ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 декабря 2010 года N 1174
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА 2010 - 2015 ГОДЫ "КИЛЭЧЭК" - "БУДУЩЕЕ"
(в редакции Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2011 N 1125)
В целях развития республиканской системы образования Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые:
Стратегию развития образования в Республике Татарстан на 2010 - 2015 годы "Килэчэк" - "Будущее" (далее - Стратегия);
План первоочередных мероприятий по реализации первого этапа Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010 - 2015 годы "Килэчэк" - "Будущее" на 2010 - 2011 годы (далее - План мероприятий).
(в ред. Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2011 N 1125)
2. Министерству образования и науки Республики Татарстан:
абзац исключен. - Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2011 N 1125.
обеспечить исполнение Плана мероприятий и координацию деятельности по его реализации органами государственной и муниципальной власти, организациями и учреждениями.
3. Министерству финансов Республики Татарстан и Министерству экономики Республики Татарстан предусматривать на соответствующий год выделение финансовых средств на реализацию Стратегии в соответствии с утверждаемыми Кабинетом Министров Республики Татарстан планами реализации Стратегии.
4. Контроль за исполнением настоящего Постановления оставляю за собой.
Премьер-министр
Республики Татарстан
И.Ш.ХАЛИКОВ
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА 2010 - 2015 ГОДЫ "КИЛЭЧЭК" - "БУДУЩЕЕ"
1. Наименование документа | Стратегия развития образования Республики Татарстан на 2010 - 2015 годы "Килэчэк" - "Будущее" (далее - Стратегия) |
2. Основание для разработки Стратегии | Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", утвержденная Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г.; распоряжение Президента Республики Татарстан от |
3. Разработчик Стратегии | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
4. Цель Стратегии | Кадровое и научно-технологическое обеспечение инновационного развития Республики Татарстан, формирование и удовлетворение потребности личности в развитии и получении знаний |
5. Задачи Стратегии | Создание интегрированной модели управления и финансирования республиканской системы образования, ориентированной на результат; повышение кадрового потенциала системы образования и престижа профессии педагога; усиление интеграции образования с региональной экономикой; обеспечение инновационного характера образования; развитие электронного образования; развитие и укрепление межнациональных коммуникаций через систему национального образования; повышение качества изучения иностранных языков и расширение международного сотрудничества в образовании; формирование ментальности лидерства; обеспечение условий для формирования нравственно и физически здоровой личности; формирование системы работы с талантливыми и одаренными детьми; создание условий для научно-технического творчества детей и молодежи; совершенствование работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию |
6. Сроки и этапы реализации Стратегии | I этап: 2010 - 2011 годы II этап: 2012 - 2013 годы III этап: 2014 - 2015 годы |
7. Ожидаемые результаты Стратегии | Повышение качества образования на всех его уровнях; ориентированная на инновационное развитие республики система кадрового обеспечения образования и профессионального развития работников образования; повышение экономической эффективности системы образования; благоприятные условия для успешного изучения родного языка; единое электронное образовательное пространство республики; эффективная интеграция профессионального образования с региональной экономикой; развитая инфраструктура научно-технического творчества детей и молодежи; система комплексной работы с талантливыми и одаренными детьми; укрепление нравственного и физического здоровья детей и молодежи |
8. Объемы и источники финансирования Стратегии на 2010 - 2015 годы | Доведение объемов финансирования ежегодно до 0,5 процента валового регионального продукта в зависимости от возможностей бюджета Республики Татарстан и средств, привлекаемых из других источников |
Стратегия развития образования в Республике Татарстан на 2010 - 2015 годы "Килэчэк" - "Будущее" (далее - Стратегия) разработана в целях преодоления негативных тенденций, связанных с падением качества образования, низкой экономической эффективностью функционирования отрасли образования и их влиянием на инновационное развитие Республики Татарстан.
Стратегия исходит из основополагающих федеральных и республиканских нормативно-правовых актов и программ в данной сфере, полностью соответствует национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", утвержденной Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым 4 февраля 2010 года.
Стратегия разработана с учетом анализа состояния образования в мире, Российской Федерации и Республике Татарстан, в ней определены цель и задачи, сформулированы ключевые принципы развития отрасли, представлены основные мероприятия и проекты по уровням образования.
Стратегия реализуется поэтапно с учетом приоритетности и уровня ресурсного обеспечения. Стратегия утверждается Кабинетом Министров Республики Татарстан. Перечень конкретных мер каждого из этапов реализации Стратегии определяется по предложению Министерства образования и науки Республики Татарстан.
Головным исполнителем мероприятий и проектов является Министерство образования и науки Республики Татарстан, которое формирует подчиненные целям и задачам Стратегии нормативно-правовые и организационные условия для участия в реализации Стратегии органов государственной и муниципальной власти всех уровней, образовательных учреждений и иных заинтересованных организаций.
Ведущие страны мира, избравшие путь инновационного развития, определяют систему образования как локомотив построения экономики, основанной на знаниях.
Объем новой технической информации, создаваемой в мире, удваивается каждые два года, 10 наиболее востребованных специальностей 2010 года даже не существовали в 2004 году, объем новой информации, сгенерированной в 2009 году, превысил весь объем информации, накопленный человечеством, за предыдущие 5 тысяч лет. Общепризнанно, что из всех видов ресурсов, которыми располагают организации, компании, регионы и страны (финансовые, материально-технические, природные и т.п.), самым ценным является кадровый ресурс.
Страна, не обладающая эффективной системой развития человеческого потенциала, основой которой, в свою очередь, является система образования, имеет низкий уровень конкурентоспособности в глобальной конкуренции экономических систем. Поэтому в бюджетах развитых стран мира предусмотрены значительные, постоянно увеличивающиеся средства на развитие национальных систем образования. Суммарные средства, ежегодно вкладываемые в развитие мировой системы образования, сегодня превышают 2 трлн долларов США.
Основной проблемой системы образования любой страны является качество образования. Наиболее развитые страны Евросоюза, США и другие страны-лидеры периодически инициируют проекты в области модернизации образования, целью которых является повышение его качества. Однако исследования показывают, что сегодня в мире немного успешных примеров модернизации образования (см. рисунок ниже).
Рис. 1*. Сравнение повышения расходов на образование с уровнем прироста качества знаний <*>.
________________
* Рис. 1 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
________________
<*> Постоянно высокие результаты: уроки лучших мировых школьных систем// МакКинси и Компания.
Представленные данные демонстрируют, что даже радикальное увеличение финансирования образовательной системы не гарантирует автоматического повышения качества образования. Точно также международные исследования показывают, что, вопреки ожиданиям, уменьшение числа обучающихся в классе само по себе не обеспечивает повышения качества образования. Несмотря на значительные финансовые вложения, большинство проектов реформы образования развитых стран из-за ошибочно выбранных приоритетов потерпели неудачу. Эти примеры наглядно показывают, что задача эффективной модернизации системы образования является крайне сложной и не имеет простых решений.
В связи с этим следует руководствоваться опытом стран, осуществивших успешные модернизационные проекты в образовании (Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Финляндия), в которых основной упор был сделан на развитие кадрового потенциала.
Российская Федерация добилась существенных результатов в реформировании системы образования, успешной во многих аспектах, но и имеющей определенные изъяны, унаследованные от СССР. Советская система образования славилась подготовкой инженеров и ученых высочайшего уровня. Ее характерными чертами были институциональная специализация и отсутствие гибкости, вытекающие из концепции образования как подготовки для плановой экономики, а также чрезмерная централизация.
В течение последних лет проводится серьезная модернизация образования - приняты и реализуются Федеральная программа развития образования, приоритетный национальный проект "Образование", Президентом Российской Федерации утверждена национальная образовательная инициатива "Наша новая школа". Однако многое еще предстоит сделать для устранения пробелов в стратегии модернизации, а также для успешной реализации ее важнейших направлений. В недостаточной мере осуществляются шаги, меняющие ориентацию управления образованием на достижение конкретных результатов. В школьном образовании эту ситуацию показывают, в частности, результаты исследования Организации экономического содействия и развития (ОЭСР) по оценке учебных достижений учащихся (PISA, TIMSS). Они выявили, что одновременно с наличием уверенных математических и естественно-научных знаний российским учащимся не хватает навыков применения этих знаний в реальных жизненных ситуациях. Формирование прикладных умений требует существенного изменения учебных материалов, методик преподавания и методов оценки качества образования. Более того, за этим должно последовать обновление системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Профессиональное обучение оказалось самым трудным участком для модернизации. Система начального и среднего профессионального образования не смогла поддержать темп преобразований в экономике. Ей по-прежнему свойственны избыточное количество специальностей и недостаточное внимание к гибким, применимым в различных профессиях ключевым навыкам.
Одной из проблем, на решение которых направлена Концепция модернизации образования Российской Федерации, является обеспечение равенства доступа к образованию. Государственное финансирование общего образования по международным стандартам остается на низком уровне (например, затраты на одного ученика в США - 11 301 доллар США, в Дании - 9 675 долларов США, а в Российской Федерации - 1 857 долларов США) и неравномерно распределяется географически (в частности, в Северо-Западном федеральном округе на одного ученика приходится 78,5 тыс. рублей, в Сибирском - 59,6 тыс. рублей, в Приволжском - 48,1 тыс. рублей).
Существенным фактором, который окажет сильное воздействие на все уровни образования в течение двух следующих десятилетий, является сокращение рождаемости, наблюдающееся с 1989 года. По оценке ООН, в России к 2015 г. произойдет сокращение числа детей в возрастных группах 5 - 14 лет и 15 - 19 лет на 38 процентов и 47 процентов соответственно по сравнению с 2000 годом. В принципе это даст возможность распределять образовательные ресурсы среди меньшего числа учащихся. Однако, поскольку среднее число учащихся, приходящихся в Российской Федерации на одного учителя, и без того находится на низком уровне - 11,5 (в странах ОЭСР этот показатель равен 14,3), направление потенциально сэкономленных средств в систему образования может оказаться непростым делом. Это, прежде всего, касается сельских школ, функционирование которых будет зависеть от дальнейшего оттока населения из села.
В последние годы Правительство Российской Федерации сделало ряд существенных шагов, предусмотренных в Концепции модернизации российского образования. Их целью является повышение качества образования, расширение доступа к нему и повышение его экономической эффективности. Были разработаны и внедрены государственные образовательные стандарты общего и профессионального образования. В средней школе вводятся гибкие программы профильного обучения. Последовательное внедрение информационно-коммуникационных технологий в образование обеспечивает доступ к качественному образованию для детей, проживающих в удаленных районах.
С 2009 года единый государственный экзамен стал обязательной формой итоговой аттестации.
Во многих регионах страны школы получили финансовую самостоятельность и ввели прозрачные формы управления с участием общественности, что позволило повысить эффективность использования бюджетных средств. Этой же цели, а также повышению доступности качественного образования способствовала реструктуризация сети школ в сельских районах.
Опыт реализации Программы модернизации образования выявил некоторые серьезные пробелы в исходной концепции, а также проблемы некоторых ключевых реформ. Так, несмотря на поставленную Президентом Российской Федерации в 2000 г. задачу введения подушевого финансирования общего образования в Российской Федерации, опыт регионов, взявшихся за ее решение, показывает, что единый и простой путь реализации данного направления реформ пока не найден. Поэтому крайне важно траекторию развития образовательной системы Республики Татарстан выстраивать с учетом всех тенденций, связанных с модернизацией системы образования, как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Активное социально-экономическое развитие Республики Татарстан требует формирования инновационной экономики, основанной на знаниях. Это, в свою очередь, предопределяет необходимость кардинального обновления системы образования региона. Главным фактором успешности инновационного развития Татарстана становится человек, способный творчески применять полученные знания и сформированные в ходе обучения умения, а также участвовать в процессе создания и использования новых знаний и технологий. Такого человека может подготовить только эффективная, ориентированная на развитие система образования.
Сложившаяся на сегодняшний день система образования в Республике Татарстан характеризуется наличием ряда проблем и противоречий:
Снижение качества образования на всех уровнях. Появившиеся в последние годы технологии количественных измерений, в том числе единый государственный экзамен и аналогичные ему механизмы контроля, позволяют объективно оценивать качество работы учреждений образования. Результаты последних лет показывают, что уровень качества образования имеет нисходящую тенденцию.
Образовательные уровни не имеют эффективных связей и механизмов согласования. У всех участников образовательного процесса и у общества в целом есть понимание необходимости непрерывного образования с согласованными целью и задачами. Но реализации такой модели препятствует ряд негативных факторов - отсутствие единого понимания ее структуры и инструментов реализации, неэффективное распределение полномочий управления среди уровней государственной власти, инертность работодателей и т.д.
Низкая экономическая эффективность системы образования. Объем денежных средств, выделяемых на функционирование и развитие образования, расходуется недостаточно эффективно. Например, определенная часть от консолидированного бюджета общего образования направляется на финансирование малокомплектных школ, в которых трудно обеспечить современный уровень качества образования.
Недостатки в кадровом обеспечении системы образования Республики Татарстан. Анализ лучших образовательных систем показывает, что для достижения высокого качества образования роль хорошего учителя является приоритетной. Оснащение школы современными учебными средствами, создание комфортных условий для обучения не дадут желаемого эффекта без существенного повышения кадрового потенциала отрасли. Система подготовки и переподготовки педагогических кадров, повышения их квалификации требует серьезной модернизации.
Устаревание инфраструктуры и материально-технической базы системы образования. Активное развитие и усложнение технологий влечет за собой потребность в обновлении парка средств обучения, соответствующем темпам развития общества.
Недостаточная степень интеграции с региональной экономикой. Система образования не имеет эффективных механизмов двусторонней связи с реальным сектором экономики региона. Это приводит к ошибкам в направлениях и содержании подготовки специалистов, к необходимости формирования излишних объемов последующего корпоративного обучения. Необходимо создавать условия для участия бизнеса в формировании программ профессионального образования, оценки качества подготовки специалистов и эффективности работы учреждений образования.
Слабая инфраструктура научно-технического творчества детей и молодежи. Существовавшая с советских времен система научно-технических кружков для детей и молодежи практически потеряна. Важно понимать, что именно на этапе школьного развития ребенка в него можно заложить постоянный интерес к науке и технике, сформировать устойчивую привычку к умственному и физическому труду, создать мотивацию для самообучения и саморазвития. Татарстанский бизнес имеет возможность активно содействовать развитию этого направления, так как это прямые инвестиции в человеческий капитал.
Отсутствие системы целенаправленной работы с одаренными и талантливыми детьми и молодежью. Сегодня эта деятельность в основном сведена к выявлению одаренных детей путем проведения олимпиад и конкурсов разного уровня и предметной направленности. Однако в работе с одаренными и талантливыми детьми и молодежью практически отсутствует система сопровождения их развития и закрепления на более высоких уровнях образования и экономики. Необходимо создать и обеспечить эффективную функциональную систему целенаправленного и непрерывного выявления, отбора, сопровождения и закрепления одаренных детей от детского сада до вуза, создать круглогодичные центры для одаренных детей, сеть специализированных школ-интернатов, центров для одаренных детей и молодежи различного профиля, повысить эффективность работы учреждений дополнительного образования детей по данному направлению.
Дефицит учреждений дошкольного образования. Первым шагом здесь должен стать комплексный аудит этой потребности. Значительные государственные инвестиции, которых потребует развитие инфраструктуры дошкольных образовательных учреждений, должны иметь обоснование в виде реальных данных о потребностях населения. Важно развивать новые формы дошкольного образования - частные, семейные детские сады, группы на предприятиях и т.д.
Низкая эффективность национального образования. Республика Татарстан - субъект Российской Федерации, где развитие татарского языка, литературы и культуры поддерживается на государственном уровне. Однако значительные средства, вкладываемые республикой в это направление образования, на сегодняшний день дают крайне низкие результаты.
Разбалансированность системы профессионального образования. Опасные дисбалансы сложились по уровням профобразования с явным доминированием высшего образования; по направлениям подготовки (количество обучающихся по социо-гуманитарным специальностям превышает число обучающихся по естественно-научному и инженерно-техническому направлениям); по формам обучения (заочные формы превысили очные).
Наряду с вышеизложенными существует также целый ряд проблем разных уровней системы образования, начиная от дошкольного и заканчивая послевузовским. Для каждого из этих уровней образования характерна своя ситуация с качеством образования.
Инфраструктура системы образования Республики Татарстан, ее управление, содержание и технологии обучения, и самое главное - ценностные ориентации всех участников образовательного процесса не в полной мере соответствуют современным требованиям, предъявляемым к системе образования. Назрела необходимость разработки комплексного программного документа, определяющего основные направления модернизации региональной системы образования с учетом радикально изменившегося мира.