ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 10 июня 2011 года N 1019-р

 [Об одобрении Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации до 2020 года]

1. Одобрить прилагаемую Концепцию долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года.

2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

разработать комплекс мер, направленных на сохранение и развитие театрального дела;

учитывать положения Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года при разработке и утверждении региональных целевых программ развития культуры.

Председатель Правительства
Российской Федерации

В.Путин

     

     

ОДОБРЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 10 июня 2011 года N 1019-р

Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года

I. Общие положения

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, определены основные цели и задачи государственной политики в сфере культуры.

В Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Концепция) представлен анализ современного состояния театрального дела в Российской Федерации, сформулированы цели и задачи Концепции, определены основные направления развития театрального дела в Российской Федерации, а также механизмы и ожидаемые результаты реализации Концепции.

В Концепции используются следующие понятия:

"театральное дело" - организационно-экономическая система, обеспечивающая осуществление театральной деятельности;

"театральная деятельность" - деятельность, направленная на создание и (или) показ спектаклей;

"театральное искусство" - один из видов исполнительского искусства (наряду с музыкальным и цирковым искусством), обладающий специфическими особенностями (синтетичность, коллективность творчества, непосредственность контакта со зрителем и др.), делающими его сценические произведения - спектакли уникальными, не имеющими аналогов в других видах искусства;

"виды театрального искусства" - драматический театр, музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл и др.), театр кукол, театр пантомимы и др.;

"театр" - организация, осуществляющая театральную деятельность в целях удовлетворения и формирования духовных потребностей зрителей в сценическом искусстве, а также развития театрального искусства;

"труппа" - творческий коллектив артистов театра;

"спектакль" - акт показа сценического произведения; название сценического произведения в репертуаре театра;

"репертуар" - совокупность спектаклей, готовых к показу или показанных за определенный период зрителям;

"постановка" - создание спектакля;

"новая постановка" - новый спектакль, подготовленный и включенный в репертуар театра;

"репетиция" - форма творческой работы артистов под руководством режиссера (дирижера, балетмейстера и хормейстера) при подготовке новой постановки или корректировке поставленного ранее спектакля;

"репертуарный театр" - театр, обладающий, как правило, постоянной труппой и имеющий в текущем репертуаре определенное количество спектаклей;

"свободная площадка" - организация, не имеющая собственной театральной труппы и предоставляющая свою сценическую площадку для показа или репетиций спектаклей различных театральных организаций;

"гастроли" - показ спектаклей вне места постоянной деятельности театра - в населенных пунктах собственного региона (региональные гастроли), в другом регионе (межрегиональные гастроли), в другой стране (зарубежные гастроли);

"театральный фестиваль" - показ (смотр) достижений театрального искусства.

II. Цель и задачи Концепции

В предстоящем 10-летии российской экономике жизненно необходим переход к инновационному типу развития. В этих условиях ведущая роль в формировании человеческого капитала отводится сфере культуры. Путь к инновациям лежит через повышение интеллектуального уровня людей, что возможно только в культурной среде, позволяющей осознать цели и ориентиры развития общества.

Государственная политика в сфере культуры направлена на развитие и реализацию культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом. По мере развития личности растут потребности в ее культурно-творческом самовыражении, освоении накопленных обществом культурных и духовных ценностей. Необходимость в удовлетворении этих потребностей требует адекватного развития сферы культуры в целом и ее отдельных отраслей.

Театральное дело в России имеет многовековую историю. 30 августа 1756 г. императрица Елизавета Петровна подписала Указ об учреждении первого в стране постоянно действующего профессионального театра: Российского для представления трагедий и комедий театра. Документ об учреждении этого первого придворного театра положил начало государственной театральной политике российского государства. Дальнейшее развитие театрального дела в дореволюционной России дало начало существованию театров разных видов. Казенные театры (в столицах - императорские) финансировались из государственной казны. Городские театры, учреждаемые городской управой, финансировались из бюджета города. Частные театры (до 1861 года - преимущественно крепостные), антреприза, актерские товарищества также в разных формах поддерживались государством.

В послереволюционное время к 1928 году сеть театров была полностью национализирована. И только в конце 80-х годов началось возрождение негосударственных театров. Сначала это были театры в форме производственных кооперативов, а позднее и в иных организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством. При всей важности развития негосударственного сектора в современном отечественном театральном деле основные социальные функции остаются за государственными и муниципальными театрами.

Обеспечение максимальной доступности для граждан России культурных благ - один из показателей повышения качества жизни россиян. Возможность посещения театра имеет большое значение для формирования высокого уровня культурной среды в городе, регионе, в стране в целом. Театральное искусство в современной России занимает особое место в развитии человеческого потенциала, в создании благоприятных предпосылок для плодотворной реализации способностей каждого человека, улучшения условий жизни российских граждан и качества социальной среды.

Театр - одна из немногих сфер живого человеческого общения, не опосредованного техническими средствами. Театральное искусство обладает особой силой воздействия на зрителя, побуждая его к сотворчеству: театральные зрители наряду с актерами, режиссерами, художниками и музыкантами - участники создания сценического произведения. Театральную деятельность в чрезвычайно узком экономическом смысле можно отнести к сфере услуг и только применительно к одной из ее составляющих - показу спектакля. Особая миссия театра - доносить до общественного сознания идеи и ценности, побуждая людей к творчеству во всех сферах социальной жизни. Важно и то, что театр является одним из важнейших средств сохранения и развития языков народов России.

Театральное искусство характеризуется неразрывной связью с театральным образованием. Российская модель репертуарного театра обеспечивает не только возможность активного сотрудничества театров и учебных заведений в образовательном процессе, но и неформальное, фактически непрерывное, образование в театральных труппах в процессе практической творческой деятельности. Репертуарный театр с постоянной труппой способен обеспечить преемственность актерского искусства. Актер, получивший основы мастерства в театральном учебном заведении, по-настоящему осваивает профессию только в театре, в работе с режиссерами, с мастерами сцены старшего поколения. В рамках репертуарного театра благодаря активному взаимодействию театральных педагогов и практиков сформировалась уникальная российская актерская школа.

Опережающий рост государственного финансирования театров по сравнению с динамикой собственных доходов - объективная закономерность. Театр экономически убыточен по своей природе не только в России, но и во всем мире. В связи с этим требуется государственная поддержка театральной деятельности.

Мировая наука и практика не выработали единого универсального подхода к финансированию искусства вообще и театрального искусства в частности. Если для США характерна государственная поддержка некоммерческих театров через систему налоговых льгот благотворительным фондам и индивидуальным жертвователям, то большинство западноевропейских стран осуществляют финансирование сценического искусства непосредственно из государственного бюджета. Такое финансирование составляет существенную часть в бюджете театров, как правило, не менее 30 процентов. Остальные издержки театров покрываются за счет собственных доходов и поступлений от спонсоров и жертвователей. В ряде стран в целях исключения возможности влияния государства на творческую деятельность театров применяется принцип "вытянутой руки", когда средства государственного бюджета выделяются независимым от правительства общественным организациям (например, Совет по культуре в Великобритании) и далее распределяются организациям культуры и искусства, в том числе театрам. Вместе с тем наивысшие художественные результаты в театральном искусстве могут быть достигнуты только там, где прямая государственная поддержка театра носит регулярный и системный характер. В этом плане российская модель репертуарного театра, сложившаяся благодаря последовательной поддержке государства, является уникальным опытом, признанным и почитаемым во всем мире.

Вклад театра в формирование человеческого капитала важнейшего фактора экономического роста позволяет считать социальными инвестициями расходы государства на поддержку театрального искусства. Не поддающийся прямому измерению социально-культурный эффект театральной деятельности, по сути, неизмеримо выше его рыночной оценки. Как уже показал 20-летний опыт отечественных преобразований в социально-экономической сфере, механическое распространение на сферу культуры принципов реформирования, применявшихся в сфере материального производства, не только не дает положительного эффекта, но и приводит к отрицательным результатам.

За прошедшие 20 лет театральное дело претерпевало существенные изменения на фоне начавшегося формирования гражданского общества в нашей стране. Развитие независимых театральных объединений и инициатив, многообразие форм организации театрального дела и иные элементы инфраструктуры художественного рынка стали неотъемлемой частью российского театра на современном этапе.

Предстоящий период требует особого внимания к этим процессам с тем, чтобы не потерять в ходе перемен всемирно признанные достижения отечественного театрального искусства и не допустить отставания театрального дела от общего развития. Необходимо выработать эффективные механизмы поддержки театров вне зависимости от их организационно-правовых форм и принадлежности. В таком контексте особое значение будет иметь консолидированная деятельность самого театрального сообщества, умение выработать принципы и нормы, необходимые для развития театрального дела на новом этапе.

Существование и развитие искусства в любом государстве, претендующем на ведущие позиции в современном мире, определяет необходимость включения его в общемировой контекст. Исходя из этого, определяются 3 направления развития театрального дела в России. Во-первых, следует использовать, по возможности, все лучшее, что накоплено в мировом театральном процессе. Во-вторых, необходимо сохранять собственные традиции и достижения российского театра. В-третьих, в условиях свободы передвижения товаров, услуг, людей и капитала надо стремиться к созданию организационных и финансовых возможностей для повышения конкурентоспособности российских театров и театральных учебных заведений в международном пространстве.

В обстоятельствах открытого мира без культурных барьеров государство должно занимать протекционистскую позицию в отношении театра. Объектом государственной защиты должна в первую очередь стать традиционная российская модель репертуарного театра в различных формах его существования как в государственном, так и в частном секторе.

В предстоящем 10-летии театральное дело должно обеспечить не только сохранение достижений отечественной сцены прежних лет, но и дать новые импульсы развитию театра и как виду искусства, и как социальному институту, отвечающему духовным запросам россиян.

Целью Концепции является определение путей и способов сохранения достижений отечественного сценического искусства, а в долгосрочной перспективе (2012-2020 годы) - обеспечение динамичного развития театрального дела в традиционных для России формах с использованием инновационных подходов и мирового опыта в этой сфере.

В соответствии с этой целью в Концепции на ближайший период времени и долгосрочную перспективу сформулированы следующие задачи развития театрального дела:

создание условий для развития театра как вида искусства, расширение разнообразия театрального предложения;

расширение доступности театрального искусства для различных групп населения, увеличение зрительской аудитории театров, обеспечение единства российского театрального пространства;

поддержка развития драматургии, науки о театре, театральной критики.

Для решения этих задач предусматривается:

сохранение сети государственных и муниципальных театров, совершенствование их материально-технической базы;

государственная и общественная поддержка негосударственных театров, различных форм и моделей организации театрального дела, творческих инициатив, увеличение их доли в российском театральном деле;

кадровое обеспечение театральной деятельности, соответствующее современным требованиям;

поддержка механизмов самоорганизации в театральном деле;

совершенствование нормативно-правовой базы.

III. Доступность театрального искусства для населения России

За последние 15 лет российский театр пережил кардинальные изменения, коснувшиеся практически всех аспектов его деятельности от организации творческого процесса до принципов управления и экономики. Несмотря на сложное положение и необходимость адаптации к новым условиям, российский театр за этот период смог расширить свою деятельность, хотя и не достиг уровня основных показателей конца 80-х годов.

Сеть театров

Как показывает мировая практика, наличие театра в городе один из значимых факторов для инвестиционных и промышленных компаний при принятии ими решения об открытии нового бизнес-проекта. В этом случае рабочая сила оценивается экспертами как потенциально более культурная, образованная и, соответственно, квалифицированная. Наличие театра является дополнительным аргументом и для привлечения высокопрофессиональных кадров, переезжающих из других мест.

Официальные статистические данные свидетельствуют о том, что число государственных и муниципальных театров в России неуклонно растет. За период с 1993 по 2009 год их число выросло на 40 процентов: с 427 до 601 театра. При этом следует иметь в виду, что в статистический учет попадают не все муниципальные театры, а театры, учредителями которых не являются государственные и муниципальные органы (далее - частные театры), здесь вообще не представлены.

Театральное предложение отличается жанровым разнообразием и отвечает структуре театральных потребностей разных групп населения только в городах-миллионниках и некоторых крупнейших городах России. Количество театров и театральных предложений не полностью удовлетворяет потребности населения страны.

В настоящее время в России имеют свои театры 18,8 процента населенных пунктов, обладающих статусом городских поселений и городских округов (далее - города). Лишь менее чем половине жителей российских городов доступно посещение театра в своем городе. В российских городах с численностью населения до 50 тыс. человек практически нет театров (12 театров на 637 городов). Лишь 21,5 процента городов с численностью населения от 50 до 100 тыс. человек имеют театры. Значительно лучшими являются такие показатели в отношении более крупных городов (из городов с населением от 100 до 250 тыс. человек имеют театры 65,3 процента, от 250 до 500 тыс. человек - 97,5 процента и свыше 500 тыс. человек - 100 процентов). Но для этих городов показатель наличия театра оказывается уже недостаточным. Необходимо проследить соотношение между численностью населения города и количеством театров разных видов, а также количеством мест в зрительных залах и т.п.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. N 1063-р одобрены социальные нормативы и нормы в части услуг профессиональных театров, устанавливающие минимальное количество государственных и муниципальных театров разных видов в субъектах Российской Федерации (кроме гг.Москвы и Санкт-Петербурга), зрительских мест на каждые 5 тыс. человек в городских поселениях и городских округах, число жителей которых составляет более 100 тыс. человек. Из 81 субъекта Российской Федерации указанные социальные нормативы в той или иной части не соблюдаются в 77 субъектах Российской Федерации.

В 41 субъекте Российской Федерации нет театров юного зрителя, в 6 - театров драмы. В 43 субъектах Российской Федерации с численностью населения свыше 800 тыс. человек нет театров оперы и балета, хотя этого требуют указанные социальные нормативы. В 36 из 165 городов России с численностью населения более 100 тыс. человек обеспеченность жителей местами в театральных залах не соответствует социальному нормативу, причем в 33 из этих городов театров нет вообще.

Российский театр пользуется заслуженным авторитетом во всем мире. Но при сопоставлении статистических данных по развитости сети театров наша страна проигрывает большинству европейских государств. Если в России в расчете на 1 млн. жителей работает 3,2 театра, то в Австрии этот же показатель равен 24, в Швеции 13,6, во Франции - 9,6, в Великобритании - 8,9, в Италии - 5,9. При этом в любой плотно заселенной стране Европы житель небольшого населенного пункта, не имеющего театра, может легко попасть на спектакль в соседнем городе. Для россиянина, живущего в городе, где нет театра, а тем более в сельской местности, возможность приобщения к театральному искусству либо исключена, либо сильно затруднена.

О существенной нехватке театрального предложения свидетельствуют результаты опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения, проведенного в марте 2009 г. Согласно полученным данным, почти половина (47 процентов) жителей России практически не посещает театры, а 29 процентов вообще никогда не бывали в них. В качестве главной причины, по которой россияне не ходят в театр, было названо его отсутствие в месте проживания (35 процентов).

Театральное предложение

Статистические данные свидетельствуют о росте общего числа мероприятий, проведенных театрами России: со 108 тыс. в середине 90-х годов до 139 тыс. в 2009 году. Увеличилось и число новых постановок - с 1705 в 1993 году до 2350 в 2009 году. Такой рост показателей пропорционален увеличению количества театров за тот же период.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»