АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 октября 2017 года N 393-а
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 08.04.2014 N 130-А
____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании постановления администрации Костромской области от 31.07.2023 N 318-а.
____________________________________________________________________
В целях приведения нормативного правового акта администрации Костромской области в соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 317 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013-2020 годы", а также уточнения объемов финансирования мероприятий государственной программы администрация Костромской области постановляет:
1. Внести в постановление администрации Костромской области от 8 апреля 2014 года N 130-а "Об утверждении государственной программы "Развитие культуры и туризма Костромской области на 2014-2020 годы" (в редакции постановлений администрации Костромской области от 30.03.2016 N 90-а, от 30.08.2016 N 325-а, от 15.11.2016 N 431-а, от 24.01.2017 N 9-а, от 24.04.2017 N 165-а, от 26.06.2017 N 240-а) следующее изменение:
государственную программу "Развитие культуры и туризма Костромской области на 2014-2020 годы" изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Костромской области
С.СИТНИКОВ
Приложение
к постановлению
администрации
Костромской области
от 30 октября 2017 года N 393-а
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА В КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014-2020 ГОДЫ"
Раздел I. ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА В КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014-2020 ГОДЫ" (ДАЛЕЕ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА)
1. | Ответственный исполнитель государственной программы | Департамент культуры Костромской области |
2. | Соисполнители государственной программы | Департамент строительства Костромской области, инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области |
3. | Подпрограммы государственной программы | 1) подпрограмма "Культура и искусство" (приложение N 1 к государственной программе); 2) подпрограмма "Туризм" (приложение N 2 к государственной программе); 3) подпрограмма "Наследие" (приложение N 3 к государственной программе); 4) подпрограмма "Обеспечение реализации государственной программы Костромской области "Развитие культуры и туризма Костромской области на 2014-2020 годы" (приложение N 4 к государственной программе) |
4. | Программно-целевые инструменты государственной программы | Отсутствуют |
5. | Цель государственной программы | Реализация стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания для формирования гармонично развитой личности, укрепления единства российского общества и гражданской идентичности, а также комплексное развитие туризма для приобщения граждан Российской Федерации к культурному и природному наследию с учетом обеспечения экономического и социокультурного прогресса в Костромской области |
6. | Задачи государственной программы | 1) сохранение культурного и исторического наследия народа, обеспечение гражданам доступа к культурным ценностям; 2) создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала; 3) повышение качества и конкурентоспособности туристского продукта на внутреннем и мировом рынках; 4) создание благоприятных условий для устойчивого развития сфер культуры и туризма; 5) совершенствование механизма поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры, путем предоставления на конкурсной основе субсидий из областного бюджета; 6) обеспечение достойной оплаты труда работников учреждений культуры, осуществляющих деятельность на территории Костромской области; 7) сохранение, государственная охрана и популяризация объектов культурного наследия, расположенных на территории Костромской области; 8) эффективное управление ходом реализации государственной программы |
7. | Сроки и этапы реализации государственной программы | Программа реализуется одним этапом за 2014-2020 годы |
8. | Объемы и источники финансирования государственной программы | Общий объем средств, направленных на реализацию государственной программы, составляет 4 598 270,6 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 212 010,1 тыс. рублей; средства областного бюджета - 3 789 654,5 тыс. рублей; средства местного бюджета муниципальных образований Костромской области - 10 130,1 тыс. рублей; средства из внебюджетных источников - 586 475,9 тыс. рублей |
9. | Конечные результаты реализации государственной программы | 1) увеличение количества посещений организаций культуры по отношению к уровню 2010 года (в том числе посещений гражданами старшего поколения, инвалидами, детьми и молодежью) со 107,5 процента в 2012 году до 136 процентов в 2020 году; 2) увеличение количества посещений платных и бесплатных культурно-досуговых мероприятий (в том числе посещений гражданами старшего поколения, инвалидами, детьми и молодежью) по отношению к 2012 году со 106,6 процента в 2013 году до 155,5 процента в 2020 году; 3) доля театров, имеющих сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в общем количестве театров Костромской области составит в период действия государственной программы 100 процентов; 4) доля детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, в общем числе детей Костромской области составит в 2020 году 9 процентов; 5) увеличение количества музейных выставочных проектов, осуществляемых в Костромской области, по отношению к 2012 году со 110 процентов в 2013 году до 202 процентов в 2020 году; 6) доля музеев, имеющих сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в общем количестве музеев составит в 2020 году 100 процентов; 7) доля публичных библиотек, подключенных к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в общем количестве библиотек составит в 2020 году 100 процентов; 8) охват населения Костромской области библиотечным обслуживанием (в том числе охват граждан старшего поколения, инвалидов, детей и молодежи) возрастет с 39,01 процента в 2013 году до 39,07 процента в 2020 году; |
9) доля зданий учреждений культуры, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве зданий данных учреждений составит 81,8 процента в 2020 году; 10) соотношение средней заработной платы работников учреждений культуры к средней заработной плате в регионе увеличится с 62,6 процента в 2013 году до 100 процентов в 2018 году; 11) доля средств областного бюджета, выделяемых социально ориентированным некоммерческим организациям, в общем объеме средств областного бюджета, выделяемых на предоставление услуг в сфере культуры, возрастет с 4,3 процента в 2015 году до 10,0 процентов в 2020 году; 12) прирост численности лиц, размещенных в коллективных средствах размещения, по отношению к 2012 году увеличится со 103,4 процента в 2013 году до 118,0 процентов в 2020 году; 13) объем туристского потока в Костромской области (в том числе туристского потока граждан старшего поколения, инвалидов, детей и молодежи) возрастет с 730,1 тыс. человек в 2013 году до 998,0 тыс. человек в 2020 году; 14) доля количества объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия на территории Костромской области возрастет с 44,4 процента в 2013 году до 46,4 процента в 2020 году; 15) ежегодное, начиная с 2017 года, выполнение показателей (индикаторов) государственной программы на 100 процентов |
Раздел II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Глава 1. КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
10. Костромская область располагает огромным культурным наследием, имеющим значительный потенциал развития, в настоящее время и в долгосрочной перспективе позиционируется как регион с развитой культурной средой.
11. Сеть учреждений отрасли "Культура" региона различных видов и форм собственности охватывает все направления деятельности в сфере культуры, искусства, художественного образования, обеспечивает конституционные права граждан на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры, доступ к информации, в т.ч. включает свыше 800 государственных и муниципальных учреждений и их филиалов. Также в Костромской области работают АНО "Национальный балет "Кострома", негосударственная некоммерческая организация "Диалог Данс", федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А.Н.Островского "Щелыково", Костромской государственный цирк, Костромской филиал ФГБУК "Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э.Грабаря", общественные организации (в т.ч. региональные отделения творческих союзов писателей, композиторов, художников, театральных деятелей, национально-культурные автономии), частные кинотеатры, парки, музеи.
12. Конкурентными преимуществами Костромской области в сфере культуры, дающими основания для успешного и устойчивого развития отрасли в современных условиях, являются:
1) развитая сеть учреждений культуры, в целом соответствующая социальным нормативам и нормам;
2) разнообразие культурных и туристских брендов, исторических достопримечательностей, мест, связанных с выдающимися историческими событиями и людьми, местных промыслов и ремесел, уникальность музейных коллекций и традиционной народной культуры, самобытность сельских поселений, сохранение и использование культурно-исторического наследия Костромы и малых городов области;
3) высокоразвитое профессиональное искусство;
4) системная реализация долгосрочных культурных событийных проектов международного, всероссийского, межрегионального уровня;
5) наличие многочисленных коллективов любительского творчества, имеющих звания "народный", "образцовый";
6) развитая система художественного образования;
7) наличие устойчивых партнерских взаимоотношений между областными, муниципальными, федеральными, частными учреждениями сферы культуры, работающими в Костромской области;
8) высокий уровень межнационального, межконфессионального и межкультурного согласия (толерантности).
13. Востребованность культурных благ и услуг в регионе подтверждают статистические данные:
ежегодное количество посещений учреждений культуры превышает 7,9 млн. посещений;
каждый 3-й житель области является читателем общедоступной библиотеки;
каждый 13-й житель области является участником клубного формирования при культурно-досуговых учреждениях;
ежедневно музеи области посещают свыше 1,3 тыс. человек, обеспечен бесплатный доступ в областные и муниципальные музеи посетителям в возрасте до 16 лет;
в результате реализации мер по формированию доступной среды ежегодно растет количество посещений инвалидами учреждений культуры и культурных мероприятий (свыше 190 тыс. посещений в год при численности инвалидов 70 тыс. человек).
14. На основе богатейшего культурного наследия, системной поддержки государственными структурами и обществом культурных инициатив в Костромской области реализуются долгосрочные международные, всероссийские, областные проекты в сфере культуры и художественного образования (в том числе фестивали и конкурсы "Наши древние столицы", "Дни Островского в Костроме", "Жаровские певческие ассамблеи", "Щедрое яблоко", "Волжские встречи", "Юные дарования России", "Успех", "Вифлеемская звезда", "Кострома - зимняя сказка", "Костромская губернская ярмарка", "России верные сыны", "Музыка - дорога в жизнь", фестиваль и конкурс молодых дирижеров симфонических оркестров, посвященные памяти И.А.Мусина, проекты "Мастера искусств - малой родине", "Маршруты летнего чтения", ежегодные акции "Ночь музеев", "Ночь искусств", "Ночь кино", "Библионочь" и другие).
15. Развитие сотрудничества областных и муниципальных учреждений, творческих коллективов, работников культуры, творческой и научной интеллигенции, общественных организаций осуществляется посредством реализации совместных культурных проектов, информационной деятельности, системы областных конкурсов и премий, повышения квалификации и обучения кадров. В сферу культуры активно вовлекаются субъекты предпринимательства. Важными субъектами культурной политики являются социально ориентированные некоммерческие организации, в т.ч. творческие союзы, успешно взаимодействующие с органами государственной власти и учреждениями культуры, объединяющие высококвалифицированных представителей профессионального и экспертного сообществ. Возрастает участие волонтеров в культурной деятельности.
16. Вместе с тем очевидно наличие факторов, сдерживающих развитие сферы культуры в базовом периоде и негативно влияющих на достижение социально значимых результатов в долгосрочной перспективе, в т.ч.:
отсутствие в обществе представления о стратегической роли культуры и приоритетах государственной культурной политики;
значительное количество памятников истории и культуры с высокой степенью разрушения и повреждения;
региональные и муниципальные диспропорции в обеспеченности населения услугами учреждений культуры и туризма, неравномерное развитие социально-культурной инфраструктуры областного центра, районных центров и сельских населенных пунктов;
социально-демографические проблемы (в т.ч. снижение численности населения области);
несоответствие материально-технической базы большинства организаций культуры, находящихся в ведении муниципальных образований, современным требованиям;
"старение" кадров, слабый приток молодежи в сферу культуры;
недостаточный объем финансовой поддержки деятельности в сфере культуры.
17. За десятилетний период реализован ряд существенных мер по модернизации государственных учреждений культуры, укреплению их материально-технической базы, расширению занимаемых площадей. При этом неудовлетворительным остается состояние зданий и материально-технической оснащенности большинства организаций культуры, находящихся в ведении муниципальных образований Костромской области, в особенности в сельской местности.
18. Подавляющее большинство зданий государственных и муниципальных музеев, в том числе имеющих статус памятников истории и культуры, требует проведения ремонтных либо реставрационных работ.
19. Статья 3 Закона Российской Федерации от 9 октября 1992 года N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" включает художественные промыслы и ремесла в понятие "культурные ценности". В связи с этим отрасль "Культура" (наряду с такими отраслями, как образование, туризм, промышленное производство и малое предпринимательство) является одной из важнейших сфер, в которых осуществляется государственная поддержка народных художественных промыслов и ремесел. При этом базой для данной работы являются специализированные учреждения: дома ремесел, центры народной культуры и народного творчества, культурно-досуговые учреждения, при которых работают любительские объединения, музеи, образовательные учреждения отрасли "Культура". Эти учреждения не располагают достаточной материально-технической базой и средствами на проведение необходимых мероприятий по поддержке промыслов и ремесел.
20. Безусловной составляющей повышения конкурентоспособности региональной культуры на отечественном и мировом рынках является повышение качества культурных благ и услуг, обеспечение их необходимого многообразия. Решение этой задачи на современном этапе экономического развития во многом зависит от обеспеченности организаций культуры современным оборудованием и развития информационных технологий в отрасли "Культура".
21. Требуется направленная модернизация оборудования, приобретение и установка лицензионного программного обеспечения, наполнение имеющихся баз данных и формирование новых в соответствии с интересами населения, приоритетами развития Костромской области, требованиями к учету музейных и библиотечных фондов, а также внедрение информационных услуг и информационно-коммуникационных технологий, рост информационных продуктов культуры.
22. В отрасли "Культура" Костромской области занято 4,5 тыс. человек. Профессиональный стаж свыше 20 лет имеется у 40 процентов из них, от 10 до 20 лет - 20 процентов, что свидетельствует о старении кадрового состава отрасли. Требуется привлечение молодых специалистов, постоянная поддержка кадровых ресурсов через систему профессиональных конкурсов, внедрение инноваций, мероприятий, направленных на развитие системы среднего профессионального образования и повышения квалификации, повышение заработной платы работников, использование системы эффективного контракта.
23. В целях улучшения ситуации, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в части поэтапного повышения оплаты труда в регионе принимаются системные меры по доведению размера средней заработной платы работников учреждений культуры до размера средней зарплаты по региону в 2018 году.
Глава 2. ТУРИЗМ
24. Сфера туризма охватывает туризм международный (въездной и выездной) и внутренний (для граждан России в пределах Российской Федерации).
25. Туристские ресурсы России являются мощным потенциалом для полноценного и качественного отдыха граждан, пропаганды здорового образа жизни. Туризм - это эффективный инструмент преодоления кризисных явлений, способствующий активизации социально-экономического развития регионов.
26. Туристская отрасль Костромской области обладает всеми необходимыми ресурсами для активного развития практически всех видов отдыха и имеет в своем активе более 60 гостиниц, 11 исторических городов, более 2,5 тыс. памятников истории и культуры, 3 музея-заповедника и 16 филиалов Костромского музея-заповедника. В настоящее время природно-заповедный фонд Костромской области включает 84 особо охраняемые природные территории. Из них 1 территория федерального значения, 83 территории регионального значения, в том числе 56 заказников, 18 памятников природы, 9 туристско-рекреационных местностей.
27. Обладая значительными туристско-рекреационными ресурсами, Костромская область занимает незначительное место на российском рынке туристских услуг, хотя ее потенциальные возможности позволяют (при соответствующем уровне развития туристской индустрии) принимать около 1 млн. туристов в год.
28. В Костромской области туристская деятельность находится в стадии реформирования и развития. Имеющиеся туристские ресурсы используются не полностью, однако динамика туристского рынка региона свидетельствует о тенденциях к росту числа туристов. Анализ современного состояния туризма в Костромской области показывает, что в последние годы эта сфера в целом развивается стабильно и динамично. Отмечается ежегодный рост внутреннего туристского потока. Быстро растущий спрос на туристские услуги внутри области вызвал интерес к строительству (переоснащению) малых гостиниц, в основном в муниципальных образованиях области. Резко увеличился объем инвестиционных предложений по гостиничному строительству со стороны российских инвесторов.
29. К наиболее значимым проблемам сферы туризма относятся:
недостаточно развитая туристская инфраструктура, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса с современным уровнем комфорта;
высокая стоимость проживания, питания, транспортного и другого туристского обслуживания, существенно превышающая среднеевропейский уровень;
невыгодные экономические условия для привлечения инвестиций в туристскую инфраструктуру, отсутствие готовых инвестиционных площадок, наличие административных барьеров;
дефицит квалифицированных кадров, который влечет за собой невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии, несмотря на некоторое изменение ситуации к лучшему за последние 2-3 года;
устаревшая и недостаточно эффективно используемая ресурсная база в сфере санаторно-курортного, оздоровительного и медицинского туризма (пансионаты и санатории);
лимитированное по разнообразию число туров, сформированных с помощью устаревших методов;
высокая стоимость туров в регион;
"сезонность" туристской деятельности (до 80 процентов доходов туриндустрии приходится на высокий сезон с середины мая по конец августа, в остальное время принимающий туристский бизнес в целом убыточен и в основном финансируется из выручки высокого сезона);
дефицит современных туристских автобусов, круизных судов и других транспортных средств;
недостаточная государственная реклама туристских возможностей как на зарубежных направляющих рынках, так и внутри страны, что связано с ограниченным бюджетным финансированием;