МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПРИКАЗ

от 25 июля 2017 года N под-1266/17

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОТРАСЛЕВОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2017 - 2021 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА


В целях реализации Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 01.08.2016 N 529 "О Порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля отраслевых стратегий Республики Татарстан" приказываю:

1. Утвердить Отраслевую стратегию развития образования Республики Татарстан на 2017 - 2021 годы и на период до 2030 года (приложение 1).

2. Контроль за исполнением данного Приказа оставляю за собой.

Заместитель Премьер-министра
Республики Татарстан - министр
Э.Н.ФАТТАХОВ



Утверждено
Приказом
Министерства образования и науки
Республики Татарстан
от 25 июля 2017 года N под-1266/17

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА 2017 - 2021 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА


 1. Паспорт Стратегии развития образования Республики Татарстан на 2017 - 2021 годы и на период до 2030 года

Наименование

Стратегия развития образования Республики Татарстан на 2017 - 2021 годы и на период до 2030 года (далее - Стратегия)

Основание для разработки Стратегии

Закон Республики Татарстан от 17.06.2015 N 40-ЗРТ "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года"; План мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, утвержденный Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.09.2015 N 707; Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования на 2013 - 2020 годы", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 295; Государственная программа Российской Федерации "Развитие науки и технологий на 2013 - 2020 годы", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 301; Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 N 497; Федеральная целевая программа "Русский язык" на 2016 - 2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2015 N 481; Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", утвержденная Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г.; Государственная программа Республики Татарстан "Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы", утвержденная Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.02.2014 N 110; Государственная программа "Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы", утвержденная Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.10.2013 N 794; Государственная программа "Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015 - 2020 годы", утвержденная Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.12.2014 N 943; Стратегии развития муниципальных образований Республики Татарстан

Государственный заказчик - координатор Стратегии

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Цель Стратегии

Обеспечение формирования человеческого капитала, соответствующего потребностям общества и экономики Республики Татарстан

Задачи Стратегии

Развитие системы дошкольного образования в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и внедрение эффективной системы оценки качества дошкольного образования; развитие современных механизмов и технологий общего образования; повышение качества профессионального образования в соответствие требованиям инновационной экономики и социальным запросам населения; реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях; развитие современных форм дополнительного образования детей, с использованием различных видов государственно-частного партнерства и нормативного финансирования; развитие молодежного и детского движения в современных условиях; создание инфраструктуры, обеспечивающей условия подготовки кадров для современной экономики; формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов; совершенствование системы национального образования как важнейшей составляющей сохранения и развития национальных культур и языков в условиях глобализации; повышение конкурентоспособности научного потенциала Республики Татарстан, сохранение и дальнейшее развитие получивших международное признание научных школ

Сроки реализации Стратегии

2016 - 2030 годы

Объемы финансирования Стратегии с разбивкой по годам и источникам

Объемы бюджетных ассигнований Стратегии за счет средств бюджета Республики Татарстан составят 10 955 023,4 тыс. рублей, в том числе по годам: 2017 год - 827 073,1 тыс. рублей, 2018 год - 779 073,1 тыс. рублей, 2019 год - 779 073,1 тыс. рублей, 2020 год - 779 073,1 тыс. рублей, 2021 - 2030 годы 7 790 731,0 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации целей и задач Стратегии

Реализация программных мероприятий в полном объеме позволит к 2030 году: 1. численность детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, и численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования, довести до 100 процентов; 2. долю работников образования (учителей, воспитателей, работников дошкольных образовательных организаций), прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, в общей численности работников образования довести до значения 16,7%; 3. отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников государственных (муниципальных) образовательных организаций дошкольного образования к среднемесячной заработной плате организаций общего образования Республики Татарстан довести до 100 процентов; 4. охват детей программами дошкольного образования довести до 77,7 процента; 5. удельный вес воспитанников дошкольных образовательных организаций, обучающихся по программам, соответствующим требованиям стандартов дошкольного образования, в общей численности воспитанников дошкольных образовательных организаций, увеличить до 100 процентов; 6. долю выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, не сдавших единый государственный экзамен, в общей численности выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций уменьшить до 0,5 процента; 7. долю детей, оставшихся без попечения родителей, всего, в том числе переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), охваченных другими формами семейного устройства (семейные детские дома, патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) организациях всех типов, сохранить на уровне 98,8 процента; 8. отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций к среднемесячной заработной плате в Республике Татарстан довести до 100 процентов; 9. удельный вес учащихся организаций общего образования, обучающихся в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом, повысить до 98 процентов; 10. охват обучением детей татарской национальности на родном татарском языке в общеобразовательных организациях сохранить на уровне 43 процентов; 11. сохранение количества пользователей, ежегодно проходящих обучение татарскому языку в онлайн-школе, на уровне 10 000 человек; 12. сохранение соотношения использования государственных языков Республики Татарстан в общеобразовательных организациях на уровне 50 процентов/50 процентов; 13. удельный вес численности молодых учителей в возрасте до 35 лет к общей численности учителей общеобразовательных организаций сохранить на уровне не менее 26,5 процента; 14. долю педагогических работников, прошедших аттестацию, к общему числу педагогических работников, сохранить в объеме 67 процентов; 15. долю детей, охваченных образовательными программами дополнительного образования детей, в общей численности детей и молодежи в возрасте 5 - 18 лет довести до 94,8 процента; 16. удельный вес детей школьного возраста, охваченных фестивалями, конкурсами, олимпиадами, увеличить до 90 процентов; 17. отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников государственных (муниципальных) организаций дополнительного образования детей к среднемесячной заработной плате учителей в Республике Татарстан, довести до 100 процентов; 18. удельный вес учащихся, занимающихся в физкультурно-спортивных секциях, в общей численности учащихся, повысить до 45 процентов; 19. увеличить число детей, вовлеченных в деятельность детских общественных объединений, органов молодежного самоуправления, демонстрирующих активную жизненную позицию, самостоятельность и творческую инициативу, в социально значимую деятельность, до 115 процентов по отношению к 2012 г.; 20. долю профессиональных образовательных организаций, внедривших новые программы и модели профессионального образования, в общем количестве профессиональных образовательных организаций увеличить до 90 процентов; 21. удельный вес численности занятого населения в возрасте 25 - 65 лет, прошедшего профессиональное обучение, в общей численности занятого в экономике населения данной возрастной группы, увеличить до 50 процентов; 22. численность студентов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования Республики Татарстан, получающих стипендии Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Президента Республики Татарстан, сохранить до 165 человек; 23. отношение среднемесячной заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения государственных (муниципальных) образовательных организаций, реализующих программы начального и среднего профессионального образования, к среднемесячной заработной плате в Республике Татарстан довести до 100 процентов; 24. отношение среднемесячной заработной платы профессорско-преподавательского состава государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования к среднемесячной заработной плате в Республике Татарстан увеличить до 200 процентов; 25. долю преподавателей и мастеров производственного обучения, прошедших повышение квалификации, к общему числу преподавателей и мастеров производственного обучения сохранить в объеме 33,3 процента; 26. удельный вес численности профессорско-преподавательского состава в возрасте до 30 лет в общей численности профессорско-преподавательского состава организаций высшего образования увеличить до 15 процентов; 27. количество преподавателей профессиональных образовательных организаций, получивших индивидуальные гранты в рамках грантовой программы "Алгарыш", увеличить до 20 человек; 28. число публикаций российских авторов в научных журналах, индексируемых в базе данных Scopus в расчете на 100 исследователей, увеличить до 20,5 единиц; 29. коэффициент изобретательской активности (число отечественных патентных заявок на изобретение, в расчете на 10 тыс. человек населения), повысить до 4,15 единиц; 30. увеличение расходов на науку за счет внебюджетных средств повысить до 70 процентов; 31. долю расходов на внутренние исследования и разработки образовательных организаций высшего образования в общем объеме затрат на научную деятельность повысить до 18 процентов; 32. создание базы данных для формирования резерва руководящих кадров в сфере образования с количеством 650 человек


 2. Цели, задачи, приоритеты и способы их эффективного достижения и решения в отрасли "Образование"


Цели и задачи Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2017 - 2021 годы и на период до 2030 года (далее - Стратегия) сформулированы на основании Закона Республики Татарстан от 17.06.2015 N 40-ЗРТ "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года", Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.09.2015 N 707, Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования на 2013 - 2020 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 295, Государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий на 2013 - 2020 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 301, Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 N 497, Федеральной целевой программы "Русский язык" на 2016 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2015 N 481, национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", утвержденной Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 года, Государственной программы Республики Татарстан "Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы", утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.02.2014 N 110, Государственной программы "Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы", утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.10.2013 N 794, Государственной программы "Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015 - 2020 годы", утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.12.2014 N 943, стратегий развития муниципальных образований Республики Татарстан с учетом изменений, произошедших в системе образования, принятых в последние годы программ и мер по развитию системы образования Республики Татарстан.

Цель Стратегии: обеспечение формирования человеческого капитала, соответствующего потребностям общества и экономики Республики Татарстан.

Задачи Стратегии:

развитие системы дошкольного образования в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и внедрение эффективной системы оценки качества дошкольного образования;

развитие современных механизмов и технологий общего образования; повышение качества профессионального образования в соответствие требованиям инновационной экономики и социальным запросам населения; реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях;

развитие современных форм дополнительного образования детей, используя различные виды государственно-частного партнерства и нормативного финансирования;

развитие молодежного и детского движения в современных условиях; создание инфраструктуры, обеспечивающей условия подготовки кадров для современной экономики;

формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов;

совершенствование системы национального образования как важнейшей составляющей сохранения и развития национальных культур и языков в условиях глобализации;

повышение конкурентоспособности научного потенциала Республики Татарстан, сохранение и дальнейшее развитие получивших международное признание научных школ.

Приоритеты и способы их эффективного достижения и решения в отрасли "Образование".

Стратегия разработана в целях развития человеческого капитала Республики Татарстан через:

повышение качества и доступности образования всех уровней образования с учетом тенденций демографического и территориального развития Республики Татарстан;

развитие системы оценки качества образовательных услуг, а также обеспечение введения федеральных государственных образовательных стандартов в образовательных организациях;

развитие кадрового потенциала системы образования для решения перспективных задач Республики Татарстан;

оптимизацию системы финансирования образовательных организаций и создание условий для расширения их хозяйственной самостоятельности;

удовлетворение потребностей экономики Республики Татарстан в квалифицированных рабочих и специалистах по приоритетным отраслям экономики посредством развития систем профессионального образования и повышения квалификации;

обеспечение общественной поддержки осуществляемых изменений в сфере образования.

Стратегия разработана с учетом анализа состояния образования в мире, Российской Федерации и Республике Татарстан, в ней определены цель и задачи, сформулированы ключевые принципы развития отрасли, представлены основные проектные мероприятия по уровням образования.


3. Оценка состояния сферы "Образование", в том числе:


3.1. Ретроспективный анализ развития отрасли за предшествующий период (не менее 3 лет).

Дошкольное образование

В целях обеспечения доступности дошкольного образования за последние 3 года в республике создано 30 тыс. новых дошкольных мест. Обеспеченность детей старше 3-х лет местами в дошкольных образовательных организациях (далее - ДОО) составляет 99%.

В рамках программы модернизации системы дошкольного образования введены новые детские сады: в 2013 году - 27, в 2014 году - 56, в 2015 году - 73. Отремонтировано зданий под размещение дошкольных организаций: в 2013 г. - 1240, в 2014 г. - 1445, в 2015 г. - 900, открыты дополнительные группы в функционирующих детских садах: в 2013 г. - 455, в 2014 г. - 400, в 2015 г. - 825.

Это позволило дополнительно создать за 2013 - 2015 гг. - 27 625 мест в дошкольных образовательных организациях.

Наряду с типовыми дошкольными образовательными организациями в республике реализуются вариативные формы дошкольного образования:

- 39 дошкольных групп в 13 общеобразовательных организациях (г. г. Казань, Набережные Челны, Нижнекамский, Агрызский, Тетюшский муниципальные районы);

- 48 семейных детских садов, организованных как структурные подразделения муниципальных дошкольных образовательных организаций (г. Казань - 34, Мамадышский район - 7, Нижнекамский район - 3, Зеленодольский район - 2, по 1 в Бавлинском, Альметьевском муниципальных районах);

- 79 групп кратковременного пребывания различной направленности (адаптационные, раннего развития детей, по подготовке к школе) в г. г. Казань, Набережные Челны, Альметьевском, Бавлинском, Бугульминском, Зеленодольском, Лениногорском, Нижнекамском, Чистопольском муниципальных районах.

В рамках программы модернизации системы дошкольного образования в 2015 году введено 73 новых детских сада, 16 зданий отремонтировано под размещение дошкольных организаций, открыты дополнительные группы в 38 функционирующих детских садах. Это позволило дополнительно создать 11965 мест в дошкольных образовательных организациях.

Продолжает развиваться сеть негосударственных детских садов. В 2015 году функционировало 9 частных дошкольных образовательных организаций, 2 индивидуальных предпринимателя, реализующих программы дошкольного образования, 10 частных общеобразовательных организаций (в 4 из них функционируют дошкольные группы). Численность воспитанников в частных дошкольных образовательных организациях и у индивидуальных предпринимателей - 1521 человек.

В 2016 году в особой экономической зоне "Иннополис" открылся международный детский сад на 225 мест, в г. Казани 3 частных детских сада на

160 мест. Осуществляемая в республике поддержка негосударственных образовательных организаций в виде предоставления субсидий на возмещение нормативных затрат в связи с оказанием услуг по дошкольному образованию стимулирует рост количества лицензированных частных детских садов. В 2015 году на субсидирование частных организаций из республиканского бюджета направлено около 60 млн рублей.

Общее образование

В Республике Татарстан с 2012 года реализуется программа капитального ремонта общеобразовательных организаций. В программу включаются общеобразовательные организации, введенные в эксплуатацию не позднее 1981 года постройки. Ежегодно на реализацию программы капитального ремонта общеобразовательных организаций выделяются финансовые средства в размере 2,5 млрд рублей. Так за период с 2012 по 2015 год включительно отремонтированы 622 образовательные организации (595 общеобразовательных, 27 специальных (коррекционных), 10 дошкольных образовательных организаций) на общую сумму 9,9 млрд рублей.

На реализацию Программы "Доступная среда" в 2012-2015 годах выделено 470,7 млн рублей; адаптировано 299 общеобразовательных организаций (261 общеобразовательная, 38 специальных (коррекционных) школ).

Ресурсным центром инклюзивного образования стала средняя общеобразовательная школа N 78 Приволжского района г. Казани.

В последние три года наблюдался рост численности учащихся. Контингент обучающихся в общеобразовательных организациях увеличился на 5397 человек по сравнению с предыдущим учебным годом. Одновременно за последние пять лет сокращается процент выпускников 9-х классов, продолживших обучение в общеобразовательных организациях республики, с 53,9% в 2011 году до 45,2% в 2015 году. Важно, что с 2012 - 2013 учебного года в республике снизилась доля обучающихся, занимающихся во вторую смену, с 8,87% до 8,23% в 2015 - 2016 учебном году.

За последние четыре года количество выпускников - участников ЕГЭ сократилось. В 2015 году их было более 18156 тысяч (в 2014 году - 18 843, в 2013 году - 19 948).

Численность выпускников, не получивших аттестат по причине не сдачи ЕГЭ, сокращается: в 2015 году - 0,76 процента (135 человек), в 2014 году - 151 человек (0,79 процента).

По данным Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, с учетом средних баллов по предметам ЕГЭ, Республика Татарстан находится в пятерке лидеров среди субъектов РФ.

В сравнении с 2009 годом средний балл по русскому языку вырос с 54,5 до 69,2; по математике профильной с 42 до 50,2 баллов.

В 2015 году средний балл ЕГЭ РТ превышает средний балл РФ по всем предметам.

Учебные предметы

Средний балл РТ

Средний балл РФ

Русский язык

69.2

65.9

Математика (профильная)

50.2

45.4

Физика

54.6

51.2

Химия

63.4

56.3

Информатика и ИКТ

59.5

53.6

Биология

58.4

53.2

История

52.8

46.7

География

67.0

52.9

Английский язык

72.7

64.8

Обществознание

55.6

53.3

Литература

57.8

56.9


По примеру Сингапура в этом году в республике создана сеть "Школ превосходства" (54 школы). Целью их создания было формирование инновационных управленческих команд и команд школьных учителей по пяти направлениям, способствующим эффективному обучению школьников.

В 2015 году начал функционировать республиканский олимпиадный центр (РОЦ), который стал координационным центром республиканского олимпиадного движения.

Благодаря целенаправленной системной работе произошло значительное увеличение числа победителей и призеров заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников. (В 2015 году по результатам заключительного этапа всероссийской олимпиады 109 школьников из Татарстана стали победителями и призерами (2009 г. - 58 человек, 2010 г. - 59 человек, 2011 г. - 75 человек, 2012 г. - 69 человек, 2013 - 76 человек, 2014 - 73 человека, 2015 г. - 109 человек).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»