Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 22 сентября 2011 г. N 786
"Об утверждении долгосрочной целевой программы
Республики Татарстан "Доступная среда"
на 2011-2015 годы"
(с изменениями на 31 декабря 2012 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан
от 23 декабря 2013 года N 1023
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 4 октября 2011 г. N 827
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 декабря 2011 г. N 1031
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 декабря 2011 г. N 1089
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 апреля 2012 г. N 348
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31 декабря 2012 г. N 1197
____________________________________________________________________
В целях обеспечения участия Республики Татарстан в реализации государственной политики в отношении инвалидов на территории Республики Татарстан в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2011 N 175 "О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы", а также Концепцией развития системы профилактики инвалидизации и реабилитации инвалидов в Республике Татарстан на 2011-2013 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2010 N 1184, Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу Республики Татарстан "Доступная среда" на 2011-2015 годы (далее - Программа).
2. Установить, что Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан является уполномоченным органом по реализации мероприятий по формированию доступной среды для инвалидов и других маломобильных граждан в Республике Татарстан.
3. Министерству финансов Республики Татарстан и Министерству экономики Республики Татарстан при формировании бюджета Республики Татарстан на очередной финансовый год предусматривать выделение финансовых средств на реализацию Программы исходя из возможностей бюджета Республики Татарстан.
4. Министерствам, ведомствам и организациям, участвующим в реализации Программы, ежеквартально представлять до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, информацию о ее выполнении в Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
5. Предложить главам муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан:
принять меры, обеспечивающие реализацию Программы на соответствующей территории;
разработать и утвердить в 2011-2012 годах муниципальные целевые программы по формированию доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения.
6. Контроль за реализацией настоящего постановления возложить на Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
Премьер-министр | И.Ш. Халиков |
Долгосрочная целевая программа
Республики Татарстан "Доступная среда" на 2011-2015 годы
(утв. постановлением КМ РТ от 22 сентября 2011 г. N 786)
Паспорт Программы
Наименование программы | Долгосрочная целевая программа Республики Татарстан "Доступная среда" на 2011-2015 годы (далее - Программа) |
Основания для разработки Программы | Федеральный закон от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; |
Государственный заказчик | Кабинет Министров Республики Татарстан |
Государственный заказчик - координатор и основной разработчик Программы | Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан |
Цель Программы | Создание для инвалидов и других маломобильных групп населения доступной и комфортной среды жизнедеятельности |
Задачи Программы | Нормативное, правовое сопровождение формирования доступной для инвалидов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, формирование системы мониторинга и контроля обеспечения доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения социальной и транспортной инфраструктуры; |
Сроки реализации Программы | 2011-2015 годы, в том числе: |
Объемы и источники финансирования Программы | Источники финансирования Программы: |
Ожидаемые результаты Программы | К 2015 году планируется достижение следующих результатов Программы: |
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Принимая во внимание то обстоятельство, что почти 9 процентов населения Республики Татарстан - это инвалиды, одним из направлений стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан является их реабилитация и социальная интеграция.
За период действия Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в Республике Татарстан четко выстроена и отработана система предоставления мер социальной поддержки данной категории населения.
В период с 1999 по 2010 год были реализованы 7 республиканских программ, направленных на решение проблем инвалидов, в том числе 2 программы, направленные на обеспечение доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры, и Комплексная программа демографического развития Республики Татарстан до 2010 года и на перспективу до 2030 года, утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 января 2009 года N 6 "Об утверждении Комплексной программы демографического развития Республики Татарстан до 2010 года и на перспективу до 2030 года", с мероприятиями в рамках проекта "Интеграция инвалидов в общество" на 2008-2010 годы.
Обеспечено одно из основных условий проведения реабилитации - создана сеть государственных реабилитационных учреждений, которая включает 21 реабилитационный центр (в том числе 13 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями и 8 центров реабилитации инвалидов старше 18 лет), услугами которых ежегодно пользуются более 15 тысяч человек.
Накоплен нормативный, правовой, кадровый, организационный, научно-информационный, материально-технический и финансовый потенциал социальных отраслей, участвующих в вопросах профилактики инвалидизации и реабилитации инвалидов.
В Республике Татарстан удалось сохранить высокие показатели доступности медицинской помощи, повысить уровень здравоохранения в сельских населенных пунктах. Последовательно развиваются специализированные и высокотехнологичные направления, такие как кардиохирургия, нейрохирургия, эндопротезирование, онкология. На эти цели за последние три года дополнительно направлены 6,8 млрд. рублей. Сегодня в Республике Татарстан функционируют 130 больничных и 220 амбулаторно-поликлинических учреждений. Специализированная медицинская помощь инвалидам оказывается городскими (районными) больницами, функционирующими в каждом муниципальном районе Республики Татарстан, и 4 республиканскими клиническими больницами. Восстановительное лечение и реабилитация инвалидов проводятся в Республиканской больнице восстановительного лечения, Министерства здравоохранения Республики Татарстан, детей-инвалидов - в Центре восстановительного лечения детей-инвалидов МУЗ "Детская городская больница N 8", Республиканском детском психоневрологическом санатории N 2, Республиканском доме ребенка.
С целью реализации прав детей-инвалидов на дошкольное воспитание в Республике Татарстан функционируют 1890 дошкольных образовательных учреждений, из них 365 - полностью компенсирующего значения либо с группами для детей, нуждающихся в оздоровлении и коррекции нарушений развития, которые посещают 13,2 тысячи детей; 69 процентов детей с ограниченными возможностями школьного возраста обучаются в общеобразовательных (массовых) школах. Для детей, нуждающихся в обучении по специальным программам, в Республике Татарстан создано 51 специальное (коррекционное) учреждение (в них обучаются 27 процентов детей с ограниченными возможностями школьного возраста (5664 человека). Больным детям и детям-инвалидам, не имеющим возможности посещать образовательные учреждения, гарантировано получение образования на дому. Такой формой обучения охвачены более 1,5 тысяч детей. В последние годы активно развивается дистанционная форма обучения детей-инвалидов в общеобразовательных школах.
Республика Татарстан имеет 141 республиканское государственное профессиональное образовательное учреждение. Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан подведомственны 69 учреждений (1 учреждение высшего профессионального образования, 33 учреждения среднего и 35 учреждений начального профессионального образования), в которых по состоянию на 1 июля 2011 года обучаются 569 детей-инвалидов.
В целях реализации прав инвалидов на профессиональную реабилитацию 52 центрами (филиалами) занятости населения безработным инвалидам предоставляются профориентационные услуги, организуется их профессиональное обучение (переобучение), оказывается содействие в трудоустройстве. Однако лишь треть от общего числа обратившихся инвалидов трудоустраивается. Так, в 2010 году из 9091 инвалида, обратившегося в органы службы занятости, смог трудоустроиться только 3721 человек.
В 2009 году, объявленном в Республике Татарстан Годом спорта и здорового образа жизни, велась активная работа по развитию спортивной инфраструктуры, был открыт новый культурно-спортивный комплекс "Олимп", на базе которого в октябре 2009 года в рамках Всероссийского форума "Россия - спортивная держава" впервые в Республике Татарстан состоялся Международный спортивный кубок по баскетболу среди инвалидов-колясочников. Министерством по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан для каждого муниципального района выделено по 1 ставке специалиста для работы с инвалидами по месту жительства, в г. Казани сформированы футбольная и баскетбольная команды инвалидов.
Вместе с тем вопросы реабилитации и социальной интеграции инвалидов в Республике Татарстан, как и в России в целом, остаются по-прежнему актуальными и требуют дальнейшей проработки, систематизации и комплексного решения.
За последние 6 лет общая численность инвалидов в Республике Татарстан увеличилась на 32,7 тысячи человек. В 2010 году из числа взрослого населения впервые признаны инвалидами 23,83 тысячи человек, из них половина - это граждане трудоспособного возраста, из числа детского населения впервые признаны детьми-инвалидами 1,7 тысячи человек. По состоянию на 1 января 2011 года в Республике Татарстан проживают 317,747 тысячи инвалидов, из них 13,94 тысячи - дети-инвалиды. По данным территориальных органов социальной защиты, 1,8 процента от общей численности инвалидов составляют инвалиды-колясочники (5,8 тысячи человек), 2,9 процента - слепые и слабовидящие (9,5 тысячи человек), 1,2 процента - глухие и слабослышащие (3,9 тысячи человек).
В связи с неприспособленностью зданий и сооружений, пешеходных путей и остановочных платформ, общественного транспорта для пользования данной категорией граждан Республики Татарстан становится затрудненным или невозможным получение ими многих медицинских, социальных, образовательных, бытовых, рекреационных услуг, полноправное участие в жизни общества.
Так, например, инфраструктура действующих образовательных учреждений не позволяет детям-инвалидам, передвигающимся в креслах-колясках, учиться вместе со своими сверстниками в условиях общеобразовательных школ.
Для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата сегодня доступны всего 6-8 процентов объектов культуры.
Не происходит массового включения инвалидов в процесс занятия физической культурой и спортом, а также рекомендованными видами искусства. Адаптивной физической культурой и спортом в Республике Татарстан занимаются лишь 3,4 процента инвалидов.
В Республике Татарстан ежегодно принимаются меры по организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи. Однако для детей-инвалидов, в том числе имеющих значительные ограничения жизнедеятельности по причине нарушений функций опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, организация летнего отдыха представляется проблематичной.
В то же время создание условий безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения во всех социальных сферах является одним из основных направлений современной государственной политики Российской Федерации. В условиях подготовки к ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов Правительством Российской Федерации в качестве приоритетной выделяется задача устранения "отношенческих" и средовых барьеров, во многом формирующих ограничения жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями и мешающих их полному и эффективному включению в социум.
В качестве одного из механизмов решения данной проблемы Правительством Российской Федерации выбран программно-целевой метод, и постановлением от 17.03.2011 N 175 утверждена государственная программа "Доступная среда" на 2011-2015 годы, которой предусмотрена реализация в 2011-2012 годах пилотного проекта по отработке в регионах формирования доступной среды с участием трех субъектов Российской Федерации (Республики Татарстан, Тверской и Саратовской областей).
В целях обеспечения участия Республики Татарстан в реализации государственной политики в отношении инвалидов на территории Республики Татарстан в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 года N 175 "О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы, приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.07.2011 N 712н "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 года N 175 "О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы" в части реализации в 2011-2012 годах пилотного проекта по отработке формирования доступной среды на уровне субъектов Российской Федерации", Концепции развития системы профилактики инвалидизации и реабилитации инвалидов в Республике Татарстан, разработана настоящая Программа.
Она должна стать продолжением проводимых в Республике Татарстан комплексных мероприятий по созданию условий для реабилитации и интеграции инвалидов в общество и обеспечить доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры и услуг, повышение уровня и качества их жизни. Мероприятия, реализуемые в рамках пилотного проекта государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы, должны в том числе обеспечить создание показательных для других субъектов Российской Федерации объектов социальной и транспортной инфраструктуры и способствовать формированию Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации примерной программы субъектов Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
2. Основные цели и задачи Программы
Целью Программы является создание для инвалидов и других маломобильных групп населения доступной и комфортной среды жизнедеятельности.
Задачи Программы:
нормативное, правовое сопровождение формирования доступной для инвалидов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, формирование системы мониторинга и контроль за обеспечением доступности для инвалидов всех категорий и других маломобильных групп населения социальной и транспортной инфраструктуры;
адаптация приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры для беспрепятственного доступа и получения услуг инвалидами всех категорий и другими маломобильными группами населения, с учетом их особых потребностей исходя из основных ограничений жизнедеятельности;
адаптация интернет-ресурсов и устройств связи, а также предоставление услуг в сфере информатизации и связи;
формирование толерантного отношения общества к людям с ограниченными возможностями.
3. Сроки реализации Программы, ее целевые показатели и индикаторы
В целях решения поставленных задач предполагаются два этапа выполнения Программы:
I этап - 2011-2012 годы;
II этап - 2013-2015 годы.
На первом этапе предполагается сконцентрировать основные усилия на создании нормативного, правового, методического сопровождения формирования доступной для инвалидов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры; формировании системы мониторинга обеспечения доступности для инвалидов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры; а также реализовать мероприятия пилотного проекта по отработке формирования доступной среды в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы, включая проведение паспортизации и адаптации действующих приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, адаптации официальных сайтов органов государственной власти; подготовку кадров по работе с инвалидами с учетом их особых потребностей; создание учебно-материальной базы для обучения инвалидов востребованным профессиям.
В результате реализации пилотного проекта по отработке формирования доступной среды должны быть определены качественные и количественные критерии приспособления объектов и услуг в зависимости от размера затрат, времени приспособления, посещаемости объекта и случаи использования альтернативных методов для обеспечения доступности объектов и услуг, в том числе для организаций независимо от их организационно-правовой формы. При невозможности соблюдения требований доступности объектов и услуг в силу конструктивных особенностей зданий и сооружений и (или) иных причин должны быть осуществлены разработка и реализация альтернативных методов и решений, обеспечивающих доступность услуги с учетом возможностей различных организаций (дистанционная форма предоставления услуги, изменение режима работы и др.) в соответствии с рекомендациями Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Выполнение Программы будет оцениваться по целевым индикаторам и показателям, приведенным в приложении N 3 к настоящей Программе.
По итогам реализации Программы на первом этапе к 2012 году должны быть достигнуты следующие результаты:
наличие сформированной и обновляемой карты доступности объектов и услуг;
доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в общем количестве приоритетных объектов - 16,8 процента;
доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки маломобильных групп населения, в парке этого подвижного состава - 11,4 процента;
доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения - 5 процентов;
доля общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений - 5,5 процента;
доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг, - 33,7 процента;
доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общем количестве опрошенных инвалидов - 36,6 процента.