Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 10 ноября 2010 г. N 890
"О Комплексной программе по профилактике правонарушений
в Республике Татарстан на 2011-2014 годы"
(с изменениями на 22 июля 2013 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан
от 16 октября 2013 года N 764
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 февраля 2011 г. N 127
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 сентября 2011 г. N 780
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 октября 2011 г. N 888
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 3 декабря 2011 г. N 986
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 декабря 2011 г. N 1044
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 сентября 2012 г. N 800
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 6 декабря 2012 г. N 1062
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 4 июня 2013 г. N 381
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 5 июня 2013 г. N 385
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 июля 2013 г. N 508
____________________________________________________________________
В целях формирования многоуровневой системы профилактики правонарушений, укрепления правопорядка и общественной безопасности, вовлечения в указанную деятельность государственных органов, общественных формирований и населения, локализации причин и условий, способствующих совершению преступлений, а также реализации Закона Республики Татарстан от 13.10.2008 N 105-ЗРТ "О профилактике правонарушений в Республике Татарстан" Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Комплексную программу по профилактике правонарушений в Республике Татарстан на 2011-2014 годы (далее - Программа).
2. Предложить главам муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан разработать и утвердить муниципальные целевые программы, направленные на профилактику правонарушений.
3. Министерству финансов Республики Татарстан предусматривать выделение финансовых средств на реализацию Программы, исходя из возможностей доходной части бюджета Республики Татарстан.
4. Министерствам и ведомствам Республики Татарстан ежегодно представлять государственному заказчику Программы - Министерству внутренних дел по Республике Татарстан информацию об уточнении размера средств для реализации мероприятий Программы.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство внутренних дел по Республике Татарстан.
И.о. Премьер-министра | Р.Ф. Муратов |
Комплексная программа
по профилактике правонарушений в Республике Татарстан на 2011-2014 годы
(утв. постановлением КМ РТ от 10 ноября 2010 г. N 890)
Паспорт Программы
Наименование программы | Комплексная программа по профилактике правонарушений в Республике Татарстан на 2011-2014 годы (далее - Программа) |
Основание и дата принятия решения о разработке Программы | Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2010 год от 12 ноября 2009 года |
Государственный заказчик и разработчик Программы | Министерство внутренних дел по Республике Татарстан |
Цель Программы | Развитие и совершенствование многоуровневой системы профилактики правонарушений, укрепление общественного порядка и общественной безопасности, вовлечение в эту деятельность государственных органов, общественных формирований и населения |
Задачи Программы | Предупреждение правонарушений несовершеннолетних и молодежи, активизация и совершенствование нравственного воспитания населения, прежде всего молодежи и детей школьного возраста. Обеспечение социальной адаптации и реабилитации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, и граждан, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, в том числе несовершеннолетних и молодежи. Активизация работы по профилактике правонарушений, направленной на борьбу с алкогольной и наркотической зависимостью среди населения, в том числе несовершеннолетних и молодежи, а также преступлений экономической направленности. Оптимизация работы по предупреждению и профилактике правонарушений, совершаемых в общественных местах, и вовлечение в предупреждение правонарушений предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, а также граждан и общественных объединений. Предупреждение и пресечение нелегальной миграции. Профилактика экстремизма и терроризма, в том числе в подростково-молодежной среде. Активизация работы по профилактике правонарушений на административных участках |
Сроки и этапы реализации Программы | 2011-2014 годы |
Объемы и источники финансирования Программы | Всего в 2011-2014 годах планируются финансовые затраты на выполнение мероприятий Программы в сумме 710,5 млн.рублей, в том числе за счет средств бюджета Республики Татарстан - 573,5 млн.рублей, за счет средств федерального бюджета - 14,4 млн.рублей, текущие расходы министерств и ведомств 122,6 млн. рублей. На реализацию Программы предполагается использовать средства, выделяемые на финансирование основной деятельности исполнителей ее мероприятий, средства внебюджетных и иных источников, не запрещенных действующим законодательством. Объем средств, выделяемых из бюджета Республики Татарстан, носит прогнозный характер и подлежит ежегодной корректировке в установленном порядке при формировании проекта бюджета на соответствующий финансовый год с учетом уточнения перечня программных мероприятий, сроков и этапов их реализации в соответствии с достигнутыми результатами |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Реализация Программы позволит повысить эффективность государственной системы социальной профилактики правонарушений, привлечь к организации деятельности по предупреждению правонарушений предприятия, учреждения, организации всех форм собственности, а также общественность и население; обеспечить нормативное правовое регулирование профилактики правонарушений. В результате проводимых мероприятий планируется: уменьшить удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними, в общем числе расследованных преступлений с 8,0 процента в 2010 году до 4,1 процента в 2014 году; снизить уровень рецидивной преступности, т.е. уменьшить удельный вес преступлений, совершенных лицами, ранее судимыми, в общем числе расследованных преступлений, с 30,8 процента в 2010 году до 29,2 процента в 2014 году; уменьшить удельный вес преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, в общем числе расследованных преступлений с 21,8 процента в 2010 году до 12,9 процента в 2014 году; повысить выявление тяжких и особо тяжких преступлений экономической направленности, увеличить удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений в общем количестве выявленных преступлений экономической направленности, следствие по которым обязательно, с 71,5 процента в 2010 году до 76,3 процента в 2014 году; увеличить удельный вес расследованных уголовных дел о тяжких и особо тяжких наркопреступлениях в количестве расследованных преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств с 63,5 процента в 2010 году до 64,3 процента в 2014 году; снизить удельный вес преступлений, совершенных на улицах и в других общественных местах, в общем числе зарегистрированных преступлений с 26,4 процента в 2010 году до 19,2 процента в 2014 году; уменьшить количество незаконных мигрантов, т.е. снизить удельный вес незаконных мигрантов в общем числе иностранных граждан и лиц без гражданства, поставленных на миграционный учет по месту пребывания, с 11,9 процента в 2010 году до 11,5 процента в 2014 году; снизить степень угроз развития терроризма и экстремизма на этнической почве с 4 процентов в 2010 году до 2 процентов в 2014 году; снизить степень угроз развития терроризма и экстремизма на религиозной почве с 5 процентов в 2010 году до 3 процентов в 2014 году; снизить уровень тяжкой "бытовой" преступности, т.е. уменьшить удельный вес тяжких преступлений, совершенных на бытовой почве, в общем числе расследованных преступлений данной категории, с 6,6 процента в 2010 году до 6,2 процента в 2014 году |
Система организации контроля за выполнением Программы | Планирование, взаимодействие, координацию и общий контроль за исполнением Программы осуществляет Правительственная комиссия Республики Татарстан по профилактике правонарушений и Министерство внутренних дел по Республике Татарстан, которые ежегодно уточняют целевые показатели и затраты на программные мероприятия, механизм реализации Программы и состав исполнителей, запрашивают у министерств и ведомств, ответственных за выполнение мероприятий, сведения о ходе выполнения Программы. На заседаниях Правительственной комиссии Республики Татарстан по профилактике правонарушений ответственные исполнители Программы информируют о ходе выполнения программных мероприятий и эффективности использования финансовых средств. Министерство внутренних дел по Республике Татарстан в установленные сроки и в установленном объеме представляет отчеты о ходе реализации Программы в Министерство экономики Республики Татарстан. |
Введение
В Республике Татарстан более 10 лет проводится целенаправленная работа по формированию государственной системы профилактики правонарушений. По ряду направлений этой деятельности в республике уже есть опыт, который стал примером для многих регионов Российской Федерации.
Реализация законов Республики Татарстан, указов Президента Республики Татарстан, федеральных и республиканских программ, в том числе по борьбе с преступностью, профилактике наркотизации, содействию занятости и социальной защите незанятого населения, развитию системы профессиональной ориентации и психологической поддержки молодежи, а также предпринимаемые меры по повышению эффективности деятельности участковых уполномоченных полиции и уровня их социально-правовой защиты оказывают положительное влияние и в определенной степени способствуют стабилизации состояния общественной безопасности в республике.
Отмечается положительный эффект в результате принятия и реализации в Татарстане нормативных правовых актов, направленных на профилактику правонарушений: Законов Республики Татарстан от 13 октября 2008 г. N 105-ЗРТ "О профилактике правонарушений в Республике Татарстан", от 1 ноября 2005 г. N 107-ЗРТ "Об участии граждан в обеспечении общественного порядка в Республике Татарстан", от 21 января 2009 г. N 7-ЗРТ "Об общественных воспитателях несовершеннолетних", от 29 октября 2009 г. N 50-ЗРТ "О профилактике наркомании и токсикомании", от 12 января 2010 г. N 3-ЗРТ "О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время", Указа Президента Республики Татарстан от 24 мая 2000 г. N УП-369 "О дополнительных мерах по усилению охраны общественного порядка в Республике Татарстан", постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 сентября 2008 г. N 693 "Об утверждении Республиканской программы по реализации Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан на 2009-2011 годы", от 18 августа 2009 г. N 569 "Об утверждении Целевой программы "Ресоциализация лиц, освободившихся из мест лишения свободы" на 2010 - 2012 годы", от 10 февраля 2010 г. N 63 "О Республиканской целевой программе профилактики наркотизации населения в Республике Татарстан на 2010 год".
Комплексная программа по профилактике правонарушений в Республике Татарстан на 2007-2010 годы, утвержденная Законом Республики Татарстан от 12 января 2007 г. N 6-ЗРТ, заложила основы системного, межведомственного подхода к консолидации всех государственных институтов, органов местного самоуправления, общественности, коммерческого сектора экономики, населения в целях снижения уровня преступности на территории республики.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
Системная целенаправленная деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, министерств и ведомств республики по реализации Комплексной программы по профилактике правонарушений в течение срока ее действия способствовала позитивным изменениям в динамике и структуре преступности.
За последние четыре года (12 месяцев 2006 г. - 12 месяцев 2009 г.) количество зарегистрированных преступлений сократилось на 32,8 процента, в том числе тяжких и особо тяжких - на 31,3 процента. С 2007 года число зарегистрированных преступлений снизилось на 22,7 процента (с 105105 до 81251), в 2008 году - на 0,1 процент (до 81183), в 2009 году - на 13,0 процента (до 70623).
По отдельным видам преступлений динамика выглядит следующим образом: грабежи сократились в 2,5 раза (-59,9 процента, с 8630 в 2006 году до 3460 в 2009 году), разбои - в 2 раза (-52,8 процента, с 1080 в 2006 году до 510 в 2009 году), кражи - на 39,7 процента (с 50049 в 2006 году до 30189 в 2009 году).
Отмечается значительное снижение преступлений (-39,1 процента, с 30652 в 2006 году до 18654 в 2009 году), совершенных в общественных местах, а также преступлений, совершаемых на улицах, площадях, в парках и скверах (-31,8 процента, с 19738 в 2006 году до 13465 в 2009 году).
Прослеживается положительная динамика по уменьшению криминальной активности лиц, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения (-27,6 процента, с 11355 в 2006 году до 8220 в 2009 году), и несовершеннолетних (-42,9 процента, с 3675 в 2006 году до 2100 в 2009 году).
Количество дорожно-транспортных происшествий в 2009 году сократилось на 6,5 процента (-387 ДТП), погибших - на 3,4 процента (-24 человека), раненых - на 8,6 процента (-654 человека).
В течение 2009 года выявлено и перекрыто 19 каналов поставки наркотиков, в том числе из государств ближнего зарубежья - 8 (из Таджикистана - 6, Азербайджана и Узбекистана - по 1); из других субъектов Российской Федерации - 11 (из г. Санкт-Петербурга - 3, г. Екатеринбурга и Самарской области - по 2, из Республики Марий Эл, Бурятии, Оренбургской области и г. Перми - по 1). В результате принятых мер в 2009 году Министерством внутренних дел по Республике Татарстан совместно с Управлением Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Республике Татарстан выявлено 158 наркопритонов.
Продолжается практика образовательных учреждений по добровольному тестированию учащихся и студентов на предмет употребления наркотиков.
В рамках Закона Республики Татарстан от 1 ноября 2005 г. N 107-ЗРТ "Об участии граждан в обеспечении общественного порядка в Республике Татарстан", а также Комплексной программы по профилактике правонарушений на 2007-2010 годы Министерством внутренних дел по Республике Татарстан активно ведется работа по укреплению общественного порядка и безопасности граждан. Особое внимание в этом направлении уделяется созданию добровольных народных дружин (ДНД) и организации их деятельности.
В настоящее время в республике функционируют около 2 тысяч отрядов добровольных народных дружин. С участием дружинников за отчетный период раскрыто 2263 преступления и задержаны 12818 административных правонарушителей.
Развивается молодежное правоохранительное движение. В республике оно действует уже 12 лет, завоевывая все большее доверие школьников, студентов и рабочей молодежи. Сегодня на территории республики созданы и активно работают 615 молодежных и студенческих формирований численностью 7152 человека. С их участием в истекшем году раскрыто 540 преступлений и задержаны 8038 административных правонарушителей.
Для обеспечения охраны общественного порядка привлекаются частные охранные предприятия (всего в Республике Татарстан - 653), с руководителями которых заключаются соглашения о взаимодействии при проведении массовых, спортивных, культурно-зрелищных и иных мероприятий, а также с сотрудниками органов внутренних дел для совместного патрулирования улиц и общественных мест. В рамках тесного сотрудничества с охранно-сыскными предприятиями с июля 2009 года силы и средства частных охранных предприятий включены в систему единой дислокации. Ежедневно по республике патрулируют 110 мобильных экипажей групп быстрого реагирования.
Осуществляются мероприятия по профилактике правонарушений в общественных местах и на улицах. В рамках республиканской программы профилактики правонарушений успешно реализуется Концепция аппаратно-программного комплекса "Безопасный город". Проводится поэтапное внедрение в городах республики систем видеонаблюдения и позиционирования подвижных объектов.
Всего по республике в местах массового пребывания граждан установлено 665 видеокамер, в том числе в гг. Казани (294), Нижнекамске (29), Елабуге (27), Альметьевске (15), Набережные Челны (15), Заинске (10), Зеленодольске (15), Чистополе (12), Бугульме (13), Лениногорске (6), Сарманово (8), Азнакаево (7), Арске (20).
Другой составляющей Концепции является система мониторинга (позиционирования) подвижных объектов. На патрульных автомашинах установлены и эксплуатируются бортовые компьютеры "Омега".
В городах Казани, Набережные Челны, Нижнекамске и Елабуге 410 экипажей наружных служб оснащены системами позиционирования подвижных объектов, позволяющими в режиме реального времени контролировать работу всех наружных нарядов органов внутренних дел.
Проводится работа по созданию единого программно-аппаратного комплекса, к которому будут подключены диспетчерские центры экстренных служб республики: скорой помощи, подразделений Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан и органов внутренних дел.
Автомобили всех служб оборудованы совмещенными приемниками ГЛОНАСС/GPS. Основная цель - максимально быстрое реагирование подразделений Министерства внутренних дел по Республике Татарстан, Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан и Министерства здравоохранения Республики Татарстан на возникновение чрезвычайных ситуаций при наборе на мобильном телефоне цифр "112" для всех служб. В настоящее время к системе вдоль федеральной трассы подключены более 60 таких подразделений.
Подобные нововведения, использование нестандартных методов работы, поиск новых путей решения имеющихся проблем привели к определенным положительным результатам.
Таким образом, системная целенаправленная деятельность органов государственной власти и местного самоуправления республики по реализации Комплексной программы по профилактике правонарушений в Республике Татарстан на 2007-2010 годы способствовала позитивным изменениям в динамике и структуре преступности. Об этом свидетельствует и выполнение большинства целевых индикаторов Программы.
Вместе с тем достигнутые результаты нельзя признать устойчивыми.
Состояние общественной безопасности на территории Республики Татарстан по-прежнему осложняется такими общегосударственными социальными факторами, как алкоголизм, наркомания и токсикомания.
Негативное влияние на состояние общественной безопасности оказывают отдельные социально не адаптированные категории граждан, среди которых беспризорные дети и подростки, несовершеннолетние правонарушители и лица, освобождающиеся из мест лишения свободы, а также отсутствие действенных форм реабилитации перечисленных категорий граждан.
По состоянию на 1 января 2010 года на учете в органах внутренних дел республики числятся 14595 осужденных к условной мере наказания, из них 489 несовершеннолетних, 13392 освободившихся из мест лишения свободы, в том числе 25 несовершеннолетних.
Ежегодно из исправительных учреждений Российской Федерации и Республики Татарстан освобождаются и прибывают на постоянное место жительства в республику около 5000 человек. Практически каждый третий из числа освобожденных из мест лишения свободы утратил родственные связи, нуждается в трудовом и бытовом устройстве, материальной и медицинской помощи. Незаинтересованность работодателей в работниках, имеющих судимость, утрата связей с родственниками, отсутствие документов после отбытия срока наказания способствуют совершению ими повторных преступлений.
Имеющиеся социальные проблемы по-прежнему оказывают заметное воздействие на состояние преступности. Не снижается удельный вес ранее судимых лиц, вновь совершивших преступления. Так, в 2009 году удельный вес преступлений, совершенных указанной категорией лиц, составил 30,5 процента (2006 г. - 31,1 процента, 2007 г. - 32,0 процента, 2008 г. - 32,5 процента). В период с 2006 по 2009 г. данной категорией граждан ежегодно в среднем совершалось около 12 тысяч преступлений.
В Законе Республики Татарстан от 5 июля 2006 г. N 60-ЗРТ "О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите" определен перечень граждан, особо нуждающихся в социальной защите, испытывающих трудности в поиске работы, в число которых вошли и лица, освобожденные из мест лишения свободы. Вместе с тем в 2009 году для трудоустройства лиц, освобожденных из мест лишения свободы, было зарезервировано 113 рабочих мест, для несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет - 203 места, для детей-сирот - 53 места. На указанные места трудоустроены 28 освобожденных из мест лишения свободы, 34 подростка в возрасте от 14 до 18 лет и 3 детей-сирот.
Общий уровень преступности в обществе во многом предопределен тем, какой была преступность среди несовершеннолетних в предшествующий период. Несмотря на снижение уровня преступности несовершеннолетних, благополучным положение назвать нельзя. Лицами, не достигшими 18-летнего возраста, за 2009 год совершено 11 убийств, 29 умышленных причинений тяжкого вреда здоровью, 1033 кражи, 57 разбоев и 382 грабежа. В 12 муниципальных районах республики зарегистрирован рост преступности несовершеннолетних. Криминальная активность подростков - результат их безнадзорности, беззащитности перед антиобщественным поведением взрослых.
Остается проблемным вопросом одна из угроз личной безопасности граждан - нелегальная миграция. В 2009 году зарегистрировано 450 (+121) преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, в том числе 241 тяжкое и особо тяжкое преступление.
В рамках настоящей Программы планируется продолжить реализацию адекватных и эффективных мер в борьбе с преступностью. Остаются нерешенными проблемы, связанные с обеспечением общественного порядка в жилом секторе, безопасностью граждан на улицах и в других общественных местах, ограничением продажи спиртных напитков по месту и времени, преступностью несовершеннолетних. Нуждается в совершенствовании система реабилитации ранее судимых, профилактика имущественных преступлений, а также в сфере нелегальной миграции. Для решения проблем предлагается применить программно-целевой подход, который позволяет мобилизовать ресурсные возможности, сконцентрировать усилия органов государственной власти и общественных объединений.
Вследствие необходимости постоянного совершенствования форм и методов противодействия преступности, а также с учетом наличия в Программе значительного количества долгосрочных мероприятий, ее реализация рассчитана на четырехлетний период - 2011-2014 годы.
Специфика проблем требует осуществления постоянного контроля профилактики правонарушений в республике, в связи с чем досрочное прекращение реализации и финансирования Программы не предусматривается.
2. Основные цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются развитие и совершенствование многоуровневой системы профилактики правонарушений, укрепление общественного порядка и общественной безопасности, вовлечение в эту деятельность государственных органов, общественных формирований и населения.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
предупреждение правонарушений несовершеннолетних и молодежи, активизация и совершенствование нравственного воспитания населения, прежде всего молодежи и детей школьного возраста;
обеспечение социальной адаптации и реабилитации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, и граждан, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, в том числе несовершеннолетних и молодежи;
активизация работы по профилактике правонарушений, направленной на борьбу с алкогольной и наркотической зависимостью среди населения, в том числе несовершеннолетних и молодежи, а также преступлений экономической направленности;