10.1 Дорожные ограждения по условиям применения разделяют на две группы.
К ограждениям первой группы относят барьерные конструкции (высотой не менее 0,75 м) и парапеты (высотой не менее 0,6 м), предназначенные для предотвращения вынужденных съездов транспортных средств на опасных участках дороги, с мостов, путепроводов, а также столкновений со встречными транспортными средствами и наездов на массивные препятствия и сооружения.
К ограждениям второй группы относят сетки, конструкции перильного типа и т.п. (высотой 0,8-1,5 м), предназначенные для упорядочения движения пешеходов и предотвращения попадания животных на проезжую часть.
10.2 Дорожные ограждения применяют в зависимости от назначения ограждений, их расположения, принципа работы. Ограждение должно соответствовать требованиям к уровню удерживающей способности, который выбирают с учетом степени сложности дорожных условий, а также к прогибу, рабочей ширине и минимальной высоте.
10.3 Дорожные ограждения устанавливают в соответствии с ГОСТ Р 52289. Требования к условиям установки ограждений первой группы и величине их удерживающей способности на автомобильных дорогах категорий , и (за исключением внутриплощадочных дорог) должны соответствовать условиям установки и величине удерживающей способности для дорог общего пользования категории IV, а на дорогах категории - требованиям, предъявляемым к дорогам общего пользования категории V.
10.4 На обочине автомобильной дороги барьерное ограждение устанавливают на расстоянии 0,50-0,85 м от бровки земляного полотна до стойки барьерного ограждения, парапетное - на расстоянии 0,50 м от бровки земляного полотна до ближнего края парапетного ограждения и не менее 1,00 м от кромки проезжей части до лицевой поверхности балки ограждения или до ближнего края парапетного ограждения.
Ширина обочин от кромки проезжей части до ближайшей плоскости дорожного ограждения должна составлять не менее 1,5 м, а на особо трудных участках в горной местности - не менее 0,5 м.
10.5 Необходимо также предусматривать ограждение опор путепроводов, консольных и рамных опор информационно-указательных дорожных знаков, опор освещения и связи, расположенных на расстоянии менее 4 м от кромки проезжей части.
10.6 При сопряжении дорожных барьерных металлических энергопоглощающих ограждений с мостовыми ограждениями предусматривают постепенное доведение шага стоек дорожных ограждений до 1 м. При этом протяженность участков с одинаковым шагом стоек должна быть не менее 8 м (ГОСТ Р 52607).
В пределах переходных плит в местах соединения пролетных строений мостов и путепроводов с земляным полотном дороги применяют ограждения той же конструкции, что и на пролетных строениях.
В местах деформационных швов стыки балки ограждений выполняют с телескопирующим устройством.
10.7 Сопряжение двух односторонних металлических ограждений барьерного типа, расположенных на обочине в местах пересечений и примыканий, выполняют радиусом не менее 1 м.
10.8 При необходимости отклонения линии ограждения в плане его следует выполнять с отгоном не менее 10:1.
10.9 Ограждения второй группы следует устанавливать на участках дорог категории , , и , когда не требуются искусственное освещение и установка ограждений первой группы, оборудовать направляющими устройствами в виде отдельно стоящих сигнальных столбиков высотой 0,75-0,8 м.
10.10 Сигнальные столбики должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 50970 и ГОСТ Р 50971 и должны быть установлены на обочине на расстоянии 0,35 м от бровки земляного полотна, при этом расстояние от края проезжей части до столбика должно составлять не менее 1,00 м.
10.11 Места установки сигнальных столбиков и их расположение принимают в соответствии с ГОСТ Р 52289.
10.12 Применение дорожных знаков должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 52289. Дорожные знаки должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52290, опоры дорожных знаков - требованиям ГОСТ 25458 и ГОСТ 25459.
10.13 Применение дорожной разметки должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 52289, элементы дорожной разметки - требованиям ГОСТ Р 51256.
10.14 Стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах следует предусматривать на дорогах категории (внутриплощадочные автомобильные дороги), на участках в пределах населенных пунктов, на автобусных остановках, а также на пересечении дорог категорий и и на подходах к мостам при соответствующем технико-экономическом обосновании.
Если расстояние между соседними освещаемыми участками составляет менее 250 м, рекомендуется устраивать непрерывное освещение дороги, исключающее чередование освещенных и неосвещенных участков.
Вне населенных пунктов средняя яркость покрытия участков автомобильных дорог категорий и - 0,4 кд/м.
Отношение максимальной яркости покрытия проезжей части к минимальной не должно превышать 5:1 на дорогах категорий и .
Показатель ослепленности установок наружного освещения не должен превышать 150.
Освещение участков автомобильных дорог в пределах населенных пунктов следует выполнять в соответствии с требованиями СП 52.13330.
10.15 Опоры светильников на дорогах следует располагать за бровкой земляного полотна.
10.16 Световые и светосигнальные приборы, располагаемые на мостах через судоходные водные пути, не должны создавать помех судоводителям в ориентировании и ухудшать видимость судоходных сигнальных огней.
10.17 Включение освещения участков автомобильных дорог следует предусматривать при снижении уровня естественной освещенности до 15-20 лк, а отключение - при его повышении до 10 лк.
10.18 В ночное время следует предусмотреть снижение уровня наружного освещения протяженных участков автомобильных дорог (длиной более 300 м) и подъездов к мостам, тоннелям и пересечениям автомобильных дорог с автомобильными и железными дорогами путем выключения не более половины светильников. При этом не допускается отключение подряд двух светильников, а также расположенных вблизи ответвления, примыкания, вершины кривой в продольном профиле радиусом менее 300 м, пешеходного перехода, остановки общественного транспорта, на кривой в плане радиусом менее 100 м.