ПРИКАЗ
от 25 июля 2017 года N под-1266/17
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОТРАСЛЕВОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2017 - 2021 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
В целях реализации Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 01.08.2016 N 529 "О Порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля отраслевых стратегий Республики Татарстан" приказываю:
1. Утвердить Отраслевую стратегию развития образования Республики Татарстан на 2017 - 2021 годы и на период до 2030 года (приложение 1).
2. Контроль за исполнением данного Приказа оставляю за собой.
Заместитель Премьер-министра
Республики Татарстан - министр
Э.Н.ФАТТАХОВ
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА 2017 - 2021 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
Наименование | Стратегия развития образования Республики Татарстан на 2017 - 2021 годы и на период до 2030 года (далее - Стратегия) |
Основание для разработки Стратегии | Закон Республики Татарстан от 17.06.2015 N 40-ЗРТ "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года"; План мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, утвержденный Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.09.2015 N 707; Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования на 2013 - 2020 годы", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 295; Государственная программа Российской Федерации "Развитие науки и технологий на 2013 - 2020 годы", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 301; Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 N 497; Федеральная целевая программа "Русский язык" на 2016 - 2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2015 N 481; Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", утвержденная Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г.; Государственная программа Республики Татарстан "Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы", утвержденная Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.02.2014 N 110; Государственная программа "Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы", утвержденная Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.10.2013 N 794; Государственная программа "Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015 - 2020 годы", утвержденная Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.12.2014 N 943; Стратегии развития муниципальных образований Республики Татарстан |
Государственный заказчик - координатор Стратегии | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
Цель Стратегии | Обеспечение формирования человеческого капитала, соответствующего потребностям общества и экономики Республики Татарстан |
Задачи Стратегии | Развитие системы дошкольного образования в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и внедрение эффективной системы оценки качества дошкольного образования; развитие современных механизмов и технологий общего образования; повышение качества профессионального образования в соответствие требованиям инновационной экономики и социальным запросам населения; реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях; развитие современных форм дополнительного образования детей, с использованием различных видов государственно-частного партнерства и нормативного финансирования; развитие молодежного и детского движения в современных условиях; создание инфраструктуры, обеспечивающей условия подготовки кадров для современной экономики; формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов; совершенствование системы национального образования как важнейшей составляющей сохранения и развития национальных культур и языков в условиях глобализации; повышение конкурентоспособности научного потенциала Республики Татарстан, сохранение и дальнейшее развитие получивших международное признание научных школ |
Сроки реализации Стратегии | 2016 - 2030 годы |
Объемы финансирования Стратегии с разбивкой по годам и источникам | Объемы бюджетных ассигнований Стратегии за счет средств бюджета Республики Татарстан составят 10 955 023,4 тыс. рублей, в том числе по годам: 2017 год - 827 073,1 тыс. рублей, 2018 год - 779 073,1 тыс. рублей, 2019 год - 779 073,1 тыс. рублей, 2020 год - 779 073,1 тыс. рублей, 2021 - 2030 годы 7 790 731,0 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации целей и задач Стратегии | Реализация программных мероприятий в полном объеме позволит к 2030 году: 1. численность детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, и численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования, довести до 100 процентов; 2. долю работников образования (учителей, воспитателей, работников дошкольных образовательных организаций), прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, в общей численности работников образования довести до значения 16,7%; 3. отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников государственных (муниципальных) образовательных организаций дошкольного образования к среднемесячной заработной плате организаций общего образования Республики Татарстан довести до 100 процентов; 4. охват детей программами дошкольного образования довести до 77,7 процента; 5. удельный вес воспитанников дошкольных образовательных организаций, обучающихся по программам, соответствующим требованиям стандартов дошкольного образования, в общей численности воспитанников дошкольных образовательных организаций, увеличить до 100 процентов; 6. долю выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, не сдавших единый государственный экзамен, в общей численности выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций уменьшить до 0,5 процента; 7. долю детей, оставшихся без попечения родителей, всего, в том числе переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), охваченных другими формами семейного устройства (семейные детские дома, патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) организациях всех типов, сохранить на уровне 98,8 процента; 8. отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций к среднемесячной заработной плате в Республике Татарстан довести до 100 процентов; 9. удельный вес учащихся организаций общего образования, обучающихся в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом, повысить до 98 процентов; 10. охват обучением детей татарской национальности на родном татарском языке в общеобразовательных организациях сохранить на уровне 43 процентов; 11. сохранение количества пользователей, ежегодно проходящих обучение татарскому языку в онлайн-школе, на уровне 10 000 человек; 12. сохранение соотношения использования государственных языков Республики Татарстан в общеобразовательных организациях на уровне 50 процентов/50 процентов; 13. удельный вес численности молодых учителей в возрасте до 35 лет к общей численности учителей общеобразовательных организаций сохранить на уровне не менее 26,5 процента; 14. долю педагогических работников, прошедших аттестацию, к общему числу педагогических работников, сохранить в объеме 67 процентов; 15. долю детей, охваченных образовательными программами дополнительного образования детей, в общей численности детей и молодежи в возрасте 5 - 18 лет довести до 94,8 процента; 16. удельный вес детей школьного возраста, охваченных фестивалями, конкурсами, олимпиадами, увеличить до 90 процентов; 17. отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников государственных (муниципальных) организаций дополнительного образования детей к среднемесячной заработной плате учителей в Республике Татарстан, довести до 100 процентов; 18. удельный вес учащихся, занимающихся в физкультурно-спортивных секциях, в общей численности учащихся, повысить до 45 процентов; 19. увеличить число детей, вовлеченных в деятельность детских общественных объединений, органов молодежного самоуправления, демонстрирующих активную жизненную позицию, самостоятельность и творческую инициативу, в социально значимую деятельность, до 115 процентов по отношению к 2012 г.; 20. долю профессиональных образовательных организаций, внедривших новые программы и модели профессионального образования, в общем количестве профессиональных образовательных организаций увеличить до 90 процентов; 21. удельный вес численности занятого населения в возрасте 25 - 65 лет, прошедшего профессиональное обучение, в общей численности занятого в экономике населения данной возрастной группы, увеличить до 50 процентов; 22. численность студентов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования Республики Татарстан, получающих стипендии Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Президента Республики Татарстан, сохранить до 165 человек; 23. отношение среднемесячной заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения государственных (муниципальных) образовательных организаций, реализующих программы начального и среднего профессионального образования, к среднемесячной заработной плате в Республике Татарстан довести до 100 процентов; 24. отношение среднемесячной заработной платы профессорско-преподавательского состава государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования к среднемесячной заработной плате в Республике Татарстан увеличить до 200 процентов; 25. долю преподавателей и мастеров производственного обучения, прошедших повышение квалификации, к общему числу преподавателей и мастеров производственного обучения сохранить в объеме 33,3 процента; 26. удельный вес численности профессорско-преподавательского состава в возрасте до 30 лет в общей численности профессорско-преподавательского состава организаций высшего образования увеличить до 15 процентов; 27. количество преподавателей профессиональных образовательных организаций, получивших индивидуальные гранты в рамках грантовой программы "Алгарыш", увеличить до 20 человек; 28. число публикаций российских авторов в научных журналах, индексируемых в базе данных Scopus в расчете на 100 исследователей, увеличить до 20,5 единиц; 29. коэффициент изобретательской активности (число отечественных патентных заявок на изобретение, в расчете на 10 тыс. человек населения), повысить до 4,15 единиц; 30. увеличение расходов на науку за счет внебюджетных средств повысить до 70 процентов; 31. долю расходов на внутренние исследования и разработки образовательных организаций высшего образования в общем объеме затрат на научную деятельность повысить до 18 процентов; 32. создание базы данных для формирования резерва руководящих кадров в сфере образования с количеством 650 человек |
Цели и задачи Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2017 - 2021 годы и на период до 2030 года (далее - Стратегия) сформулированы на основании Закона Республики Татарстан от 17.06.2015 N 40-ЗРТ "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года", Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.09.2015 N 707, Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования на 2013 - 2020 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 295, Государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий на 2013 - 2020 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 301, Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 N 497, Федеральной целевой программы "Русский язык" на 2016 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2015 N 481, национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", утвержденной Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 года, Государственной программы Республики Татарстан "Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы", утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.02.2014 N 110, Государственной программы "Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы", утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.10.2013 N 794, Государственной программы "Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015 - 2020 годы", утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.12.2014 N 943, стратегий развития муниципальных образований Республики Татарстан с учетом изменений, произошедших в системе образования, принятых в последние годы программ и мер по развитию системы образования Республики Татарстан.
Цель Стратегии: обеспечение формирования человеческого капитала, соответствующего потребностям общества и экономики Республики Татарстан.
Задачи Стратегии:
развитие системы дошкольного образования в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и внедрение эффективной системы оценки качества дошкольного образования;
развитие современных механизмов и технологий общего образования; повышение качества профессионального образования в соответствие требованиям инновационной экономики и социальным запросам населения; реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях;
развитие современных форм дополнительного образования детей, используя различные виды государственно-частного партнерства и нормативного финансирования;
развитие молодежного и детского движения в современных условиях; создание инфраструктуры, обеспечивающей условия подготовки кадров для современной экономики;
формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов;
совершенствование системы национального образования как важнейшей составляющей сохранения и развития национальных культур и языков в условиях глобализации;
повышение конкурентоспособности научного потенциала Республики Татарстан, сохранение и дальнейшее развитие получивших международное признание научных школ.
Приоритеты и способы их эффективного достижения и решения в отрасли "Образование".
Стратегия разработана в целях развития человеческого капитала Республики Татарстан через:
повышение качества и доступности образования всех уровней образования с учетом тенденций демографического и территориального развития Республики Татарстан;
развитие системы оценки качества образовательных услуг, а также обеспечение введения федеральных государственных образовательных стандартов в образовательных организациях;
развитие кадрового потенциала системы образования для решения перспективных задач Республики Татарстан;
оптимизацию системы финансирования образовательных организаций и создание условий для расширения их хозяйственной самостоятельности;
удовлетворение потребностей экономики Республики Татарстан в квалифицированных рабочих и специалистах по приоритетным отраслям экономики посредством развития систем профессионального образования и повышения квалификации;
обеспечение общественной поддержки осуществляемых изменений в сфере образования.
Стратегия разработана с учетом анализа состояния образования в мире, Российской Федерации и Республике Татарстан, в ней определены цель и задачи, сформулированы ключевые принципы развития отрасли, представлены основные проектные мероприятия по уровням образования.
3.1. Ретроспективный анализ развития отрасли за предшествующий период (не менее 3 лет).
Дошкольное образование
В целях обеспечения доступности дошкольного образования за последние 3 года в республике создано 30 тыс. новых дошкольных мест. Обеспеченность детей старше 3-х лет местами в дошкольных образовательных организациях (далее - ДОО) составляет 99%.
В рамках программы модернизации системы дошкольного образования введены новые детские сады: в 2013 году - 27, в 2014 году - 56, в 2015 году - 73. Отремонтировано зданий под размещение дошкольных организаций: в 2013 г. - 1240, в 2014 г. - 1445, в 2015 г. - 900, открыты дополнительные группы в функционирующих детских садах: в 2013 г. - 455, в 2014 г. - 400, в 2015 г. - 825.
Это позволило дополнительно создать за 2013 - 2015 гг. - 27 625 мест в дошкольных образовательных организациях.
Наряду с типовыми дошкольными образовательными организациями в республике реализуются вариативные формы дошкольного образования:
- 39 дошкольных групп в 13 общеобразовательных организациях (г. г. Казань, Набережные Челны, Нижнекамский, Агрызский, Тетюшский муниципальные районы);
- 48 семейных детских садов, организованных как структурные подразделения муниципальных дошкольных образовательных организаций (г. Казань - 34, Мамадышский район - 7, Нижнекамский район - 3, Зеленодольский район - 2, по 1 в Бавлинском, Альметьевском муниципальных районах);
- 79 групп кратковременного пребывания различной направленности (адаптационные, раннего развития детей, по подготовке к школе) в г. г. Казань, Набережные Челны, Альметьевском, Бавлинском, Бугульминском, Зеленодольском, Лениногорском, Нижнекамском, Чистопольском муниципальных районах.
В рамках программы модернизации системы дошкольного образования в 2015 году введено 73 новых детских сада, 16 зданий отремонтировано под размещение дошкольных организаций, открыты дополнительные группы в 38 функционирующих детских садах. Это позволило дополнительно создать 11965 мест в дошкольных образовательных организациях.
Продолжает развиваться сеть негосударственных детских садов. В 2015 году функционировало 9 частных дошкольных образовательных организаций, 2 индивидуальных предпринимателя, реализующих программы дошкольного образования, 10 частных общеобразовательных организаций (в 4 из них функционируют дошкольные группы). Численность воспитанников в частных дошкольных образовательных организациях и у индивидуальных предпринимателей - 1521 человек.
В 2016 году в особой экономической зоне "Иннополис" открылся международный детский сад на 225 мест, в г. Казани 3 частных детских сада на
160 мест. Осуществляемая в республике поддержка негосударственных образовательных организаций в виде предоставления субсидий на возмещение нормативных затрат в связи с оказанием услуг по дошкольному образованию стимулирует рост количества лицензированных частных детских садов. В 2015 году на субсидирование частных организаций из республиканского бюджета направлено около 60 млн рублей.
Общее образование
В Республике Татарстан с 2012 года реализуется программа капитального ремонта общеобразовательных организаций. В программу включаются общеобразовательные организации, введенные в эксплуатацию не позднее 1981 года постройки. Ежегодно на реализацию программы капитального ремонта общеобразовательных организаций выделяются финансовые средства в размере 2,5 млрд рублей. Так за период с 2012 по 2015 год включительно отремонтированы 622 образовательные организации (595 общеобразовательных, 27 специальных (коррекционных), 10 дошкольных образовательных организаций) на общую сумму 9,9 млрд рублей.
На реализацию Программы "Доступная среда" в 2012-2015 годах выделено 470,7 млн рублей; адаптировано 299 общеобразовательных организаций (261 общеобразовательная, 38 специальных (коррекционных) школ).
Ресурсным центром инклюзивного образования стала средняя общеобразовательная школа N 78 Приволжского района г. Казани.
В последние три года наблюдался рост численности учащихся. Контингент обучающихся в общеобразовательных организациях увеличился на 5397 человек по сравнению с предыдущим учебным годом. Одновременно за последние пять лет сокращается процент выпускников 9-х классов, продолживших обучение в общеобразовательных организациях республики, с 53,9% в 2011 году до 45,2% в 2015 году. Важно, что с 2012 - 2013 учебного года в республике снизилась доля обучающихся, занимающихся во вторую смену, с 8,87% до 8,23% в 2015 - 2016 учебном году.
За последние четыре года количество выпускников - участников ЕГЭ сократилось. В 2015 году их было более 18156 тысяч (в 2014 году - 18 843, в 2013 году - 19 948).
Численность выпускников, не получивших аттестат по причине не сдачи ЕГЭ, сокращается: в 2015 году - 0,76 процента (135 человек), в 2014 году - 151 человек (0,79 процента).
По данным Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, с учетом средних баллов по предметам ЕГЭ, Республика Татарстан находится в пятерке лидеров среди субъектов РФ.
В сравнении с 2009 годом средний балл по русскому языку вырос с 54,5 до 69,2; по математике профильной с 42 до 50,2 баллов.
В 2015 году средний балл ЕГЭ РТ превышает средний балл РФ по всем предметам.
Учебные предметы | Средний балл РТ | Средний балл РФ |
Русский язык | 69.2 | 65.9 |
Математика (профильная) | 50.2 | 45.4 |
Физика | 54.6 | 51.2 |
Химия | 63.4 | 56.3 |
Информатика и ИКТ | 59.5 | 53.6 |
Биология | 58.4 | 53.2 |
История | 52.8 | 46.7 |
География | 67.0 | 52.9 |
Английский язык | 72.7 | 64.8 |
Обществознание | 55.6 | 53.3 |
Литература | 57.8 | 56.9 |
По примеру Сингапура в этом году в республике создана сеть "Школ превосходства" (54 школы). Целью их создания было формирование инновационных управленческих команд и команд школьных учителей по пяти направлениям, способствующим эффективному обучению школьников.
В 2015 году начал функционировать республиканский олимпиадный центр (РОЦ), который стал координационным центром республиканского олимпиадного движения.
Благодаря целенаправленной системной работе произошло значительное увеличение числа победителей и призеров заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников. (В 2015 году по результатам заключительного этапа всероссийской олимпиады 109 школьников из Татарстана стали победителями и призерами (2009 г. - 58 человек, 2010 г. - 59 человек, 2011 г. - 75 человек, 2012 г. - 69 человек, 2013 - 76 человек, 2014 - 73 человека, 2015 г. - 109 человек).