Недействующий

 
АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 октября 2017 года N 393-а


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 08.04.2014 N 130-А

____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании постановления администрации Костромской области от 31.07.2023 N 318-а.
____________________________________________________________________

В целях приведения нормативного правового акта администрации Костромской области в соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 317 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013-2020 годы", а также уточнения объемов финансирования мероприятий государственной программы администрация Костромской области постановляет:

1. Внести в постановление администрации Костромской области от 8 апреля 2014 года N 130-а "Об утверждении государственной программы "Развитие культуры и туризма Костромской области на 2014-2020 годы" (в редакции постановлений администрации Костромской области от 30.03.2016 N 90-а, от 30.08.2016 N 325-а, от 15.11.2016 N 431-а, от 24.01.2017 N 9-а, от 24.04.2017 N 165-а, от 26.06.2017 N 240-а) следующее изменение:

государственную программу "Развитие культуры и туризма Костромской области на 2014-2020 годы" изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.


Губернатор
Костромской области
С.СИТНИКОВ

Приложение
к постановлению
администрации
Костромской области
от 30 октября 2017 года N 393-а

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА В КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014-2020 ГОДЫ"

Раздел I. ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА В КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014-2020 ГОДЫ" (ДАЛЕЕ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА)

1.

Ответственный исполнитель государственной программы

Департамент культуры Костромской области

2.

Соисполнители государственной программы

Департамент строительства Костромской области, инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области

3.

Подпрограммы государственной программы

1) подпрограмма "Культура и искусство" (приложение N 1 к государственной программе);

2) подпрограмма "Туризм" (приложение N 2 к государственной программе);

3) подпрограмма "Наследие" (приложение N 3 к государственной программе);

4) подпрограмма "Обеспечение реализации государственной программы Костромской области "Развитие культуры и туризма Костромской области на 2014-2020 годы" (приложение N 4 к государственной программе)

4.

Программно-целевые инструменты государственной программы

Отсутствуют

5.

Цель государственной программы

Реализация стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания для формирования гармонично развитой личности, укрепления единства российского общества и гражданской идентичности, а также комплексное развитие туризма для приобщения граждан Российской Федерации к культурному и природному наследию с учетом обеспечения экономического и социокультурного прогресса в Костромской области

6.

Задачи государственной программы

1) сохранение культурного и исторического наследия народа, обеспечение гражданам доступа к культурным ценностям;

2) создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала;

3) повышение качества и конкурентоспособности туристского продукта на внутреннем и мировом рынках;

4) создание благоприятных условий для устойчивого развития сфер культуры и туризма;

5) совершенствование механизма поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры, путем предоставления на конкурсной основе субсидий из областного бюджета;

6) обеспечение достойной оплаты труда работников учреждений культуры, осуществляющих деятельность на территории Костромской области;

7) сохранение, государственная охрана и популяризация объектов культурного наследия, расположенных на территории Костромской области;

8) эффективное управление ходом реализации государственной программы

7.

Сроки и этапы реализации государственной программы

Программа реализуется одним этапом за 2014-2020 годы

8.

Объемы и источники финансирования государственной программы

Общий объем средств, направленных на реализацию государственной программы, составляет 4 598 270,6 тыс. рублей, в том числе:

средства федерального бюджета - 212 010,1 тыс. рублей;

средства областного бюджета - 3 789 654,5 тыс. рублей;

средства местного бюджета муниципальных образований Костромской области - 10 130,1 тыс. рублей;

средства из внебюджетных источников - 586 475,9 тыс. рублей

9.

Конечные результаты реализации государственной программы

1) увеличение количества посещений организаций культуры по отношению к уровню 2010 года (в том числе посещений гражданами старшего поколения, инвалидами, детьми и молодежью) со 107,5 процента в 2012 году до 136 процентов в 2020 году;

2) увеличение количества посещений платных и бесплатных культурно-досуговых мероприятий (в том числе посещений гражданами старшего поколения, инвалидами, детьми и молодежью) по отношению к 2012 году со 106,6 процента в 2013 году до 155,5 процента в 2020 году;

3) доля театров, имеющих сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в общем количестве театров Костромской области составит в период действия государственной программы 100 процентов;

4) доля детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, в общем числе детей Костромской области составит в 2020 году 9 процентов;

5) увеличение количества музейных выставочных проектов, осуществляемых в Костромской области, по отношению к 2012 году со 110 процентов в 2013 году до 202 процентов в 2020 году;

6) доля музеев, имеющих сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в общем количестве музеев составит в 2020 году 100 процентов;

7) доля публичных библиотек, подключенных к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в общем количестве библиотек составит в 2020 году 100 процентов;

8) охват населения Костромской области библиотечным обслуживанием (в том числе охват граждан старшего поколения, инвалидов, детей и молодежи) возрастет с 39,01 процента в 2013 году до 39,07 процента в 2020 году;

9) доля зданий учреждений культуры, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве зданий данных учреждений составит 81,8 процента в 2020 году;

10) соотношение средней заработной платы работников учреждений культуры к средней заработной плате в регионе увеличится с 62,6 процента в 2013 году до 100 процентов в 2018 году;

11) доля средств областного бюджета, выделяемых социально ориентированным некоммерческим организациям, в общем объеме средств областного бюджета, выделяемых на предоставление услуг в сфере культуры, возрастет с 4,3 процента в 2015 году до 10,0 процентов в 2020 году;

12) прирост численности лиц, размещенных в коллективных средствах размещения, по отношению к 2012 году увеличится со 103,4 процента в 2013 году до 118,0 процентов в 2020 году;

13) объем туристского потока в Костромской области (в том числе туристского потока граждан старшего поколения, инвалидов, детей и молодежи) возрастет с 730,1 тыс. человек в 2013 году до 998,0 тыс. человек в 2020 году;

14) доля количества объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия на территории Костромской области возрастет с 44,4 процента в 2013 году до 46,4 процента в 2020 году;

15) ежегодное, начиная с 2017 года, выполнение показателей (индикаторов) государственной программы на 100 процентов

Раздел II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Глава 1. КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

10. Костромская область располагает огромным культурным наследием, имеющим значительный потенциал развития, в настоящее время и в долгосрочной перспективе позиционируется как регион с развитой культурной средой.

11. Сеть учреждений отрасли "Культура" региона различных видов и форм собственности охватывает все направления деятельности в сфере культуры, искусства, художественного образования, обеспечивает конституционные права граждан на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры, доступ к информации, в т.ч. включает свыше 800 государственных и муниципальных учреждений и их филиалов. Также в Костромской области работают АНО "Национальный балет "Кострома", негосударственная некоммерческая организация "Диалог Данс", федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А.Н.Островского "Щелыково", Костромской государственный цирк, Костромской филиал ФГБУК "Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э.Грабаря", общественные организации (в т.ч. региональные отделения творческих союзов писателей, композиторов, художников, театральных деятелей, национально-культурные автономии), частные кинотеатры, парки, музеи.

12. Конкурентными преимуществами Костромской области в сфере культуры, дающими основания для успешного и устойчивого развития отрасли в современных условиях, являются:

1) развитая сеть учреждений культуры, в целом соответствующая социальным нормативам и нормам;

2) разнообразие культурных и туристских брендов, исторических достопримечательностей, мест, связанных с выдающимися историческими событиями и людьми, местных промыслов и ремесел, уникальность музейных коллекций и традиционной народной культуры, самобытность сельских поселений, сохранение и использование культурно-исторического наследия Костромы и малых городов области;

3) высокоразвитое профессиональное искусство;

4) системная реализация долгосрочных культурных событийных проектов международного, всероссийского, межрегионального уровня;

5) наличие многочисленных коллективов любительского творчества, имеющих звания "народный", "образцовый";

6) развитая система художественного образования;

7) наличие устойчивых партнерских взаимоотношений между областными, муниципальными, федеральными, частными учреждениями сферы культуры, работающими в Костромской области;

8) высокий уровень межнационального, межконфессионального и межкультурного согласия (толерантности).

13. Востребованность культурных благ и услуг в регионе подтверждают статистические данные:

ежегодное количество посещений учреждений культуры превышает 7,9 млн. посещений;

каждый 3-й житель области является читателем общедоступной библиотеки;

каждый 13-й житель области является участником клубного формирования при культурно-досуговых учреждениях;

ежедневно музеи области посещают свыше 1,3 тыс. человек, обеспечен бесплатный доступ в областные и муниципальные музеи посетителям в возрасте до 16 лет;

в результате реализации мер по формированию доступной среды ежегодно растет количество посещений инвалидами учреждений культуры и культурных мероприятий (свыше 190 тыс. посещений в год при численности инвалидов 70 тыс. человек).

14. На основе богатейшего культурного наследия, системной поддержки государственными структурами и обществом культурных инициатив в Костромской области реализуются долгосрочные международные, всероссийские, областные проекты в сфере культуры и художественного образования (в том числе фестивали и конкурсы "Наши древние столицы", "Дни Островского в Костроме", "Жаровские певческие ассамблеи", "Щедрое яблоко", "Волжские встречи", "Юные дарования России", "Успех", "Вифлеемская звезда", "Кострома - зимняя сказка", "Костромская губернская ярмарка", "России верные сыны", "Музыка - дорога в жизнь", фестиваль и конкурс молодых дирижеров симфонических оркестров, посвященные памяти И.А.Мусина, проекты "Мастера искусств - малой родине", "Маршруты летнего чтения", ежегодные акции "Ночь музеев", "Ночь искусств", "Ночь кино", "Библионочь" и другие).

15. Развитие сотрудничества областных и муниципальных учреждений, творческих коллективов, работников культуры, творческой и научной интеллигенции, общественных организаций осуществляется посредством реализации совместных культурных проектов, информационной деятельности, системы областных конкурсов и премий, повышения квалификации и обучения кадров. В сферу культуры активно вовлекаются субъекты предпринимательства. Важными субъектами культурной политики являются социально ориентированные некоммерческие организации, в т.ч. творческие союзы, успешно взаимодействующие с органами государственной власти и учреждениями культуры, объединяющие высококвалифицированных представителей профессионального и экспертного сообществ. Возрастает участие волонтеров в культурной деятельности.

16. Вместе с тем очевидно наличие факторов, сдерживающих развитие сферы культуры в базовом периоде и негативно влияющих на достижение социально значимых результатов в долгосрочной перспективе, в т.ч.:

отсутствие в обществе представления о стратегической роли культуры и приоритетах государственной культурной политики;

значительное количество памятников истории и культуры с высокой степенью разрушения и повреждения;

региональные и муниципальные диспропорции в обеспеченности населения услугами учреждений культуры и туризма, неравномерное развитие социально-культурной инфраструктуры областного центра, районных центров и сельских населенных пунктов;

социально-демографические проблемы (в т.ч. снижение численности населения области);

несоответствие материально-технической базы большинства организаций культуры, находящихся в ведении муниципальных образований, современным требованиям;

"старение" кадров, слабый приток молодежи в сферу культуры;

недостаточный объем финансовой поддержки деятельности в сфере культуры.

17. За десятилетний период реализован ряд существенных мер по модернизации государственных учреждений культуры, укреплению их материально-технической базы, расширению занимаемых площадей. При этом неудовлетворительным остается состояние зданий и материально-технической оснащенности большинства организаций культуры, находящихся в ведении муниципальных образований Костромской области, в особенности в сельской местности.

18. Подавляющее большинство зданий государственных и муниципальных музеев, в том числе имеющих статус памятников истории и культуры, требует проведения ремонтных либо реставрационных работ.

19. Статья 3 Закона Российской Федерации от 9 октября 1992 года N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" включает художественные промыслы и ремесла в понятие "культурные ценности". В связи с этим отрасль "Культура" (наряду с такими отраслями, как образование, туризм, промышленное производство и малое предпринимательство) является одной из важнейших сфер, в которых осуществляется государственная поддержка народных художественных промыслов и ремесел. При этом базой для данной работы являются специализированные учреждения: дома ремесел, центры народной культуры и народного творчества, культурно-досуговые учреждения, при которых работают любительские объединения, музеи, образовательные учреждения отрасли "Культура". Эти учреждения не располагают достаточной материально-технической базой и средствами на проведение необходимых мероприятий по поддержке промыслов и ремесел.

20. Безусловной составляющей повышения конкурентоспособности региональной культуры на отечественном и мировом рынках является повышение качества культурных благ и услуг, обеспечение их необходимого многообразия. Решение этой задачи на современном этапе экономического развития во многом зависит от обеспеченности организаций культуры современным оборудованием и развития информационных технологий в отрасли "Культура".

21. Требуется направленная модернизация оборудования, приобретение и установка лицензионного программного обеспечения, наполнение имеющихся баз данных и формирование новых в соответствии с интересами населения, приоритетами развития Костромской области, требованиями к учету музейных и библиотечных фондов, а также внедрение информационных услуг и информационно-коммуникационных технологий, рост информационных продуктов культуры.

22. В отрасли "Культура" Костромской области занято 4,5 тыс. человек. Профессиональный стаж свыше 20 лет имеется у 40 процентов из них, от 10 до 20 лет - 20 процентов, что свидетельствует о старении кадрового состава отрасли. Требуется привлечение молодых специалистов, постоянная поддержка кадровых ресурсов через систему профессиональных конкурсов, внедрение инноваций, мероприятий, направленных на развитие системы среднего профессионального образования и повышения квалификации, повышение заработной платы работников, использование системы эффективного контракта.

23. В целях улучшения ситуации, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в части поэтапного повышения оплаты труда в регионе принимаются системные меры по доведению размера средней заработной платы работников учреждений культуры до размера средней зарплаты по региону в 2018 году.

Глава 2. ТУРИЗМ

24. Сфера туризма охватывает туризм международный (въездной и выездной) и внутренний (для граждан России в пределах Российской Федерации).

25. Туристские ресурсы России являются мощным потенциалом для полноценного и качественного отдыха граждан, пропаганды здорового образа жизни. Туризм - это эффективный инструмент преодоления кризисных явлений, способствующий активизации социально-экономического развития регионов.

26. Туристская отрасль Костромской области обладает всеми необходимыми ресурсами для активного развития практически всех видов отдыха и имеет в своем активе более 60 гостиниц, 11 исторических городов, более 2,5 тыс. памятников истории и культуры, 3 музея-заповедника и 16 филиалов Костромского музея-заповедника. В настоящее время природно-заповедный фонд Костромской области включает 84 особо охраняемые природные территории. Из них 1 территория федерального значения, 83 территории регионального значения, в том числе 56 заказников, 18 памятников природы, 9 туристско-рекреационных местностей.

27. Обладая значительными туристско-рекреационными ресурсами, Костромская область занимает незначительное место на российском рынке туристских услуг, хотя ее потенциальные возможности позволяют (при соответствующем уровне развития туристской индустрии) принимать около 1 млн. туристов в год.

28. В Костромской области туристская деятельность находится в стадии реформирования и развития. Имеющиеся туристские ресурсы используются не полностью, однако динамика туристского рынка региона свидетельствует о тенденциях к росту числа туристов. Анализ современного состояния туризма в Костромской области показывает, что в последние годы эта сфера в целом развивается стабильно и динамично. Отмечается ежегодный рост внутреннего туристского потока. Быстро растущий спрос на туристские услуги внутри области вызвал интерес к строительству (переоснащению) малых гостиниц, в основном в муниципальных образованиях области. Резко увеличился объем инвестиционных предложений по гостиничному строительству со стороны российских инвесторов.

29. К наиболее значимым проблемам сферы туризма относятся:

недостаточно развитая туристская инфраструктура, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса с современным уровнем комфорта;

высокая стоимость проживания, питания, транспортного и другого туристского обслуживания, существенно превышающая среднеевропейский уровень;

невыгодные экономические условия для привлечения инвестиций в туристскую инфраструктуру, отсутствие готовых инвестиционных площадок, наличие административных барьеров;

дефицит квалифицированных кадров, который влечет за собой невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии, несмотря на некоторое изменение ситуации к лучшему за последние 2-3 года;

устаревшая и недостаточно эффективно используемая ресурсная база в сфере санаторно-курортного, оздоровительного и медицинского туризма (пансионаты и санатории);

лимитированное по разнообразию число туров, сформированных с помощью устаревших методов;

высокая стоимость туров в регион;

"сезонность" туристской деятельности (до 80 процентов доходов туриндустрии приходится на высокий сезон с середины мая по конец августа, в остальное время принимающий туристский бизнес в целом убыточен и в основном финансируется из выручки высокого сезона);

дефицит современных туристских автобусов, круизных судов и других транспортных средств;

недостаточная государственная реклама туристских возможностей как на зарубежных направляющих рынках, так и внутри страны, что связано с ограниченным бюджетным финансированием;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»