АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 февраля 2014 года N 35-а
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 - 2020 ГОДЫ" (НОВАЯ РЕДАКЦИЯ)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления администрации Костромской области от 08.04.2014 N 130-а, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликован - "СП - нормативные документы" - 11.04.2014).
____________________________________________________________________
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N 2567-р "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы", постановлением администрации Костромской области от 27 ноября 2012 года N 473-а "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Костромской области"
администрация Костромской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу "Развитие культуры и туризма Костромской области на 2014 - 2020 годы" (новая редакция).
2. Признать утратившим силу постановление администрации Костромской области от 26 декабря 2013 года N 593-а "Об утверждении Государственной программы "Развитие культуры и туризма Костромской области на 2014 - 2020 годы" и признании утратившими силу отдельных постановлений администрации Костромской области".
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
Губернатор области С. Ситников
Приложение
Утверждена
постановлением администрации
Костромской области
от 14 февраля 2014 г. N 35-а
1. | Ответственный | Департамент культуры Костромской области |
2. | Соисполнители государственной программы | Областные государственные учреждения отрасли "Культура", муниципальные образования Костромской области, турпредприятия, общественные организации, департамент строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области |
3. | Подпрограммы | 1) подпрограмма "Культура и искусство" (приложение N 1 к государственной программе); |
4. | Программно-целевые инструменты государственной программы | Отсутствуют |
5. | Цель государственной программы | Реализация стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания развития личности и государства, единства российского общества, а также развитие туризма для приобщения граждан к мировому культурному и природному наследию |
6. | Задачи государственной программы | 1) обеспечение п рав граждан на участие в культурной жизни, реализация творческого потенциала населения Костромской области; |
7. | Целевые индикаторы и показатели | 1) увеличение количества посещений платных и бесплатных культурно-досуговых мероприятий до 155,5% в 2020 году по отношению к 2012 году; |
8. | Этапы и сроки | Программа реализуется в один этап: |
9. | Объемы и | За счет всех источников финансирования, всего: 4 892 830,0 тыс. руб., в том числе: |
10. | Конечные | 1) количество посещений театрально-концертных мероприятий составит в 2020 году 510,0 тысяч единиц; |
11. Костромская область располагает огромным культурным наследием, имеющим значительный потенциал развития. Отрасль культуры региона включает деятельность по сохранению объектов культурного наследия, развитию библиотечного и музейного дела, поддержке и развитию исполнительских искусств (в том числе театрального, музыкального, танцевального), кинематографии, народных промыслов и ремёсел, современного изобразительного искусства, сохранению нематериального культурного наследия народов Костромской области и развитию традиционной народной культуры, укреплению межрегиональных и международных связей в сфере культуры.
12. По состоянию на 1 января 2013 года сеть учреждений отрасли культуры Костромской области включает 891 единицу (государственные и муниципальные казенные, автономные, бюджетные учреждения и их филиалы). Также в области работают АНО "Национальный балет "Кострома", негосударственная некоммерческая организация "Диалог Данс", федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А.Н. Островского "Щелыково", Костромской государственный цирк, Костромской филиал ФГБУК "Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря", региональные отделения творческих союзов писателей, композиторов, художников, театральных деятелей, региональное отделение Российского фонда культуры.
13. Конкурентными преимуществами Костромской области в сфере культуры, дающими основания для успешного и устойчивого развития отрасли в современных условиях, являются:
1) развитая сеть учреждений культуры, в целом соответствующая социальным нормативам и нормам;
2) разнообразие культурных и туристских брендов, исторических достопримечательностей, мест, связанных с выдающимися историческими событиями и людьми, местных промыслов и ремёсел, уникальность музейных коллекций и традиционной народной культуры, самобытность сельских поселений, сохранение и использование культурно-исторического наследия Костромы и малых городов области;
3) высокоразвитое профессиональное искусство;
4) системная реализация долгосрочных культурных событийных проектов международного, всероссийского, межрегионального уровня;
5) наличие многочисленных коллективов любительского творчества, имеющих звания "народный", "образцовый";
6) развитая система художественного образования;
7) наличие устойчивых партнерских взаимоотношений между областными, муниципальными, федеральными, частными учреждениями сферы культуры, работающими в Костромской области;
8) высокий уровень межнационального, межконфессионального и межкультурного согласия (толерантности).
14. Вместе с тем очевидно наличие внешних и внутренних факторов, сдерживающих развитие сферы культуры в базовом периоде и негативно влияющих на достижение социально значимых результатов в долгосрочной перспективе.
15. К внешним факторам относятся:
социально-демографические проблемы (в т.ч. снижение численности населения области);
агрессивное влияние массовой культуры в худших её проявлениях на население, ориентация части подростков и молодежи на западную массовую культуру;
несформированность образа культуры в общественном сознании как стратегического ресурса экономического развития области, стереотипы отношения к культуре как сфере услуг.
16. К внутренним факторам относятся:
неравномерное развитие социально-культурной инфраструктуры областного центра, районных центров и сельских населенных пунктов;
"старение" кадров, слабый приток молодежи в сферу культуры;
слабая материально-техническая база учреждений культуры, ее несоответствие современным стандартам и нормам обслуживания населения.
17. За последние 10 лет устойчивую динамику роста имел ряд важнейших показателей отрасли "Культура" Костромской области, в том числе:
посещаемость областных театров возросла со 120,8 до 192,9 тыс. единиц в год;
посещаемость областных концертных организаций возросла с 210,4 до 269,5 тыс. единиц в год;
количество учащихся государственных и муниципальных детских школ искусств области возросло с 9 289 до 9 887 человек в условиях тенденции сокращения общей численности детского населения региона;
число посещений мероприятий, проводимых государственными и муниципальными культурно-досуговыми учреждениями, возросло с 2 350,0 до 3 217,1 тыс. единиц в год за счет увеличения доли бесплатных мероприятий и существенного повышения качества их проведения.
18. За десятилетний период реализован ряд существенных мер по модернизации государственных учреждений культуры, укреплению их материально-технической базы, расширению занимаемых площадей. При этом крайне неудовлетворительным остается состояние зданий и материально-технической оснащенности большинства организаций культуры, находящихся в ведении муниципальных образований Костромской области. Среди главных причин устаревания материально-технической базы учреждений культуры и утечки высококвалифицированных кадров - недостаточное финансирование отрасли.
19. Из 393 зданий библиотек Костромской области требуют капитального ремонта 11, одно здание находится в аварийном состоянии. Культурно-досуговые учреждения региона занимают 405 зданий, из которых 108 требуют капитального ремонта, аварийными являются 9 объектов. 68 зданий находится в ведении учреждений дополнительного образования детей сферы культуры и искусства, из них 26 - требуют капитального ремонта, 2 – находятся в аварийном состоянии.
20. Подавляющее большинство зданий государственных и муниципальных музеев, в том числе имеющих статус памятников истории и культуры, требуют проведения ремонтных либо реставрационных работ. Проблемой остается отсутствие у музеев Костромской области специализированных фондохранилищ. Доступ граждан к более чем полумиллионному фонду музейных предметов, имеющемуся в Костромской области, ограничен нехваткой экспозиционных площадей, оснащенных в соответствии с требованиями безопасности и сохранности музейных фондов.
21. Статья 3 "Основ законодательства Российской Федерации о культуре" включает художественные промыслы и ремесла в понятие "культурные ценности". В связи с этим отрасль "Культура" (наряду с такими отраслями, как образование, туризм, промышленное производство и малое предпринимательство) является одной из важнейших сфер, в которых осуществляется государственная поддержка народных художественных промыслов и ремесел. При этом базой для данной работы являются специализированные учреждения: дома ремесел, центры народной культуры и народного творчества, культурно-досуговые учреждения, при которых работают любительские объединения, музеи, образовательные учреждения отрасли "Культура". Эти учреждения не располагают достаточной материально-технической базой и средствами на проведение необходимых мероприятий по поддержке промыслов и ремесел.
22. Неудовлетворительное состояние значительной части зданий учреждений культуры ведет к ухудшению ассортимента и качества предоставляемых культурно-досуговых услуг. Этому же способствует устаревание применяемых технологий и форм работы, ухудшение материально-технического оснащения (так, аудио- и видеоаппаратура, которую используют культурно-досуговые учреждения, во многих случаях ниже качеством, чем имеющаяся у граждан в личном пользовании).
23. В условиях развития информационного общества сохранение конкурентоспособности учреждений культуры в большой степени зависит от уровня информатизации данной сферы.
24. В отрасли "Культура" Костромской области занято 5,5 тысяч человек. Профессиональный стаж свыше 20 лет имеется у 33% из них, от 10 до 20 лет - 20%, что свидетельствует о старении кадрового состава отрасли. Отрасль испытывает острый дефицит в кадрах, которые владеют иностранными языками, обладают профессиональными знаниями и навыками привлечения в организации культуры денежных средств и иных ресурсов, могут устанавливать, поддерживать и развивать контакты с субъектами предпринимательской деятельности. Следовательно, отрасли требуется привлечение молодых специалистов, постоянная поддержка кадровых ресурсов через систему профессиональных конкурсов, внедрение инноваций, мероприятий, направленных на развитие системы среднего специального образования и повышения квалификации. Однако низкий уровень заработной платы препятствует привлечению молодых специалистов.
25. Средняя зарплата в учреждениях культуры Костромской области за 9 месяцев 2013 года составила 10 173 рубля или 55,0% от средней зарплаты по экономике региона. В целях улучшения ситуации, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в части поэтапного повышения оплаты труда планируется доведение размера средней заработной платы работников учреждений культуры до размера средней зарплаты по региону к 2018 году.
26. Развитие некоммерческого сектора в сфере культуры и искусства является одним из признаков становления гражданского общества. Негосударственные организации культуры весьма разнообразны как по масштабам, так и по характеру своей деятельности. Вместе с тем на сегодняшний день полноценный рынок культурных услуг в области не сформирован и негосударственные организации не способны составить конкуренцию государственному сектору по совокупности предоставляемых услуг в сфере культуры, объемам, а нередко и качеству предлагаемого художественного продукта.
27. Безусловной составляющей повышения конкурентоспособности региональной культуры на отечественном и мировом рынках является повышение качества культурных благ и услуг, обеспечение их необходимого многообразия. Решение этой задачи на современном этапе экономического развития во многом зависит от обеспеченности организаций культуры современным оборудованием и развития информационных технологий в отрасли "Культура". При этом следует отметить позитивное изменение в 2012 году состояния компьютеризации государственных и муниципальных библиотек и обеспечения их доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Компьютерным оборудованием и доступом в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" обеспечены все общедоступные библиотеки Костромской области.
28. Требуется направленная модернизация оборудования, приобретение и установка лицензионного программного обеспечения, наполнение имеющихся баз данных и формирование новых в соответствии с интересами населения, приоритетами развития Костромской области, требованиями к учету музейных и библиотечных фондов, а также внедрение информационных услуг и информационно-коммуникационных технологий, рост информационных продуктов культуры.
29. Сфера туризма охватывает туризм международный (въездной и выездной) и внутренний (для граждан России в пределах Российской Федерации).
30. Туристские ресурсы России являются мощным потенциалом для полноценного и качественного отдыха граждан, пропаганды здорового образа жизни. Туризм - это эффективный инструмент преодоления кризисных явлений, способствующий активизации социально-экономического развития регионов.
31. Туристская отрасль Костромской области обладает всеми необходимыми ресурсами для активного развития практически всех видов отдыха и имеет в своем активе более 60 гостиниц, 11 исторических городов, более 2,5 тыс. памятников истории и культуры, 3 музея-заповедника и 16 филиалов Костромского музея-заповедника, 19 музеев. В настоящее время природно-заповедный фонд Костромской области включает 79 особо охраняемых природных территорий, в том числе 53 государственных природных заказника, 18 памятников природы, 8 туристско-рекреационных местностей.
32. Обладая значительными туристско-рекреационными ресурсами, Костромская область занимает незначительное место на российском рынке туристских услуг, хотя ее потенциальные возможности позволяют (при соответствующем уровне развития туристской индустрии) принимать около 1 млн. туристов в год.
33. В Костромской области туристская деятельность находится в стадии реформирования и развития. Имеющиеся туристские ресурсы используются не полностью, однако динамика туристского рынка региона свидетельствует о тенденциях к росту числа туристов. Анализ современного состояния туризма в Костромской области показывает, что в последние годы эта сфера в целом развивается стабильно и динамично. Отмечается ежегодный рост внутреннего туристского потока. Быстро растущий спрос на туристские услуги внутри области вызвал интерес к строительству (переоснащению) малых гостиниц, в основном в муниципальных образованиях области. Резко увеличился объем инвестиционных предложений по гостиничному строительству со стороны российских инвесторов.
34. К наиболее значимым проблемам сферы туризма относятся:
недостаточно развитая туристская инфраструктура, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса с современным уровнем комфорта;
высокая стоимость проживания, питания, транспортного и другого туристского обслуживания, существенно превышающая среднеевропейский уровень;
невыгодные экономические условия для привлечения инвестиций в туристскую инфраструктуру, отсутствие готовых инвестиционных площадок, наличие административных барьеров;
дефицит квалифицированных кадров, который влечет за собой невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии, несмотря на некоторое изменение ситуации к лучшему за последние 2 - 3 года;