ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 марта 2013 года N 115-п
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
"Волгоградская правда", N 53, 27.03.2013
Правительство Волгоградской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития культуры в Волгоградской области на период до 2020 года.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Вице-губернатор - председатель
Правительства Волгоградской области О.В.Керсанов
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
Концепция развития культуры в Волгоградской области (далее именуется - Концепция) представляет собой анализ состояния сферы культуры в Волгоградской области, определяет цели и задачи, основные направления развития культуры как одного из инструментов социально-экономического преобразования Волгоградской области, а также механизмы и ожидаемые результаты реализации Концепции.
Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации от 09 октября 1992 г. N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей", федеральными законами от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ "О библиотечном деле", от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии", от 06 января 1999 г. N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах", от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", указами Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от 07 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Концепцией долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. N 1019-р, Концепцией развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 1244-р, Концепцией сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 2009 - 2015 годы, утвержденной приказом Министерства культуры Российской Федерации от 17 декабря 2008 г. N 267, а также в соответствии с целями и задачами развития сферы культуры, определенными Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Концепцией федеральной целевой программы "Культура России (2012 - 2018 годы)", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 209-р, федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2002 г. N 858, законами Волгоградской области от 14 июля 2008 г. N 1737-ОД "О культуре и искусстве в Волгоградской области", от 13 мая 2008 г. N 1686-ОД "О библиотечном деле в Волгоградской области", от 01 июля 2009 г. N 1908-ОД "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Волгоградской области", от 31 декабря 2009 г. N 1981-ОД "Об архивном деле в Волгоградской области" и иными нормативными актами в сфере культуры.
Повышение темпов экономического развития, структурные изменения экономики, вызванные переходом к инновационному типу ее развития, приводят к возрастанию роли человеческого капитала в социально-экономическом процессе. Ведущая роль в формировании человеческого капитала, создающего экономику знаний, отводится сфере культуры, что обусловлено следующими обстоятельствами:
переход к инновационному типу развития экономики требует повышения профессиональных требований к кадрам, включая уровень интеллектуального и культурного развития, возможного только в культурной среде, позволяющей осознать цели и нравственные ориентиры развития общества;
по мере развития личности растут потребности в ее культурно-творческом самовыражении, освоении накопленных обществом культурных и духовных ценностей. Необходимость в удовлетворении этих потребностей, в свою очередь, стимулирует развитие рынка услуг в сфере культуры.
Таким образом, назрела необходимость перехода к качественно новому, инновационному развитию абсолютно всех отраслей культуры: концертной, театральной деятельности, кинообслуживания населения, библиотечного, музейного, выставочного, архивного дела, традиционной народной культуры, сохранения и популяризации объектов культурного наследия, а также развития образования в сфере культуры и искусства. Широкое внедрение инноваций, новых технологических решений позволяет повысить степень доступности культурных благ, сделать культурную среду более насыщенной, отвечающей растущим потребностям личности и общества.
При этом наряду с решением этих задач необходимо преодолевать сохраняющиеся диспропорции, вызванные разной степенью обеспеченности населения услугами сферы культуры в различных субъектах Российской Федерации, городах и сельской местности, с учетом того, что все организации культуры в процессе своей деятельности должны создавать благоприятные условия для сохранения и развития традиционных культур народов России и их взаимодействия. Все это - важное условие и залог обеспечения социальной стабильности.
Культура осознается развитым обществом как важнейшее условие и содержание своей жизни и прогресса, наиболее значимая часть богатства нации и ее граждан, их бесценный капитал. Важнейшим критерием развитой цивилизации XXI века выступает уровень развития культуры, наличие эффективно работающей инфраструктуры культурных институтов и механизмов, обеспечивающих сохранение и обогащение национального и мирового культурного наследия, создание, трансляция и потребление качественных культурных ценностей, плодотворный региональный, национальный и глобальный культурный обмен, духовно-творческая самореализация людей.
Функции культуры в современных социально-экономических условиях не только сохраняют свои традиционные содержание и направленность, но и приобретают новые:
культура - главный и универсальный способ активной адаптации общества и человека к новой социально-исторической реальности. Создавая общие социальные представления, нормы и ценности, культура помогает совершенствовать общественные отношения, социальные институты и коллективное сознание, обеспечивает организацию стабильности и сплоченности общества;
культура обеспечивает сохранение и передачу опыта и достижений прошлого, органические духовные связи людей с их предшественниками, выступая коллективной памятью, основой национального самосознания;
особое значение сегодня получает эвристическая функция культуры, ее способность развивать творческие способности людей.
От принятых ценностей и норм, от сформированной культурой национальной ментальности сегодня в значительной степени зависит развитие политики и экономики, материальное производство и потребление, производительность и качество труда человека.
В современных условиях культура становится условием и средством решения социальных проблем и снижения социальной напряженности в регионе, городе, селе, обеспечивая жителям современный качественный досуг, заполняющий их свободное время, приобщающий людей к подлинным ценностям, создающий праздничную атмосферу, формирующий позитивное, жизнелюбивое самочувствие. Все это - реальная альтернатива провинциальной скуке, духовной пустоте, пьянству и возникающему на этой почве противоправному поведению.
Мировой опыт свидетельствует, что в условиях постиндустриального общества развитие так называемых культурных или креативных индустрий, создаваемые ими продукты и услуги способны давать серьезный социально-экономический эффект: создавать новые рабочие места, стимулировать развитие торговли и туризма.
В современном мире - мире глобальных экономических, политических и культурных отношений, борьбы за конкурентные преимущества возрастает роль имиджа как инструмента конкуренции и факторов, формирующих позитивный имидж. Культура, ее творческие достижения являются мощным имиджепорождающим фактором. Сегодня страны, регионы и города с великой древней культурой, сохраненными историческими традициями и объектами культурного наследия, развитым современным новаторским искусством наиболее посещаемы туристами. При этом не менее важен и тот факт, что развитие культурного имиджа напрямую связано с развитием патриотизма: население, которое гордится своей территорией, стремится сделать ее лучше, вложить свой труд и финансовые ресурсы в ее развитие.
В условиях перехода экономики Волгоградской области к инновационному типу развития ведущая роль в формировании человеческого капитала, являющегося одним из главных факторов осуществления такого перехода, отводится сфере культуры.
Таким образом, культура Волгоградской области - важнейший ресурс устойчивого регионального развития, ключевое звено столь необходимой для области модернизации и стратегии развития региона в целом.
Модернизация культуры влечет за собой модернизацию образа жизни, который, в свою очередь, стимулирует развитие экономики и обеспечивает социальную стабильность - непременные условия совершенствования сети отношений внутри региона. Высокая культура является необходимым условием обновления представлений о будущем. Чем более широкие аудитории будут собирать учреждения культуры, чем более демократические слои будут вовлечены в воспроизводство культурной жизни, тем более влиятельным станет регион. Изменившееся качество региональной культуры создает предпосылки для сокращения оттока креативных кадров из Волгоградской области.
Государственная политика в сфере развития культуры в Волгоградской области направлена на сохранение культурного наследия и развитие культурного многообразия, повышение уровня вовлеченности жителей Волгоградской области в культурную жизнь региона, расширение ассортимента культурных услуг для социально незащищенных слоев населения.
Вовлечение жителей Волгоградской области в процессы развития культуры и создание единого информационно-культурного пространства является основной целью Концепции.
Концепция представляет собой совокупность современных взглядов, целевых установок, принципов и приоритетов региональной государственной политики в сфере культуры, ориентированных на последовательное реформирование отрасли, призванное реализовать все ее функции, обеспечить ее максимальное соответствие современным потребностям населения, равный доступ к культурным ценностям всех групп и слоев населения, повышение роли культуры в формировании активной личности, становление культуры как полноценной отрасли экономики.
Положения Концепции опираются на ранее утвержденные областные программные документы долгосрочного развития сферы культуры, сохраняя преемственность в их отношении, комплексную оценку состояния сферы культуры и прогноз ее развития, данные официальной государственной отраслевой, социальной и экономической статистики, на системный анализ содержания и характера имеющихся в отрасли проблем, на выявленные объективные потребности и реальные возможности обеспечения развития отдельных направлений культурной деятельности, а также на имеющийся отечественный и зарубежный опыт разработки концепций и стратегий культурного развития и культурной политики на долгосрочный период.
Концепция учитывает современные экономические и социальные факторы общественных отношений, происходящие процессы реформирования бюджетной сферы, возрастающее влияние институтов гражданского общества на организацию культурной жизни в регионах, ведущую роль органов местного самоуправления в организации культурного досуга населения, сохраняющийся дефицит бюджетного финансирования отрасли, необходимость повышения эффективности управления сферой культуры, повышения уровня профессиональной компетентности кадров, улучшения системы их профессиональной подготовки и переподготовки.
Концепция призвана способствовать формированию новой региональной культурной политики, в которой будут определены направления развития культуры Волгоградской области на среднесрочный и долгосрочный периоды.
Концепция не содержит полного перечня конкретных мероприятий, она носит установочный характер и должна стать базой и практическим инструментом формирования целевых и ведомственных программ в сфере культуры, а также основным базовым документом для разработки планов, программ и отдельных проектов учреждений культуры, финансируемых из областного бюджета, и других организаций культуры, претендующих на государственную поддержку.
Концепция может стать основой для консолидации усилий органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Волгоградской области, организаций культуры всех форм собственности, а также общественных организаций и граждан по созданию единого информационно-культурного пространства, выработке основных критериев и нормативно-правовых основ долгосрочной культурной политики, обеспечению комплексного развития сферы культуры, решению имеющихся в отрасли проблем.
Положения Концепции могут уточняться и дополняться с учетом изменений характера, масштаба и содержания проблем развития культуры, а также конкретизироваться в других концептуальных, стратегических, нормативных правовых документах, содержащих разделы и затрагивающих вопросы развития культуры Волгоградской области.
Концепция учитывает модернизацию всех направлений сферы культуры и будет способствовать:
повышению эффективности отрасли за счет увеличения вклада сферы культуры в процесс улучшения жизни граждан;
оживлению культурной жизни Волгоградской области - увеличению разнообразия культурных предложений и числа культурных событий;
консолидации действий субъектов, реализующих стратегию социально-экономического развития Волгоградской области.
В Концепции учтены актуальность, современное состояние, цели, задачи, направления развития и ожидаемые результаты реализации Концепции во всех сферах региональной культуры.
В основе государственной политики в сфере развития культуры в Волгоградской области на период до 2020 года лежат следующие принципы:
законность;
системность и комплексность, рассмотрение направлений развития культуры во взаимосвязи;
обоснованность и приоритетность, обусловленные складывающейся социально-экономической обстановкой в стране и Волгоградской области;
историческая преемственность;
непрерывное и поступательное развитие культуры;
признание культурного разнообразия и осознание единства культурного пространства Волгоградской области;
учет интересов и потребностей всех групп населения;
учет мнения и ожиданий всех заинтересованных сторон в развитии культуры - органов государственной власти, местного самоуправления, организаций культуры всех форм собственности, получателей услуг культуры, работников организаций культуры, общественных организаций и объединений в сфере культуры и бизнеса;
культурные права, свободы, плюрализм;
доступность;
гласность и информационная открытость, требующие объективного освещения в средствах массовой информации проблем и событий в сфере культуры;
единство культурной политики на различных уровнях управления;
ориентация на лучшие отечественные и мировые практики развития культуры в целях совершенствования организационно-правовых механизмов развития сферы культуры Волгоградской области;
измеряемость результатов.
Эти принципы должны учитываться государственными и муниципальными органами законодательной и исполнительной власти при разработке нормативной правовой базы, программ развития культуры, планов деятельности, а также при создании соответствующих систем управления программами и планами.
Волгоградская область обладает значительным культурным потенциалом: многочисленные объекты культурного наследия и традиционные духовные ценности в их многонациональном разнообразии, разнообразная сеть учреждений культуры, искусства и художественного образования, квалифицированный кадровый состав специалистов творческих профессий и управления региональным культурным процессом.
Вместе с тем имеют место общие для всех отраслей культуры региона проблемы: недостаточный уровень финансирования и низкий уровень заработной платы работников учреждений культуры.
Всего в государственных и муниципальных учреждениях культуры и образования работают около 14340 человек, в 2012 году их средняя заработная плата составила 10704 рубля, что ниже не только средней заработной платы по региону, но и уровня оплаты труда работников таких отраслей социальной сферы, как здравоохранение и образование.
Имеющийся уровень заработной платы работников отрасли культуры не позволяет ей стать привлекательной сферой профессиональной деятельности особенно для молодых специалистов. Снижение престижа профессии является основной причиной оттока квалифицированных кадров в иные сферы деятельности. Если демографическая ситуация в Волгоградской области будет и далее характеризоваться убылью трудоспособного населения и его старением, эти факторы могут оказать негативное влияние на кадровое обеспечение отрасли культуры к 2020 году.
Театральное и музыкальное искусство занимает особое место в ряду видов художественного творчества.
В современных условиях возрастающей коммерциализации и глобализации искусства в целом именно театр приобретает особую важность в развитии человеческого потенциала, в создании благоприятных предпосылок для плодотворной реализации способностей каждого человека, улучшения условий жизни жителей и качества социальной среды.