреждения, то есть здесь будут обеспечены условия для комфортной жизни, учебы, работы и отдыха. В городе Иннополис будут проживать 155 тыс. жителей, работать 60 тыс. высококвалифицированных специалистов в IT-сфере. В Иннополис будут приглашены ведущие IT-компании не только России, но и мира. Здесь же будет открыт один из наиболее важных его элементов - первый федеральный IT-университет совместно с Казанским (Приволжским) федеральным университетом и ведущим IT-университетом США Carnegie Mellon. На этой территории создана особая экономическая зона технико-внедренческого типа, что обеспечит привлечение дополнительных иностранных инвестиций в IT-отрасль республики и создаст конкурентные налоговые преференции для резидентов технопарков.


Деловой центр "СМАРТ Сити Казань" (далее - СМАРТ Сити Казань) - проект создания нового городского пространства для развития деловой, образовательной, научно-исследовательской активности с целью стимулирования и развития перспективных отраслей экономики Татарстана. В проекте учитываются последние достижения в области урбанистики и инженерной инфраструктуры. СМАРТ Сити Казань - это "умный город" с современными комфортными условиями для ведения бизнеса татарстанскими, российскими и международными компаниями, а также для проживания и отдыха их сотрудников.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»