ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 мая 2015 года N 497
О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы
(с изменениями на 22 ноября 2017 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2018 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2017 года N 1406
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Реализация Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы досрочно прекращена с 1 января 2018 года на основании постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 года N 1243.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2016 года N 360 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.05.2016, N 0001201605060031);
постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2016 года N 464 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.06.2016, N 0001201606060038);
постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2016 года N 917 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 20.09.2016, N 0001201609200011);
постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2017 года N 122 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.02.2017, N 0001201702090014);
постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2017 года N 1093 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 14.09.2017, N 0001201709140007);
постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2017 года N 1406 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.11.2017, N 0001201711240031).
____________________________________________________________________
Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу развития образования на 2016-2020 годы (далее - Программа).
2. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год и плановый период включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии в 2016-2020 годах государственных программ субъектов Российской Федерации учитывать положения Программы.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы
(с изменениями на 22 ноября 2017 года)
____________________________________________________________________
Реализация Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы
досрочно прекращена с 1 января 2018 года -
постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 года N 1243.
____________________________________________________________________
Наименование Программы | - | Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы |
Дата принятия решения о разработке Программы (наименование и номер соответствующего нормативного акта) | - | распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 2765-р |
Государственные заказчики Программы | - | Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки |
Государственный заказчик - координатор Программы | - | Министерство образования и науки Российской Федерации |
Основные разработчики Программы | - | Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки |
Цель и задачи Программы | - | целью Программы является создание условий для эффективного развития российского образования, направленного на обеспечение доступности качественного образования, отвечающего требованиям современного инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации. |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | - | доля образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, в которых обеспечены условия для получения среднего профессионального и высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, в общем количестве таких организаций; |
доля студентов средних профессиональных образовательных организаций, обучающихся по образовательным программам, в реализации которых участвуют работодатели (включая организацию учебной и производственной практики, предоставление оборудования и материалов, участие в разработке образовательных программ и оценке результатов их освоения, проведении учебных занятий), в общей численности студентов профессиональных образовательных организаций; | ||
доля организаций среднего профессионального и высшего образования, организующих проведение национальных заочных школ и ежегодных сезонных школ для мотивированных школьников, в общем количестве таких организаций (отдельно в отношении организаций среднего профессионального образования и организаций высшего образования); | ||
(Позиция в редакции, введенной в действие с 28 сентября 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2016 года N 917; в редакции, введенной в действие с 17 февраля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2017 года N 122. - См. предыдущую редакцию) | ||
Сроки и этапы реализации Программы | - | Программа будет реализована в 2016-2020 годах в 2 этапа. Первый этап - 2016-2017 годы. |
Второй этап - 2018-2020 годы. | ||
Объемы и источники финансирования Программы | - | объем финансирования мероприятий Программы (в ценах соответствующих лет) составит 86184,2696 млн. рублей, в том числе: |
(Позиция в редакции, введенной в действие с 17 февраля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2017 года N 122; в редакции, введенной в действие с 22 сентября 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2017 года N 1093. - См. предыдущую редакцию) | ||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и ее социально-экономическая эффективность | - | основные результаты реализации Программы: |
создан федеральный методический центр инклюзивного профессионального образования; создано не менее 7 межрегиональных центров компетенций для обучения по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям среднего профессионального образования; запущены 140 программ дополнительного профессионального образования, соответствующих приоритетным направлениям технологического развития Российской Федерации; | ||
обеспечен комплексный мониторинг результативности поддержанных проектов, включая мониторинг размера привлеченных инвестиций, количества продаж (для коммерческих продуктов) или использований (для некоммерческих проектов); | ||
проведены всероссийские конкурсы "Учитель года", "Воспитатель года", "Директор школы"; | ||
распространена модель персонифицированного финансирования в регионах (не менее 20 субъектов Российской Федерации), отобранных на конкурсной основе; | ||
обновлены и созданы новые методики работы с одаренными детьми; восполнен дефицит мест в общежитиях для иногородних студентов; | ||
разработаны оригинальные российские инструменты оценки качества образования, конкурентоспособные на международном рынке (не менее 2); | ||
(Позиция в редакции, введенной в действие с 14 мая 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2016 года N 360; в редакции, введенной в действие с 28 сентября 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2016 года N 917; в редакции, введенной в действие с 17 февраля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2017 года N 122. - См. предыдущую редакцию) |
В утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечается, что после завершения к середине минувшего десятилетия перехода Российской Федерации к рыночной экономической системе и создания системы базовых правовых норм и других институтов, обеспечивающих развитие рыночных отношений, основной задачей, стоящей на повестке дня в среднесрочной и долгосрочной перспективе, является задача повышения эффективности этих институтов.
Важно продолжить уже начатые преобразования, призванные обеспечить переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной, социально ориентированной экономики непрерывному индивидуализированному образованию для всех, развитию образования, связанному с мировой и отечественной фундаментальной наукой, ориентированному на формирование творческой социально ответственной личности.
Реализация Программы будет происходить в условиях серьезных вызовов. К первому вызову следует отнести кризисные явления в экономике Российской Федерации, которые будут приходиться на период реализации Программы. Структурные и институциональные изменения экономики страны являются не только сопровождающими обстоятельствами реализации задач развития образования, но и формируют новые вызовы, задают новые цели. Реализация Программы должна предусматривать вариативность сценариев развития социально-экономической ситуации в стране и сохранить в приоритете долгосрочные цели.
Еще одним серьезным вызовом, в условиях которого будет осуществляться Программа, станет новый этап технологического развития глобальной экономики. Этот этап будет характеризоваться наращиванием экономиками различных стран финансовых вложений в такие области, как новые материалы, нанотехнологии, информационные технологии, фармацевтика и биотехнологии, микроэлектроника, системотехника, фотоника. Высокими темпами уже обновляются и будут продолжать обновляться технологии в образовании.
В связи с этим в рамках Программы должны быть решены задачи, связанные с достижением высокого стандарта качества содержания и технологий на всех уровнях образования - профессиональном (включая высшее), общем и дополнительном, а также достижением качественно нового уровня развития молодежной политики, повышением доступности программ социализации учащихся и студентов для успешного их вовлечения в социальную практику.
Реализация ряда задач, носящих инновационный характер и затрагивающих комплексные проекты, требует задействования участников, относящихся к разным уровням бюджетной системы, а также их координации по времени, по срокам и направленности действий в рамках реализуемых мероприятий, транспарентности и единых нормативно-правовых механизмов. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы была призвана обеспечить организационно-финансовые условия для реализации таких проектов. Благодаря указанной федеральной целевой программе стал возможен целый ряд важнейших мероприятий, носящих комплексный характер, направленных на модернизацию и развитие системы образования, обеспечивающих выполнение системных поручений Президента Российской Федерации и решений Правительства Российской Федерации, в том числе связанных с развитием современной инфраструктуры системы дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, внедрением новых организационно-финансовых механизмов функционирования системы образования, повышением доступности образования для учащихся и студентов с особыми образовательными нуждами, одаренных учащихся и талантливых студентов, развитием независимой системы оценки качества образования. Использование Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы в качестве основного инструмента программно-целевого управления сделало возможным адресную целевую поддержку инициатив, направленных на инновационное развитие системы образования, внедрение новых образовательных технологий, обеспечение развития кадрового потенциала системы образования в рамках реализации скоординированных задач федеральной государственной образовательной политики.
Очевидно, что в настоящее время и в среднесрочной перспективе не существует альтернативы программно-целевым инструментам управления инновационным развитием системы образования. Федеральная целевая программа развития образования является не только этим инструментом, но также важнейшим средством координации действий Правительства Российской Федерации в сфере образования на федеральным региональным, муниципальном уровнях и уровне образовательных организаций. Гибкость программно-целевого инструмента управления в виде федеральной целевой программы позволяет своевременно менять акценты в планируемых и реализуемых проектах с учетом установок и требований, предъявляемых всеми органами государственной власти и управления в рамках декларируемых государственных приоритетов. С учетом этих факторов Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы (далее - Программа) рассматривается как организационно-управленческий механизм обеспечения преемственности в реализации государственной политики в сфере образования, инструмент обеспечения непрерывности и эффективности реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы, важнейшее условие для поддержания антикризисных мер Правительства Российской Федерации в области обеспечения стабильности социальной политики и, наконец, определяющий фактор, обеспечивающий инновационное развитие экономики Российской Федерации в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Задачи, которые будут решаться в рамках Программы, носят межотраслевой характер и направлены на все уровни системы образования, в том числе на образовательные организации, находящиеся в разной ведомственной подчиненности. Реализация Программы призвана также не допустить территориальных диспропорций и сохранить единое образовательное пространство в условиях инновационных изменений, носящих системный характер.
Программа будет осуществляться в условиях реализации в полном объеме Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Указанный Федеральный закон закрепил в правовом поле большинство из тех норм, которые были изначально разработаны и экспериментально апробированы в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы. Однако выработка реальных практических механизмов для успешной реализации ряда норм Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" возможна только в рамках программно-целевых механизмов управления. Это позволит также избежать правовых коллизий и тупиков, связанных с многоуровневым распределением полномочий в сфере образования между Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями и образовательными организациями. Кроме того, именно федеральная целевая программа развития образования останется важнейшим инструментом для совершенствования нормативно-правовых основ функционирования системы образования в условиях изменяющегося нормативно-правового базиса экономики и социальной сферы.
Программа является отраслевым программно-целевым инструментом среднесрочного планирования развития в целом отрасли образования. Программа в этой связи не имеет выраженного территориального аспекта и ориентирована на поддержку различных уровней и видов образования (общего образования, профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых) на всех уровнях российской системы образования, - как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.
(Абзац дополнительно включен с 17 февраля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2017 года N 122)
Тем не менее Программой предусмотрена приоритетная поддержка субъектов Российской Федерации, расположенных в Дальневосточном и Северо-Кавказском федеральных округах, в Республике Крым и г.Севастополе, а также Калининградской области.
(Абзац дополнительно включен с 17 февраля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2017 года N 122)
Опережающее развитие субъектов Российской Федерации, расположенных в Дальневосточном и Северо-Кавказском федеральных округах, в Республике Крым и г.Севастополе, а также Калининградской области, обеспечено в рамках мероприятия 2.2 "Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространение их результатов". Кроме того, опережающее развитие Дальнего Востока прежде всего обеспечено в рамках мероприятия 1.2 "Разработка и распространение в системах среднего профессионального и высшего образования новых образовательных технологий, форм организации образовательного процесса". Специальным образом приоритетная поддержка развития территорий Дальнего Востока и Республики Крым, а также г.Севастополя осуществляется при реализации мероприятия 3.5 "Создание условий, обеспечивающих доступность дополнительных общеобразовательных программ естественно-научной и технической направленности для обучающихся". Приоритетность развития территорий Дальнего Востока, Северного Кавказа и Калининградской области предусмотрена и в мероприятии 4.1 "Улучшение материально-технической базы российского образования".
(Абзац дополнительно включен с 17 февраля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2017 года N 122)
В частности, поддержка субъектов Российской Федерации, расположенных в Дальневосточном и Северо-Кавказском федеральных округах, в Республике Крым и г.Севастополе, а также Калининградской области, осуществляется путем их приоритетного обеспечения средствами субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам указанных субъектов Российской Федерации по следующим мероприятиям Программы:
(Абзац дополнительно включен с 17 февраля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2017 года N 122)
мероприятие 1.2 "Разработка и распространение в системах среднего профессионального и высшего образования новых образовательных технологий, форм организации образовательного процесса" - только для субъектов Дальневосточного федерального округа;
(Абзац дополнительно включен с 17 февраля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2017 года N 122)
мероприятие 2.2 "Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространение их результатов" - для субъектов Российской Федерации, расположенных в Дальневосточном и Северо-Кавказском федеральных округах, в Республике Крым и г.Севастополе, а также Калининградской области.
(Абзац дополнительно включен с 17 февраля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2017 года N 122)
Для указанных мероприятий предусмотрено проведение отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий неоднократно, - как с возможностью участия в отборе всех субъектов Российской Федерации, так и только указанных субъектов Российской Федерации в связи с необходимостью обеспечения приоритетного характера финансирования задач социально-экономического развития указанных субъектов Российской Федерации. В случае проведения повторного отбора с участием только субъектов Российской Федерации, расположенных на территориях приоритетного развития, размер субсидий, предоставляемых на софинансирование мероприятий региональных программ, должен быть не менее 20 процентов (для мероприятия 1.2 - не более 10 процентов) общего объема средств федерального бюджета, предусмотренного на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации по соответствующему мероприятию Программы.
(Абзац дополнительно включен с 17 февраля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2017 года N 122)
За счет приоритетной поддержки, предусмотренной в рамках мероприятия 1.2 Программы, в Дальневосточном федеральном округе будет гарантированно обеспечено создание и развитие межрегиональных центров компетенций, которые станут основными площадками для апробации новых федеральных государственных образовательных стандартов по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям среднего профессионального образования и обеспечат подготовку рабочих кадров и специалистов среднего звена в соответствии с потребностями региональных рынков труда и отраслей экономики, традиционно развивающихся на Дальнем Востоке.
(Абзац дополнительно включен с 17 февраля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2017 года N 122)
За счет приоритетной поддержки, предусмотренной в рамках мероприятия 2.2 Программы, в Дальневосточном и Северо-Кавказском федеральных округах, в Республике Крым и г.Севастополе, а также в Калининградской области будет обеспечена приоритетная поддержка школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях (малокомплектных, расположенных в труднодоступных или отдаленных местностях). Учитывая демографическую ситуацию и социально-экономические особенности указанных регионов, такая поддержка крайне необходима общеобразовательным организациям данных регионов. Методическая, кадровая, консультационная, правовая и иная поддержка школам, находящимся на территориях указанных субъектов Российской Федерации, позволит обеспечить их обучающимся и выпускникам равные возможности на получение качественного общего образования, равную готовность к получению профессионального образования и дальнейший выбор профессии.
(Абзац дополнительно включен с 17 февраля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2017 года N 122)