ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 ноября 2013 года N 621
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ "ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ ЛЮДЕЙ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ (2014 - 2016 ГОДЫ)", ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РЕГИОНАЛЬНУЮ ПРОГРАММУ "СОЗДАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ СПАСАТЕЛЬНЫХ ПОСТОВ И ОБУЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПЛАВАНИЮ И ПРИЕМАМ СПАСАНИЯ НА ВОДЕ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ (2012 - 2014 ГОДЫ)", УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ ОТ 23.05.2012 N 312, И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
(в редакции Постановлений Правительства Республики Хакасия от 14.03.2014 N 108, от 17.04.2014 N 179, от 06.11.2014 N 563, от 10.12.2014 N 657, от 23.12.2014 N 705, от 20.07.2015 N 343, от 04.12.2015 N 642, от 30.12.2015 N 755, от 31.12.2015 N 761, от 30.12.2016 N 666)
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.04.2013 N 221 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Хакасия" (с последующими изменениями) Правительство Республики Хакасия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Хакасия "Защита населения и территорий Республики Хакасия от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (2014 - 2016 годы)".
2. Внести в региональную программу "Создание общественных спасательных постов и обучение населения плаванию и приемам спасания на воде в Республике Хакасия (2012 - 2014 годы)", утвержденную Постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.05.2012 N 312 (с последующими изменениями), следующие изменения:
1) в позиции "Объемы и источники финансирования" паспорта цифры "19378,5", "5976,0", "10600,0", "5350,0" заменить соответственно цифрами "19128,5", "5626,0", "10250,0", "5000,0";
2) в таблице 3 раздела 5:
в строке пятой:
цифры "600,0" заменить цифрами "250,0";
цифры "350,0" исключить;
в строке "Всего" цифры "19378,5" и "5976,0" заменить соответственно цифрами "19128,5" и "5626,0".
3. Признать утратившими силу с 1 января 2014 года:
Постановление Правительства Республики Хакасия от 22.04.2011 N 215 "О внесении изменений в приложение к подпрограмме "Пожарная безопасность учреждений с круглосуточным пребыванием людей Республики Хакасия" долгосрочной республиканской целевой программы "Пожарная безопасность Республики Хакасия (2011 - 2014 годы)", утвержденной Постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.11.2010 N 609";
Постановление Правительства Республики Хакасия от 28.06.2011 N 395 "О внесении изменений в подпрограмму "Пожарная безопасность учреждений с круглосуточным пребыванием людей Республики Хакасия" долгосрочной республиканской целевой программы "Пожарная безопасность Республики Хакасия (2011 - 2014 годы)", утвержденной Постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.11.2010 N 609";
Постановление Правительства Республики Хакасия от 02.11.2011 N 731 "О внесении изменения в подпрограмму "Пожарная безопасность учреждений с круглосуточным пребыванием людей Республики Хакасия" долгосрочной республиканской целевой программы "Пожарная безопасность Республики Хакасия (2011 - 2014 годы)", утвержденной Постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.11.2010 N 609";
Постановление Правительства Республики Хакасия от 11.11.2011 N 757 "О внесении изменений в долгосрочную республиканскую целевую программу "Пожарная безопасность Республики Хакасия (2011 - 2014 годы)", утвержденную Постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.11.2010 N 609";
Постановление Правительства Республики Хакасия от 04.07.2012 N 442 "О внесении изменений в долгосрочную республиканскую целевую программу "Пожарная безопасность Республики Хакасия (2011 - 2014 годы)", утвержденную Постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.11.2010 N 609";
Постановление Правительства Республики Хакасия от 13.09.2012 N 615 "О внесении изменений в долгосрочную республиканскую целевую программу "Пожарная безопасность Республики Хакасия (2011 - 2014 годы)", утвержденную Постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.11.2010 N 609";
Постановление Правительства Республики Хакасия от 26.11.2012 N 803 "О внесении изменений в долгосрочную республиканскую целевую программу "Пожарная безопасность Республики Хакасия (2011 - 2014 годы)", утвержденную Постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.11.2010 N 609";
Постановление Правительства Республики Хакасия от 24.12.2012 N 895 "О внесении изменений в долгосрочную республиканскую целевую программу "Пожарная безопасность Республики Хакасия (2011 - 2014 годы)", утвержденную Постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.11.2010 N 609";
Глава Республики Хакасия -
Председатель Правительства
Республики Хакасия
В.ЗИМИН
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ "ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ ЛЮДЕЙ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ (2014 - 2016 ГОДЫ)"
(в редакции Постановлений Правительства Республики Хакасия от 31.12.2015 N 761, от 30.12.2016 N 666)
Ответственный исполнитель | - Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия |
Соисполнитель | - Министерство здравоохранения Республики Хакасия; |
Подпрограммы | - нет |
Цель | - снижение рисков и смягчение последствий при возникновении чрезвычайных ситуаций, повышение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в Республике Хакасия |
Задачи | - обеспечение защиты населения и территорий Республики Хакасия от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; |
Целевые показатели | - показатель 1 "Объем резервов финансовых ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (на одного человека)": |
(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 30.12.2016 N 666) | |
Этапы и сроки реализации | - 2014 - 2016 годы (этапы не выделяются) |
Объемы бюджетных ассигнований | - 1050059,0 тыс. рублей за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия, в том числе субсидии муниципальным образованиям - 8341,0 тыс. рублей. |
(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 30.12.2016 N 666) | |
Ожидаемые результаты реализации | - повышение эффективности деятельности органов управления и сил гражданской обороны; |
1.1. На территории Республики Хакасия возможны чрезвычайные ситуации (далее - ЧС) как природного, так и техногенного характера, которые могут привести к значительному материальному и социальному ущербу.
Опасные природные явления включают в себя гидрометеорологические явления (подтопления, связанные с весенним половодьем и дождевыми паводками, сильные ветры, сильный мороз, сильные метели, град, засуха), опасные геологические процессы (землетрясения, оползни, сели), природные пожары (лесные, лесостепные, степные). Из всех перечисленных стихийных бедствий наибольшую опасность для населения и территорий Республики Хакасия представляют подтопления, природные пожары и землетрясения.
Вредное воздействие вод проявляется в виде затопления и подтопления населенных пунктов, расположенных по руслу реки Абакан и ее притоках, где проживает значительная часть населения, в периоды весеннего половодья и летне-осенних дождевых паводков. За последние 10 лет в Республике Хакасия зарегистрированы две ЧС регионального масштаба, в результате которых был причинен значительный социально-экономический ущерб. Так, в 2003 году были подтоплены город Абаза, населенные пункты Аскизского и Таштыпского районов. В результате подтопления пострадало 50 объектов жилищно-коммунального хозяйства, 18 объектов социальной сферы, 853 дома (2641 человек). Общий ущерб составил около 40 млн рублей, а общая площадь подтопления - 44,6 км(2). В 2004 году были подтоплены город Абаза, ряд населенных пунктов Аскизского района. В результате подтопления пострадало 60 объектов жилищно-коммунального хозяйства, шесть объектов социальной сферы, 1077 домов (3296 человек), погибли 10 человек. Общий ущерб составил около 30 млн рублей, общая площадь подтопления - 20,5 км(2.)
Значительный ущерб приносят лесные и степные пожары. В зависимости от метеорологических факторов и степеней пожарной опасности лесов в лесных массивах республики может возникнуть напряженная обстановка в пожароопасный период. На территории лесного фонда республики ежегодно регистрируется от 100 до 300 пожаров на общей площади 1,5 - 5 тыс. га. Наиболее подвержены пожарам лесные массивы Аскизского, Орджоникидзевского, Таштыпского, Ширинского и Усть-Абаканского районов. Так, в 2007 году в результате сухой погоды и сильного ветра с порывами 25 - 28 м/сек. была зарегистрирована ЧС, связанная с массовыми пожарами в жилом секторе, в результате которой в восьми населенных пунктах республики огнем было уничтожено 47 жилых домов, без крова остались 68 семей, общий ущерб от пожаров составил более 46 млн рублей.
Территория республики относится к 6 - 8-балльной зоне сейсмической активности (по карте сейсмического районирования ОСР-97-А). В 8-балльной зоне находятся южные части Таштыпского и Бейского районов. К 7-балльной зоне относятся Аскизский, Усть-Абаканский, Боградский районы, основная часть Бейского района, южная часть Ширинского района, северная часть Таштыпского района. Орджоникидзевский район и основная часть Ширинского района относятся к 6-балльной зоне. За последние годы непосредственно на территории Республики Хакасия сильных землетрясений силой 5 и более баллов не отмечалось. Вместе с тем последние события показали, что в республике имеется вероятность возникновения сейсмособытий силой 3 - 4 балла, источниками которых могут стать землетрясения в соседних субъектах Российской Федерации - юг Красноярского Края, республики Тыва и Алтай. Также возможны сильные землетрясения непосредственно и на территории Республики Хакасия.
Наличие на территории республики химических, пожароопасных и взрывоопасных производств, объектов энергетики и жилищно-коммунального хозяйства свидетельствует о возможности возникновения ЧС техногенного характера. В основном опасные производственные объекты расположены в городах Абакане, Черногорске и Саяногорске. Произошедшая в 2009 году техногенная авария на Саяно-Шушенской ГЭС, в которой погибли 75 человек, показала, что нельзя полностью исключать возможность аварий и катастроф на потенциально опасных объектах. При этом ущерб и затраты на ликвидацию последствий ЧС могут быть значительными. Кроме того, объекты жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Хакасия имеют достаточно высокую степень износа; из-за дефицита финансовых средств продолжительное время не проводятся или проводятся в недостаточном объеме их капитальный ремонт и модернизация. В связи с этим постоянно в отопительный период существует вероятность возникновения аварий на объектах жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, которые могут привести к нарушению жизнеобеспечения населения и значительному материальному ущербу.
Таким образом, достаточно высокий уровень природной и техногенной опасности на территории республики требует проведения предупредительных мероприятий по снижению рисков возникновения ЧС, а также мероприятий по смягчению их последствий.
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (с последующими изменениями), постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (с последующими изменениями) органы государственной власти субъектов Российской Федерации создают резервы финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.
За последние годы финансовый резервный фонд Правительства Республики Хакасия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий составляет 2,5 млн рублей, который при необходимости пополняется. Порядок предоставления финансовых средств из резервного фонда Правительства Республики Хакасия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий определен постановлением Правительства Республики Хакасия от 09.08.2012 N 525 "О порядке предоставления бюджетных средств из резервного фонда Правительства Республики Хакасия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Хакасия".
Созданный резерв финансовых ресурсов для ликвидации ЧС межмуниципального и регионального характера, приходящийся на душу населения Республики Хакасия, составляет 4,69 рубля. Значение аналогичного показателя в Сибирском федеральном округе и Российской Федерации соответственно составляет 106 рублей и 369,57 рубля.
Практика показывает, что при оперативном реагировании на ЧС часто существует необходимость использования резерва материальных ресурсов Республики Хакасия для ликвидации ЧС межмуниципального и регионального характера, который в основном используется для организации первоочередного жизнеобеспечения населения. В республике резерв материальных ресурсов создан постановлением Правительства Республики Хакасия от 28.06.2006 N 177 "О порядке создания и использования резерва материальных ресурсов Республики Хакасия для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера". Вместе с тем проведенный анализ показал, что имеется необходимость пополнения резерва материальных ресурсов, прежде всего пневмокаркасными модулями, электростанциями, тепловыми пушками, осветительными установками и другим имуществом. Созданный резерв материальных ресурсов для ликвидации ЧС межмуниципального и регионального характера, приходящийся на душу населения Республики Хакасия, составляет 44,74 рубля. Это значение находится на одном уровне с показателем Сибирского федерального округа (44,61 рубля) и практически в два раза ниже общероссийского показателя (88,63 рубля).
В соответствии с приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) от 01.10.2014 N 543 "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты" органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации средствами индивидуальной защиты (средства индивидуальной защиты органов дыхания и медицинские средства индивидуальной защиты) обеспечиваются работники этих органов, работники органов местного самоуправления и организаций, находящихся в их ведении, соответственно. Средствами индивидуальной защиты и медицинскими средствами индивидуальной защиты, прежде всего, должно быть в мирное время обеспечено население, проживающее на территориях в пределах границ зон: защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия; возможного радиоактивного и химического загрязнения (заражения), устанавливаемых вокруг радиационно, ядерно и химически опасных объектов.
(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 30.12.2016 N 666)
В настоящее время проживающее в зоне возможного химического загрязнения население республики гражданскими противогазами, камерами защитными детскими не обеспечено, а медицинскими средствами индивидуальной защиты обеспечено в полном объеме.
(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 30.12.2016 N 666)
С 16.03.2015 вступил в силу приказ МЧС России от 01.10.2014 N 543 "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты", согласно которому органами исполнительной власти Республики Хакасия должны обеспечиваться средствами индивидуальной защиты (средства защиты органов дыхания, медицинские средства индивидуальной защиты) неработающее население республики, проживающее на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах.
В настоящее время часть населенных пунктов, расположенных на территории республики, не прикрыта подразделениями пожарной охраны. Кроме того, наибольшая эффективность тушения пожара достигается на первоначальном этапе, что не всегда возможно в связи с удаленностью сельских поселений от места расположения пожарных частей. В связи с этим большое значение по обеспечению пожарной безопасности имеет создание в муниципальных образованиях подразделений добровольной пожарной охраны. На 01.10.2013 создано 38 подразделений с общей численностью 123 человека и 40 единиц техники. Всего планируется создать 47 подразделений добровольной пожарной охраны. Однако нехватка пожарного оборудования, экипировки и другого имущества снижает эффективность действий подразделений добровольной пожарной охраны. В соответствии с Законом Республики Хакасия от 08.11.2011 N 94-ЗРХ "О некоторых вопросах деятельности добровольной пожарной охраны в Республике Хакасия" (с последующими изменениями) оказание финансовой поддержки общественным объединениям пожарной охраны в Республике Хакасия может осуществляться в форме предоставления бюджетных ассигнований в виде субсидий и налоговых льгот. Поэтому для повышения эффективности функционирования подразделений добровольной пожарной охраны существует необходимость оказания им финансовой поддержки за счет республиканского бюджета Республики Хакасия.
Для повышения оперативности принятия управленческих решений при угрозе и возникновении ЧС, сокращения времени поиска, обработки, передачи информации для принятия решений требуется создание автоматизированной системы учета рисков возникновения ЧС на потенциально опасных и опасных производственных объектах Республики Хакасия. В связи с выполнением функций по осуществлению в установленном порядке сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от ЧС, указанных в Федеральном законе от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", необходимо исчерпывающее владение информацией о каждом потенциально опасном и опасном производственном объекте. Необходимая информация фактически имеется, однако при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС практически не используется, так как поиск и представление в требуемом виде данной информации в значительной степени затруднен (информация не систематизирована, находится в разных документах, дублируется и представлена в основном на бумажных носителях). Создание электронной базы данных, в которую будет внесена вся необходимая информация, позволит оперативно ее использовать, в том числе при ликвидации ЧС, с возможностью обмена и передачи данных по сети Интернет. Это приведет к сокращению времени на выработку правильного решения по ликвидации ЧС, что в свою очередь значительно сократит время ликвидации ЧС и, как следствие, приведет к снижению затрат на финансирование мероприятий аварийно-спасательных и восстановительных работ.