Недействующий

О ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ В 2011 - 2013 ГОДАХ"

программными методами


Реформирование государственной гражданской службы Российской Федерации, начавшееся в 2001 году, обеспечило переход к единообразным условиям прохождения государственной гражданской службы, к стабильности и целостности государственной гражданской службы как институциональной системы.

В настоящее время значительно возросли требования общества к государственной гражданской службе.

Развитие государственной гражданской службы области должно обеспечить решение вопросов, связанных с задачами социально-экономического развития области, реализацией закона области от 9 июля 2009 года N 2054-ОЗ "О противодействии коррупции в Вологодской области", реализацией постановления Правительства области от 8 августа 2011 года N 967 "О программе мероприятий по снижению административных барьеров и повышению доступности государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, на 2011-2013 годы в Вологодской области".

(в ред. Постановления Правительства области от 05.07.2012 N 745)

В соответствии с Концепцией реформирования системы государственной службы Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 года N 1336 "О федеральной программе "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)", от 12 декабря 2005 года N 1437 "О продлении срока реализации федеральной программы "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)" на 2006-2007 годы" в Вологодской области выполнены основные программные мероприятия, реализованы концептуальные положения, предусмотренные вышеуказанными актами, а также нормы принятых в их развитие федеральных законов и иных нормативных правовых актов.

В области был проведен комплексный анализ соответствия федеральному законодательству действующего законодательства области о государственной службе. Во исполнение Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" приняты практически все нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации.

Современные условия развития общества и государства предъявляют особые требования к государственным гражданским служащим и, прежде всего, к их профессионализму и компетентности. Вместе с тем само по себе законодательное закрепление последних в качестве принципов государственной гражданской службы не означает соответствующих изменений в кадровом составе государственных гражданских служащих. За прошедший период (2005 - 2010 годы) была проведена работа по внедрению в систему органов исполнительной государственной власти области новых подходов к организации и прохождению государственной гражданской службы, призванных способствовать формированию высокопрофессионального кадрового состава государственных гражданских служащих области. В данном случае речь идет о процедурах аттестации и проведения квалификационного экзамена, которые имеют качественно новые организационно-правовые основы, внедрении должностных регламентов, получении государственными гражданскими служащими области дополнительного образования, конкурсном механизме замещения вакантных должностей государственной гражданской службы, формировании кадрового резерва на конкурсной основе, его эффективном использовании и многом другом.

В органах исполнительной государственной власти области получила широкое распространение практика поступления на государственную гражданскую службу и замещения должностей государственных гражданских служащих области на конкурсной основе. В среднем около 50% должностей замещается по результатам открытого конкурса.

В связи с реформированием государственной гражданской службы появились новые подходы к порядку формирования кадрового резерва в органах исполнительной государственной власти области. Во всех органах исполнительной государственной власти области приняты соответствующие локальные нормативные правовые акты, утверждены составы конкурсных комиссий и методики проведения оценочных процедур. Ежегодно в среднем каждый третий государственный гражданский служащий области назначается на должность из кадрового резерва.

С 2006 года кадровый резерв органов исполнительной государственной власти области формируется на конкурсной основе. На 2009 год кадровый резерв был сформирован в 89% органов исполнительной государственной власти области, в него включены 629 человек. В 2009 году из сформированного кадрового резерва назначено на должности 178 человек.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006 года N 1474 "О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации" проведена корректировка нормативных правовых актов, регулирующих процессы подготовки кадров государственной гражданской службы.

Дальнейшее развитие и совершенствование системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих области направлено на то, чтобы оперативно реагировать на актуальные общегосударственные проблемы, в полной мере удовлетворять потребности государственных органов в профессионально подготовленных, компетентных, высоконравственных руководителях и специалистах новой формации.

В условиях реформирования государственной гражданской службы Российской Федерации на первый план в области выдвигается кадровое обеспечение преобразований, наращивание и рациональное использование кадрового потенциала. В этих целях Правительство области реализует основные направления единой кадровой политики области, одним из компонентов которой является проект "Резерв управленческих кадров в Вологодской области", стратегическая цель которого - совершенствование государственного управления, формирование и эффективное использование резерва управленческих кадров для приоритетных сфер экономики.

Однако в современных условиях меняются требования, предъявляемые к государственной гражданской службе со стороны общества: она должна стать более эффективной. Низкая конкурентоспособность государственной гражданской службы по сравнению с негосударственным сектором при отборе кадров приводит к снижению профессионализма, компетентности и квалификации государственных гражданских служащих.

До настоящего времени отсутствуют механизмы, реализующие законодательно закрепленные принципы управления по результатам, оценки и стимулирования профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих, осуществления вневедомственного контроля за соблюдением законодательства о государственной гражданской службе. Требуют совершенствования методики проведения аттестации, квалификационных экзаменов, конкурсов на замещение вакантных должностей, формирования и использования кадрового резерва.

Указанные проблемы обусловлены отсутствием механизмов и процедур практической реализации, которые должны устанавливаться на федеральном уровне, а также отсутствием методической базы их внедрения.

Не менее важным представляется дальнейшее развитие государственной гражданской службы области, позволяющее, с одной стороны, закрепить достигнутую стабильность государственной гражданской службы области, а с другой стороны, перейти к ее интенсивной модернизации. Необходим переход к этапу ее послереформенного развития, характеризующемуся установлением и практической реализацией механизмов и процедур функционирования государственной гражданской службы области.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", статьей 66 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", пунктом 7 Указа Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 261 "О федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)" развитие государственной гражданской службы обеспечивается программами развития государственной гражданской службы на региональном уровне. В целях повышения эффективности деятельности органов исполнительной государственной власти области и дальнейшего развития государственной гражданской службы области в период с 2003 по 2008 годы постановлениями Правительства области ежегодно утверждались мероприятия по реформированию и развитию государственной гражданской службы области.

В настоящее время развитие государственной гражданской службы области - это этап совершенствования практического применения заложенных новым законодательством принципов, целей и задач функционирования государственной гражданской службы.

Развитие государственной гражданской службы области зависит от разработки и реализации мероприятий, направленных на практическое применение новых технологий государственного управления. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 261 "О федеральной программе "Реформирование и развитие государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)", законом области от 9 июля 2009 года N 2054-ОЗ "О противодействии коррупции в Вологодской области", постановлением Правительства области от 29 апреля 2008 года N 904 "О Программе и плане мероприятий по проведению административной реформы в органах исполнительной государственной власти Вологодской области в 2008-2010 годах" должна быть обеспечена взаимосвязь развития государственной гражданской службы области с направлениями развития системы государственной службы Российской Федерации.

Инструментом осуществления таких преобразований в области должна стать настоящая Программа, реализация которой позволит оптимизировать организацию и функционирование государственной гражданской службы области, внедрить современные кадровые, информационные, образовательные и управленческие технологии.

Все обозначенные проблемы взаимосвязаны и не могут быть решены по отдельности. Масштабность и ресурсоемкость реализуемых в рамках Программы задач требует четкой координации и управления. Программа позволит обеспечить последовательность, системность и комплексность развития государственной гражданской службы области в течение ближайших трех лет.