Недействующий

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 30 декабря 2010 г. N 1134
"О долгосрочной целевой программе "Развитие физической культуры
 и спорта в Республике Татарстан на 2011-2015 годы"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления КМ РТ от 07.02.2014 N 73, вступившего в силу с 7 февраля 2014 года.
____________________________________________________________________


В целях реализация государственной политики в области физической культуры и спорта, создания условий населению Республики Татарстан для ведения здорового образа жизни Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Развитие физической культуры и спорта в Республике Татарстан на 2011-2015 годы" (далее - Программа).

2. Министерствам, ведомствам и организациям, участвующим в реализации Программы, ежеквартально представлять до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, информацию о ее выполнении в Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан.

3. Министерству финансов Республики Татарстан и Министерству экономики Республики Татарстан при формировании бюджета Республики Татарстан на соответствующий год предусматривать выделение финансовых средств на реализацию Программы исходя из возможностей бюджета Республики Татарстан.

4. Предложить главам муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан разработать и утвердить целевые программы, направленные на развитие физической культуры и спорта.

5. Контроль за реализацией настоящего постановления возложить на отдел по вопросам здравоохранения, спорта и формирования здорового образа жизни Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан.

Премьер-министр
Республики Татарстан

И.Ш. Халиков

     

Долгосрочная целевая программа
"Развитие физической культуры и спорта
в Республике Татарстан на 2011-2015 годы"
(утв. постановлением КМ РТ от 30 декабря 2010 г. N 1134)

     
Паспорт Программы

Наименование Программы

Долгосрочная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Республике Татарстан на 2011-2015 годы" (далее - Программа)

Дата принятия решения о разработке Программы

Распоряжение Президента Республики Татарстан от 09.02.2009 N 56 "Об утверждении Плана основных мероприятий по проведению в 2009 году в Республике Татарстан года спорта и здорового образа жизни";
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.01.2010 N 33 "О плане мероприятий Кабинета Министров Республики Татарстан в 2010 году по реализации основных положений послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации";
от 14.12.2009 N 850 "Об утверждении Инвестиционного меморандума Республики Татарстан на 2010 год";
от 15.06.2009 N 390 "Об утверждении Плана мероприятий на 2009 год по реализации Комплексной программы демографического развития Республики Татарстан до 2010 года и на перспективу до 2030 года"

Государственный заказчик Программы

Кабинет Министров Республики Татарстан

Государственный заказчик-координатор Программы

Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан

Основной разработчик Программы

Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан

Исполнитель Программы

Министерства и ведомства Республики Татарстан, муниципальные образования Республики Татарстан

Цели Программы

1. Реализация государственной политики в области физической культуры и спорта.
2. Удовлетворение текущих и формирование новых потребностей населения в занятиях физической культурой и спортом.
3. Формирование здорового образа жизни.
4. Создание условий ведения всем населением Республики Татарстан здорового образа жизни

Задачи Программы

1. Совершенствование нормативной правовой базы развития физической культуры и спорта в Республике Татарстан.
2. Создание эффективной системы учета объектов в сфере физкультуры и спорта и их использования.
3. Совершенствование механизмов финансового, материально-технического и кадрового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности.
4. Внедрение новых форм организации физкультурно-спортивной деятельности.
5. Оказание мер государственной поддержки общественным физкультурно-спортивным организациям.
6. Строительство современных спортивно-оздоровительных комплексов, специализированных спортивных сооружений.
7. Формирование доступных условий для занятий физической культурой, спортом различных категорий населения по месту жительства, учебы, трудовой деятельности.
8. Развитие базовых видов спорта.
9. Подготовка спортивного резерва и спортсменов высокого класса.
10. Содействие в подготовке специалистов физкультуры и спорта высшей квалификации.
11. Организация системной пропаганды физической активности и здорового образа жизни

Сроки реализации Программы

2011-2015 годы

Источники финансирования Программы

Средства бюджета Республики Татарстан, внебюджетных источников, средств федерального бюджета в объемах, определяемых и выделяемых в установленном порядке

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

В результате реализации Программы предполагается к 2015 году:
довести долю населения Республики Татарстан, систематически занимающегося физической культурой и спортом, до 35 процентов;
довести продолжительность жизни населения Республики Татарстан до уровня не менее 71 года;
довести обеспеченность населения спортивными сооружениями до уровня, установленного Программой социально-экономического развития Республики Татарстан;
увеличить объем и повысить качество платных физкультурно-спортивных услуг населению;
снизить уровень заболеваемости граждан, улучшить физическую подготовку юношей допризывного и призывного возрастов;
увеличить количество спортсменов Республики Татарстан, выступающих на всероссийских и международных соревнованиях и являющихся членами сборной команды Российской Федерации по видам спорта;
повышение роли физической реабилитации и социальной адаптации людей с ограниченными возможностями средствами физической культуры и спорта

     

I. Характеристика проблемы, на решение
которой направлена Программа


Настоящая Программа разработана с учетом Послания Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан в 2010 году, положений Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 N 1101-р, и является приоритетной целевой программой, рекомендованной Инвестиционным меморандумом Республики Татарстан на 2010 год для разработки и утверждения. Кроме того, реализация Программы является одним из основных мероприятий по осуществлению Комплексной программы демографического развития Республики Татарстан до 2010 года и на перспективу до 2030 года.

Программа предусматривает выполнение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, укрепление здоровья, повышение физической активности и подготовленности всех возрастных групп населения, создание условий для полноценного отдыха и здорового досуга, подготовки спортивного резерва и успешных выступлений спортсменов Республики Татарстан на российских и международных спортивных соревнованиях.

Слово "культура" означает воспитание, почитание и характеризует область человеческой деятельности, связанной с самовыражением человека, проявлением его характера, навыков, умений и знаний. Физическая культура - это объединение различных мероприятий, направленных на достижение человеком физического совершенствования. Это часть общей культуры общества. Поэтому главной целью физической культуры является формирование гармоничной личности человека. В условиях стремительно развивающихся информационных технологий, высокой интеграции человека в глобальное информационное пространство, как правило, обостряются проблемы, связанные с полноценным функционированием личности в современном обществе. Возникающая при этом нагрузка, работа с компьютером (основным источником информации в современном мире) сокращает время на занятия собственным здоровьем. Особенно эта проблема актуальна для детей. Сегодня отдельные аспекты учебной деятельности рассматриваются как фактор, отрицательно влияющий на здоровье учащихся. И причиной тому, прежде всего, являются высокие учебные нагрузки, не всегда эффективный учебный процесс по физическому воспитанию, отсутствие необходимых критериев и слабая мотивация педагогов, родителей, учащихся к укреплению здоровья.

В настоящее время сфера физической культуры и спорта не отвечает возросшим требованиям общества. Невысок рейтинг физической культуры в системе ценностей современного российского человека, а также недостаточен ее статус в нашем обществе.

Для более чем 60 процентов учащихся школ России характерны достаточно низкий уровень физического развития и физической подготовленности, а также физкультурная безграмотность и отсутствие потребности в занятиях физической культурой (таблицы 1, 2). Уровень физической активности российских школьников по сравнению с их сверстниками из других стран низок.

Таблица 1

     
Фактический уровень физической
активности школьников, процентов

N
п/п

Страны

Не занимаются

Занимаются в неделю

1-2 часа

3-4 часа

1.

Австрия

10

39

51

2.

Германия

14

38

48

3.

Дания

15

46

39

4.

Финляндия

17

47

36

5.

Венгрия

19

45

36

6.

Канада

22

41

37

7.

Норвегия

19

49

32

8.

Бельгия

26

37

31

9.

Испания

40

44

16

10.

Россия

47

39

14

11.

Латвия

46

43

11

     

Таблица 2

     
Количество школьников, которые смотрят
телевизор 4 часа и более в день, процентов

N
п/п

Страны

Мальчики

Девочки

11 лет

15 лет

11 лет

15 лет

1.

Франция

14

18

14

15

2.

Австрия

17

25

10

22

3.

Канада

31

23

25

18

4.

Финляндия

29

19

23

11

5.

Польша

49

40

36

22

6.

Россия

51

38

36

34

7.

Израиль

48

38

52

37

8.

Эстония

49

50

33

40


В целом же в настоящее время физической культурой и спортом в стране занимается всего 8-10 процентов населения, тогда когда в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40-60 процентов. Причинами такого отношения россиян к физической культуре являются существенные недостатки, присущие не только прежним системам образования и культуры страны, но и функционирующим сегодня. До сих пор большинство россиян (до 75 процентов женщин, около 60 процентов мужчин) не считают занятия физической культурой и спортом важной составляющей своей жизни.

Такое представление возникает оттого, что почти 65 процентов населения страны не понимают значения физической культуры, связанного с развитием личности человека.

Кроме того, и на техническом производстве, для которого стали характерны сложные эвристические задачи, технологические операции, необходимость в умении творчески мыслить и действовать в различных ситуациях, приобрела остроту проблема нервных и психических перегрузок человека.

Таким образом, с одной стороны, возрастающие требования к человеку, обусловленные прогрессивными тенденциями развития сфер труда, образования, досуга, свидетельствуют о высокой значимости физической культуры, а с другой стороны, отмечается низкий уровень эффективности ее функционирования в этих сферах, не дающий человеку запаса прочности в укреплении здоровья. Это не позволяет населению (особенно молодежи) реализовать весь свой потенциал, гармонично развиваться и эффективно противостоять неблагоприятным условиям социально-политического и экономического устройства общества.

Кроме того, средства массовой информации, в первую очередь телевидение, недостаточно уделяют внимание пропаганде физической культуры и укреплению здоровья детей и всего населения страны. Более того, телевидение перегружено передачами, способствующими тому, чтобы дети и молодежь впитывали в себя негативные примеры неправильного образа жизни. Как следствие, только 6,5 процента российских детей в возрасте от 11 до 15 лет удовлетворены жизнью, тогда как во Франции этот показатель составляет 45-50 процентов, в Канаде - 42-47 процентов, Финляндии - 37-40 процентов, Эстонии - 20-25 процентов.

Английский исследователь А.С. Травис в годы экономического застоя своей страны говорил: "Побеждая скуку и разочарование, физическая культура и спорт вносят свой положительный вклад в борьбу с хулиганством и правонарушениями. Многие молодые люди испытывают сейчас необычные социальные стрессы. Если мы будем слишком долго откладывать конструктивный подход к поиску причин этих стрессов, проблем, которые из них вырастут, станет больше и увеличится во много раз цена, которую придется заплатить за борьбу с их результатами".

Человек должен обладать максимально развитыми физическими, эмоциональными, психологическими и интеллектуальными качествами. Именно интегративные возможности физической культуры, освоение человеком ее потенциала должны рассматриваться как мощный фактор оздоровления человека.

Только здоровый человек, оптимистически настроенный, психологически устойчивый, с высоким уровнем умственной и физической работоспособности может активно жить, успешно преодолевать различные трудности и приносить пользу обществу.

Таким образом, физическая культура, являясь одной из граней общей культуры здорового образа жизни человека, во многом определяет образ жизни человека. Развитие физической культуры и спорта - одно из важнейших слагаемых эффективной социальной политики.

Другими словами, здоровый образ жизни - это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей как условия и предпосылки существования и развития других сторон образа жизни.

В общественном сознании должно прочно утвердиться мнение, что физическая культура общества в целом и каждого человека в отдельности представляет собой базовое условие формирования и осуществления здорового образа жизни, который, в свою очередь, не только основа хорошего самочувствия и бодрого настроения, но и путь к оздоровлению общества, к решению многих его социальных проблем.

При этом необходимо отметить, что охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих.

Все перечисленные обстоятельства и обусловили необходимость решения накопившихся проблем в сфере развития физкультуры и спорта программными методами.

В Республике Татарстан развитие физической культуры и спорта является приоритетным направлением проводимой социальной политики и основывается на надежной нормативно-правовой основе. Создаются широкие возможности для развития физической культуры и спорта.

В настоящее время наблюдается положительная динамика в области развития и постепенного совершенствования спортивной инфраструктуры. В Республике Татарстан насчитывается более 8,8 тыс.объектов физкультуры и спорта, и интенсивно вводятся в эксплуатацию новые спортивные сооружения. Только в период с 2007 года по декабрь 2010 года в эксплуатацию введено 239 новых объектов физкультуры и спорта.

Вместе с тем сохраняется дифференциация в обеспеченности объектами физкультуры и спорта в разрезе муниципальных образований. Однако нельзя не отметить, что такая дифференциация должна интерпретироваться лишь как предварительный оценочный параметр, который не дает полного представления о фактическом положении дел. На рисунках 1-3 представлена обеспеченность муниципальных районов и городских округов объектами физкультуры и спорта, введенными только с участием бюджетных ресурсов, так как в настоящее время отсутствует информация о таких объектах, которые построены или реконструированы за счет корпоративных средств и которыми пользуются работники предприятий и члены их семей.     


         Рис. 1. Обеспеченность спортивными залами в 2010 году

          

Рис. 2. Обеспеченность бассейнами в 2010 году



Рис. 3. Обеспеченность плоскостными сооружениями в 2010 году

Кроме того, отдельные объекты, оборудованные за счет средств бюджета, также не учитываются. Примерами могут служить тренажерные залы, бассейны в бюджетных учреждениях, в том числе в детских дошкольных образовательных учреждениях, реабилитационных центрах, домах временного пребывания пожилых людей, спортивные залы в государственных учреждениях и др.

В республике ведется определенная работа по повышению массовости занятий физической культурой и спортом. Число регулярно занимающихся физкультурой и спортом составляет 775375 человек, или 20,5 процента от всего населения республики.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»