Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЮЖНО-САХАЛИНСК" НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА


Рисунок 11.2 - Концептуальная схема мониторинга Стратегического плана

В индикативном (параметрическом) анализе идет обработка статистической информации, отбираются основные показатели, которые позволят исследовать социально-экономические тенденции развития г. Южно-Сахалинска и оценить степень воздействия на них Стратегического плана. На его основе, в случае необходимости, принимаются управленческие решения по корректировке плана, готовятся периодические аналитические отчеты о текущей ситуации.

Разумеется, при организации мониторинга необходимо соблюдение обычных требований к социально-экономическим показателям, используемым в сфере управления: полнота, достоверность, своевременность, репрезентативность. Их целесообразно разделить на контрольные и мониторинговые. Первые можно изменять посредством введения тех или иных мер, вторые - лишь отслеживать, не воздействуя на них. Такая система позволяет анализировать ход реализации стратегии в сравнении с прогнозными показателями Стратегического плана, а также оценивать эффективность работы различных подразделений.

Для Стратегического плана г. Южно-Сахалинска рассчитаны 17 основных и 18 вспомогательных показателей, характеризующихся наибольшей информативностью. Они охватывают две траектории движения экономики: инерционную и плановую (оптимистическую), отвечающую целям стратегического развития.

Показатели делятся на общие и частные, количественные и качественные. В сгруппированном виде общие количественные показатели сведены в пять групп: демография, занятость, производство, эффективность и качество жизни.

К обобщающему показателю, то есть параметру первого уровня, или "главного звена", отнесена среднегодовая численность населения г. Южно-Сахалинска. Это наиболее интегрированная характеристика, концентрирующая в себе все положительные и отрицательные изменения, происходящие в городе. Создание более благоприятной среды проживания и производственной деятельности, в сравнении с другими городами Дальнего Востока и России, позволит улучшить демографические процессы в г. Южно-Сахалинске. В контексте этого показателя могут использоваться также половозрастные, образовательные и другие характеристики.

К показателям второго уровня можно отнести демографические параметры (естественное и миграционное движение населения, коэффициенты рождаемости и смертности, количество прибывших и убывших). Они раскрывают причины демографических процессов в городе.

Группы экономических и социальных показателей отнесены к характеристикам третьего уровня. Они впрямую или опосредованно определяют демографические процессы в г. Южно-Сахалинске (объем производства товаров и услуг, ввод и стоимость 1 кв. м жилья, количество жилой площади на 1 жителя города, уровень безработицы, среднедушевые доходы населения, размер начисленных пенсий и др.). Необходимо оценивать также динамику развития основных отраслей и секторов экономики, формирующих "точки роста" г. Южно-Сахалинска (промышленность, строительство, транспорт, торговля, малое предпринимательство и др.).

Наконец группа бюджетных показателей характеризует финансовую самообеспеченность г. Южно-Сахалинска. Реализация Стратегического плана невозможна без разносторонней, в том числе финансовой поддержки со стороны городской администрации. Поэтому профицитность или дефицитность местного бюджета, тенденции в его структуре, возможности появления новых источников должны отслеживаться и анализироваться в процессе реализации Стратегического плана.

Следующая система показателей носит частный характер и показывает движение в стратегическом направлении отдельных объектов, хозяйственных комплексов, секторов экономики. Они должны быть зафиксированы в целевых программах и выражаться как в количественных, так и качественных измерителях. Например, инновационное развитие может оцениваться как конкретными статистическими показателями, включающими численность докторов и кандидатов наук, количество организаций, использующих информационные и коммуникационные технологии, программные продукты и др., так и мероприятиями качественного характера (создание инкубаторов с инновационной направленностью, интеграционных систем "наука - производство - бизнес", технопарков, принятие специальных законов и др.).

Важным составным элементом мониторинга Стратегического плана является оценка включения в его реализацию отмеченных выше организационных механизмов. Первоочередной является разработка Положения о мониторинге Стратегического плана г. Южно-Сахалинска, раскрывающего основные цели, концепцию, предусматривающего сроки аналитической отчетности.

Наиболее трудоемкий раздел мониторинга - социологический. Здесь должны найти отражение вопросы изучения общественного мнения: оценка степени реализации мероприятий плана, качества и эффективности достигнутых результатов, установление обратной связи между жителями города и теми, кто реализует план. Это может быть массовый телефонный или квартирный опрос, репрезентативный по социальной и половозрастной структуре населения. В социологический опрос целесообразно вовлекать не только жителей города, но и отдельные группы населения (бизнесменов, студентов, школьников, муниципальных служащих и др.).

Мониторинговые опросы целесообразно проводить в те же временные точки, что и административный мониторинг, но, очевидно, с меньшей периодичностью, например, раз в два года, в тот момент, когда подводятся годовые итоги реализации Стратегического плана.

В ходе анализа социологических результатов обязательно следует проводить сравнение с предшествующими опросами. Это даст представление не только о текущих оценках горожан, но и о тенденциях восприятия ими городского развития на основе Стратегического плана. Результаты мониторинговых опросов необходимо широко освещать в средствах массовой информации.

Особой частью мониторинга, которую трудно представить количественными параметрами, является функциональный анализ. В Стратегическом плане развития г. Южно-Сахалинска были определены не только стратегические цели и основные направления их достижения, но и конкретные задачи и действия. Многие значимые проекты реализуются при поддержке областных и федеральных органов власти. Этот срез анализа предусматривает оценку выполнения этих, а также других проектов и задач, не учтенных в Стратегическом плане, но лежащих в русле основных направлений.

Успешная реализация Стратегического плана устойчивого развития г. Южно-Сахалинска возможна только при использовании ресурсов гражданского общества. В этой связи важное значение приобретает формирование социального партнерства, то есть выделение в мониторинге раздела об общественном участии населения.

Наконец, успешность мониторинга реализации Стратегического плана устойчивого развития г. Южно-Сахалинска возможна при четкой организация работ по его выполнению. Она должна включать 4 этапа (рисунок 11.3): диагностику и наблюдение, анализ и оценку, контроллинг, корректировку.

                       ┌══════════════════‰
       ┌══════════════>│  Анализ и оценка ├═══════════════‰
       │               └═════════┬════════…               │
       │                         │                        │
       │                        \/                       \/
┌══════┴══════‰        ┌══════════════════‰        ┌═════════════‰
│ Диагностика │        │  Стратегический  │        │ Контроллинг │
│и наблюдение │        │   план развития  │        │             │
└═════════════…        │г. Южно-Сахалинска│        └══════┬══════…

      /\               └══════════════════…               │ 

      │                          /\                       │
      │                          │                        │
      │                ┌═════════┴════════‰               │
      └════════════════┤  Корректировка   │<══════════════…
                       └══════════════════…