Статус документа
Статус документа

СП 99.13330.2016 Внутрихозяйственные автомобильные дороги в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях и организациях. Актуализированная редакция СНиП 2.05.11-83

     11 Охрана окружающей среды

11.1 При размещении автомобильной дороги и сооружений на ней местоположение трассы строящейся автомобильной дороги необходимо определять на основе рассмотрения и сравнения альтернативных вариантов, включая вариант отказа от строительства. При сравнении вариантов размещения автомобильной дороги следует учитывать экологические, экономические и социальные факторы, а также возникающее перераспределение движения по участкам сети автомобильных дорог и экологической нагрузки на звенья сети.

11.2 В проектной документации должна быть произведена оценка воздействия проектируемой дороги на окружающую среду по ГОСТ 17.4.3.02, ГОСТ 17.5.1.03 и ГОСТ 17.5.3.04, а также СанПиН 2.1.6.1032, СанПиН 2.1.7.1287. В первую очередь следует рассматривать непосредственное и косвенное влияние дорог и дорожного движения:

- на людей, фауну и флору;

- состояние почвы, воду, микроклимат;

- пейзаж, физические объекты и культурное наследие.

11.3 При наличии в зоне строительства охраняемых памятников истории и культуры (старинные постройки, захоронения, археологические объекты, объекты особого отношения местного населения и т.п.), а также уникальных природных феноменов (особые геологические формы, водные источники, ценные экземпляры деревьев и т.п.) следует рассматривать необходимость специальных инженерных решений по защите указанных объектов.

11.4 В проектах следует предусмотреть осуществление защитных мероприятий при прохождении автомобильных дорог вблизи: населенных пунктов или через них, заповедников, в рекреационных местах расположения курортов, домов отдыха, пансионатов, детских и юношеских лагерей и т.п.

11.5 При строительстве внутрихозяйственных автомобильных дорог в обход населенных пунктов их трассы следует прокладывать по возможности с подветренной стороны. В целях обеспечения дальнейшей реконструкции дорог расстояние от бровки земляного полотна до линии застройки населенных пунктов принимают в соответствии с их генеральными планами.

11.6 При технико-экономическом обосновании для снижения влияния строящихся автомобильных дорог и сооружений на окружающую среду необходимо предусмотреть строительство защитных сооружений (древесно-кустарниковые насаждения и др.).

11.7 При пересечении трассой дороги сложившихся путей миграции животных необходимо предусмотреть на дорогах категорий , , (кроме внутриплощадочных дорог) и применение организационных мероприятий по ограничению режима, скорости и времени движения дорожными знаками и иными средствами регулирования движения.

11.8 При определении мест переходов автодорог через водотоки, выборе конструкций и отверстий искусственных сооружений следует учитывать необходимость обхода мест нагула и нерестилищ рыб, сроки проведения строительных работ с учетом периода массового нереста и выклева рыб, недопущение нарушения гидрологического режима рек, изменения береговой линии, сечения водотоков, активизации русловых процессов.

При строительстве или реконструкции мостовых переходов на рыбохозяйственных водных объектах по согласованию и техническим условиям, полученным в установленном законодательством порядке, в проектах необходимо предусматривать мероприятия по сохранению рыбных запасов.

11.9 На площадях земель, нарушаемых при строительстве автомобильных дорог, плодородный слой почвы необходимо снимать и складировать в отведенных местах.

Плодородный почвенный грунт используют для укрепления земляного полотна и дорожных сооружений, а также при рекультивации нарушенных при строительстве земель.

11.10 Все земельные участки, предоставленные во временное пользование для нужд строительства дороги, по окончании строительства должны быть приведены в состояние, пригодное для дальнейшего использования с учетом технических условий владельцев и пользователей земель.

11.11 При прокладке трасс дорог по высокопродуктивным пахотным, орошаемым, осушаемым или иным ценным угодьям в целях сокращения площадей отвода земель следует не предусматривать устройство кювет-резервов и кавальеров.

11.12 При назначении конструктивных решений земляного полотна, водоотводных и водопропускных сооружений необходимо обеспечить защиту угодий от размыва и заиления, заболачивания, нарушения растительного и дернового покрова, нарушения гидрологического режима водотоков и природного уровня грунтовых вод.

Во избежание эрозии земель вследствие концентрации водных потоков следует предусмотреть укрепление русел и выходов из водоотводных сооружений.

11.13 Для автодорог в зоне проведения мелиоративных работ необходимо предусмотреть увязку строительных решений с проектами мелиорации соответствующих территорий.

11.14 При сооружении насыпей через болота с поперечным по отношению к трассе дороги движением воды в водонасыщенном горизонте следует предусмотреть мероприятия, исключающие изменение режима болота путем отсыпки насыпи или ее нижней части из дренирующих материалов, устройства вдоль земляного полотна продольных канав и, если это необходимо, искусственных сооружений и т.п.

11.15 На дорогах в пределах водоохранных зон необходимо предусматривать организованный сбор воды с поверхности проезжей части с последующей ее очисткой или отводом в места, исключающие загрязнение водных объектов. Качество сбрасываемых очищенных сточных вод в водные объекты должно удовлетворять установленным требованиям.

11.16 Для предотвращения загрязнения полосы отвода автомобильных дорог бытовым мусором в местах скопления мусора необходимо предусмотреть площадки для установки контейнеров для сбора мусора.

При прокладке трассы в хвойных лесах на сухих почвах по согласованию с органами лесного хозяйства следует предусмотреть за границами полосы отвода противопожарные минерализованные полосы. Ширину этих полос принимают в соответствии с правилами пожарной безопасности для лесов.

11.17 Выбор материалов для строительства и реконструкции дороги следует осуществлять с учетом прямого и косвенного влияния на экологическую обстановку в период как строительства, так и эксплуатации дороги.

11.18 Территории временных баз строительных организаций должны быть надежно ограждены, иметь спланированную поверхность, специально оборудованные площадки для заправки техники, сбора и уничтожения отходов и мусора, туалеты, установки для мойки колес, для сбора и очистки вод.

11.19 Размещение временных баз строительных организаций в прибрежных полосах водных объектов допускается только при необходимости непосредственного примыкания площадки предприятия к водоемам по согласованию с органами по регулированию использования и охране вод в соответствии с законодательством.

Временные базы строительных организаций, требующие устройства грузовых причалов или пристаней, следует размещать по течению реки ниже селитебной территории на расстоянии не менее 200 м по согласованию с органами по регулированию использования и охраны вод и федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

11.20 Во избежание нарушения путей сообщения местных жителей, увеличения временных затрат на дорогу к местам работы, отдыха и пунктам медицинского обслуживания, расчленения сельскохозяйственных угодий, ухудшения условий движения для сельскохозяйственной техники, гужевого транспорта, велосипедистов, пешеходов, прогона скота необходимо предусмотреть устройство подъездов к населенным пунктам, пешеходных и велосипедных дорожек, а также сооружений для связи разобщенных территорий.