Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 30 декабря 2010 г. N 1150
"Об утверждении долгосрочной целевой программы
"Дети Татарстана" на 2011-2013 годы"
(с изменениями на 20 мая 2013 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 5 сентября 2011 г. N 739
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 февраля 2012 г. N 141
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 февраля 2012 г. N 149
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 марта 2013 г. N 216
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 мая 2013 г. N 329
____________________________________________________________________
В целях улучшения положения детей в Республике Татарстан, повышения качества их жизни Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Дети Татарстана" на 2011-2013 годы (далее - Программа).
2. Министерствам, ведомствам и организациям, участвующим в реализации Программы, ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять информацию о ее выполнении в Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан.
3. Министерству финансов Республики Татарстан, Министерству экономики Республики Татарстан при формировании проекта бюджета Республики Татарстан на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов включить Программу в перечень долгосрочных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств бюджета Республики Татарстан, и ежегодно уточнять размер выделенных на ее реализацию ассигнований.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан.
Премьер-министр | И.Ш. Халиков |
Долгосрочная целевая программа
"Дети Татарстана" на 2011-2013 годы
(утв. постановлением КМ РТ от 30 декабря 2010 г. N 1150)
Паспорт
долгосрочной целевой программы "Дети Татарстана" на 2011-2013 годы
Наименование программы | Долгосрочная целевая программа "Дети Татарстана" на 2011-2013 годы (далее - Программа) | ||||
Дата принятия решения о разработке Программы | Поручение Президента Республики Татарстан от 17.09.2010 N 25113-МР | ||||
Государственный заказчик | Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан | ||||
Основные разработчики Программы | Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан - координатор, Министерство здравоохранения Республики Татарстан, Министерство образования и науки Республики Татарстан, Министерство культуры Республики Татарстан, Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Министерство внутренних дел по Республике Татарстан | ||||
Цель Программы | Создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, государственная поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации | ||||
Задачи Программы | Охрана здоровья детей и подростков, в т.ч. репродуктивного здоровья; | ||||
Перечень подпрограмм | 1. Здоровое поколение; | ||||
Сроки и этапы реализации Программы | 2011-2013 годы | ||||
Объемы и источники финансирования Программы по годам | Объем средств, выделяемых из бюджета Республики Татарстан, носит прогнозный характер и подлежит ежегодной корректировке в установленном порядке при формировании проекта бюджета на соответствующий финансовый год с учетом уточнения перечня программных мероприятий, сроков и этапов их реализации в соответствии с достигнутыми результатами. | ||||
Источник финансирования Программы | Всего | 2011 | 2012 | 2013 | |
Средства бюджета Республики Татарстан | 138060,0 | 46020,0 | 46020,0 | 46020,0 | |
Система организации контроля за исполнением Программы | Общий контроль за исполнением Программы осуществляет Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан, которое уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы и состав исполнителей и вносит предложения по их изменению в Кабинет Министров Республики Татарстан. Исполнители Программы после осуществления программных мероприятий представляют в Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан ежеквартальные отчеты об исполнении мероприятий по установленной форме. Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет сводный ежеквартальный отчет в Министерство экономики Республики Татарстан | ||||
Ожидаемые результаты реализации Программы | Реализация мероприятий Программы позволит в 2013 году относительно 2010 года: |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
По состоянию на 01.01.2009 в Республике Татарстан проживало 3768580 человек. Из них детское население составляет 721507 человек, или 19,1 процента (дети в возрасте 0-14 лет - 577967 человек, подростки в возрасте 15-17 лет - 143540 человек). На протяжении последних трех лет число детей в возрасте 0-17 лет снизилось на 0,5 процента. С 1999 года в Республике Татарстан действует республиканская программа "Дети Татарстана", которая направлена на улучшение положения и качества жизни детей и подростков республики, создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, государственную поддержку детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Ранее действовавшие республиканские программы, утвержденные постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.12.1998 N 1907, от 10.04.2002 N 195, от 11.05.2005 N 211 и от 24.12.2007 N 743, также были направлены на улучшение положения детей, координацию усилий всех заинтересованных структур и объединение различных ресурсов по решению проблем детей, возникающих в новых социально-экономических условиях. Такой программно-целевой подход при реализации мер по улучшению положения детей доказал свою эффективность в Республике Татарстан.
Несмотря на достигнутые в предыдущие годы позитивные результаты реализации Республиканской программы "Дети Татарстана" по улучшению положения детей в Республике Татарстан, остается много проблем в сфере обеспечения жизнедеятельности детей, которые требуют решения на государственном уровне.
В 2007-2009 годах наблюдалась положительная динамика основных демографических показателей. В 2009 году общий коэффициент рождаемости составил 12,4 на 1000 среднегодового постоянного населения, что выше аналогичного показателя 2008 года на 5,1 процента (11,8) и показателя 2007 года на 13,8 процента (10,9). Детская смертность снизилась за последние 3 года на 21,2 процента (с 89,2 в 2007 году до 70,3 в 2009 году на 100000 соответствующего населения; в 2008 году - 73,7). Снижение показателя отмечается во всех возрастных группах, кроме детей возрастной группы 5-9 лет. Однако смертность детей увеличилась за счет роста смертности класса "Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин". Высокий уровень смертности продолжает сохраняться в возрастной группе 15-17 лет, смертность среди мальчиков в 1,7 раза выше, чем среди девочек.
Заболеваемость среди детей в возрасте от 0 до 14 лет включительно за 2007-2009 годы увеличилась на 15,7 процента (2007 год - 1639,6; 2008 год - 1669,5; 2009 год - 1896,8). Уровень заболеваемости среди подростков возрос за 2007-2009 годы на 8,9 процента, составил 1393,3 случая на 1000 населения соответствующего возраста (2007 год - 1279,3; 2008 год - 1246,6).
В структуре заболеваемости детского населения 0-14 лет продолжают лидировать заболевания органов дыхания, травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин, заболевания кожи и подкожной клетчатки, некоторые инфекционные и паразитарные болезни и болезни органов пищеварения. Среди подростков в структуре заболеваний ведущими остаются показатели класса болезней дыхания, мочеполовой, костно-мышечной системы, кожи и подкожной клетчатки, травмы и отравления.
В 2009 году сохранилась положительная динамика снижения показателей заболеваемости инфекционными заболеваниями, управляемыми средствами специфической иммунопрофилактики среди детей в возрасте до 14 лет. За последние 5 лет заболеваемость краснухой снизилась в 7 раз, эпидемическим паротитом - в 4,5 раза, туберкулезом - в 1,5 раза. С 2006 года не регистрируется заболеваемость корью. Однако заболеваемость психическими расстройствами у детей в возрасте 0-14 лет в 2009 году увеличилась на 25,3 процента, у подростков 15-17 лет уменьшилась почти вдвое. На диспансерном учете у психиатров состоит 7491 человек в возрасте 0-17 лет. Всего в 2009 году в республике зарегистрировано 17420 заболеваний психическими расстройствами среди детского населения, из них у детей в возрасте 0-14 лет - 13366 случаев, у подростков 15-17 лет - 4054 случая.
В 2009 году зарегистрировано 498 случаев заболеваемости всеми наркологическими болезнями (включая алкоголизм, алкогольные психозы, наркомании и токсикомании) среди детей в возрасте 0-17 лет, из них 48 - дети 0-14 лет, 450 - подростки 15-17 лет. В динамике за 2007-2009 годы показатель заболеваемости в возрастной группе 0-14 лет снизился на 36,2 процента, у подростков 15-17 лет - на 13,1 процента.
С 2006 года новой формой первичной профилактики наркомании стало проведение профилактических медицинских осмотров школьников, учащихся учреждений начального профессионального образования, студентов средних специальных учебных заведений и учреждений высшего профессионального образования на предмет выявления лиц, употребляющих наркотики. Целью профилактических осмотров является предупреждение развития наркомании. Всего с 2006 года осмотрено 505481 человек, выявлено 699 (1,4 процента от осмотренных) потребителей наркотических веществ. В 2009 году осмотрено 100242 человека (100,2 процента от плана); выявлено 72 (0,7 процента от числа осмотренных) потребителя наркотических веществ.
В 2009 году абсолютная численность детей-инвалидов в возрасте 0-17 лет (с учетом находящихся в интернатных учреждениях Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан и Министерства образования и науки Республики Татарстан) составила 14079 детей (2008 год - 14849, 2007 год - 15962).
За последние три года уровень инвалидности детей 0-17 лет уменьшился на 7,2 процента, но по-прежнему остается высоким (2009 год - 195,1 на 10000 населения соответствующего возраста).
Показатели инвалидности среди детей 0-17 лет по классам заболеваний в 2009 году распределились следующим образом: болезни нервной системы - 48,1 случая на 10000 населения соответствующего возраста (2008 год - 47,6, 2007 год - 47,3), психические расстройства - 46,7 (2008 год - 46,4, 2007 год - 53,0), врожденные аномалии развития - 33,4 (2008 год - 35,7, 2007 год - 35,7), болезни глаза и его придаточного аппарата - 15,4 (2008 год - 15,8, 2007 год - 16,7).
В структуре первичной инвалидности по классам заболеваний лидирующие позиции занимают врожденные аномалии, заболевания нервной системы, психические расстройства.
Несмотря на проводимые в Республике Татарстан мероприятия по улучшению условий жизни, медицинского обслуживания, повышения качества образования детей-инвалидов, остается нерешенным целый комплекс социальных, психолого-педагогических и медицинских проблем. Назрела необходимость решения на республиканском уровне вопросов обеспечения нормальной жизнедеятельности детей-инвалидов и семей, в которых они воспитываются.
Демографический спад оказывает серьезное влияние на ухудшение ситуации в сфере образования на всех ее уровнях. В большей степени он затронул образовательную школу. Число учащихся за период с 2005 по 2009 год сократилось на 58,8 тыс. человек (12,4 процента) и составило в 2005 году 440,5 тыс. человек, а в 2009 году - 385,7 тыс. человек. Контингент обучающихся уменьшился к 2009/2010 учебному году на 5847 человек по сравнению с 2008/2009 учебным годом. По состоянию на 01.01.2010 в образовательных учреждениях Республики Татарстан обучается 385691 человек. Негативное влияние на организм ребенка в образовательных учреждениях усиливается за счет несбалансированности режимов умственного труда и отдыха учащихся. В общеобразовательных школах с углубленным изучением предметов, лицеях, гимназиях, колледжах учащиеся подвергаются усиленной нагрузке.
Анализ состояния здоровья школьников, условий обучения и воспитания их в общеобразовательных учреждениях показывает, что вся инновационная работа, особенно изменения в содержании образования, требуют четкого и тщательного обоснования и контроля не только за качеством знаний. Всего в республике 2072 общеобразовательных школы, из них около 670 образовательных учреждений требуют капитального ремонта, 854 школы работают в 2 смены, в т.ч. 195 сельских школ. Однако в целом по республике отмечается устойчивая тенденция сокращения обучающихся во вторую смену. В 2009/2010 учебном году во вторую смену занимались 30,6 тыс. человек, или 7,96 процента от общего числа учащихся, в прошлом учебном году - 33,4 тыс. человек, или 8,52 процента. Несмотря на снижение количества учащихся, занимающихся во вторую смену, оно все же остается на достаточно высоком уровне. В ветхих зданиях размещаются 71 школа республики, не говоря уже об их материально-техническом оснащении.
Несмотря на ухудшение состояния здоровья детей и подростков в республике остается незначительной база действующих стационарных оздоровительных лагерей министерств и ведомств, предприятий и организаций - их в республике 133, однако данного количества недостаточно для полноценного отдыха и оздоровления детей и подростков Республики Татарстан. По-прежнему, постепенно разрушаясь, продолжают бездействовать около 30 стационарных лагерей предприятий и организаций.
Значительный вклад в воспитание вносят детские общественные организации. В Республике Татарстан действуют 50 республиканских детских организаций, которые охватывают более 400 тыс. детей. В 2008 году на Форуме юных граждан создана республиканская детская общественная организация "Совет детских организаций Республики Татарстан", объединившая в своих рядах все детские организации Республики Татарстан. В настоящее время в Республике Татарстан есть все необходимые условия для реализации богатейшего воспитательного потенциала детского движения, для поддержки детских инициатив и проектов.
В 22 муниципальных образованиях Республики Татарстан функционируют 212 подростковых клубов по месту жительства с охватом около 55 тыс. человек, что составляет 36,7 процента обеспеченности учреждениями для работы с детьми и подростками по месту жительства. Работа с детьми и подростками по месту жительства является одним из приоритетных направлений государственной молодежной политики, поэтому необходима дальнейшая работа по совершенствованию инфраструктуры по месту жительства, дальнейшее укрепление ее материально-технической базы.
Несмотря на большую работу по поддержке одаренных детей в Республике Татарстан, последние еще не стали объектом усиленного внимания государственных органов, творческих союзов, университетов и научных школ. Требуется создание структур поиска и поддержки одаренных детей. Не проведены исследования, раскрывающие перспективы одаренных детей через 10-20 лет, как это принято в практике развитых государств.
По-прежнему в кризисной ситуации находится техническое творчество, туризм и детский спорт. Из года в год обостряются проблемы финансирования дополнительного образования детей. Низкий уровень доходов населения и уровня жизни большинства населения ограничивает возможности родителей в оплате дополнительного образования детей, в связи с чем появляется проблема доступности этого вида образования. При Министерстве образования и науки Республики Татарстан функционируют 188 учреждений дополнительного образования, из них спортивной направленности - 9, многопрофильных - 121, художественно-эстетического направления - 58. По данным Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан, по состоянию на 01.01.2010 в Республике Татарстан насчитывалось 155 учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности, из них 129 специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и 26 детско-юношеских спортивных школ. Общее число детей, занимающихся в спортивных школах, составляет 96687 человек. Это на 2113 учащихся меньше по сравнению с 2006 годом (98800 человек). Вместе с тем привлечение к занятиям физической культурой и спортом более широкого круга детей и подростков, превращение его в массовый спорт требует совместных усилий государственных, муниципальных и общественных организаций в части популяризации здорового образа жизни, физической культуры и спорта среди детей и подростков, а также сохранения и развития детских и подростковых спортивных клубов, любительских объединений и организаций по месту жительства.
Социальное здоровье общества во многом характеризуется отношением к сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Серьезную озабоченность вызывает тот факт, что незначительно уменьшается количество детей, оставшихся без попечения родителей. По состоянию на 01.01.2010 в республике выявлены и взяты на учет в количестве 1724 человек дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Меры, принимаемые в Республике Татарстан, по обеспечению гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во многом способствуют улучшению положения в данной сфере. По состоянию на 01.08.2010 функционируют 1290 приемных семей, где воспитываются 2136 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в 2008 году было 959 приемных семей, где воспитывалось 1506 приемных детей). Вследствие передачи воспитанников интернатных учреждений в семьи граждан сокращается их количество в учреждениях. В связи с вышеуказанной работой планируется поэтапное закрытие детских домов, к 2015 году останется 7-8 интернатных учреждений. Отсутствие Программы повлечет за собой снижение эффективности работы по созданию благоприятных условий для обеспечения жизнедеятельности детей-сирот, что приведет к сокращению числа детей, лишенных родительского попечения, передаваемых в семьи.
Продолжает оставаться высокой криминальная активность несовершеннолетних жителей республики. В 2009 году совершено 2100 преступлений с участием несовершеннолетних, в 2007 году - 3132, из них около 72 процентов составляют преступления корыстной направленности (кражи, грабежи, разбойные нападения и т.д.). По-прежнему остается высоким удельный вес преступности неработающих и необучающихся подростков. Снижается, но остается высокой рецидивная преступность среди несовершеннолетних (в 2007 году - 947, в 2008 году - 607, в 2009 году - 561). На криминальную ситуацию оказывает влияние резко обострившаяся проблема наркомании. При этом продолжает оставаться актуальной проблема подросткового пьянства: каждый шестой ребенок, совершивший преступление, находился в состоянии алкогольного опьянения. В последние годы, несмотря на некоторое снижение подростковой преступности, наблюдается тенденция ее омоложения. Наблюдается рост таких преступлений несовершеннолетних, как изнасилование (в 2009 году - 29 случаев, в 2007 году - 26 случаев), половое сношение с лицом, не достигшим 16 лет (в 2009 году - 27 случаев, в 2007 году - 21), развратные действия (в 2009 году - 26 случаев, в 2007 году - 10), вовлечение в занятие проституцией (в 2009 году - 8 случаев, в 2007 году - 2). Таким образом, существующие институты государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений не обеспечивают эффективной профилактики. Медленно развиваются учреждения досуга и дополнительного образования, социально-реабилитационные центры для дезадаптированных детей и другие службы социального обслуживания детей, подростков, семьи.
Не отвечает современным требованиям и нормативно-правовое, научно-методическое и кадровое обеспечение работы по решению проблем детства, их правовой и социальной защищенности, профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, их социальной реабилитации.
Программы федерального и республиканского уровней взаимно дополняют друг друга, что повышает эффективность работы с детьми, проживающими на территории Республики Татарстан.
Благополучие детей определяет будущее любой страны. Чем хуже качество жизни детей, тем выше риск роста в будущем масштабов бедности, ухудшения показателей здоровья, роста социальной напряженности и риска социальной и экономической нестабильности. Предотвращение и ослабление негативных тенденций является одной из ключевых задач государственной политики в отношении детей.
2. Цель и задачи Программы с указанием сроков ее реализации, а также индикаторов оценки результата в разрезе целей и задач
Цель Программы - создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, государственная поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Задачи Программы:
обеспечение безопасного материнства и рождения здоровых детей, охрана здоровья детей и подростков, в т.ч. репродуктивного здоровья;
профилактика и снижение детской и подростковой заболеваемости, инвалидности и смертности;
обеспечение полноценной жизнедеятельности детей-инвалидов и их интеграции в общество;
создание условий для организации отдыха и оздоровления детей и подростков в оздоровительных лагерях;
сохранение государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, сохранение национального генофонда страны, развитие интеллектуального и творческого потенциала Республики Татарстан;
государственная поддержка детских общественных объединений Республики Татарстан;
совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
государственная поддержка работы с детьми и подростками по месту жительства;
постепенный переход от содержания детей в учреждениях интернатного типа к семейным формам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Достижение указанных цели и задач будет осуществляться в рамках реализации подпрограмм, входящих в Программу.
Предлагается в структуре Программы выделить восемь подпрограмм:
"Здоровое поколение", "Дети-инвалиды", "Создание условий для организации отдыха и оздоровления детей и подростков", "Одаренные дети", "Поддержка детских общественных объединений в Республике Татарстан", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Организация работы среди детей и подростков по месту жительства", "Дети-сироты".
Задачей подпрограммы "Здоровое поколение" является охрана здоровья детей и подростков, в т.ч. репродуктивного здоровья.