Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

     
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     
от 31 августа 2011 года N 922/35

     

Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Совершенствование организации питания обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений в Московской области на период 2012-2014 годов"

____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2013 года на основании
постановления Правительства Московской области
 от 29 августа 2012 года N 1071/32

____________________________________________________________________


В целях удовлетворения потребностей населения Московской области и в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 30.08.2011 N 919/35 "О разработке проекта долгосрочной целевой программы Московской области "Совершенствование организации питания обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений в Московской области на период 2012-2014 годов" Правительство Московской области

постановляет:

1. Утвердить долгосрочную целевую программу Московской области "Совершенствование организации питания обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений в Московской области на период 2012-2014 годов" (прилагается).

2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Московской области Егерева В.А.

Губернатор
Московской области
 Б.В.Громов

 УТВЕРЖДЕНА
 постановлением
 Правительства Московской области
 от 31 августа 2011 года N 922/35

     
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
Московской области "Совершенствование организации питания обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений в Московской области на период 2012-2014 годов"

ПАСПОРТ
долгосрочной целевой программы Московской области "Совершенствование организации питания обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений в Московской области на период 2012-2014 годов"


Наименование Программы

Долгосрочная целевая программа Московской области "Совершенствование организации питания обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений в Московской области на период 2012-2014 годов" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Бюджетный кодекс Российской Федерации;

Закон Российской Федерации от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании";

Закон Московской области N 41/2009-ОЗ "Об образовании";

постановление Правительства Московской области от 30.08.2011 N 919/35 "О разработке долгосрочной целевой программы Московской области "Совершенствование организации питания обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений в Московской области на период 2012-2014 годов"

Государственный заказчик Программы

Министерство образования Московской области

Разработчик Программы

Министерство образования Московской области

Цель Программы

Обеспечение качественным питанием обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений в Московской области (далее - общеобразовательные учреждения) для сохранения и укрепления их здоровья

Задачи Программы

Создание условий для обеспечения качественным питанием обучающихся общеобразовательных учреждений и увеличения охвата обучающихся общеобразовательных учреждений горячим питанием;

повышение экономической и энергосберегающей эффективности организации питания обучающихся общеобразовательных учреждений;

формирование культуры здорового питания у участников образовательного процесса

Сроки реализации Программы

2012-2014 годы

Исполнители Программы

Министерство образования Московской области;

органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области;

организации, определяемые в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Законом Московской области N 196/2005-ОЗ "О закупках и поставках продукции для государственных нужд Московской области"

Объемы и источники финансирования

Общий объем средств, направляемых на реализацию

мероприятий настоящей Программы в 2012-2014 годах, составляет 635,52 млн.рублей,

в том числе:

2012 год - 192,0 млн.рублей;
2013 год - 211,20 млн.рублей;
2014 год - 232,32 млн.рублей;

из них по источникам:

средства бюджета Московской области составляют

496,5 млн.рублей, в том числе:

2012 год - 150,0 млн.рублей;
2013 год - 165,0 млн.рублей;
2014 год - 181,50 млн.рублей;

средства бюджетов муниципальных образований Московской

области составляют 139,02 млн.рублей, в том числе:

2012 год - 42,0 млн.рублей;
2013 год - 46,2 млн.рублей;
2014 год - 50,82 млн.рублей.

Планируемые результаты Программы (качественные показатели эффективности реализации Программы)

Повышение уровня охвата обучающихся общеобразовательных учреждений полноценным горячим питанием;

повышение уровня оснащенности современным технологическим оборудованием пищеблоков общеобразовательных учреждений;

соответствие технологий организации питания, рациона питания в общеобразовательных учреждениях современным требованиям;

повышение эффективности механизмов контроля качества и безопасности питания, в том числе усиление общественного участия в контроле качества и безопасности питания;

улучшение показателей здоровья детского населения Московской области;

формирование у обучающихся и взрослого населения культуры здорового питания;

снижение в системе организации питания затрат на производство готовой продукции;

снижение энергопотребления в системе школьного питания.

     

     

I. Характеристика проблемы и прогноз развития ситуации с учетом реализации Программы


Здоровый образ жизни всех участников образовательного процесса должен стать важной частью уклада новой школы. В процессе обучения в такой школе к каждому ученику должен быть применён индивидуальный подход - минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения, а одним из значимых результатов воспитания становится здоровый образ жизни.

Одним из важнейших факторов сохранения здоровья детей, улучшения демографической ситуации является совершенствование системы питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях. Полноценное и сбалансированное питание в детском и подростковом возрасте способствует профилактике алиментарно-зависимых заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, создаёт условия для физического и интеллектуального развития обучающихся, увеличивает адаптационные возможности организма, оказывает существенное влияние на формирование и состояние здоровья человека на протяжении всей последующей жизни.

Горячее питание обучающихся является одним из важнейших факторов, обеспечивающих восполнение энергетических затрат организма в период образовательного процесса, способствует сохранению и укреплению здоровья детей и подростков.

Приобщение к ценностям здорового образа жизни рассматривается как составляющая решения задачи повышения уровня и качества жизни населения в Стратегии социально-экономического развития Московской области до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Московской области от 15.12.2006 N 1164/49, а соответствующие приоритеты в отношении здоровья детей закреплены на 2011 год в долгосрочной целевой программе "Развитие образования Московской области на период 2009-2012 годы", в том числе внедрение современных технологий организации питания школьников, развитие материально-технической базы, подготовка управленческих и профессиональных кадров.

Совершенствование организации питания обучающихся общеобразовательных учреждений направлено на решение приоритетной задачи социально-экономического развития области - повышение качества жизни детского населения.

В целях реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", утвержденной Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым от 04.02.2010 N ПР-271, Губернатором Московской области Б.В.Громовым утвержден План действий по модернизации общего образования, направленный на реализацию национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" на период 2011-2015 годов в Московской области, в который включены мероприятия по созданию условий для сохранения, укрепления здоровья обучающихся, в том числе мероприятия по обеспечению обучающихся полноценным горячим питанием и проведение мониторинга организации школьного питания.

В ходе реализации приоритетного национального проекта "Образование", комплексного проекта модернизации образования, мероприятий долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие образования Московской области на 2009-2012 годы" внедрены современные технологии школьного питания и модернизирована материально-техническая база школьных пищеблоков: приобретение оборудования для столовых и пищеблоков общеобразовательных учреждений за период 2007-2011 годов на сумму 306 млн.рублей, проведение капитального ремонта помещений столовых и пищеблоков на сумму 165,5 млн.рублей.

Кроме того, в соответствии с Законом Московской области N 24/2005-ОЗ "О частичной компенсации стоимости питания отдельным категориям обучающихся в образовательных учреждениях Московской области" ежегодно предусматривается субвенция бюджетам муниципальных образований Московской области на финансирование частичной компенсации стоимости питания отдельным категориям обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях и в негосударственных общеобразовательных учреждениях, прошедших государственную аккредитацию. С 2007 по 2011 годы на указанные цели направлено 3,4 млрд.рублей.

Перед системой образования Московской области стоит задача содействовать через совершенствование организации школьного питания обеспечению здоровья школьников как важнейшему условию обеспечения качества их образования и качества жизни.

Реализация комплекса мер, призванных решить задачи по совершенствованию организации школьного питания базируется на учёте особенностей состояния и развития системы образования Московской области.

Основной характеристикой современной образовательной сети Московской области является ее многообразие по видам учреждений, позволяющее удовлетворять различные образовательные и воспитательные потребности детей, подростков и молодежи.

На данный момент система образования Московской области включает в себя 3990 образовательных учреждений различных типов и видов, в том числе 1530 составляют общеобразовательные учреждения, в которых обучается 622857 обучающихся.

В образовательных учреждениях всех типов и видов обучается и воспитывается 1 млн. 277 тыс. 453 человека.

Несмотря на достижение достаточно высоких значений целого ряда показателей, характеризующих состояние организации системы школьного питания в Московской области в целом, в организации системы питания обучающихся имеется ряд сложных проблем, требующих решения. Недостатки в обеспечении качественного и сбалансированного питания в общеобразовательных учреждениях вносят свой вклад в усиление негативных тенденций в состоянии здоровья обучающихся.

Актуальными остаются вопросы охвата обучающихся полноценным и сбалансированным питанием, качества питания обучающихся общеобразовательных учреждений.

Следует отметить, что охват обучающихся общеобразовательных учреждений горячим питанием увеличивается в течение последних пяти лет, однако остается ниже показателя в среднем по Российской Федерации за 2010 год (78,5 процента):

2006-2007 учебный год - 56,3 процента;

2007-2008 учебный год - 64,6 процента;

2008-2009 учебный год - 69,8 процента;

2009-2010 учебный год - 74,5 процента;

2010-2011 учебный год - 74,4 процента.

В 2010 - 2011 учебном году по возрастным группам охват обучающихся общеобразовательных учреждений в Московской области горячим питанием составил:

90,0 процентов обучающихся 1-4 классов;

63,2 процента обучающихся 5-11 классов.

Увеличилось количество обучающихся, получающих горячие завтраки, при этом сократилось количество обучающихся, получающих двухразовое горячее питание. Основная доля в охвате горячим питанием в течение последних лет приходится на завтраки. В 2010-2011 учебном году доля обучающихся общеобразовательных учреждений, которые получали качественное горячее питание, в том числе:

только завтрак - 57,3 процента;

только обед - 20,2 процента;

завтрак и обед - 22,5 процента;

только буфетную продукцию - 25,3 процента.

86 процентов школьников, относящихся к льготным категориям (дети из многодетных, малообеспеченных семей, дети-инвалиды, дети-сироты и др.) питаются за счет средств бюджета Московской области.

Используемые меню и рационы питания соответствуют не в полной мере установленным нормам и стандартам, физиологическим потребностям детей и подростков, урбанистическим особенностям Московской области. Недостаточное потребление наиболее ценных в биологическом отношении пищевых продуктов и преобладание углеводно-жирового компонента в буфетной продукции, зачастую заменяющей сбалансированный рацион питания, приводят к замедлению физического и функционального развития ребенка. Кроме того, только в 30 процентах образовательных учреждений проводится витаминизация пищи, а диетическое питание организовано в 15 процентах общеобразовательных учреждений.

Недостатки в обеспечении качества питания в общеобразовательных учреждениях вносят свой вклад в усиление негативных тенденций в состоянии здоровья обучающихся.

Вместе с тем, в 2010 году впервые за последние 5 лет произошло снижение общей заболеваемости детей в возрасте от 0 до 14 лет: 2010 год - 2274,9 %0, 2009 год - 2329,2%0. Снижение заболеваемости детей в возрасте от 0 до 14 лет произошло по следующим классам болезней: болезни эндокринной системы, болезни крови, болезни органов дыхания (впервые за 6 лет), болезни костно-мышечной системы, отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде. Стабильные показатели заболеваемости по классам болезней системы кровообращения, пищеварения и психическим расстройствам. Заболеваемость детей подросткового возраста за прошедший год выросла на 6,3% и составила 2006,4 %о на 1000 детей подросткового возраста (2009 год- 1888,0%о). Общая заболеваемость учащихся общеобразовательных учреждений также снизилась на 5,5 процента по сравнению с показателем 2009 года и составила 1257,4%о.

Динамика показателей здоровья учащихся Московской области за 2007-2010 годы

Показатели здоровья

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

Общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет (на 1000 детей данного возраста), промиле

2166,6

2192,7

2329,7

2274,9

Общая заболеваемость подростков 15-17 лет (на 1000 детей данного возраста), промиле

1591,5

1674,3

1888,0

2006,4

Учащиеся первой группы здоровья
(в процентах к числу осмотренных)

39,0

38,9

38,2

37,1

Учащиеся второй группы здоровья
(в процентах к числу осмотренных)

46

45,8

45,8

45,5

Учащиеся третьей - пятой групп здоровья (в процентах к числу осмотренных)

15,0

15,3

16,0

17,4

Число учащихся, состоящих под диспансерным наблюдением
(в процентах)

24,1

26,7

24,1

26,1


Результаты проведенного динамического изучения заболеваемости детей за несколько лет позволили сделать вывод, что для дальнейшего снижения заболеваемости по ведущим классам болезней недостаточно развития только лечебно-диагностической базы в регионе. Необходимо целенаправленное влияние на факторы среды образовательного учреждения, способствующих ухудшению заболеваемости учащихся.

Данные динамического наблюдения за состоянием здоровья обучающихся в ряде общеобразовательных учреждений подтвердили, что уровень заболеваемости в общеобразовательных учреждениях, выполняющих все требования к условиям обучения детей и внедряющих современные оздоровительные технологии, ниже в 1,5 раза, доля здоровых детей выше в 1,5 раза, а доля детей с хроническими заболеваниями ниже в 3 раза, чем в тех общеобразовательных учреждениях, где эти условия не соблюдаются.

Реализация целевых программ в муниципальных образованиях, направленных на обеспечение детей в общеобразовательных учреждениях качественным полноценным питанием, привела к снижению заболеваемости патологией органов пищеварения учащихся в 1,4 раза, при этом уровень хронических заболеваний у учащихся младшей школы снизился в 1,5 раза, у детей в возрасте 14 лет - на 17 процентов.

Основными причинами существующих проблем доступности и качества школьного питания являются:

несоответствие материально-технической базы и качество технологического оборудования пищеблоков большой доли общеобразовательных учреждений современным требованиям, которое не позволяет достигнуть необходимых санитарных и технологических показателей при производстве продукции, определяют высокий уровень издержек на производстве, в том числе нерациональное потребление электроэнергии;

около 32 процентов общеобразовательных учреждений нуждаются в замене оборудования или в дооборудовании пищеблоков и залов для питания, 20 процентов общеобразовательных учреждений нуждаются в замене канализации, систем водоснабжения и отопления пищеблоков и столовых;

ориентация устаревшей существующей модели управления и финансирования системы организации школьного питания на управление расходами, а не результатами, которая заметно снижает эффективность бюджетных расходов в данной сфере. Недостаточно используются механизмы привлечения внебюджетных средств для оплаты питания обучающихся: частно-государственное партнерство, родительские средства;

недостаточно эффективная система контроля качества и безопасности питания, в том числе, неэффективность механизмов межведомственного взаимодействия, координации действий различных уровней управления образованием;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»