Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЮЖНО-САХАЛИНСК" НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА


 10.1. Перспективы развития Сахалинской области

Методологической базой прогнозных расчетов по перспективам развития г. Южно-Сахалинска является оценка его места в социально-экономическом развитии Сахалинской области. Город сам по себе не является самодостаточным. То есть на основе собственной экономической жизни, проживающего здесь населения он существовать не может. Но он является органичной и неотделимой частью Сахалинской области, обеспечивая выполнение ее миссии и основных задач. Поэтому прогнозные параметры г. Южно-Сахалинска определяются через параметры развития области с использованием метода динамического подобия.

В ближайшей перспективе будет происходить дальнейшее развитие нефтегазовой промышленности Сахалинской области, которое связано с разработкой месторождений шельфа Сахалина. На сегодняшний день по двум крупным проектам "Сахалин-1" и "Сахалин-2" осуществляются масштабные работы, в том числе строительство промышленных и инфраструктурных объектов. После их полного ввода и начала эксплуатации добычу нефти планируется довести к 2010 г. до 20 млн. т, газа - 24 млрд. куб. м.

Перспектива развития нефтегазовой промышленности Сахалинской области связана с разработкой месторождений на площадях "Сахалин-3, 4, 5, 6" и др. На территории области заканчивается строительство завода по сжижению природного газа и создание соответствующей инфраструктуры, что позволит создать дополнительные рабочие места.

Вышеприведенный сценарный анализ перспектив развития Сахалинской области показал возможное движение по следующим направлениям: сырьевым либеральному и консервативному, патерналистскому и инновационному. Каждое из них представляет собой результат функционирования качественно различных хозяйственных укладов. Так, первое основано на главенстве в экономике области иностранного капитала, его потребностей, норм бизнеса и вложенных инвестиций в развитие нефтегазовых проектов. Реализуемые в настоящее время "Сахалин-1" и "Сахалин-2" являются важнейшими факторами преобразования экономики области и ее развития по сырьевому либеральному сценарию. Он предполагает востребованность иностранной рабочей силы. Экономический эффект для области проявится в увеличении темпов роста ВРП, инвестиций, потребления и др.

Сырьевой консервативный сценарий связан с повышением роли отечественных компаний в нефтегазовом бизнесе Сахалина, которые приступили к первой фазе реализации проектов "Сахалин-3", "Сахалин-4" и др. Однако трудности его реализации состоят в том, что необходимо провести геологоразведочные и другие работы, предшествующие началу добычи нефти и газа. Поэтому, предположительно, появление элементов сырьевого консервативного сценария начнется с 2010 г.

Патерналистский сценарий связан с поддержкой области Правительством Российской Федерации, прежде всего, через механизм действующих территориальных целевых программ "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" и "Социально-экономическое развитие Курильских островов на 2007 - 2015 годы". Наибольшую поддержку движению в этом направлении оказывают местные власти и политики, которые через него привлекают, помимо бюджета, значительные средства на решение социально-экономических проблем Сахалинской области.

Инновационный сценарий имеет свои корни в местном сообществе, которое, в первую очередь, заинтересовано в развитии устойчивой региональной экономики на основе формирования качественного "человеческого капитала". Это наиболее острая проблема, решение которой возможно при переориентации экономики в высокотехнологичном направлении.

Реальное развитие Сахалинской области будет осуществляться по четырем вышерассмотренным сценариям в разных пропорциях в зависимости от целевых установок федеральных и региональных властей. Поэтому рассчитаны два прогнозных варианта. Первый, инерционный - будет нести в себе, в основном, тенденции первых трех направлений, испытывая максимальное влияние иностранных компаний ("Сахалин-1", "Сахалин-2"), которые уже вложили десятки млрд. долл. США в развитие нефтегазового комплекса области и определили в не меньшем объеме свою инвестиционную программу на перспективу. Но свою роль сыграют и две вышеотмеченные федеральные целевые программы, суммарные инвестиции которых определяются в размере 82,9 млрд. руб. (2008 - 2015 гг.) и дополнительная потребность в 1,9 тыс. чел. трудовых ресурсов.

Положительные результаты реализации проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2" стимулируют привлечение в область российских компаний, которые приступают к разработке нефти и газа по проектам "Сахалин-3" - "Сахалин-9". Однако эффект от их действий в виде добычи и реализации нефти и газа появится не ранее 2015 г. В соответствии с заданным авторами распределением занятых по основным сценариям в рамках инерционного развития экономики доля их будет иметь следующие значения, %:

2010 г.          2015 г.         2020 г.

либерально-сырьевой        99,6             92,7            89,8

консервативно-сырьевой      -                6,1             8,8

патерналистский             0,4              1,2             1,4

Таким образом сформированный и рассчитанный инерционный прогноз включает в себя основные параметры трех сценарных вариантов, взвешенных по их ожидаемому удельному весу в развитии экономики Сахалинской области.

При прогнозировании валового регионального продукта (ВРП) Сахалинской области за основу брались тренды инвестиций в основной капитал (И) и численности занятых (Т). Тесная связь этих показателей проявляется в 1998 - 2005 гг., то есть в период начала экономической стабилизации области. Расчетная формула для прогноза имеет следующий вид:

0,3    0,7

ВРП = Т    x И    x 75,6, где:

0,3 и 0,7 - коэффициенты эластичности по инвестициям и труду.

При расчете прогнозных вариантов коэффициенты изменялись. Так, при инерционном прогнозе коэффициент эластичности складывался из средневзвешенной оценки по трем сценариям развития (сырьевых либеральному и консервативному, а также патерналистскому). Так как в предстоящие годы экономика области сохранит сырьевую либеральную ориентацию с акцентом на иностранный капитал и значительные темпы наращивания ресурсодобычи, в расчетах принят высокий коэффициент эластичности по инвестициям, который достигнет к 2020 г. 0,41. Опыт реализации шельфовых проектов позволил задать годовые темпы роста производительности труда 6,5%, в результате чего численность занятых к концу прогнозного периода останется на уровне 2005 г. (277,8 тыс. чел.). Но широкое распространение получит иностранная, а также высококвалифицированная рабочая сила из других регионов страны. Инвестиционная деятельность российских компаний активизируется лишь к 2015 г. До этого момента сфера приложения труда жителей области в нефтегазовом комплексе останется востребованной в незначительной степени.

Демографические показатели инерционного варианта развития построены на основе данных Федеральной службы государственной статистики о предположительной численности населения Российской Федерации до 2025 г. Они показывают продолжающееся сокращение численности населения. К 2020 г. численность населения уменьшится в области до 508,7 тыс. чел., что к уровню 2005 г. составит 96,2%. На это оказывают влияние процессы демографического развития: старение населения, сокращение его в возрасте, моложе трудоспособного, высокая смертность среди мужчин в трудоспособном возрасте и др. На фоне подобных тенденций можно отметить замедление процессов естественного сокращения населения за счет уменьшения смертности и увеличения рождаемости. В таком же направлении будет действовать и складывающееся положительное сальдо миграции.

Материальной основой преодоления демографических проблем, восстановления и дальнейшего роста численности населения области может быть развитие экономики и соответственно повышение уровня жизни населения. Эти задачи решаются благодаря реализации нефтегазовых проектов. Но необходима разработка новых подходов для привлечения квалифицированных легальных трудовых мигрантов, добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также принятие ряда значимых мер, в наибольшей степени соответствующих потребностям Сахалинской области.

Второй рассчитанный вариант - оптимистический, являющийся моделью желательного развития Сахалинской области, стремление к достижению наилучших показателей. Это задача, решение которой предполагает значительный скачок в экономическом и социальном развитии. Планируемые по Сахалинской области результаты уже достигнуты в некоторых регионах Российской Федерации (Республика Башкортостан, Нижегородская и Белгородская области).

Таким образом, оптимистический прогноз развития экономики Сахалина сформирован на основе гипотезы о начале реализации инновационного сценария с 2010 г. и последующем увеличении роли инновационного сектора экономики с 10,0 до 30,0% в 2020 г. Однако этот вариант будет находиться под сильным влиянием инерционного. Более того, последний будет составлять основу оптимистического. В 2010 г. в режиме инерционного развития будет трудиться не менее 90,0, в 2015 г. - 80,0, в 2020 г. - 70,0% работающих. Эти значения положены в основу расчетов основных показателей оптимистического варианта.

В силу сохранения по этому варианту высоких темпов развития ресурсодобывающего сектора, а также переработки и социальной сферы здесь обеспечивается значительный рост валового регионального продукта. Достигается это за счет инвестиционной активности экономики Сахалинской области в топливно-энергетическом комплексе. Так, на перспективной нефтегазовой площади "Сахалин-5" компания "Элвари Нефтегаз" (совместная компания "Роснефти" и "ВР") реализует пятилетнюю программу геологоразведочных работ на Кайганско-Васюканском участке. Ожидается, что в случае подтверждения здесь оценочных запасов, масштаб последующих работ значительно превысит объемы по действующим нефтегазовым проектам.

По площади "Сахалин-3" в 2005 г. компания "НК "Роснефть" подписала соглашение о долгосрочном сотрудничестве с Китайской национальной нефтегазовой корпорацией "CNPC". В программе сотрудничества предусматривается бурение разведочной скважины на Венинском блоке. Восточно-Одоптинский участок площади "Сахалин-3" Правительство России планирует выставить на аукцион.

Реализация указанных нефтегазовых проектов и разработка новых перспективных площадей шельфа острова создают хорошую основу для формирования и последующей реализации различных инвестиционных проектов, в том числе связанных с глубокой переработкой нефти и газа.

При оптимистическом варианте развития предусмотрен рост объемов производства и в других традиционных отраслях экономики Сахалинской области. Так, угольная промышленность в условиях сурового островного климата является основным поставщиком энергетического топлива для местных нужд. Инерционный вариант развития предполагает увеличение темпов добычи угля к 2020 г. на 107,2%. В оптимистическом - предусматривается газификация ТЭС, на основе концепции технической политики ОАО "РАО ЕЭС России". Это будет одним из факторов снижения показателей в угольной промышленности в 1,8 раза.

Энергосистема области является важным звеном в обеспечении жизнедеятельности островов. Она характеризуется своей обособленностью от энергетической системы России и соседних дальневосточных регионов, а также внутренней раздробленностью на отдельные энергорайоны. Будущее ее развития будет зависеть от газификации южных районов острова. Рассматриваются различные варианты перевода крупных электростанций на сжигание природного газа вместо угля, которые вызваны необходимостью снижения себестоимости электроэнергии и выбросов в атмосферу загрязняющих веществ при наращивании энергомощностей.

Сахалинская область располагает значительными резервами для увеличения численности лососевых видов рыб за счет как проведения мероприятий по рациональному использованию возможностей естественных нерестилищ (охрана, мелиорация, расширение площадей), так и наращивания мощностей стационарных рыбоводных заводов в районах, где это целесообразно. Развитие воспроизводства и товарного выращивания водных биологических ресурсов в связи с последовательным расширением масштабов прибрежного рыболовства должно привести к значительному увеличению объемов изымаемых из среды обитания водных биологических ресурсов для их дальнейшей переработки в береговых условиях и реализации как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Прогнозируется к 2020 г. увеличение улова рыбы на 115,7 и 130,1% по инерционному и оптимистическому вариантам, соответственно.