На первом этапе организуются сбор и систематизация информации. Сроки его выполнения определяются выходом основных статистических справочников. К этому времени необходимо провести запланированные социологические и экспертные опросы, функциональный анализ, а также оценку степени участия общественности и выполнения организационных мероприятий.
Полученные данные являются основой для проведения второго этапа - исследования состояния объекта наблюдения, динамики его параметров. Анализ и оценка позволяют сравнить фактические показатели наблюдаемого объекта с предыдущими и плановыми, а также осуществить системный анализ накопленной информации.
Любая система функционирует без значительных сбоев и неполадок только в том случае, если налажена функция контроля за ее деятельностью. Данный этап позволяет вовремя выявить нарушения и принять меры к выправлению ситуации. Эту роль выполняет Совет по реализации Стратегического плана, в который должны входить и его разработчики.
После обсуждения результатов анализа он собирает предложения жителей, НКО, бизнеса, администрации города и формирует дополнения и корректировки Стратегического плана, которые утверждаются на заседании городского Собрания. Это является четвертым этапом мониторинга, позволяющим улучшить складывающуюся обстановку в случае ее ухудшения или закрепить и усилить положительные тенденции.
После выполнения всех этапов мониторинга цикл повторяется. Поэтому мониторинг понимается как непрерывный во времени процесс.
Реализация Стратегического плана устойчивого развития г. Южно-Сахалинска до 2020 г. требует определенного набора инструментов, обеспечивающих не только оценку движения экономики города в заданном направлении, но и возможность влияния на этот процесс.
Обобщенные оценки дают статистические показатели. Они позволяют сопоставить результаты социально-экономического развития с ретроспективой, прогнозными данными, сравнить с другими административными центрами.
Максимально полное представление о результатах выполнения Стратегического плана показывают социологические опросы жителей. Для более объективной оценки они должны быть дополнены экспертными заключениями заинтересованных и компетентных групп населения.
Широкий набор механизмов реализации Стратегического плана требует постоянного отслеживания продуктивности их использования. Наиболее применяемые в муниципальном управлении комплексные целевые программы должны ориентироваться на стратегические приоритеты и тесно увязываться друг с другом.
В рамках стратегических целей и основных направлений предусмотрены разнообразные мероприятия, проекты, административные действия. Они важны своей конкретикой и показывают степень выполнения Стратегического плана.
Включение гражданского общества в процесс реализации Стратегического плана - наиболее сложная его часть. Здесь необходимо использовать новые информационные технологии, формировать механизмы обратной связи, позволяющие повысить эффективность участия населения в достижении стратегических целей.