9.1 Искусственные сооружения на внутрихозяйственных автодорогах в сельской местности следует проектировать в соответствии с СП 35.13330 и другими нормативными документами с учетом указаний настоящего раздела.
9.2 Тип искусственного сооружения выбирают на основании технико-экономических расчетов с учетом использования местных строительных материалов.
В необходимых случаях при соответствующих технико-экономических обоснованиях и обеспечении мероприятий по безопасности эксплуатации допускается проектировать сборно-разборные и затопляемые мосты.
9.3 На каждом пересечении водотока, как правило, должно быть предусмотрено одно водопропускное сооружение. Устройство дополнительных водопропускных сооружений на пойме, а также пропуск нескольких соседних водотоков через одно сооружение допускается лишь при обосновании гидравлическими и экономическими расчетами.
9.4 Однопролетные мосты и малые искусственные сооружения допускается располагать на любых сочетаниях плана и профиля, предусмотренных нормами проектирования внутрихозяйственных дорог.
9.5 Средние мосты рекомендуется располагать в плане на прямых участках автодороги. В стесненных условиях допускается располагать средние мосты на кривых радиусом не менее 100 м.
9.6 Мостовой переход следует располагать на прямом участке реки в наиболее узкой части поймы, не имеющей озер и староречий, нормально к направлению течения основной массы воды во время паводка.
9.7 Расчет искусственных сооружений, а также пойменных насыпей на воздействие водного потока следует производить по гидрографам расчетных паводков, а при их отсутствии - по расчетным расходам и соответствующим им уровням. Вероятность превышения расходов воды и соответствующих им уровней на пиках паводков указана в таблице 9.1.
Таблица 9.1 - Вероятность превышения расходов воды
Вид сооружения | Расчетная вероятность превышения, % |
Малые и средние капитальные мосты | 2 |
Средние деревянные мосты | 3 |
Малые деревянные мосты | 3 |
Трубы | 5 |
Водоотводные канавы на дорогах: | |
- категорий , и | 5 |
- категорий | 10 |
9.8 Возвышение элементов мостов над уровнями воды и ледохода в несудоходных и несплавных пролетах следует назначать в зависимости от местных условий, но не менее указанных в таблице 9.2.
Таблица 9.2 - Возвышение элементов мостов
Элемент мостов | Наименьшее возвышение, м | |
над расчетным уровнем воды (с учетом влияния подпора и волны) | над наивысшим уровнем ледохода | |
Низ пролетных строений | 0,5 | 0,75 |
Низ пролетных строений при наличии карчехода и селевых потоков | 1,0 | - |
Подферменная площадка (низ подферменника) | 0,25 | 0,5 |
Низ продольных схваток и выступающих элементов конструкций в пролетах деревянных мостов | 0,25 | 0,75 |
При наличии наледи наименьшее возвышение низа пролетных строений назначают с учетом ее высоты.
На реках, по которым возможно движение маломерных судов (катеров, лодок) высота подмостового габарита должна составлять не менее 3,5 м над горизонтом воды с вероятностью превышения 10%; при этом минимальный пролет моста - не менее 9,0 м. Необходимость указанного судоходного пролета следует устанавливать в техническом задании.
9.9 Определение величины расчетного расхода воды и расчет отверстий искусственных сооружений следует производить в соответствии с указаниями СП 35.13330.
9.10 Расчет отверстий малых мостов и труб на пропуск ливневых стоков следует производить с учетом аккумуляции воды перед сооружением, возможной по условиям рельефа у входа сооружения.
Уменьшение расчетного расхода за счет аккумуляции может быть допущено не более чем в три раза.
9.11 Нормативную временную вертикальную нагрузку следует принимать в виде нормативной нагрузки от автомобилей (АК) и тяжелой одиночной нормативной нагрузки от транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов (НК). Расчеты на указанные нагрузки регламентируют в соответствии с СП 35.13330.
Класс нагрузки для капитальных мостов и труб следует принимать 11 для всех категорий внутрихозяйственных дорог; для деревянных мостов класс нагрузки - 8.
В случае необходимости пропуска нагрузки, превышающей указанные АК и НК, следует выполнить расчет конструкций с учетом данной конкретной нагрузки либо предусмотреть мероприятия по снижению воздействия этой нагрузки на сооружение до нормативного уровня.
Нормативную временную нагрузку для тротуаров следует принимать в виде вертикальной равномерно распределенной, равной 2,0 кПа. При расчете основных несущих конструкций мостов указанную нагрузку не учитывают. Коэффициенты надежности, динамический коэффициент и прочие нагрузки и воздействия принимают по СП 35.13330.