ЗАКОН
НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
от 6 декабря 2012 года N 181-ОЗ
О внесении изменений в областной закон "О Концепции социально-экономического развития области на 2012-2014 годы"
Принят
областной Думой
28 ноября 2012 года
Статья 1
Внести в областной закон от 05.12.2011 N 1129-ОЗ "О Концепции социально-экономического развития области на 2012-2014 годы" (газета "Новгородские ведомости" от 12.12.2011) следующие изменения:
1) разделы 1-4 изложить в следующей редакции:
"Раздел 1. Бюджетная и налоговая политика
В 2012-2014 годах налоговая и бюджетная политика будет направлена на создание условий для сохранения и закрепления положительных темпов экономического роста.
В целях сохранения инвестиционной привлекательности региона для вновь созданных и действующих организаций, реализующих инвестиционные проекты, одобренные Администрацией области в соответствии с областным законом от 11.06.98 N 29-ОЗ "Об инвестиционной деятельности в Новгородской области", на фактический срок окупаемости инвестиционного проекта, но не более расчетного, будут сохранены налоговые льготы, действовавшие в 2011 году, в размере 4,5 процента налога на прибыль организаций и 100 процентов налога на имущество организаций, а также другим категориям налогоплательщиков, которым предоставлены льготы по налогам областным законодательством.
Коммерческие организации, зарегистрированные и осуществляющие свою деятельность на территориях Батецкого, Волотовского, Марёвского, Парфинского и Поддорского районов, будут освобождены от уплаты налога на имущество организаций, а также им будет оказываться государственная поддержка в виде субсидий на возмещение части затрат, связанных с производством и реализацией товаров (работ, услуг), в размере 83,3 процента налога на прибыль организаций, уплаченного в областной бюджет.
Ежегодно при формировании областного бюджета ассигнования на исполнение законодательно установленных публично-нормативных и иных социально-значимых обязательств, в том числе по выплате социальных пособий и компенсаций, будут предусмотрены в полном объеме.
В 2012-2014 годах на территории области сохранятся действующие льготы.
С 1 января 2012 года размер ежемесячной денежной выплаты региональным льготникам планируется увеличить на 6 процентов, с 1 января 2013 года - на 5,5 процента, с 1 января 2014 года - на 5 процентов.
С 1 сентября 2012 года увеличится размер государственной академической стипендии обучающимся государственных учреждений начального и среднего профессионального образования на 6 процентов, с 1 сентября 2013 года - на 5,5 процента, с 1 сентября 2014 года - на 5 процентов.
В целях стимулирования семей к рождению третьего и последующих детей и предотвращения резкого снижения уровня жизни многодетных семей при нахождении одного из родителей в отпуске по уходу за ребенком с 1 января 2013 года областным законом от 11.07.2012 N 102-ОЗ "О ежемесячных денежных выплатах семьям при рождении (усыновлении) третьего и последующих детей, проживающим на территории Новгородской области" установлены дополнительные меры социальной поддержки семьям при рождении (усыновлении) третьего и последующих детей в виде ежемесячной денежной выплаты.
Размер ежемесячной денежной выплаты соответствует величине прожиточного минимума ребенка в области, определенной областным законодательством. На 2013 год размер ежемесячной денежной выплаты составит 7012 рублей.
Кроме того, сохранятся меры социальной поддержки многодетным семьям в виде регионального капитала "Семья". С 1 января 2012 года размер материнского капитала увеличивается до 200 тыс.рублей, при условии направления 100 тыс.рублей на улучшение жилищных условий.
В целях укрепления института семьи и воспитания детей, повышения роли родителей (усыновителей) в воспитании своих, а также усыновленных (удочеренных) детей с 1 января 2013 года планируется установить дополнительные меры социальной поддержки одному из родителей при награждении орденом "Родительская слава" и медалью ордена "Родительская слава" в виде единовременного денежного поощрения в размере 30 тыс.рублей и 15 тыс.рублей соответственно.
Оплата труда работников бюджетной сферы будет более конкурентоспособной по отношению к оплате труда в других секторах экономики. В 2012 году будет увеличена заработная плата учителям и медицинским работникам.
В 2012 году в рамках модернизации региональной системы общего образования для доведения средней заработной платы учителей общеобразовательных учреждений до средней заработной платы в экономике области планируется направить 231,0 млн.рублей.
В рамках реализации программы модернизации здравоохранения Новгородской области на 2011-2012 годы (далее - Программа модернизации здравоохранения области), утвержденной постановлением Администрации области от 04.04.2011 N 130, предусматривающей внедрение стандартов медицинской помощи и повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, будет обеспечено повышение заработной платы медицинским работникам не менее чем на 20 процентов.
В 2012-2014 годах будет увеличен фонд оплаты труда работников областных государственных учреждений с 1 июля 2012 года на 10 процентов, с 1 октября 2013 года на 5,5 процента, с 1 октября 2014 года на 5 процентов.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" с учетом средств, выделяемых из федерального бюджета, будут предусмотрены ассигнования на реализацию мер по поэтапному повышению заработной платы отдельных категорий работников в сфере образования, культуры, здравоохранения и социальной политики.
Продолжится финансирование из областного бюджета ряда направлений агропромышленного комплекса, в том числе приоритетное развитие животноводства и растениеводства, поддержка почвенного плодородия.
С целью финансового обеспечения дорожной деятельности с 2012 года в областном бюджете будет сформирован дорожный фонд области, средства которого будут направляться на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований на осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений в 2012-2014 годах будет сосредоточена на формирование устойчивой собственной доходной базы местных бюджетов, создание стимулов по ее наращиванию.
Система межбюджетных трансфертов должна быть ориентирована на необходимость обеспечения гарантированных равных условий получения гражданами социальной и медицинской помощи, образования, качественного предоставления государственных и муниципальных услуг. Реализация данной цели будет осуществляться, в первую очередь, путем предоставления финансовой помощи в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов и поселений.
В целях дальнейшего совершенствования системы межбюджетных отношений будут установлены критерии принятия решений о предоставлении субсидий местным бюджетам, а в качестве таких критериев может выступить перечень приоритетных направлений софинансирования расходных обязательств муниципальных образований области, отражающий цели и задачи бюджетной политики области.
Областной бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов впервые будет формироваться и исполняться в условиях внедрения новых форм финансового обеспечения услуг, оказываемых областными государственными (казенными, бюджетными и автономными) учреждениями.
Продолжится реализация областной целевой программы "Повышение эффективности бюджетных расходов Новгородской области на 2011-2012 годы", утвержденной постановлением Администрации области от 31.03.2011 N 125. Ключевым инструментом данной программы является совершенствование правового положения государственных и муниципальных учреждений, направленное на повышение доступности и качества услуг.
Будет осуществляться мониторинг эффективности работы учреждений в новом статусе казенных, бюджетных и автономных, в том числе путем оценки эффективности бюджетных расходов, направленных на финансовое обеспечение предоставляемых услуг, создание условий для оптимизации бюджетной сети, стимулов для повышения результативности деятельности государственных учреждений и их работников.
Раздел 2. Развитие здравоохранения
Основными целями развития системы здравоохранения на предстоящий период остаются: снижение показателей смертности населения области, сохранение и улучшение здоровья людей, увеличение продолжительности и качества жизни населения области.
Задачами развития здравоохранения являются: удовлетворение потребностей населения в качественной медицинской помощи, повышение доступности бесплатной медицинской помощи, гарантированной населению Российской Федерации, улучшение лекарственного обеспечения граждан, формирование приверженности населения к принципам здорового образа жизни, повышение квалификации медицинских работников и создание системы мотивации их к качественному труду, информатизация здравоохранения.
Реализация планируемых мероприятий предусматривает:
обеспечение приоритета профилактической направленности в деятельности системы здравоохранения и приоритетного развития первичной медико-санитарной помощи;
оптимизацию оказания стационарной, амбулаторно-поликлинической и скорой медицинской помощи для сокращения неэффективных бюджетных расходов;
снижение уровня смертности и инвалидизации населения от управляемых причин (сердечнососудистые заболевания, злокачественные новообразования, несчастные случаи и др.);
снижение уровня младенческой и детской смертности;
улучшение репродуктивного здоровья населения;
совершенствование лекарственного обеспечения населения, в первую очередь льготных категорий граждан;
внедрение современных медицинских технологий.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" планируется:
обеспечение дальнейшей работы, направленной на реализацию мероприятий по формированию здорового образа жизни граждан, включая популяризацию культуры здорового питания, спортивно-оздоровительных программ, профилактику алкоголизма и наркомании, противодействие потреблению табака;
повышение социальной защищенности работников здравоохранения области путем принятия программ, направленных на повышение квалификации медицинских кадров, проведение оценки уровней их квалификации, поэтапное устранение дефицита медицинских кадров, а также дифференцированные меры социальной поддержки медицинских работников, в первую очередь наиболее дефицитных специальностей.
В рамках Программы модернизации здравоохранения области запланировано укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения области, в том числе обеспечение завершения строительства ранее начатых объектов (хирургического корпуса государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Окуловская ЦРБ", III очереди областного онкодиспансера), капитальный ремонт 14 государственных областных бюджетных учреждений здравоохранения, а также приобретение медицинского оборудования.
За счет финансирования из областного бюджета в 2012-2014 годах будет продолжено строительство терапевтического корпуса государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Боровичская ЦРБ".
Программой модернизации здравоохранения области предусмотрены меры по совершенствованию первичной медико-санитарной помощи детям, развитию службы охраны материнства и детства и созданию областного перинатального центра.
Областной целевой программой "Рентгенодиагностика" на 2004-2012 годы, принятой областным законом от 29.07.2004 N 309-ОЗ, в 2012 году на закупку диагностического оборудования предусмотрено 44,6 млн.рублей.
В рамках мероприятий по повышению рождаемости во всех учреждениях здравоохранения области будет продолжено проведение доабортного консультирования женщин. В целях профилактики абортов и повышения доступности помощи беременным женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, с ноября 2011 года на базе государственных областных бюджетных учреждений здравоохранения "Центральная городская клиническая больница", "Боровичская ЦРБ", "Старорусская ЦРБ", "Валдайская ЦРБ", "Пестовская ЦРБ", "Чудовская ЦРБ" организуется открытие кабинетов медико-социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Продолжится работа по увеличению объемов высокотехнологичной медицинской помощи методом экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) парам, страдающим бесплодием, а также проведение бесплатного лабораторного скрининга беременных, в том числе на биохимические маркеры пороков развития плода.
С целью снижения уровня смертности и инвалидизации населения от сердечнососудистой патологии в 2012 году в Великом Новгороде будет создан региональный сосудистый центр, откроются современные отделения, оказывающие кардиоваскулярную помощь на базе межрайонных медицинских центров в городах Боровичи и Старая Русса.
В рамках мероприятий по совершенствованию специализированной медицинской помощи населению с онкологическими заболеваниями в 2012 году планируется завершить строительство радиологического корпуса государственного медицинского учреждения "Областной клинический онкологический диспансер".
Повышению качества медицинской помощи будет способствовать внедрение стандартов медицинской помощи во всех лечебно-профилактических учреждениях, работающих в системе обязательного медицинского страхования.
Увеличение стоимости стандарта оказания медицинской помощи приведет к изменению объемов финансирования по статьям расходов, особенно в части медикаментов и заработной платы, что должно обеспечить повышение качества лечения, своевременность диагностики и профилактику внутрибольничных осложнений, рост заработной платы медицинских работников.
В целях обеспечения государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в полном объеме, в том числе развития системы охраны здоровья матери и ребенка на всех этапах оказания медицинской помощи, планируется осуществлять подготовку квалифицированных медицинских кадров.
Для решения кадровых проблем в рамках мероприятий Программы модернизации здравоохранения области по внедрению стандартов медицинской помощи и повышению доступности амбулаторной медицинской помощи будет обеспечено повышение заработной платы медицинским работникам не менее чем на 20 процентов. Осуществление выплат стимулирующего характера на основе результативности труда создаст дополнительную мотивацию в выполнении качественных и объемных показателей Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утверждаемой ежегодно постановлением Правительства Российской Федерации.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" планируется обеспечить поэтапное повышение средней заработной платы работников учреждений здравоохранения с целью доведения к 2014 году средней заработной платы врачей - до 130,7 процентов от средней заработной платы в области, среднего и младшего медицинского персонала - до 76,2 процентов.
Продолжится работа по заключению договоров на целевую подготовку врачей и среднего медицинского персонала и обеспечению их служебным жильем. Ежегодно планируется подготавливать для системы здравоохранения области не менее 120 специалистов с высшим медицинским образованием и 100 специалистов со средним медицинским образованием, повысить квалификацию 500 врачей и 1000 средних медицинских работников.
Будут реализовываться мероприятия по обеспечению приоритета профилактической направленности в деятельности системы здравоохранения, включая вакцинацию и эффективную диспансеризацию населения, развитию первичной медико-санитарной помощи, в том числе института врачей общей (семейной) практики. В сельских населенных пунктах, не имеющих на своей территории учреждений здравоохранения, будут созданы домовые хозяйства, оснащенные мобильной связью и укладками первой помощи.
С целью приближения оказания амбулаторно-поликлинической помощи населению к 2013 году планируется завершить строительство консультационно-диагностического корпуса государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Маловишерская центральная районная больница", к 2014 году - поликлиники государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Зарубинская центральная районная больница", к 2015 году - поликлинического подразделения государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная районная поликлиника" в п.Панковка, а также в 2012-2013 годах открыть 5 центров общей врачебной (семейной) практики в Великом Новгороде, Новгородском, Шимском и Маловишерском районах.
Для укрепления службы скорой медицинской помощи планируется ежегодное приобретение 50 единиц санитарного транспорта, оснащенного современными средствами связи и оборудованием для оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим.
В 2012-2014 годах произойдет увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи населению Новгородской области за счет средств федерального бюджета. Кроме того, высокотехнологичная медицинская помощь по кардиохирургии, онкологии, травматологии и другим видам будет осуществляться в трех учреждениях здравоохранения области.
Реализация областных целевых программ позволит осуществлять комплексные меры по совершенствованию специализированной медицинской помощи населению, прежде всего по социально значимым заболеваниям. Получит дальнейшее развитие психиатрическая, наркологическая, токсикологическая помощь населению, борьба с ВИЧ-инфекцией, туберкулезом и другими социально значимыми заболеваниями, в том числе и путем участия в подпрограммах приоритетного национального проекта "Здоровье", реализации международных проектов на территории области.
Дальнейшему улучшению лекарственного обеспечения населения будут способствовать: дополнительные поступления лекарственных препаратов для граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг, государственное регулирование цен на жизненно необходимые важнейшие лекарственные средства, увеличение количества аптечных учреждений и укомплектование их кадрами.
В рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" продолжится осуществление мер по формированию мотивации населения к ведению здорового образа жизни и совершенствованию системы профилактики социально значимых заболеваний.
Реализация всего комплекса мероприятий в области охраны здоровья населения позволит достичь следующих результатов: увеличение показателя объема амбулаторно-поликлинической помощи до федерального норматива (9,5 посещений на одного жителя), уменьшение показателя объема стационарной помощи до 2812 койко-дней на 1000 человек населения, снижение показателя смертности населения трудоспособного возраста на 8 процентов, снижение уровня временной нетрудоспособности на 16 процентов, снижение показателя младенческой смертности до 7,7 на 1000 родившихся живыми, снижение показателя заболеваемости туберкулезом постоянного населения до 55,0 процентов на 100 тысяч населения, увеличение удельного веса больных хроническим алкоголизмом с продолжительностью ремиссии более года до 13 процентов, снижение показателя запущенности злокачественных новообразований до 26 процентов.
Планируется снижение смертности на 100 тысяч населения к 2014 году: от болезней системы кровообращения до 999,9, от новообразований (в том числе от злокачественных) до 215,5 случаев, от туберкулеза до 12,9, от дорожно-транспортных происшествий до 18,1.