ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Г. ЮЖНО-САХАЛИНСКА ДО 2020 Г. ПО ИНЕРЦИОННОМУ И ОПТИМИСТИЧЕСКОМУ ВАРИАНТАМ
┌══════════════════════════┬════════┬══════════════════════════┬══════════‰
│ Показатели │ 2005 │ Прогноз │ 2020 в % │
│ │ (факт) ├════════┬════════┬════════┤ к 2005 │
│ │ │ 2010 │ 2015 │ 2020 │ │
├══════════════════════════┴════════┴════════┴════════┴════════┴══════════┤
│ │
│ Демография │
├══════════════════════════┬════════┬════════┬════════┬════════┬══════════┤
│Среднегодовая численность │ 180,9 │ 187,1 │ 194,4 │ 197,7 │ 109,3 │
│населения, тыс. чел. │ ═════ │ ═════ │ ═════ │ ═════ │ ═════ │
│ │ 180,9 │ 195,9 │ 208,1 │ 224,2 │ 129,3 │
├══════════════════════════┼════════┼════════┼════════┼════════┼══════════┤
│Естественный прирост │ -2,7 │ -2,5 │ -2,2 │ -2,0 │ - │
│населения, % │ ═══ │ ═══ │ ═══ │ ═══ │ │
│ │ -0,5 │ 0,4 │ -0,3 │ -0,2 │ │
├══════════════════════════┼════════┼════════┼════════┼════════┼══════════┤
│Коэффициент миграционного │ 1,3 │ 11,0 │ 9,8 │ 5,4 │ - │
│прироста населения, % │ ═══ │ ════ │ ════ │ ════ │ │
│ │ 1,3 │ 21,5 │ 13,3 │ 15,4 │ │
├══════════════════════════┴════════┴════════┴════════┴════════┴══════════┤
│ Занятость │
├══════════════════════════┬════════┬════════┬════════┬════════┬══════════┤
│Среднесписочная │ 86,1 │ 91,7 │ 97,2 │ 102,8 │ 119,4 │
│численность работников, │ ════ │ ════ │ ═════ │ ═════ │ ═════ │
│тыс. чел. │ 86,1 │ 96,0 │ 108,2 │ 121,1 │ 140,7 │
├══════════════════════════┼════════┼════════┼════════┼════════┼══════════┤
│из них │ 18,8 │ 21,9 │ 22,8 │ 23,7 │ 126,1 │
│промышленность │ ════ │ ════ │ ════ │ ════ │ ═════ │
│ │ 18,8 │ 22,3 │ 22,4 │ 22,6 │ 120,2 │
├══════════════════════════┼════════┼════════┼════════┼════════┼══════════┤
│строительство │ 24,8 │ 32,0 │ 32,0 │ 32,0 │ 129,0 │
│ │ ════ │ ════ │ ════ │ ════ │ ═════ │
│ │ 24,8 │ 31,0 │ 30,0 │ 29,0 │ 116,9 │
├══════════════════════════┼════════┼════════┼════════┼════════┼══════════┤
│образование │ 9,5 │ 11,1 │ 11,6 │ 12,0 │ 126,3 │
│ │ ═══ │ ════ │ ════ │ ════ │ ═════ │
│ │ 9,5 │ 14,1 │ 19,6 │ 25,3 │ 266,3 │
├══════════════════════════┼════════┼════════┼════════┼════════┼══════════┤
│наука │ 1,0 │ 1,0 │ 1,0 │ 1,0 │ 100,0 │
│ │ ═══ │ ═══ │ ═══ │ ═══ │ ═════ │
│ │ 1,0 │ 1,3 │ 1,5 │ 1,8 │ 180,0 │
├══════════════════════════┴════════┴════════┴════════┴════════┴══════════┤
│ Производство │
├══════════════════════════┬════════┬════════┬════════┬════════┬══════════┤
│Затраты на исследования │ 3,8 │ 3,9 │ 3,9 │ 3,9 │ 102,6 │
│и разработки │ ═══ │ ═══ │ ═══ │ ═══ │ ═════ │
│на 1 тыс. руб. ВРП, │ 3,8 │ 4,4 │ 5,4 │ 6,4 │ 168,4 │
│млн. руб. │ │ │ │ │ │
├══════════════════════════┼════════┼════════┼════════┼════════┼══════════┤
│Инвестиции в основной │ 20,3 │ 36,4 │ 44,4 │ 52,6 │ 259,7 │
│капитал, млрд. руб. │ ════ │ ════ │ ════ │ ════ │ ═════ │
│ │ 20,3 │ 40,5 │ 60,9 │ 86,6 │ 427,6 │
├══════════════════════════┼════════┼════════┼════════┼════════┼══════════┤
│Объем производства │ 7,4 │ 16,9 │ 21,3 │ 28,6 │ 387,4 │
│добывающих │ ════ │ ════ │ ════ │ ═════│ ═════ │
│и обрабатывающих │ 7,4 │ 17,1 │ 22,0 │ 32,3 │ 438,4 │
│отраслей, млрд. руб. │ │ │ │ │ │
├══════════════════════════┼════════┼════════┼════════┼════════┼══════════┤
│Объем работ, выполненных │ 12,7 │ 17,5 │ 21,3 │ 25,2 │ 199,0 │
│по виду деятельности │ ════ │ ════ │ ════ │ ════ │ ═════ │
│"строительство", │ 12,7 │ 17,7 │ 22,8 │ 29,8 │ 234,4 │
│млрд. руб. │ │ │ │ │ │
├══════════════════════════┴════════┴════════┴════════┴════════┴══════════┤
│ Эффективность │
├══════════════════════════┬════════┬════════┬════════┬════════┬══════════┤
│Объем промышленного │ 392 │ 771 │ 935 │ 1205 │ 307,4 │
│производства │ ═══ │ ═══ │ ═══ │ ════ │ ═════ │
│на 1 занятого, тыс. руб. │ 392 │ 767 │ 984 │ 1430 │ 364,8 │
├══════════════════════════┼════════┼════════┼════════┼════════┼══════════┤
│Объем строительства │ 512,0 │ 546,0 │ 666,0 │ 789 │ 154,1 │
│на 1 занятого, тыс. руб. │ ═════ │ ═════ │ ═════ │ ══════ │ ═════ │
│ │ 512,0 │ 570,0 │ 760,7 │ 1025,9 │ 200,4 │
├══════════════════════════┼════════┼════════┼════════┼════════┼══════════┤
│Налоги и сборы, │ 8,4 │ 14,7 │ 19,7 │ 26,4 │ 316,2 │
│млрд. руб. │ ═══ │ ════ │ ════ │ ════ │ ═════ │
│ │ 8,4 │ 15,0 │ 21,5 │ 32,7 │ 392,0 │
├══════════════════════════┼════════┼════════┼════════┼════════┼══════════┤
│в том числе по бюджетам: │ 1,8 │ 2,9 │ 3,9 │ 5,2 │ 296,8 │
│федеральный │ ═══ │ ═══ │ ═══ │ ════ │ ═════ │
│ │ 1,8 │ 3,0 │ 4,3 │ 6,5 │ 367,9 │
├══════════════════════════┼════════┼════════┼════════┼════════┼══════════┤
│территориальный │ 6,6 │ 11,8 │ 15,8 │ 21,2 │ 321,4 │
│ │ ═══ │ ════ │ ════ │ ════ │ ═════ │
│ │ 6,6 │ 12,0 │ 17,2 │ 26,2 │ 398,5 │
├══════════════════════════┼════════┼════════┼════════┼════════┼══════════┤
│местный │ 1,1 │ 2,1 │ 2,8 │ 3,7 │ 337,5 │
│ │ ═══ │ ═══ │ ═══ │ ═══ │ ═════ │
│ │ 1,1 │ 1,8 │ 2,6 │ 3,9 │ 359,1 │
├══════════════════════════┴════════┴════════┴════════┴════════┴══════════┤
│ Качество жизни │
├══════════════════════════┬════════┬════════┬════════┬════════┬══════════┤
│Численность безработного │ 0,3 │ 0,3 │ 0,3 │ 0,3 │ 100,0 │
│населения, тыс. чел. │ ═══ │ ═══ │ ═══ │ ═══ │ ═════ │
│ │ 0,3 │ 0,2 │ 0,1 │ 0,1 │ 50,0 │
├══════════════════════════┼════════┼════════┼════════┼════════┼══════════┤
│Доля безработного │ 0,2 │ 0,2 │ 0,2 │ 0,2 │ │
│населения в общей │ ═══ │ ═══ │ ═══ │ ═══ │ │
│численности населения, % │ 0,2 │ 0,2 │ 0,1 │ 0,1 │ - │
├══════════════════════════┼════════┼════════┼════════┼════════┼══════════┤
│Среднедушевые денежные │ 12,0 │ 15,8 │ 20,4 │ 26,3 │ 218,7 │
│доходы населения, │ ════ │ ════ │ ════ │ ════ │ ═════ │
│тыс. руб. │ 12,0 │ 17,3 │ 25,6 │ 39,4 │ 328,3 │
├══════════════════════════┼════════┼════════┼════════┼════════┼══════════┤
│Среднемесячная │ 17,1 │ 22,0 │ 29,8 │ 40,4 │ 236,1 │
│заработная плата, │ ════ │ ════ │ ════ │ ════ │ ═════ │
│тыс. руб. │ 17,1 │ 26,3 │ 38,8 │ 59,9 │ 349,6 │
├══════════════════════════┼════════┼════════┼════════┼════════┼══════════┤
│Среднемесячная │ 3,5 │ 5,2 │ 6,7 │ 8,6 │ 247,2 │
│начисленная пенсия, │ ═══ │ ═══ │ ═══ │ ════ │ ═════ │
│тыс. руб. │ 3,5 │ 5,7 │ 8,4 │ 12,9 │ 371,0 │
├══════════════════════════┼════════┼════════┼════════┼════════┼══════════┤
│Доля населения с доходами │ 19,3 │ 12,1 │ 7,6 │ 4,9 │ │
│ниже прожиточного │ ════ │ ════ │ ═══ │ ═══ │ │
│минимума, % │ 19,3 │ 12,1 │ 4,9 │ 3,5 │ - │
├══════════════════════════┼════════┼════════┼════════┼════════┼══════════┤
│Покупательная способность │ 3,4 │ 4,8 │ 6,4 │ 8,0 │ 235,3 │
│заработной платы, │ ═══ │ ═══ │ ════ │ ════ │ ══════ │
│ед. прожиточного │ 3,4 │ 7,4 │ 12,2 │ 17,0 │ в 5 раз │
│минимума │ │ │ │ │ │
├══════════════════════════┼════════┼════════┼════════┼════════┼══════════┤
│Покупательная способность │ 0,7 │ 1,1 │ 1,7 │ 2,2 │ 314,3 │
│пенсии, │ ═══ │ ═══ │ ═══ │ ═══ │ ══════ │
│ед. прожиточного │ 0,7 │ 1,7 │ 3,0 │ 4,2 │ в 6 раз │
│минимума │ │ │ │ │ │
├══════════════════════════┼════════┼════════┼════════┼════════┼══════════┤
│Ввод жилья, тыс. кв. м │ 29,2 │ 59,3 │ 40,3 │ 44,3 │ 151,7 │
│ │ ════ │ ═════ │ ═════ │ ═════ │ ══════ │
│ │ 29,2 │ 148,6 │ 149,5 │ 160,9 │в 5,5 раза│
├══════════════════════════┼════════┼════════┼════════┼════════┼══════════┤
│Жилищная обеспеченность │ 19,8 │ 20,7 │ 21,5 │ 22,4 │ 113,1 │
│на 1 чел., кв. м │ ════ │ ════ │ ════ │ ════ │ ═════ │
│ │ 19,8 │ 21,7 │ 23,9 │ 26,0 │ 131,3 │
└══════════════════════════┴════════┴════════┴════════┴════════┴══════════…
Примечание. Числитель - инерционный вариант; знаменатель - оптимистический вариант.
Переход Сахалинской области на инновационный путь развития позволяет г. Южно-Сахалинску успешно вписаться в эту стратегию. Поэтому оптимистический вариант в наибольшей мере соответствует разработанной миссии города и рассматривается как плановый. По нему город может взять на себя функции областного научного, проектно-конструкторского и образовательного центра по обеспечению развития инновационных производств в следующих направлениях: разработка научных основ устойчивого природопользования; освоение шельфа Сахалина; развитие нефтепереработки и газохимии; строительство теплоэлектростанции (ТЭС) на газе и угле с поставкой электроэнергии в Японию; развитие марихозяйства; рыборазведение на интенсивной основе; координация и кооперация дальневосточных регионов в освоении биоресурсов Охотского моря; искусственное, в том числе плантационное лесовосстановление; развитие целлюлозно-бумажной промышленности по кооперации с Хабаровским и Приморским краями. К этому надо добавить развитие в областном центре инновационных технологий в образовании, медицине, управлении и других непроизводственных секторах экономики.
В г. Южно-Сахалинске может быть размещено множество управленческих организаций, представляющих федеральные, региональные и областные органы власти, корпоративные иностранные и региональные структуры, международные общественные организации и др. Открывается возможность превращения города в связующее звено между Россией и Японией.
Идея "стягивания" северного населения на юг региона, а также масштабного привлечения его из стран СНГ позволяет рассматривать г. Южно-Сахалинск как крупный селитебный центр областного значения. Естественное развитие получат жилищное строительство и промышленность стройматериалов, коммунальное хозяйство, энергетика, связь, городской транспорт, пищевая промышленность, торговля, бытовое обслуживание, финансово-кредитная система, в частности, ипотечные институты. Мощный импульс получат гостиничный бизнес, сфера туризма, отдыха и развлечений. Став местом комфортного и безопасного проживания сахалинцев, город начнет выполнять важную геостратегическую задачу России на Дальнем Востоке - укоренение населения и повышение демографического потенциала региона.
Жители г. Южно-Сахалинска в трудовой деятельности не будут замыкаться только на экономике своего города. Широкое распространение получат вахтовые и экспедиционные методы хозяйствования. Любой объект в области необходимо рассматривать как место приложения труда наиболее деятельной части горожан. Для этого они должны удовлетворять необходимым конкурентным условиям - высокому профессионализму и качеству труда. Основными факторами развития в этом стратегическом направлении являются: повышение благосостояния; улучшение миграционных процессов; духовно-нравственное развитие; оздоровление экологии; интенсификация жилищного строительства; сохранение и укрепление здоровья; рост образовательного уровня; повышение качества жилищно-коммунального хозяйства; обеспечение правопорядка; совершенствование пространственной организации с выходом к морю.
Географическое положение города, история его формирования, складывающиеся в стране тенденции совершенствования государственного управления создают хорошие перспективы развития г. Южно-Сахалинска как дальневосточного центра российско-японских отношений. Это позволяет ему реализовать следующие перспективные направления: создание благоприятного инвестиционного климата; пилотный проект по формированию зон совместного сотрудничества; развитие культуры; информатизация; расширение региональных, федеральных и международных связей; формирование имиджа преуспевающего делового административно-культурного центра; развитие туризма и его инфраструктуры.
Связующая роль г. Южно-Сахалинска между Россией и Японией существенно усилится в результате реализации крупных транспортных проектов: строительство железнодорожно-автомобильного перехода через Татарский пролив и соединение Японии с транспортной системой России; поставка нефти и газа регионам Дальнего Востока; развитие портовых комплексов по перевалке топливно-энергетических и лесных грузов; создание паромной переправы "Сахалин-Хоккайдо"; строительство Тугурской приливной электростанции в Хабаровском крае и переброска электроэнергии через Сахалин в Японию.
Открываются перспективы для создания газовой биржи, формирования рыбного оптового рынка, что потребует развития дорожной сети, городского и пригородного транспорта. Это позволит рассматривать г. Южно-Сахалинск как региональный торгово-транспортный логистический центр.
Главное предназначение г. Южно-Сахалинска - формирование на его базе административно-культурного и делового Российско-Японского центра на Дальнем Востоке, реализующего интеграционные процессы между двумя странами. Из двух возможных траекторий развития этой миссии в наибольшей степени отвечает оптимистический вариант, базирующийся в большей степени на инновационных факторах и принятый как плановый. В соответствии с ним г. Южно-Сахалинск становится центром индустриальной модернизации области, обеспечивает научные и проектно-конструкторские потребности Сахалина, управление топливно-энергетическими потоками, создает условия для формирования селитебного административно-культурного и делового центра Сахалинской области.