Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 ноября 2012 года N 815

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И СМЯГЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ (2013-2017 ГОДЫ)"

(с изменениями от 30.12.2013. N 737 постановлением Правительства Республики Хакасия, НГР RU19000201301009)

(утратил силу с 01.01.2014 г. постановлением Правительства Республики Хакасия от 13.11.2013 г. N 621, НГР RU19000201300818)

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Республики Хакасия от 03.10.2012 N 663 "Об утверждении перечней долгосрочных республиканских целевых программ, разрабатываемых на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов, а также действующих долгосрочных республиканских целевых программ, планируемых к реализации в 2013 году и плановом периоде 2014–2015 годов" Правительство Республики Хакасия ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Утвердить долгосрочную республиканскую целевую программу "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций в Республике Хакасия (2013-2017 годы)" (приложение).

Исполняющий обязанности Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия Ю. Лапшин


Приложение
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Республики Хакасия
от 27.11.2012 N 815

ДОЛГОСРОЧНАЯ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций в Республике Хакасия (2013-2017 годы)"

ПАСПОРТ долгосрочной республиканской целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций в Республике Хакасия (2013-2017 годы)"


Наименование

- долгосрочная республиканская целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций в Республике Хакасия (2013–2017 годы)" (далее – Программа)

Дата принятия решения о разработке
 нормативного акта

- постановление Правительства Республики Хакасия от 03.10.2012 N 663 "Об утверждении перечней долгосрочных республиканских целевых программ, разрабатываемых на 2013 год и плановый период 2014–2015 годов, а также действующих долгосрочных республиканских целевых программ, планируемых к реализации в 2013 году и плановом периоде 2014–2015 годов"

Государственный заказчик

- Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия

Цель

- снижение рисков и смягчение последствий при возникновении чрезвычайных ситуаций в Республике Хакасия

Задачи

- повышение оперативности реагирования при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе связанных с авариями на потенциально опасных объектах, пожарами, а также при организации первоочередного жизнеобеспечения населения Республики Хакасия;

 развитие системы информирования населения Республики Хакасия о складывающейся обстановке при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

 совершенствование системы подготовки населения, руководящего состава и специалистов территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Хакасия

"Показатели результативности (целевые
 индикаторы) по годам

- снижение времени реагирования при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и организации первоочередного жизнеобеспечения населения:
 2013 год - 2 часа 0 минут;

 2014 год - 1 час 55 минут;

 2015 год - 1 час 50 минут;

 2016 год - 1 час 45 минут;

 2017 год - 1 час 40 минут;

 наличие резервов материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в расчете на душу населения Республики Хакасия, руб./чел.:
 2013 год - 0;

 2014 год - 47;

 2015 год - 50;

 2016 год - 52;

 2017 год - 54;

 обеспеченность населения средствами индивидуальной защиты, проживающего на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического заражения при авариях на химически опасных объектах, %:
 2013 год - 0;

 2014 год - 2,0;

 2015 год - 3,8;

 2016 год - 6,7;

 2017 год - 9,8;

 обеспеченность населения медицинскими средствами индивидуальной защиты, проживающего на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического заражения при авариях на химически опасных объектах, %:
 2013 год - 0;

 2014 год - 10;

 2015 год - 16;

 2016 год - 39;

 2017 год - 73;

 доля подразделений добровольной пожарной охраны, которым была оказана государственная поддержка, %:
 2013 год - 9;

 2014 год - 13;

 2015 год - 25;

 2016 год - 36;

 2017 год - 36;

 доля мест массового пребывания населения с информационным обеспечением об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, %:
 2013 год - 0;

 2014 год - 2,5;

 2015 год - 10;

 2016 год - 17;

 2017 год - 22;

 количество человек, прошедших подготовку в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ГБОУ ДПО РХ "Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям", чел.:
 2013 год - 720;

 2014 год - 750;

 2015 год - 780;

 2016 год - 810;

 2017 год - 850;

 количество детей, принявших участие в соревнованиях "Школа безопасности", чел.:
 2013 год - 1290;

 2014 год - 1300;

 2015 год - 1350;

 2016 год - 1400;

 2017 год - 1450;

Сроки и этапы реализации

- 2013–2017 годы:
 1 этап 2013-2015 годы;

 2 этап 2015-2017 годы

Объемы и источники финансирования

- общий объем финансирования Программы из республиканского бюджета Республики Хакасия составляет 20274,0 тыс. рублей, в том числе субсидии муниципальным образованиям – 1200 тыс. рублей:
 2013 год - 2198,0 тыс. рублей, в том числе субсидии муниципальным образованиям – 300,0 тыс. рублей;

 2014 год - 2198,0  тыс. рублей, в том числе субсидии муниципальным образованиям - 120,0 тыс. рублей;

 2015 год - 2198,0  тыс. рублей, в том числе субсидии муниципальным образованиям - 420,0 тыс. рублей;

 2016 год - 2198,0 тыс. рублей, в том числе субсидии муниципальным образованиям – 360,0 тыс. рублей;

 2017 год - 2198,0  тыс. рублей

"Ожидаемые конечные результаты
 реализации

- сокращение на 20% времени реагирования при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и организации первоочередного жизнеобеспечения населения;

 повышение до 10% обеспеченности населения средствами индивидуальной защиты и до 73% - медицинскими средствами индивидуальной защиты, проживающего на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического заражения при авариях на химически опасных объектах;

 увеличение до 22% охвата населения системами информирования населения Республики Хакасия в местах массового пребывания людей о складывающейся обстановке при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций (г. Абакан);

 повышение на 15% количества населения, прошедшего подготовку в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ГБОУ ДПО РХ "Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям;

1. Характеристика проблемы


Опасные природные явления, которые могут стать источниками чрезвычайных ситуаций на территории Республики Хакасия, включают в себя опасные гидрометеорологические явления (подтопления, связанные с половодьем и дождевыми паводками, сильные ветры, сильный мороз, сильные метели, град, засуха атмосферная и почвенная), опасные геологические процессы (землетрясения, оползни, сели), природные пожары (лесные, лесостепные, степные). Из всех перечисленных угроз наибольшую опасность для населения и территорий Республики Хакасия представляют подтопления, природные пожары, землетрясения.

Вредное воздействие вод проявляется в виде затопления и подтопления населённых пунктов, расположенных по руслу реки Абакан и возле ее притоков, где проживает значительная часть населения, в периоды весеннего половодья и летне-осенних дождевых паводков. За последние десять лет в Республике Хакасия зарегистрированы две чрезвычайные ситуации регионального масштаба, в результате которых был причинен значительный социальный и материальный ущерб. Так, в 2003 году были подтоплены муниципальное образование г. Абаза, населенные пункты муниципальных образований Аскизский и Таштыпский районы. В результате подтопления пострадало 50 объектов ЖКХ, 18 объектов социальной сферы, 853 дома с населением 2641 человек. Общий ущерб составил около 40 млн рублей, а общая площадь подтопления - 44,6 км2. В 2004 году были подтоплены муниципальное образование г. Абаза, ряд населенных пунктов муниципального образования Аскизский район. В результате подтопления пострадало 60 объектов ЖКХ, 6 объектов социальной сферы, 1077 домов с населением 3296 человек, погибли 10 человек. Общий ущерб составил около 30 млн рублей, общая площадь подтопления – 20,5 км2.

Значительный ущерб приносят лесные и степные пожары. В зависимости от метеорологических факторов и степеней пожарной опасности лесов в лесных массивах республики может возникнуть напряженная обстановка в пожароопасный период. На территории лесного фонда республики ежегодно регистрируется от 100 до 300 пожаров на общей площади 1500-5000 га. Наиболее подвержены пожарам лесные массивы Аскизского, Орджоникидзевского, Таштыпского, Ширинского и Усть-Абаканского районов. Так, в 2007 году в результате сухой погоды и сильного ветра с порывами 25–28 метров в секунду была зарегистрирована чрезвычайная ситуация, связанная с массовыми пожарами в жилом секторе, в результате которой в восьми населенных пунктах республики огнем было уничтожено 47 жилых домов, без крова остались 68 семей, общий ущерб от пожаров составил более 46 млн рублей.

Территория республики относится к 6-8-балльной зоне сейсмической активности (по карте сейсмического районирования ОСР-97-А). В 8-балльной зоне находятся южные части Таштыпского и Бейского районов. К 7-балльным зонам относятся Аскизский, Усть-Абаканский район, Боградский район, основная часть Бейского районов, южная часть Ширинского района, северная часть Таштыпского района. Орджоникидзевский район и основная часть Ширинского района относятся к 6-балльной зоне. За последние годы непосредственно на территории Республики Хакасия сильных землетрясений с силой 5 и более баллов не отмечалось. Вместе с тем последние события показали, что в республике имеется вероятность возникновения сейсмособытий силой 3–4 балла, источниками которых могут стать землетрясения в соседних субъектах Российской Федерации – юге Красноярского Края, республиках Тыва и Алтай. Возможны также сильные землетрясения непосредственно на территории Республики Хакасия.

Наличие на территории республики химических, пожароопасных и взрывоопасных производств и технологий свидетельствует о существовании высокой степени рисков чрезвычайных ситуаций техногенного характера. В основном опасные производственные объекты расположены в городах Абакане, Черногорске и Саяногорске. Произошедшая в 2009 году техногенная авария на Саяно-Шушенской ГЭС, в которой погибли 75 человек, показала, что нельзя полностью исключать возможность аварий и катастроф на потенциально опасных объектах. При этом ущерб и затраты на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций могут быть значительными. Кроме того, объекты жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Хакасия имеют достаточно высокую степень износа, из-за дефицита финансовых средств: продолжительное время не проводится или проводится в недостаточном объеме их капитальный ремонт и модернизация. В связи с этим постоянно в отопительный период существует вероятность возникновения аварий на объектах жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, которые могут привести к нарушению жизнеобеспечения населения и значительному материальному ущербу.

Практика показывает, что при оперативном реагировании на чрезвычайные ситуации часто существует необходимость использования резерва материальных ресурсов Республики Хакасия для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, который в основном используется для организации первоочередного жизнеобеспечения населения. Проведенный анализ показал, что имеется необходимость пополнения резерва материальных ресурсов, прежде всего пневмокаркасными модулями, электростанциями, тепловыми пушками, осветительными установками и другим имуществом.

В соответствии с приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21.12.2005 N 993 "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты" (с последующими изменениями) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в мирное время средствами индивидуальной защиты, прежде всего, должно быть обеспечено население, проживающее на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах. Также данные категории населения должны быть обеспечены медицинскими средствами индивидуальной защиты. В настоящее время проживающее в зоне возможного химического загрязнения население республики не обеспечено гражданскими противогазами, камерами защитными детскими и медицинскими средствами индивидуальной защиты.

В настоящее время из 277 населенных пунктов, расположенных на территории Республики Хакасия, 76 населенных пунктов не прикрыты подразделениями пожарной охраны, что составляет 27% от общего количества. Для решения данного вопроса основные усилия необходимо направить на создание в данных населенных пунктах подразделений добровольной пожарной охраны. В соответствии с Законом Республики Хакасия от 08.11.2011 N 94-ЗРХ "О некоторых вопросах деятельности добровольной пожарной охраны в Республике Хакасия" планируется оказать финансовую поддержку подразделений добровольной пожарной охраны за счет республиканского бюджета Республики Хакасия.

Для повышения оперативности принятия управленческих решений при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, сокращения времени поиска, обработки, передачи информации для принятия решений предполагается создать автоматизированную систему учета рисков возникновения ЧС на потенциально-опасных и опасных производственных объектах Республики Хакасия.

Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (далее - ОКСИОН) создается в рамках реализации федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.2011 N 555 (с последующими изменениями). Целью создания ОКСИОН является подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и охраны общественного порядка, своевременное оповещение и оперативное информирование граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций, мониторинг обстановки и состояния правопорядка в местах массового пребывания людей на основе использования современных технических средств и технологий. Эти технологии должны позволять оповещать, информировать и обучать людей, находящихся в местах массового пребывания, с использованием электронных наружных и внутренних информационных табло, прививать нормы безопасного поведения в условиях чрезвычайной ситуации.

В целях совершенствования подготовки населения, руководящего состава и специалистов территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Хакасия планируется внедрить дистанционную и выездную формы обучения населения, организовать проведение соревнований "Школа безопасности". Внедрение дистанционного и выездного методов обучения в Республике Хакасия позволит:

снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы как учащихся, так и преподавателей);

увеличить процент обучаемых в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, особенно в удаленных районах республики;

повысить качество обучения за счет применения современных средств, таких как объемные электронные библиотеки;

создать единую образовательную среду в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.

Важнейшим звеном в совершенствовании умений и навыков по действиям в чрезвычайных ситуациях подрастающего поколения является проведение мероприятий в рамках Всероссийского детско-юношеского общественного движения "Школа безопасности". В Республике Хакасия элементы соревнований "Школа безопасности" ранее проводились в рамках военно-патриотической игры "Победа". Также команда от Республики Хакасия ежегодно принимает участие в межрегиональных соревнованиях. Для повышения уровня подготовки детей в области безопасности жизнедеятельности, обучения умелым действиям в любой критической обстановке, освоения приемов само- и взаимопомощи необходимо на постоянной основе проводить соревнования "Школа безопасности", приобрести необходимую экипировку, оборудование и другое имущество. В 2013 году на территории загородного оздоровительного детского лагеря "Баланкуль" планируется создать учебно-тренировочную площадку для проведения соревнований "Школа безопасности". При этом школьники смогут получить базовые знания по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни, способов оказания первой помощи, правил поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, на базе учебно-тренировочной площадки учащимся представится возможность приобретения навыков работы со специальным аварийно-спасательным оборудованием и инструментом. Вместе с тем в ходе проведения республиканских соревнований "Школа безопасности" и участия в межрегиональных соревнованиях постоянно ощущается нехватка финансовых средств, необходимого оборудования, экипировки, имущества. Также необходимо отметить, что в 2015 году на территории Республики Хакасия планируется проведение межрегиональных соревнований "Школа безопасности".

Цели и задачи долгосрочной республиканской целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций в Республике Хакасия (2013-2017 годы)" соответствуют Стратегии социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 25 октября 2011 года N 700 (с последующими изменениями) (далее – Стратегия). Основным инструментом реализации Стратегии является программа "Социально-экономическое развитие Республики Хакасия на 2011–2016 годы", утвержденная Законом Республики Хакасия от 29.12.2011 N 143-ЗРХ.

Реализация Программы позволит обеспечить реализацию следующих основных задач Стратегии:

обеспечение безопасности жизнедеятельности, укрепление безопасности и общественного порядка в республике, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;

развитие информационного общества, формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение доступности информации и технологий для населения;

повышение доступности образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

С учетом современного уровня угроз для безопасного развития республики эффективное противодействие возникновению чрезвычайным ситуациям и ликвидации их последствий не может быть обеспечено только в рамках основной деятельности Управления по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия. Характер проблемы требует долговременной стратегии и организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов на предупреждение чрезвычайных ситуаций. В современных экономических условиях в целях повышения эффективности мероприятий антикризисной направленности возрастает важность реализации методов программно-целевого планирования. При ограничении бюджетного финансирования успешное комплексное решение подобных масштабных задач возможно лишь с использованием программно-целевых методов.

2. Цель и задачи Программы


Цель Программы - снижение рисков и смягчение последствий при возникновении чрезвычайных ситуаций в Республике Хакасия.

Задачи Программы:

повышение оперативности реагирования при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе связанных с авариями на потенциально опасных объектах, пожарами, а также при организации первоочередного жизнеобеспечения населения Республики Хакасия;

развитие системы информирования населения Республики Хакасия о складывающейся обстановке при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

совершенствование системы подготовки населения, руководящего состава и специалистов территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Хакасия.

3. Перечень программных мероприятий

Таблица 1

Наименование мероприятия

Объем финансирования
 по годам реализации программы,
 тыс. рублей

Исполнитель

2013

2014

2015

2016

2017

Всего

1

2

3

4

5

6

7

8

Задача 1. Повышение оперативности реагирования при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе связанных с авариями на потенциально опасных объектах, пожарами, а также при организации первоочередного жизнеобеспечения населения Республики Хакасия

1.1. Пополнение резерва материальных ресурсов Республики Хакасия для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера

-

166,0

1616,0

1231,0

1000,0

4013,0

Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия

1.2. Обеспечение населения средствами индивидуальной защиты и медицинскими средствами индивидуальной защиты

-

33,0

1108,0

2133,0

2814,0

6088,0

Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия

1.3. Предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия для поддержки подразделений добровольной пожарной охраны

300,0

120,0

420,0

360,0

-

1200 ,0

Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия,
 органы местного самоуправления (по согласованию)

1.4. Создание автоматизированной системы учета рисков возникновения чрезвычайных ситуаций на потенциально-опасных и опасных производственных объектах

-

-

675,0

95,0

-

770 ,0

Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия

Итого

300,0

319 ,0

3819,0

3819,0

3814,0

12071,0

В том числе субсидии муниципальным образованиям

300,0

120,0

420,0

360,0

-

1200 ,0

Задача 2. Развитие системы информирования населения Республики Хакасия о складывающейся обстановке при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций

2.1. Проведение проектно-изыскательских работ по созданию ОКСИОН

1040,0

-

-

-

-

1040,0

Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия

2.2. Создание регионального информационного комплекса

-

4000,0

-

-

-

4000,0

Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия

2.3. Подключение имеющихся рекламных конструкций к системе ОКСИОН

-

-

450,0

450,0

450,0

1350,0

Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия

Итого

1040,0

4000,0

450,0

450,0

450,0

6390,0

Задача 3. Совершенствование системы подготовки населения, руководящего состава и специалистов территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Хакасия

3.1. Создание автоматизированной системы дистанционного обучения различных групп населения в области защиты населения и территорий Республики Хакасия от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

98,0

-

-

-

-

98,0

Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия

3.2. Приобретение автомобиля в целях организации обучения населения в сельской местности Республики Хакасия

510,0

-

-

-

-

510,0

Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия

3.3. Проведение среди учащихся Республики Хакасия соревнований "Школа безопасности", в том числе участие в межрегиональных соревнованиях

250,0

200,0

250,0

250,0

255,0

1205,0

Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия

ИТОГО

858 ,0

200,0

250,0

250,0

255,0

1813,0

ВСЕГО по Программе

2198,0

2198,0

2198,0

2198,0

2198,0

20274,0

В том числе субсидии муниципальным образованиям

300,0

120,0

420,0

360,0

-

1200 ,0

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»