Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 30 декабря 2010 г. N 1134
"О долгосрочной целевой программе "Развитие физической культуры
и спорта в Республике Татарстан на 2011-2015 годы"
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления КМ РТ от 07.02.2014 N 73, вступившего в силу с 7 февраля 2014 года.
____________________________________________________________________
В целях реализация государственной политики в области физической культуры и спорта, создания условий населению Республики Татарстан для ведения здорового образа жизни Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Развитие физической культуры и спорта в Республике Татарстан на 2011-2015 годы" (далее - Программа).
2. Министерствам, ведомствам и организациям, участвующим в реализации Программы, ежеквартально представлять до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, информацию о ее выполнении в Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан.
3. Министерству финансов Республики Татарстан и Министерству экономики Республики Татарстан при формировании бюджета Республики Татарстан на соответствующий год предусматривать выделение финансовых средств на реализацию Программы исходя из возможностей бюджета Республики Татарстан.
4. Предложить главам муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан разработать и утвердить целевые программы, направленные на развитие физической культуры и спорта.
5. Контроль за реализацией настоящего постановления возложить на отдел по вопросам здравоохранения, спорта и формирования здорового образа жизни Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан.
Премьер-министр | И.Ш. Халиков |
Долгосрочная целевая программа
"Развитие физической культуры и спорта
в Республике Татарстан на 2011-2015 годы"
(утв. постановлением КМ РТ от 30 декабря 2010 г. N 1134)
Паспорт Программы
Наименование Программы | Долгосрочная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Республике Татарстан на 2011-2015 годы" (далее - Программа) |
Дата принятия решения о разработке Программы | Распоряжение Президента Республики Татарстан от 09.02.2009 N 56 "Об утверждении Плана основных мероприятий по проведению в 2009 году в Республике Татарстан года спорта и здорового образа жизни"; |
Государственный заказчик Программы | Кабинет Министров Республики Татарстан |
Государственный заказчик-координатор Программы | Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан |
Основной разработчик Программы | Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан |
Исполнитель Программы | Министерства и ведомства Республики Татарстан, муниципальные образования Республики Татарстан |
Цели Программы | 1. Реализация государственной политики в области физической культуры и спорта. |
Задачи Программы | 1. Совершенствование нормативной правовой базы развития физической культуры и спорта в Республике Татарстан. |
Сроки реализации Программы | 2011-2015 годы |
Источники финансирования Программы | Средства бюджета Республики Татарстан, внебюджетных источников, средств федерального бюджета в объемах, определяемых и выделяемых в установленном порядке |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | В результате реализации Программы предполагается к 2015 году: |
I. Характеристика проблемы, на решение
которой направлена Программа
Настоящая Программа разработана с учетом Послания Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан в 2010 году, положений Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 N 1101-р, и является приоритетной целевой программой, рекомендованной Инвестиционным меморандумом Республики Татарстан на 2010 год для разработки и утверждения. Кроме того, реализация Программы является одним из основных мероприятий по осуществлению Комплексной программы демографического развития Республики Татарстан до 2010 года и на перспективу до 2030 года.
Программа предусматривает выполнение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, укрепление здоровья, повышение физической активности и подготовленности всех возрастных групп населения, создание условий для полноценного отдыха и здорового досуга, подготовки спортивного резерва и успешных выступлений спортсменов Республики Татарстан на российских и международных спортивных соревнованиях.
Слово "культура" означает воспитание, почитание и характеризует область человеческой деятельности, связанной с самовыражением человека, проявлением его характера, навыков, умений и знаний. Физическая культура - это объединение различных мероприятий, направленных на достижение человеком физического совершенствования. Это часть общей культуры общества. Поэтому главной целью физической культуры является формирование гармоничной личности человека. В условиях стремительно развивающихся информационных технологий, высокой интеграции человека в глобальное информационное пространство, как правило, обостряются проблемы, связанные с полноценным функционированием личности в современном обществе. Возникающая при этом нагрузка, работа с компьютером (основным источником информации в современном мире) сокращает время на занятия собственным здоровьем. Особенно эта проблема актуальна для детей. Сегодня отдельные аспекты учебной деятельности рассматриваются как фактор, отрицательно влияющий на здоровье учащихся. И причиной тому, прежде всего, являются высокие учебные нагрузки, не всегда эффективный учебный процесс по физическому воспитанию, отсутствие необходимых критериев и слабая мотивация педагогов, родителей, учащихся к укреплению здоровья.
В настоящее время сфера физической культуры и спорта не отвечает возросшим требованиям общества. Невысок рейтинг физической культуры в системе ценностей современного российского человека, а также недостаточен ее статус в нашем обществе.
Для более чем 60 процентов учащихся школ России характерны достаточно низкий уровень физического развития и физической подготовленности, а также физкультурная безграмотность и отсутствие потребности в занятиях физической культурой (таблицы 1, 2). Уровень физической активности российских школьников по сравнению с их сверстниками из других стран низок.
Таблица 1
Фактический уровень физической
активности школьников, процентов
N | Страны | Не занимаются | Занимаются в неделю | |
1-2 часа | 3-4 часа | |||
1. | Австрия | 10 | 39 | 51 |
2. | Германия | 14 | 38 | 48 |
3. | Дания | 15 | 46 | 39 |
4. | Финляндия | 17 | 47 | 36 |
5. | Венгрия | 19 | 45 | 36 |
6. | Канада | 22 | 41 | 37 |
7. | Норвегия | 19 | 49 | 32 |
8. | Бельгия | 26 | 37 | 31 |
9. | Испания | 40 | 44 | 16 |
10. | Россия | 47 | 39 | 14 |
11. | Латвия | 46 | 43 | 11 |
Таблица 2
Количество школьников, которые смотрят
телевизор 4 часа и более в день, процентов
N | Страны | Мальчики | Девочки | ||
11 лет | 15 лет | 11 лет | 15 лет | ||
1. | Франция | 14 | 18 | 14 | 15 |
2. | Австрия | 17 | 25 | 10 | 22 |
3. | Канада | 31 | 23 | 25 | 18 |
4. | Финляндия | 29 | 19 | 23 | 11 |
5. | Польша | 49 | 40 | 36 | 22 |
6. | Россия | 51 | 38 | 36 | 34 |
7. | Израиль | 48 | 38 | 52 | 37 |
8. | Эстония | 49 | 50 | 33 | 40 |
В целом же в настоящее время физической культурой и спортом в стране занимается всего 8-10 процентов населения, тогда когда в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40-60 процентов. Причинами такого отношения россиян к физической культуре являются существенные недостатки, присущие не только прежним системам образования и культуры страны, но и функционирующим сегодня. До сих пор большинство россиян (до 75 процентов женщин, около 60 процентов мужчин) не считают занятия физической культурой и спортом важной составляющей своей жизни.
Такое представление возникает оттого, что почти 65 процентов населения страны не понимают значения физической культуры, связанного с развитием личности человека.
Кроме того, и на техническом производстве, для которого стали характерны сложные эвристические задачи, технологические операции, необходимость в умении творчески мыслить и действовать в различных ситуациях, приобрела остроту проблема нервных и психических перегрузок человека.
Таким образом, с одной стороны, возрастающие требования к человеку, обусловленные прогрессивными тенденциями развития сфер труда, образования, досуга, свидетельствуют о высокой значимости физической культуры, а с другой стороны, отмечается низкий уровень эффективности ее функционирования в этих сферах, не дающий человеку запаса прочности в укреплении здоровья. Это не позволяет населению (особенно молодежи) реализовать весь свой потенциал, гармонично развиваться и эффективно противостоять неблагоприятным условиям социально-политического и экономического устройства общества.
Кроме того, средства массовой информации, в первую очередь телевидение, недостаточно уделяют внимание пропаганде физической культуры и укреплению здоровья детей и всего населения страны. Более того, телевидение перегружено передачами, способствующими тому, чтобы дети и молодежь впитывали в себя негативные примеры неправильного образа жизни. Как следствие, только 6,5 процента российских детей в возрасте от 11 до 15 лет удовлетворены жизнью, тогда как во Франции этот показатель составляет 45-50 процентов, в Канаде - 42-47 процентов, Финляндии - 37-40 процентов, Эстонии - 20-25 процентов.
Английский исследователь А.С. Травис в годы экономического застоя своей страны говорил: "Побеждая скуку и разочарование, физическая культура и спорт вносят свой положительный вклад в борьбу с хулиганством и правонарушениями. Многие молодые люди испытывают сейчас необычные социальные стрессы. Если мы будем слишком долго откладывать конструктивный подход к поиску причин этих стрессов, проблем, которые из них вырастут, станет больше и увеличится во много раз цена, которую придется заплатить за борьбу с их результатами".
Человек должен обладать максимально развитыми физическими, эмоциональными, психологическими и интеллектуальными качествами. Именно интегративные возможности физической культуры, освоение человеком ее потенциала должны рассматриваться как мощный фактор оздоровления человека.
Только здоровый человек, оптимистически настроенный, психологически устойчивый, с высоким уровнем умственной и физической работоспособности может активно жить, успешно преодолевать различные трудности и приносить пользу обществу.
Таким образом, физическая культура, являясь одной из граней общей культуры здорового образа жизни человека, во многом определяет образ жизни человека. Развитие физической культуры и спорта - одно из важнейших слагаемых эффективной социальной политики.
Другими словами, здоровый образ жизни - это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей как условия и предпосылки существования и развития других сторон образа жизни.
В общественном сознании должно прочно утвердиться мнение, что физическая культура общества в целом и каждого человека в отдельности представляет собой базовое условие формирования и осуществления здорового образа жизни, который, в свою очередь, не только основа хорошего самочувствия и бодрого настроения, но и путь к оздоровлению общества, к решению многих его социальных проблем.
При этом необходимо отметить, что охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих.
Все перечисленные обстоятельства и обусловили необходимость решения накопившихся проблем в сфере развития физкультуры и спорта программными методами.
В Республике Татарстан развитие физической культуры и спорта является приоритетным направлением проводимой социальной политики и основывается на надежной нормативно-правовой основе. Создаются широкие возможности для развития физической культуры и спорта.
В настоящее время наблюдается положительная динамика в области развития и постепенного совершенствования спортивной инфраструктуры. В Республике Татарстан насчитывается более 8,8 тыс.объектов физкультуры и спорта, и интенсивно вводятся в эксплуатацию новые спортивные сооружения. Только в период с 2007 года по декабрь 2010 года в эксплуатацию введено 239 новых объектов физкультуры и спорта.
Вместе с тем сохраняется дифференциация в обеспеченности объектами физкультуры и спорта в разрезе муниципальных образований. Однако нельзя не отметить, что такая дифференциация должна интерпретироваться лишь как предварительный оценочный параметр, который не дает полного представления о фактическом положении дел. На рисунках 1-3 представлена обеспеченность муниципальных районов и городских округов объектами физкультуры и спорта, введенными только с участием бюджетных ресурсов, так как в настоящее время отсутствует информация о таких объектах, которые построены или реконструированы за счет корпоративных средств и которыми пользуются работники предприятий и члены их семей.
Рис. 1. Обеспеченность спортивными залами в 2010 году
Рис. 2. Обеспеченность бассейнами в 2010 году
Рис. 3. Обеспеченность плоскостными сооружениями в 2010 году
Кроме того, отдельные объекты, оборудованные за счет средств бюджета, также не учитываются. Примерами могут служить тренажерные залы, бассейны в бюджетных учреждениях, в том числе в детских дошкольных образовательных учреждениях, реабилитационных центрах, домах временного пребывания пожилых людей, спортивные залы в государственных учреждениях и др.
В республике ведется определенная работа по повышению массовости занятий физической культурой и спортом. Число регулярно занимающихся физкультурой и спортом составляет 775375 человек, или 20,5 процента от всего населения республики.