Проблемы детства, семьи, демографии республики и субъектов Российской Федерации приобретают не просто важное социально-экономическое значение, а становятся определяющим фактором нашего продвижения вперед. Перед субъектами Российской Федерации поставлена задача принять исчерпывающие меры по мобилизации всех ресурсов, возможностей государственных, общественных институтов для включения их в реализацию Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 (далее - Национальная стратегия), разработку и принятие соответствующего документа на уровне республики.
В Республике Татарстан для решения вопросов в сфере детства реализуются следующие долгосрочные целевые программы, направленные на защиту прав детей:
Долгосрочная целевая программа "Дети Татарстана" на 2011 - 2013 годы, утвержденная Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 N 1150;
Долгосрочная целевая программа "Патриотическое воспитание молодежи Республики Татарстан на 2011 - 2013 годы", утвержденная Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.03.2011 N 204;
Долгосрочная целевая программа Республики Татарстан "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы, утвержденная Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.09.2011 N 786;
Долгосрочная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Республике Татарстан на 2011 - 2015 годы", утвержденная Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 N 1134;
Долгосрочная целевая программа профилактики наркотизации населения в Республике Татарстан на 2011 - 2015 годы, утвержденная Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.10.2010 N 865;
Комплексная программа по профилактике правонарушений в Республике Татарстан на 2011 - 2014 годы, утвержденная Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.11.2010 N 890;
ежегодно принимаемая программа отдыха, оздоровления, занятости детей и молодежи Республики Татарстан.
Ключевой задачей разработки и реализации Республиканской стратегии действий в интересах детей (далее - Республиканская стратегия) должно стать создание механизмов поддержки инициатив государственных, общественных, правозащитных, благотворительных организаций, бизнес-сообщества, различных творческих союзов, работодателей, педагогической и родительской общественности, направленных на решение проблем материнства, защиты детства, социальной поддержки семей с детьми, здоровьесбережения, образования и многих других.
Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стала реализация в Республике Татарстан приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование".
В результате принятых мер наметились позитивные тенденции увеличения рождаемости и снижения детской смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности образования и медицинской помощи для детей, увеличения числа детей, оставшихся без попечения родителей и устроенных в семьи.
Сегодня на уровне государства решаются назревшие проблемы системы образования, совершенствуются школы, внедряются новейшие технологии и образовательные стандарты. В Республике Татарстан разработана и уже реализуется Стратегия развития образования в Республике Татарстан на 2010 - 2015 годы "Килэчэк" - "Будущее", утвержденная Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 N 1174.
По инициативе Президента Республики Татарстан Р.Н.Минниханова в республике реализована Программа по ликвидации очередности в дошкольные образовательные учреждения "Бэлэкэч" - "Малыш", в рамках которой создано 11 830 новых мест в детских дошкольных учреждениях (всего в 2012 году в республике создано дополнительно 13 170 дошкольных мест). На указанные цели было направлено более 3 млрд рублей.
Республика Татарстан вошла в число семи пилотных регионов Российской Федерации по реализации в рамках национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в 2011/2012 учебном году проекта "Апробация различных типов интерактивных мультимедийных электронных учебников в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации".
В Республике Татарстан создана законодательная база, ориентированная на охрану прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе относящихся к наиболее социально незащищенным категориям - детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Разработаны и успешно выполняются программы по защите материнства, отцовства и детства, в том числе по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. Сформирована межведомственная система по выявлению и профилактике насилия и жестокого обращения в отношении детей. В 2010 году в республике был создан институт Уполномоченного по правам ребенка Республики Татарстан. Татарстан стал активным участником общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми.
В настоящее время в Республике Татарстан в соответствии с Соглашением от 24.08.2010 N 8/03 об обеспечении деятельности на территории Республики Татарстан детского "телефона доверия" (службы экстренной психологической помощи) с единым общероссийским телефонным номером, подписанным между Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и Кабинетом Министров Республики Татарстан, работают 6 центров (служб) экстренной психологической помощи, подключенных к единому общероссийскому номеру, в городах Альметьевске, Казани, Нижнекамске, Набережные Челны, Елабуге.
В Республике Татарстан системно проводится работа по выявлению, учету и анализу причин, приведших к социально опасному положению несовершеннолетних и их семей; налаживается система оперативного реагирования и взаимодействия различных министерств, ведомств и учреждений. Целостности республиканской системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних способствует и принятый Закон Республики Татарстан от 20 мая 2011 года N 26-ЗРТ "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Татарстан", который регламентирует порядок образования и функционирования комиссий - главных координаторов непростой, но очень важной работы.
В качестве основной задачи в области реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей наравне со здоровыми сверстниками. В основе такой работы лежит в первую очередь процесс своевременного выявления детей с ограниченными возможностями здоровья.
Между Министерством образования и науки Российской Федерации и Кабинетом Министров Республики Татарстан заключено Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Татарстан на проведение мероприятий по формированию сети образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития (от 30.05.2012 N 06.G65.24.0046). В рамках указанного Соглашения предусмотрена адаптация зданий 35 общеобразовательных учреждений республики для обеспечения совместного обучения инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития.
Общий объем финансирования мероприятий по формированию сети образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в 2012 году составил 51 061,0 тыс. рублей, в том числе 21 956,0 тыс. рублей из федерального бюджета.
Несмотря на предпринимаемые меры, желаемые результаты в сфере защиты интересов и прав детей еще не достигнуты. Острота существующих проблем в сфере детства, приоритетные направления развития страны и ее безопасности настоятельно требуют от органов государственной власти Республики Татарстан, общественных, правозащитных, благотворительных организаций, бизнес-сообщества, различных творческих союзов, работодателей, педагогической и родительской общественности, органов местного самоуправления, гражданского общества принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты.