АДМИНИСТРАЦИЯ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 марта 2011 года N 125
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011-2012 ГОДЫ"
{Изменения;
постановление Администрации Новгородской области от 14 сентября 2011 года N 454; НГР:ru53000201100495
постановление Администрации Новгородской области от 27 декабря 2011 года
N 732; НГР:ru53000201100868
постановление Администрации Новгородской области от 18 апреля 2012 года N 202; НГР:ru53000201200323}
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р "Об утверждении Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года" и в целях повышения эффективности бюджетных расходов Новгородской области Администрация Новгородской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Повышение эффективности бюджетных расходов Новгородской области на 2011-2012 годы".
2. Рекомендовать органам местного самоуправления области разработать и принять муниципальные программы по повышению эффективности бюджетных расходов.
3. Опубликовать постановление в газете "Новгородские ведомости".
Первый заместитель
Главы администрации области В.В.Минина
Утверждена | |
постановлением Администрации области от 31.03.2011 N 125 |
Наименование Программы: | областная целевая программа "Повышение эффективности бюджетных расходов Новгородской области на 2011-2012 годы" (далее Программа). |
Правовая основа Программы: | |
приказ Министерства финансов Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Феде- рации от 29.12.2010 N 194н/701 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке и реализации региональных и муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов". | |
Заказчик Программы: | комитет финансов Новгородской области (далее комитет). |
Разработчики Программы: | комитет. |
Исполнители Программы: | комитет; |
Обоснование Программы : | необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития области в условиях замедления темпов роста бюджетных доходов требует разработки и реализации системы мер по повышению эффективности деятельности органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления, направленных на модернизацию и повышение качества управления государственными и муниципальными финансами. Программно-целевой подход к решению поставленных задач позволит обеспечить четкую координацию и взаимодействие всех участников бюджетного процесса, а также комплексное и планомерное выполнение мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов. |
Цели Программы: | создание условий для повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти области по выполнению государственных функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития Новгородской области. |
Задачи Программы : | обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы; |
Механизм реализации Программы: | Программа реализуется в соответствии с прилагаемыми мероприятиями (приложение 2 к Программе). |
Сроки реализации Программы: | 2011-2012 годы. |
Объемы и источники финансирования Программы по годам: | источником финансирования Программы является областной бюджет. Общий объем финансирования Программы составляет 37344,0 тыс.рублей, в том числе по годам: 2011 год - 14844,0 тыс.рублей; |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы по годам: | ожидаемые конечные результаты реализации Программы по годам определяются целевыми показателями, указанными в приложении 1 к Программе. |
Система организации контроля за реализацией Программы : | и сполнители Программы представляют в комитет информацию о ходе ее реализации: ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом; |
1. Технико-экономическое обоснование Программы
Реформирование сферы финансов в Новгородской области проводилось поэтапно в соответствии с требованиями бюджетного законодательства и позволило достичь положительных результатов по отдельным направлениям в управлении финансами, в том числе в сферах:
применения в бюджетном процессе программно-целевых методов планирования и элементов бюджетирования, ориентированного на результат;
совершенствования деятельности органов исполнительной власти области по исполнению государственных функций и предоставлению государственных услуг;
оптимизации сети областных государственных учреждений, внедрения новых организационно-правовых форм и механизмов финансового обеспечения деятельности областных государственных учреждений по предоставлению государственных услуг.
По итогам мониторинга и оценки качества управления региональными финансами, проведенных Министерством финансов Российской Федерации за 2009 год, Новгородская область отнесена к группе субъектов Российской Федерации с надлежащим качеством организации бюджетного процесса, не имеющего нарушений требований бюджетного законодательства.
Вместе с тем остаются задачи, требующие решения в ближайшей перспективе:
недостаточная устойчивость и сбалансированность бюджетной системы;
установление взаимосвязи между бюджетным и стратегическим планированием;
увеличение доходов и повышение эффективности бюджетных расходов на всех уровнях бюджетной системы;
повышение и оценка качества предоставляемых услуг;
недостаточное использование информационно-коммуникационных технологий при осуществлении бюджетного процесса.
Стоящие задачи носят комплексный характер, требующий проведения целого ряда мероприятий, связанных с нормативно-правовым регулированием, обеспечением организационной и информационно-технической готовности участников бюджетного процесса.
Применение программно-целевого метода позволит сконцентрировать имеющиеся ресурсы, обеспечить эффективное взаимодействие всех исполнителей Программы и получение значимых результатов в сфере повышения эффективности бюджетных расходов.
Программой предусматривается решение следующих задач:
обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы;
внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов исполнительной власти области;
оптимизация функций государственного управления и повышение эффективности их обеспечения;
повышение эффективности предоставления государственных услуг;
развитие системы государственного финансового контроля;
энергосбережение и повышение энергетической эффективности;
развитие информационной системы управления государственными финансами;
совершенствование системы межбюджетных отношений и качества управления муниципальными финансами.
2. Задачи Программы
2.1. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы
2.1.1. Совершенствование механизма и обеспечение стабильности исполнения расходных обязательств
Состояние экономики Новгородской области, сокращение объемов межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, изменения налогового законодательства приводят к нестабильности доходов областного бюджета. В 2010 году по сравнению с 2008 годом поступления от налога на прибыль организаций сократились на 23,5%, а объем трансфертов из федерального бюджета - на 7,5%. Объемы налоговых и неналоговых доходов в 2010 году выросли в целом, но не обеспечили непрерывного роста расходов областного бюджета. Как следствие, в 2010 году существенно вырос дефицит бюджета.
Параметры областного бюджета в 2008-2010 годах
N п/п | Наименование показателя | Единицаизмерения | Значение показателя по годам: | ||
2008 | 2009 | 2010 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Общие доходы областного бюджета | млн.руб. | 16734,6 | 18968,3 | 18212,4 |
1.1. | Налоговые доходы областного бюджета, в том числе: | млн.руб. | 11043,0 | 11065,6 | 11876,3 |
налог на прибыль организаций | млн.руб. | 5384,4 | 4683,2 | 4120,9 | |
налог на доходы физических лиц | млн.руб. | 3082,9 | 3382,7 | 3595,3 | |
акцизы | млн.руб. | 833,1 | 1052,9 | 1919,4 | |
налоги на имущество | млн.руб. | 1378,9 | 1600,7 | 1833,3 | |
налоги на совокупный доход | млн.руб. | 331,7 | 317,4 | 386,9 | |
прочие налоговые доходы | млн.руб. | 32,0 | 28,7 | 20,5 | |
1.2. | Неналоговые доходы областного бюджета | млн.руб. | 417,9 | 689,7 | 867,3 |
2. | Межбюджетные трансферты, получаемые от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации | млн.руб. | 5097,44 | 6695,2 | 4712,1 |
3. | Доля межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (от общего объема доходов) | % | 30,5 | 35,3 | 25,9 |
4. | Расходы областного бюджета | млн.руб. | 18227,3 | 20070,0 | 21389,7 |
5. | Государственный долг, в том числе: | млн.руб. | 2752,2 | 3715,45 | 7451,3 |
ценные бумаги | млн.руб. | - | - | - | |
государственные гарантии | млн.руб. | 321,0 | 266,9 | 870,0 | |
кредиты коммерческих организаций | млн.руб. | 1766,0 | 2372,0 | 4300,0 | |
бюджетные кредиты | млн.руб. | 665,2 | 1076,55 | 2281,3 | |
6. | Результат исполнения бюджета (дефицит "-", профицит "+") | млн.руб. | - 1492,7 | - 1101,8 | - 3177,3 |
Сокращение темпов роста доходов областного бюджета на фоне роста расходов ставят под угрозу стабильное исполнение расходных обязательств Новгородской области.
Действующие расходные обязательства Новгородской области отражены в реестре расходных обязательств. Порядок ведения реестра расходных обязательств Новгородской области регулируется постановлением Администрации области от 04.03.2008 N 56 "О Порядке ведения реестра расходных обязательств Новгородской области". Для того чтобы реестр расходных обязательств стал эффективным инструментом бюджетного планирования, в целях обеспечения стабильности исполнения расходных обязательств Новгородской области необходимо провести анализ и корректировку реестра расходных обязательств Новгородской области в части оптимизации его структуры, а также объема расходных обязательств.
Планирование бюджетных ассигнований должно производиться исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств. Вновь принимаемые расходные обязательства должны соответствовать приоритетным направлениям расходов, определенных концепцией социально-экономического развития области.
Мероприятия, предусмотренные Программой, направлены на обеспечение стабильности исполнения расходных обязательств и совершенствование процедур планирования областного бюджета.
{В ред. постановления Администрации Новгородской области от 14 сентября 2011 года N 454; НГР:ru53000201100495}
2.1.2. Совершенствование долговой политики
На протяжении 2008-2010 годов наблюдался рост объема государственного долга Новгородской области. В 2010 году он вырос примерно в 2,7 раза по сравнению с 2008 годом. Вся сумма государственного долга является внутренними долговыми обязательствами области. В целом государственный долг находился на среднем уровне и составлял от 15% в 2008 году до 35 % в 2010 году расходов областного бюджета или соответственно от 16% до 41% доходов областного бюджета.