СНиП 2.05.11-83
________________
Зарегистрирован Росстандартом в качестве СП 99.13330.2011. -
Примечание изготовителя базы данных.
СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
Внутрихозяйственные автомобильные дороги в колхозах, совхозах
и других сельскохозяйственных предприятиях и организациях
____________________________________________________________________
Текст Сравнения СНиП 2.05.11-83 с СП 99.13330.2016 см. по ссылке.
- Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________
Дата введения 1985-01-01
РАЗРАБОТАНЫ Союзпромтрансниипроектом Госстроя СССР (руководитель темы: С.Д.Чубаров, исполнители: В.П.Поляков, Н.И.Провоторов, В.С.Порожняков, Б.Н.Павлов); с участием: Главного управления капитального строительства, Главного управления землепользования и землеустройства и Гипрониисельхоза Минсельхоза СССР; Союздорнии Минтрансстроя; Гипронисельпрома Минплодоовощхоза СССР; Московского автомобильно-дорожного института Минвуза СССР; Ростовского инженерно-строительного института и Калининского политехнического института Минвуза РСФСР; Белдорнии Минавтодора Белорусской ССР
ВНЕСЕНЫ Союзпромтрансниипроектом Госстроя СССР
ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ Отделом технического нормирования и стандартизации Госстроя СССР (исполнитель: И.Д.Демин)
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 30 декабря 1983 г. N 344
Настоящие нормы и правила распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих внутрихозяйственных дорог в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях и организациях независимо от их ведомственной принадлежности.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Внутрихозяйственные автомобильные дороги в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях и организациях* в зависимости от их назначения и расчетного объема грузовых перевозок следует подразделять на категории согласно табл.1.
________________
* В дальнейшем тексте настоящих норм и правил вместо термина "внутрихозяйственные автомобильные дороги в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях и организациях" применен термин "внутрихозяйственные дороги".
Таблица 1
Назначение внутрихозяйственных дорог | Расчетный объем грузовых перевозок, тыс. т нетто, в месяц "пик" | Категория дороги |
Дороги, соединяющие центральные усадьбы колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий и организаций с их бригадами и отделениями, животноводческими комплексами, фермами, полевыми станами, пунктами заготовки, хранения и первичной переработки продукции и другими сельскохозяйственными объектами, а также автомобильные дороги, соединяющие бригады, отделения и фермы колхозов и совхозов и другие сельскохозяйственные объекты с дорогами общего пользования и между собой, за исключением полевых вспомогательных и внутриплощадочных дорог | Св. 10 | I-с |
Дороги полевые вспомогательные, предназначенные для транспортного обслуживания отдельных сельскохозяйственных угодий или их составных частей | - | III-с |
1.2. Если в связи с предполагаемым транзитным движением, массовыми перевозками легковесных грузов (объемной массой менее 0,8 т/м), а также движением автобусов, легковых автомобилей и сельскохозяйственных машин общая расчетная интенсивность движения в обоих направлениях на дорогах, относящихся по расчетному объему перевозок к дорогам II-с категории, превышает 150 физических транспортных единиц в среднемесячные сутки наиболее напряженного в году месяца (месяца "пик"), то указанные в табл.1 внутрихозяйственные дороги следует проектировать по нормам, установленным для дорог I-с категории.
1.3. Внутриплощадочные дороги, располагаемые в пределах животноводческих комплексов, птицефабрик, ферм, тепличных комбинатов и других подобных объектов, в зависимости от их назначения следует подразделять на:
производственные, обеспечивающие технологические и хозяйственные перевозки в пределах площадки сельскохозяйственного объекта, а также связь с внутрихозяйственными дорогами, расположенными за пределами ограждения территории площадки;
вспомогательные, обеспечивающие нерегулярный проезд пожарных машин и других специальных транспортных средств (авто- и электрокаров, автопогрузчиков и т.п.).
1.4. Расчетный объем грузовых перевозок суммарно в обоих направлениях в месяц "пик" для установления категории внутрихозяйственной дороги следует определять в соответствии с генеральными схемами развития внутрихозяйственных дорог или планами развития колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий и организаций на перспективу (не менее чем на 15 лет), исходя из:
грузообразующих и грузопоглощающих площадей и производственных объектов, тяготеющих к каждой дороге;
проектной производительности или мощности животноводческих комплексов, птицефабрик, ферм, тепличных комбинатов и других объектов сельскохозяйственного производства;
намечаемого увеличения обрабатываемых площадей, совершенствования структуры посевов и повышения урожайности сельскохозяйственных культур;
объемов перевозок кормов, навоза (помета), минеральных удобрений, горючесмазочных материалов, а также строительных грузов, связанных со строительством сельских населенных пунктов, объектов основного и вспомогательного производства, внутрихозяйственных дорог;
объемов перевозок (транзитных) других предприятий и организаций, предполагаемых по проектируемым (или реконструируемым) дорогам.
1.5. Внутрихозяйственные дороги и их отдельные участки должны:
располагаться в комплексе с размещением полей севооборота, садово-ягодных участков, пастбищ, сенокосов и других сельскохозяйственных угодий, усадьб бригад и отделений, полевых станов на основе генеральных схем развития внутрихозяйственных дорог, а при их отсутствии - на основе комплексных перспективных планов социально-экономического развития административных районов, сельскохозяйственных предприятий и организаций, схем и проектов землеустройства и районной планировки административных районов;
с наибольшим экономическим эффектом обеспечивать производственные, пассажирские и культурно-бытовые перевозки, удобную связь с сельскими населенными пунктами, с существующими и планируемыми автомобильными дорогами общего пользования и путями других видов транспорта;
максимально использовать благоприятные рельефные, инженерно-геологические и гидрогеологические условия, избегая по возможности участков с бессточными понижениями, высоким уровнем грунтовых вод;
отвечать требованиям рационального использования земель и охраны окружающей природной среды, предусматривая мероприятия по предотвращению затопления, заболачивания или чрезмерного осушения сельскохозяйственных угодий, водной и ветровой эрозии почвы, образования или развития оврагов и оползней, а также других неблагоприятных для сельского хозяйства процессов;
учитывать возможность рациональной организации сельскохозяйственного производства, размещение полей севооборота и других сельскохозяйственных угодий, положение лесных полезащитных, водорегулирующих, приовражных и других насаждений, водоемов, направление мелиоративных каналов, линий электропередач и связи, сложившуюся сеть внутрихозяйственных дорог смежных сельскохозяйственных предприятий и организаций.
1.6. Площадь сельскохозяйственных угодий, занимаемая внутрихозяйственной дорогой, должна быть минимальной и включать полосу, необходимую для размещения земляного полотна, водоотводных канав и предохранительных полос шириной 1 м с каждой стороны дороги, откладываемых от подошвы насыпи или бровки выемки, либо от внешней кромки откоса водоотводной канавы.
В случае когда для обеспечения устойчивости земляного полотна и дорожной одежды, размещения дорожных сооружений и устройств (автобусных остановок, съездов, уширений дороги для формирования автопоездов, устройства дорожных ограждений и др.) требуется проведение инженерных мероприятий, связанных с занятием дополнительных площадей, их размер должен устанавливаться и обосновываться проектом.
Земельные участки, временно занимаемые на период строительства дороги, после его завершения должны быть приведены в состояние, соответствующее требованиям Основных положений по восстановлению земель, нарушенных при разработке месторождений полезных ископаемых, проведении геологоразведочных, строительных и иных работ, утвержденных ГКНТ, Госстроем СССР, Минсельхозом СССР и Гослесхозом СССР.
1.7. Основные технические решения проектов новых или реконструкции существующих внутрихозяйственных дорог (элементы плана, продольного и поперечных профилей, типы пересечений и примыканий дорог, конструкция земляного полотна и дорожной одежды) должны приниматься на основе результатов сравнения технико-экономических показателей вариантов, учитывая категорию дороги, ее назначение, перспективную интенсивность движения, состав и нормативную нагрузку на ось транспортных средств, намечаемые способы производства и сроки строительных работ, наличие местных дорожно-строительных материалов или (при их отсутствии) затраты на изготовление, транспортирование и складирование строительных материалов и изделий, наличие производственной базы дорожно-строительных организаций, ценность занимаемых дорогой сельскохозяйственных угодий, специализацию и технологию сельскохозяйственного производства, сезонность работ, климатические, топографические, инженерно-геологические, гидрогеологические и другие условия района строительства.
При этом выбранный вариант проектного решения должен обеспечивать:
комплексность конструктивных решений земляного полотна, дорожной одежды, систем водоотвода поверхностных и грунтовых вод, агротехнических мероприятий;
прочность, устойчивость и долговечность земляного полотна, дорожной одежды и других дорожных сооружений;
экономное расходование металла и вяжущих материалов; широкое использование местных дорожно-строительных материалов, отходов и побочных продуктов производства:
сохранность перевозимых грузов;
рациональное использование сельскохозяйственных угодий, лесов, водоемов и других природных ресурсов;
сохранение окружающей природной среды;
возможность механизации и индустриализации строительных и ремонтных работ; сокращение продолжительности строительства;
оптимальные эксплуатационные качества дорог и их отдельных элементов;
минимально необходимые единовременные капитальные вложения на строительство внутрихозяйственных дорог с учетом стадийного их сооружения и усиления;
минимальные суммарные приведенные затраты, учитывающие: стоимость строительства; затраты на ремонт и содержание дорог; размер ликвидируемых прямых и косвенных потерь сельского хозяйства: снижение транспортных расходов, экономию горючесмазочных материалов; улучшение социально-бытовых и производственных условий сельского населения и другие показатели.
1.8. Очередность и сроки строительства или реконструкции внутрихозяйственных дорог в составе проекта следует предусматривать в увязке с генеральными схемами развития этих дорог, исходя из возможности и целесообразности сооружения отдельных дорог или их участков и элементов в целях обеспечения на первой стадии нормальной деятельности сельскохозяйственного предприятия или организации. При этом в первую очередь надлежит обеспечивать транспортную связь центральной усадьбы с бригадами и отделениями, животноводческими комплексами, птицефабриками, фермами и другими важными объектами, а также предусматривать сооружение (реконструкцию) участков дорог, являющихся трудно проезжаемыми, с устройством необходимых водопропускных сооружений.
На первой стадии допускается предусматривать покрытия менее капитальных видов (чем установленные для дороги данной категории) при условии обеспечения их нормальной работы до планового капитального ремонта, а для дорог с двухполосной проезжей частью предусматривать устройство дорожной одежды для одной полосы движения (с асимметричным ее размещением); при этом земляное полотно должно быть возведено на всю ширину, установленную для двухполосной проезжей части.
При стадийном строительстве дорог проектно-сметная документация должна разрабатываться одновременно на все стадии.
1.9. Мосты, путепроводы, водопропускные трубы следует проектировать в соответствии с главой СНиП II-Д.7-62*, а расчет их конструктивных элементов производить по СН 200-62* и СН 365-67*.
________________
* Действует СНиП 2.05.03-84. - Примечание изготовителя базы данных.
При выборе типа водопропускного сооружения предпочтение следует отдавать трубам. При технико-экономическом обосновании допускается устройство затопляемых подходов с незатопляемыми или затопляемыми мостами, переливных лотковых сооружений, бродов, фильтрующих насыпей, дюкеров, а также паромных и ледовых переправ.
При возведении насыпей через глубокие лога в проектах следует рассматривать (для нужд сельского хозяйства) целесообразность устройства водоемов с применением водоподпорных сооружений.
1.10. Дороги, соединяющие центральные усадьбы с автомобильными дорогами общего пользования, следует проектировать в соответствии с главой СНиП II-Д.5-72.
Проектирование дорог (проездов, подъездов), располагаемых на территории предприятий (баз) для технического обслуживания, ремонта и хранения сельскохозяйственных машин и транспортных средств; складов общего назначения; промышленных предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции; карьеров местных строительных материалов; предприятий по изготовлению строительных конструкций, изделий и деталей; энергетических и других объектов промышленного назначения, включаемых в состав агропромышленного объединения, должно осуществляться в соответствии с главой СНиП II-Д.5-72.
При проектировании участков внутрипоселковых дорог, располагаемых в пределах селитебной территории центральных усадьб и других сельских населенных пунктов, в том числе в зоне перспективной их застройки, должны соблюдаться требования главы СНиП II-60-75*.
1.11. Проекты вновь строящихся и реконструируемых внутрихозяйственных дорог и их отдельных элементов должны содержать мероприятия по обеспечению безопасности и организации движения, включая схемы расстановки дорожных знаков и указателей, в том числе разрешающих или запрещающих знаков для проезда гусеничных тракторов или широкогабаритных сельскохозяйственных машин на дорогах I-с и II-с категорий, указателей для ориентирования водителей о наличии площадок для разъезда, а также схемы установки ограждений и рекомендации по разметке проезжей части.
Проекты дорог I-с и II-с категорий подлежат согласованию с органами Госавтоинспекции МВД СССР.
2. ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ НОРМЫ, ПАРАМЕТРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ
Расчетные скорости
2.1. Расчетные скорости движения транспортных средств для проектирования элементов плана, продольного и поперечных профилей внутрихозяйственных дорог следует принимать по табл.2.
Таблица 2
Категория дорог | Расчетные скорости движения, км/ч | ||
основные | допускаемые на участках дорог | ||
трудных | особо трудных | ||
I-с | 70 | 60 | 40 |
II-c | 60 | 40 | 30 |
III-c | 40 | 30 | 20 |
Примечание. К трудным участкам дорог относятся участки, располагаемые в сложных топографических, геологических, планировочных условиях, когда применение основных норм связано со значительным увеличением объема и стоимости строительных работ, со сносом или переустройством существующих зданий и сооружений, с занятием ценных сельскохозяйственных земель. К особо трудным участкам дорог относятся участки, располагаемые в особо сложных топографических, геологических, планировочных условиях, которые исключают применение основных или допускаемых для трудных участков норм.
|