Стратегический план является основным ориентиром долговременного развития социохозяйственной системы. Его реализация включает комплекс механизмов, которые необходимо в максимальной мере использовать для достижения поставленных целей. От степени и эффективности их применения зависит траектория движения, которая, в свою очередь, определяется количественными и качественными параметрами. Оценка выполнения плана, соответствие его намеченным ориентирам требует полной, своевременной и достоверной информации о процессах, происходящих в различных отраслях и сферах жизнедеятельности. Это необходимое условие эффективного управления экономическим развитием.
Поставлять необходимую информацию для принятия управленческих решений и формировать базу данных для оценки и подготовки стратегических решений - основная задача мониторинга. Он пришел в экономику из экологии, когда особенно остро встали проблемы загрязнения окружающей среды. В настоящее время под ним понимается наблюдение, оценка и прогноз развития социохозяйственной системы под воздействием внешних условий и внутренних факторов.
Отсюда вытекают и задачи мониторинга:
- организация наблюдения в администрации г. Южно-Сахалинска за ходом реализации Стратегического плана;
- получение достоверной и объективной статистической, социологической и другой информации, систематизация ее для получения обобщенных представлений о протекающих в г. Южно-Сахалинске социально-экономических процессах;
- оценка и анализ тенденций в приоритетных сферах экономики;
- определение степени достижения главной цели, решения основных задач Стратегического плана;
- выявление причин, вызывающих тот или иной характер изменений;
- обеспечение в установленном порядке органов управления, предприятий, учреждений и организаций, граждан мониторинговой информацией;
- прогнозирование и моделирование экономической конъюнктуры и социальной ситуации;
- стимулирование реализации плана в целом и отдельных его частей;
- подготовка рекомендаций, направленных на преодоление негативных и поддержку позитивных тенденций, доведение их до сведения соответствующих органов власти.
Действенность мониторинга определяется положенными в его основу принципами (рисунок 11.1):
- приоритетности, позволяющей акцентировать анализ на ключевых направлениях и проблемах;
- комплексности, проявляющейся в реализации всей совокупности задач мониторинга;
- целенаправленности - ориентация на решение конкретных управленческих задач;
- оперативности, позволяющей принимать решения в критических ситуациях;
- системности - рассмотрение социохозяйственного комплекса г. Южно-Сахалинска как составного элемента более общих систем - Сахалинская область и Дальний Восток, учет обратных воздействий;
┌══════════════════‰
┌══════>│ Приоритетность │
│ └══════════════════…
│ ┌══════════════════‰
├══════>│ Комплексность │
│ └══════════════════…
│ ┌══════════════════‰
├══════>│Целенаправленность│
│ └══════════════════…
│ ┌══════════════════‰
├══════>│ Оперативность │
┌═══════════════════‰ │ └══════════════════…
│ Основные принципы ├══════>│ ┌══════════════════‰
└═══════════════════… ├══════>│ Системность │
│ └══════════════════…
│ ┌══════════════════‰
├══════>│ Информационность │
│ └══════════════════…
│ ┌══════════════════‰
├══════>│ Непрерывность │
│ └══════════════════…
│ ┌══════════════════‰
└══════>│ Сопоставимость │
└══════════════════…