Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»


АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 апреля 2014 года N 130-а


Об утверждении государственной программы "Развитие культуры и туризма Костромской области"

(с изменениями на 29 марта 2021 года)

(в ред. постановлений администрации Костромской области от 30.03.2016 N 90-а, от 30.08.2016 N 325-а, от 15.11.2016 N 431-а, от 24.01.2017 N 9-а, от 24.04.2017 N 165-а, от 26.06.2017 N 240-а, от 30.10.2017 N 393-а, от 22.01.2018 N 6-а, от 16.07.2018 N 297-а, от 17.12.2018 N 546-а, от 01.04.2019 N 104-а, от 23.09.2019 N 374-а, от 03.03.2020 N 47-а, от 20.07.2020 N 317-а, от 21.09.2020 N 418-а, от 28.12.2020 N 642-а, от 29.03.2021 N 140-а)




В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 317 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры", постановлением администрации Костромской области от 28 января 2014 года N 2-а "О порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Костромской области" администрация Костромской области постановляет:


(в ред. постановлений администрации Костромской области от 30.03.2016 N 90-а, от 20.07.2020 N 317-а)


1. Утвердить прилагаемую государственную программу "Развитие культуры и туризма Костромской области".


(п. 1 в ред. постановления администрации Костромской области от 01.04.2019 N 104-а)


1.1. Предоставление и распределение субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Костромской области на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Костромской области, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в 2020 году, осуществляется с учетом положений пункта 4 статьи 1 Федерального закона от 12 ноября 2019 года N 367-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году".


(п. 1.1 введен постановлением администрации Костромской области от 20.07.2020 N 317-а)


1.2. Предоставление и распределение субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Костромской области на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Костромской области, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в 2021 году, осуществляется с учетом положений части 3 статьи 5 Федерального закона от 15 октября 2020 года N 327-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2021 году".


(п. 1.2 введен постановлением администрации Костромской области от 29.03.2021 N 140-а)


2. Признать утратившим силу постановление администрации Костромской области от 14 февраля 2014 года N 35-а "Об утверждении государственной программы "Развитие культуры и туризма Костромской области на 2014-2020 годы" (новая редакция)".


3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.



И.о. губернатора
Костромской области
А.АНОХИН



Приложение



Утверждена
постановлением
администрации
Костромской области
от 8 апреля 2014 г. N 130-а



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ"

(в ред. постановлений администрации Костромской области от 01.04.2019 N 104-а, от 23.09.2019 N 374-а, от 03.03.2020 N 47-а, от 20.07.2020 N 317-а, от 21.09.2020 N 418-а, от 28.12.2020 N 642-а, от 29.03.2021 N 140-а)




Раздел I. ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ"

1. Ответственный исполнитель государственной программы "Развитие культуры и туризма Костромской области" (далее - государственная программа)

Департамент культуры Костромской области

2. Соисполнители государственной программы

Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области;

департамент экономического развития Костромской области;

инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области

3. Подпрограммы государственной программы

1) подпрограмма "Культура и искусство";

2) подпрограмма "Культурная среда";

3) подпрограмма "Творческие люди";

4) подпрограмма "Цифровая культура";

5) подпрограмма "Туризм";

6) подпрограмма "Наследие";

7) подпрограмма "Обеспечение реализации государственной программы Костромской области "Развитие культуры и туризма Костромской области"

(п. 3 в ред. постановления администрации Костромской области от 29.03.2021 N 140-а)

4. Программно-целевые инструменты государственной программы

Отсутствуют

5. Цель государственной программы

Реализация стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания для формирования гармонично развитой личности, укрепление единства российского общества, укрепление российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации, а также комплексное развитие туризма для приобщения граждан Российской Федерации к культурному и природному наследию с учетом обеспечения экономического и социокультурного прогресса в Костромской области

6. Задачи государственной программы

1) сохранение культурного и исторического наследия народа, обеспечение гражданам доступа к культурным ценностям;

2) создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала;

3) создание современной инфраструктуры для творческой самореализации и досуга населения;

4) увеличение количества граждан, вовлеченных в культурную деятельность, путем поддержки творческих инициатив;

5) обеспечение поддержки добровольческих движений, в том числе в сфере сохранения культурного наследия народов Российской Федерации;

6) обеспечение широкого внедрения цифровых технологий в культурное пространство, создание виртуальных концертных залов;

7) повышение качества и конкурентоспособности туристского продукта на внутреннем и мировом рынках;

8) создание благоприятных условий для устойчивого развития сфер культуры и туризма;

9) совершенствование механизма поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры, путем предоставления на конкурсной основе субсидий из областного бюджета;

10) обеспечение достойной оплаты труда работников учреждений культуры, осуществляющих деятельность на территории Костромской области;

11) сохранение, государственная охрана и популяризация объектов культурного наследия, расположенных на территории Костромской области;

12) эффективное управление ходом реализации государственной программы;

13) активизация просветительской работы в области энергосбережения

7. Сроки и этапы реализации государственной программы

Программа реализуется одним этапом за 2014-2024 годы

8. Объемы и источники финансирования государственной программы

Общий объем средств, направленных на реализацию государственной программы, составляет 8 695 951,2 тыс. рублей<*>, в том числе:

средства федерального бюджета - 1 167 378,3 тыс. рублей;

средства областного бюджета - 6 520 114,8 тыс. рублей;

средства бюджетов муниципальных образований Костромской области - 36 543,4 тыс. рублей;

средства из внебюджетных источников - 971 914,7 тыс. рублей.

--------------------------------

<*> Объем финансирования программных мероприятий подлежит уточнению при формировании (изменении) федерального, областного бюджетов на соответствующий финансовый год и на плановый период

(п. 8 в ред. постановления администрации Костромской области от 29.03.2021 N 140-а)

9. Конечные результаты реализации государственной программы

1) увеличение количества посещений организаций культуры по отношению к уровню 2010 года (в том числе посещений гражданами старшего поколения, инвалидами, детьми и молодежью) со 107,5 процента в 2012 году не менее чем до 140 процентов в 2024 году;

2) увеличение количества посещений платных и бесплатных культурно-досуговых мероприятий (в том числе посещений гражданами старшего поколения, инвалидами, детьми и молодежью) по отношению к 2012 году на 159 процентов к 2024 году;

3) доля театров, имеющих сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в общем количестве театров Костромской области составит в период действия государственной программы 100 процентов ежегодно;

4) доля детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, в общем числе детей Костромской области составит в 2024 году 10 процентов;

5) увеличение количества музейных выставочных проектов, осуществляемых в Костромской области, по отношению к 2012 году со 110 процентов в 2013 году до 202 процентов в 2024 году;

6) доля музеев, имеющих сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", ежегодно, начиная с 2018 года, составит 100 процентов;

7) доля публичных библиотек, подключенных к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в общем количестве библиотек составит в 2024 году 100 процентов;

8) охват населения Костромской области библиотечным обслуживанием (в том числе охват граждан старшего поколения, инвалидов, детей и молодежи) возрастет с 39,01 процента в 2013 году до 39,07 процента в 2024 году;

9) доля зданий учреждений культуры, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве зданий данных учреждений составит 82,3 процента в 2024 году;

10) соотношение средней заработной платы работников учреждений культуры к средней заработной плате в регионе увеличится с 62,6 процента в 2013 году до 100 процентов ежегодно, начиная с 2018 года;

11) доля средств областного бюджета, выделяемых социально ориентированным некоммерческим организациям, в общем объеме средств областного бюджета, выделяемых на предоставление услуг в сфере культуры, возрастет с 4,3 процента в 2015 году до 5,6 процента в 2024 году;

12) прирост численности лиц, размещенных в коллективных средствах размещения, по отношению к 2012 году увеличится со 103,4 процента в 2013 году до 112,7 процентов в 2018 году;

13) объем туристского потока в Костромской области (в том числе туристского потока граждан старшего поколения, инвалидов, детей и молодежи) возрастет с 730,1 тыс. человек в 2013 году до 960,0 тыс. человек в 2018 году;

14) доля количества объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия на территории Костромской области возрастет с 44,4 процента в 2013 году до 47,3 процента в 2024 году;

15) ежегодное, начиная с 2017 года, выполнение показателей (индикаторов) государственной программы на 100 процентов



Раздел II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ



Глава 1. КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО


10. Костромская область располагает уникальным культурным наследием, имеющим значительный потенциал развития, в настоящее время и в долгосрочной перспективе позиционируется как регион с развитой культурной средой.


11. Сеть учреждений отрасли "Культура" региона различных видов и форм собственности охватывает все направления деятельности в сфере культуры, искусства, художественного образования, обеспечивает конституционные права граждан на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры, доступ к информации, в том числе включает свыше 800 государственных и муниципальных учреждений и их филиалов.


Кроме того, в Костромской области работают АНО "Национальный балет "Кострома", негосударственная некоммерческая организация "Диалог Данс", федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А.Н.Островского "Щелыково", Костромской государственный цирк, Костромской филиал ФГБУК "Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э.Грабаря", общественные организации (в том числе региональные отделения творческих союзов писателей, композиторов, художников, театральных деятелей, национально-культурные автономии, волонтерские организации), частные кинотеатры, парки, музеи.


12. Конкурентными преимуществами Костромской области в сфере культуры, дающими основания для успешного и устойчивого развития отрасли в современных условиях, являются:


1) развитая сеть учреждений культуры;


2) разнообразие культурных и туристских брендов, исторических достопримечательностей, мест, связанных с выдающимися историческими событиями и людьми, местных промыслов и ремесел, уникальность музейных коллекций и традиционной народной культуры, самобытность сельских поселений, сохранение и использование культурно-исторического наследия Костромы и малых городов Костромской области;


3) высокоразвитое профессиональное искусство;


4) системная реализация долгосрочных культурных событийных проектов международного, всероссийского, межрегионального уровня;


5) наличие многочисленных коллективов любительского творчества, имеющих звания "народный", "образцовый";


6) развитая система художественного образования;


7) наличие устойчивых партнерских взаимоотношений между областными, муниципальными, федеральными, частными учреждениями сферы культуры, работающими в Костромской области;


8) высокий уровень межнационального, межконфессионального и межкультурного согласия (толерантности).


13. Востребованность культурных благ и услуг в регионе подтверждают статистические данные:


ежегодное количество посещений учреждений культуры превышает 8 млн. посещений;


каждый третий житель Костромской области является читателем общедоступной библиотеки;


каждый тринадцатый житель Костромской области является участником клубного формирования при культурно-досуговых учреждениях;


ежедневно музеи Костромской области посещают свыше 1,3 тыс. человек, обеспечен бесплатный доступ в областные и муниципальные музеи посетителям в возрасте до 16 лет;


в результате реализации мер по формированию доступной среды ежегодно растет количество посещений инвалидами учреждений культуры и культурных мероприятий (свыше 190 тыс. посещений в год при численности инвалидов 70 тыс. человек).


14. На основе богатейшего культурного наследия, системной поддержки государственными структурами и обществом культурных инициатив в Костромской области реализуются долгосрочные международные, всероссийские, областные проекты в сфере культуры, художественного образования, культурно-познавательного туризма (в том числе фестивали и конкурсы "Наши древние столицы", "Дни Островского в Костроме", "Жаровские певческие ассамблеи", "Щедрое яблоко", "Наш фестиваль", "Волжские встречи", "Юные дарования России", "Вифлеемская звезда", "Кострома - зимняя сказка", "Костромская губернская ярмарка", "Читай, Кострома!", "России верные сыны", "Музыка - дорога в жизнь", фестиваль и конкурс молодых дирижеров симфонических оркестров, посвященные памяти И.А.Мусина, фестиваль Сыра, проекты "Мастера искусств - малой родине", "Библиолига", "Маршруты летнего чтения", ежегодные акции "Ночь музеев", "Ночь искусств", "Ночь кино", "Библионочь" и другие).


15. Развитие сотрудничества областных и муниципальных учреждений, творческих коллективов, работников культуры, творческой и научной интеллигенции, общественных организаций осуществляется посредством реализации совместных культурных проектов, информационной деятельности, системы областных конкурсов и премий, повышения квалификации и обучения кадров. В сферу культуры активно вовлекаются субъекты предпринимательства. Важными субъектами культурной политики являются социально ориентированные некоммерческие организации, в том числе творческие союзы, успешно взаимодействующие с органами государственной власти и учреждениями культуры, объединяющие высококвалифицированных представителей профессионального и экспертного сообществ. Возрастает участие волонтеров в культурной деятельности.


16. Вместе с тем очевидно наличие факторов, сдерживающих развитие сферы культуры в базовом периоде и негативно влияющих на достижение социально значимых результатов в долгосрочной перспективе, в том числе:


значительное количество памятников истории и культуры с высокой степенью разрушения и повреждения;


региональные и муниципальные диспропорции в обеспеченности населения услугами учреждений культуры и туризма, неравномерное развитие социально-культурной инфраструктуры областного центра, районных центров и сельских населенных пунктов;


социально-демографические проблемы (в том числе снижение численности населения Костромской области);


несоответствие материально-технической базы многих организаций культуры, находящихся в ведении муниципальных образований, современным требованиям;


"старение" кадров, слабый приток молодежи в сферу культуры;


недостаточный объем финансовой поддержки деятельности в сфере культуры.