Недействующий
Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 25 августа 2008 года N 1244-р


Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы]

(с изменениями на 8 сентября 2010 года)
____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 года N 702 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 38, 20.09.2010).

____________________________________________________________________



1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы.

2. Утвердить прилагаемый план мероприятий по реализации Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

разработать меры, направленные на сохранение и развитие системы образования в сфере культуры и искусства;

учитывать положения Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы при утверждении целевых программ развития культуры субъектов Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

     

     

ОДОБРЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 25 августа 2008 года N 1244-р

КОНЦЕПЦИЯ
 развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы

(с изменениями на 8 сентября 2010 года)

1. Характеристика ситуации в области образования в сфере культуры и искусства

Сложившаяся в последнее десятилетие ситуация в области образования в сфере культуры и искусства характеризуется комплексом системных проблем, обусловленных внесением изменений в законодательство Российской Федерации. Функции по выработке государственной политики в области образования отнесены к компетенции Министерства образования и науки Российской Федерации.

Меры, принятые в 2001-2007 годах федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в рамках реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 1756-р, межведомственных и ведомственных программ в сфере образования, создали общую базу для решения основных задач отечественной системы образования.

Однако ни основной массив нормативных актов, ни указанные Концепция и программы не учитывали в достаточной мере специфику образования в сфере культуры и искусства.

Необходим концептуальный подход к решению проблем образования в сфере культуры и искусства, который позволил бы определить основные направления его развития, а также роль и место в общей системе российского образования.

Реализация настоящей Концепции направлена на достижение стратегических целей социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе на удовлетворение потребностей граждан в образовании и духовном развитии и сохранение сложившейся в России уникальной системы подготовки музыкантов, артистов, режиссеров, хореографов, художников, скульпторов, дизайнеров и деятелей киноискусства.

2. Обоснование соответствия решаемой проблемы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации

В целях сохранения и развития образования в сфере культуры и искусства настоящая Концепция направлена на решение следующих вопросов:

роль и значение образования в сфере культуры и искусства в социально-политическом и духовно-нравственном развитии Российской Федерации;

система образования в сфере культуры и искусства, его структура, современное состояния и специфические особенности;

национальные культурные традиции, составляющие часть культурного наследия Российской Федерации;

законодательные инициативы, связанные с развитием образования в сфере культуры и искусства на 2008-2015 годы.

Развитие образования в сфере культуры и искусства является важнейшей базой для художественного образования в целом и основополагающей частью системы художественного образования, а также призвано обеспечить решение следующих задач:

выявление художественно одаренных детей и молодежи, а также обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития;

подготовка творческих и педагогических кадров в сфере культуры и искусства, а также педагогических кадров для системы художественного образования;

сохранение и передача новым поколениям традиций российского профессионального образования в сфере культуры и искусства;

эстетическое воспитание подрастающего поколения;

воспитание подготовленной и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей;

приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;

реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических норм поведения и морали как личности, так и общества.

Высочайшие достижения российской культуры опираются в первую очередь на уникальную систему подготовки творческих и педагогических кадров в сфере культуры и искусства. Эффективность этой системы подтверждается высоким уровнем экспорта образовательных услуг сферы искусства, показателями трудоустройства по специальности молодых специалистов выпускников высших и средних специальных учебных заведений искусств, признанием мировым сообществом отечественной школы по подготовке творческих кадров в различных видах искусств, а также востребованностью педагогов российских образовательных учреждений высшего профессионального образования в сфере искусства за рубежом.

Основой ресурсного обеспечения системы образования в сфере культуры и искусства остается развитая сеть государственных и муниципальных образовательных учреждений, в которую входят:

образовательные учреждения дополнительного образования детей детские школы искусств (по видам искусств);

образовательные учреждения для особо одаренных детей, интегрированно реализующие программы основного общего, среднего (полного) общего образования и среднего профессионального образования;

средние специальные учебные заведения - художественные, музыкальные, хореографические, театральные, культурно-просветительские и другие училища (колледжи), находящиеся либо в ведении Министерства культуры Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации, либо в ведении субъектов Российской Федерации (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 года N 702 - см. предыдущую редакцию);

университеты, академии, институты, находящиеся в ведении Правительства Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, Российской академии художеств и органов местного самоуправления (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 года N 702 - см. предыдущую редакцию).

К этому необходимо добавить, что образовательные программы разных уровней по направлению "культура и искусство" реализуются в ряде непрофильных образовательных учреждений как в государственном и муниципальном, так и в негосударственном секторах.

Подобная децентрализации управления образовательными учреждениями сферы культуры и искусства, а также отрыв их от отрасли приводят к снижению качества образования в этой сфере. Сложившаяся десятилетиями система профессионального образования в сфере культуры и искусства (школа - училище - вуз), которая по праву занимает сегодня одно из ведущих мест в мире, работает устойчиво и эффективно в тех случаях, когда образовательные учреждения, составляющие эти три звена, находятся в ведении органов управления культурой.

Настоящая Концепция определяет приоритеты развития образования в сфере культуры и искусства и меры по достижению стратегических целей, направленных на реализацию конституционных прав граждан в части обеспечения свободы творчества и участия в культурной жизни страны, продекларированных в докладе о результатах и основных направлениях деятельности Министерства культуры Российской Федерации на 2008-2010 годы.

Целями настоящей Концепции являются:

обеспечение условий для эффективного развития и модернизации отечественной системы образования в сфере культуры и искусства в соответствии с приоритетами государственной политики в области культуры и искусства и стратегическими задачами социально-экономического развития России;

обеспечение устойчивого бескризисного развития образовательных учреждений культуры и искусства, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

обеспечение гарантированного сохранения лучших отечественных традиций образования в сфере культуры и искусства в процессе адаптации высшего профессионального образования к международным тенденциям развития высшего образования, в том числе в рамках Болонского процесса;

повышение роли предметов художественно-эстетического профиля в сфере общего образования;

создание условий для получения художественного образования и приобщения к искусству и культуре всех групп населения, в особенности детей, подростков и молодежи;

сохранение и развитие сложившейся в России уникальной системы образовательных учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства, в частности детских школ искусств (по видам искусств).

Для реализации целей настоящей Концепции требуется решение следующих задач:

нормативно-правовое обеспечение развития образования в сфере культуры и искусства путем внесения изменений в федеральные законы и нормативные правовые акты в части уточнения специфики образования в сфере культуры и искусства;

решение вопросов оплаты труда преподавателей детских школ искусств (по видам искусств) в части установления единой нормы часов (18 часов в неделю) педагогической работы за ставку заработной платы и вопросов пенсионного обеспечения в части отмены ограничения права на досрочное назначение трудовой пенсии преподавателям детских школ искусств (по видам искусств);

создание дополнительных условий для поддержки талантливых обучающихся в детских школах искусств (по видам искусств), образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства;

создание условий для поддержки педагогических кадров учреждений культуры и искусств, работающих с одаренными детьми;

укрепление материально-технической базы образовательных учреждений сферы культуры и искусства, включая оснащение их музыкальными инструментами и специальным современным оборудованием, обеспечивающим возможность эффективной реализации образовательных программ;

научное, учебно-методическое и кадровое обеспечение деятельности образовательных учреждений сферы культуры и искусства;

создание условий для развития международных контактов в области образования в сфере культуры и искусства;

развитие имущественных комплексов государственных (федеральных и субъектов Российской Федерации) и муниципальных образовательных учреждений сферы культуры и искусства;

совершенствование подготовки педагогических кадров в образовательных учреждениях сферы культуры и искусства для всех уровней системы художественного образования;

повышение значимости культуры и искусства при реализации основных и дополнительных образовательных программ в общеобразовательных учреждениях.

3. Специфические особенности образования в сфере культуры и искусства и проблемы его развития

Общероссийским классификатором специальностей по образованию предусмотрены 14 направлений подготовки (специальностей) высшего и среднего профессионального образования укрупненной группы "культура и искусство".

Направления подготовки (специальностей) укрупненной группы "культура и искусство", такие, как "библиотечно-информационные ресурсы", "народная художественная культура", "социально-культурная деятельность", "светорежиссура", "реставрация", "художественное проектирование изделий текстильной и легкой промышленности", составляют образовательную часть в сфере культуры. Функционирование образовательных программ в сфере культуры осуществляется в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации.

Направления подготовки (специальностей) укрупненной группы "культура и искусство", такие, как "музыкальное искусство", "театральное искусство", "хореографическое искусство", "изобразительное искусство", "литературное творчество", "киноискусство", "дизайн", "декоративно-прикладное искусство и народные промыслы", составляют образовательную часть в сфере искусства. Каждое из таких направлений подготовки имеет свою специфику, обусловленную тем или иным видом искусства и нерегламентированную нормами, установленными законодательством Российской Федерации.

Общие особенности профессиональных образовательных программ в сфере искусства

Специфика профессионального образования в сфере искусства проявляется уже при приеме абитуриентов в высшие и средние специальные образовательные учреждения, где результаты единого государственного экзамена абитуриента являются необходимым, но не определяющим элементом. Законодательством Российской Федерации по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия у поступающих лиц определенных творческих способностей, предусмотрены испытания творческой направленности как дополнительные по отношению к единому государственному экзамену. В сфере искусства именно они являются основными, поскольку позволяют выявить у абитуриентов необходимые творческие способности, умения и физические данные.

Специфика образования в сфере искусства проявляется в особенностях выбора профессии и ее постижения.

В области гуманитарного и технического образования профессиональные образовательные программы строятся на научной базе по принципу перехода от общего - фундаментального к специальному - частному.

Освоение образовательных программ в сфере искусства (за исключением направлений искусствоведения) в малой степени связано с изучением научных дисциплин и базируется на творческих способностях, данных человеку природой. Образовательный процесс у музыкантов-исполнителей, артистов театра и кино, танцовщиков и художников начинается чаще всего с детского возраста и должен быть непрерывным, поскольку связан не с постепенным (от фундаментального к частному) освоением тех или иных наук, а с сугубо практическим чувственным, физическим и интеллектуальным постижением обучающимся сути осваиваемого вида искусства, раскрытием психофизических возможностей личности, тренировкой своего тела и психики, выработкой комплекса психофизических качеств, необходимых для самореализации в выбранной профессии.

Практическая направленность профессионального образования предопределяет и характер подготовки педагогических кадров. Преподаватель профильных дисциплин осваивает методику преподавания, перенимая ее непосредственно от своего педагога, и, бережно относясь к ее традиционной основе, обогащает ее собственным опытом. Разрыв в непрерывной цепочке "педагог - ученик - педагог" в сфере искусства приводит к невосполнимым потерям. Отсюда вытекает особая важность задачи сохранения педагогических традиций отечественного образования в сфере культуры и искусства.

В соответствии с законодательством Российской Федерации основными формами подготовки научно-педагогических и научных кадров являются аспирантура и докторантура, обучение в которых заканчивается подготовкой диссертации на соискание ученой степени кандидата или доктора наук. В сфере искусства написание диссертации возможно лишь по образовательным программам в области истории и теории искусств.

В Законе Российской Федерации "Об образовании" отсутствует понятие "творческая аспирантура". В соответствии с постановлением Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 16 ноября 1967 г. N 1064 "Об улучшении подготовки научных и научно-педагогических кадров" была организована двухгодичная ассистентура - стажировка, которая действовала до 1992 года. В настоящее время вопрос о послевузовском профессиональном образовании по программам исполнительских искусств остается нерешенным.

Нормативные правовые акты в области высшего профессионального образования устанавливают коэффициент соотношения профессорско-преподавательского состава к количеству обучающихся как 1 к 10. Реализация образовательных программ в сфере искусства базируется на индивидуальных формах обучения.

По ряду образовательных программ высшего профессионального образования (режиссура, вокальное искусство, оперно-симфоническое дирижирование, композиция) получение образования возможно при наличии уже имеющихся высшего образования и профессионального опыта. В настоящее время законодательство Российской Федерации не предусматривает возможность получения второго высшего образования на бюджетной основе.