ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 апреля 2001 года N 282
О КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ СОЗДАНИЯ И СОХРАНЕНИЯ РАБОЧИХ МЕСТ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ НА 2001 - 2003 ГОДЫ
В соответствии с Основными направлениями социально - экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу и во исполнение постановления губернатора края от 23 ноября 2000 года N 745 "Об утверждении Плана действий администрации Приморского края в области социальной политики и модернизации экономики на 2000 - 2003 годы" постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Комплексную программу создания и сохранения рабочих мест в Приморском крае на 2001 - 2003 годы (далее - Программа).
2. Установить, что в ходе реализации Программы отдельные мероприятия могут уточняться, объемы финансирования подлежат корректировке с учетом утвержденных на предстоящий период расходов краевого и муниципальных бюджетов.
3. Комитету экономики и планирования администрации края (Паринова) при выборе региональных и отраслевых приоритетов инвестиционной и финансовой деятельности, ежегодном формировании краевого бюджета на предстоящий период предусматривать целевое финансирование мероприятий Программы с учетом бюджетных заявок муниципальных образований края.
4. Управлению труда, занятости населения и демографической политики администрации края (Зубаков) обеспечить координацию деятельности по реализации Программы, рассматривая развитие системы рабочих мест в крае в качестве приоритета социальной политики.
5. Рекомендовать главам муниципальных образований края:
руководствоваться целевыми ориентирами Программы при разработке прогнозов социально - экономического развития территорий и программ местного развития на перспективу до 2003 года;
предоставлять управлению труда, занятости населения и демографической политики администрации края ежеквартально до 5 числа месяца, следующего за отчетным, информации о выполнении мероприятий Программы по вводу рабочих мест.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на вице - губернатора края Гартмана А. В.
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА СОЗДАНИЯ И СОХРАНЕНИЯ РАБОЧИХ МЕСТ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ НА 2001 - 2003 ГОДЫ
Нормативные документы, положенные в основу разработки Программы
распоряжение губернатора края от 29 июня 2000 года N 860-р "О разработке целевой программы создания и сохранения рабочих мест в Приморском крае на 2001 - 2003 годы";
постановления губернатора края:
от 21 октября 1998 года N 517 "Об инвестиционной программе Приморского края на 1999 - 2003 годы";
от 1 марта 1999 года N 84 "О Программе стабилизации социально - экономического положения в Приморском крае на 1999 - 2003 годы (стратегии и тактики деятельности исполнительной власти Приморского края)";
Государственный заказчик - Администрация Приморского края
Основные разработчики Программы
Управление труда, занятости населения и демографической политики администрации края при участии комитета экономики и планирования администрации края, финансового управления администрации края и отраслевых департаментов, комитетов, управлений и отделов администрации края, органов местного самоуправления края, Международный институт конъюнктуры и прогнозирования.
Цели, задачи, приоритеты Программы
Обеспечить реализацию в Приморском крае политики занятости населения на основе:
сбалансированности количественных параметров предложения рабочей силы с региональным спросом на труд;
предупреждения массовой безработицы на локальных рынках труда;
повышения эффективности существующих рабочих мест;
развития гибкости краевого рынка труда;
стабилизации численности занятого населения;
содействия переориентации экономически активного населения на рыночные формы трудовых отношений;
снижения социальной напряженности на территориях края с критическим положением в сфере занятости и уровня жизни населения, обусловленной ростом безработицы и других факторов маргинализации рабочей силы;
усиления роли активных форм содействия занятости населения на основе рациональных изменений в сфере приложения труда за счет создания и сохранения экономически целесообразных рабочих мест.
Сроки и этапы реализации Программы
В течение 2001 - 2003 гг. в три этапа, равнозначных календарному году.
Ожидаемые результаты реализации Программы
Обеспечение создания 23886 новых рабочих мест в течение программного периода, при условии целевого финансового покрытия.
Организация контроля за выполнением Программы
Контроль за реализацией Программы осуществляет управление труда, занятости населения и демографической политики администрации края совместно с заинтересованными структурами администрации края и при участии органов местного самоуправления края.
Тенденции последних лет к сокращению демографического потенциала Приморского края повышают актуальность обоснования и реализации взвешенного подхода к решению социально - экономических проблем этого отдаленного, но стратегически значимого для России региона, нарастающая динамика сокращения численности населения вообще и экономически активного, в частности, усиливает значимость и сложность сохранения экономически целесообразных рабочих мест в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года N 768 "О Комплексной программе мер по сохранению рабочих мест на 1996 - 2000 годы", Федеральной целевой программой содействия занятости населения Российской Федерации на 1998 - 2000 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 года N 828, распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2000 года N 1072-р "О Плане действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000 - 2003 годы".
Основные направления этой работы нашли отражение в постановлениях губернатора края от 1 марта 1999 года N 84 "О Программе стабилизации социально - экономического положения в Приморском крае на 1999 - 2003 годы (стратегии и тактики деятельности исполнительной власти Приморского края)", от 23 ноября 2000 года N 745 "Об утверждении Плана действий администрации Приморского края в области социальной политики и модернизации экономики на 2000 - 2003 годы" и распоряжении губернатора края от 29 июня 2000 года N 860-р "О разработке целевой программы создания и сохранения рабочих мест в Приморском крае на 2001 - 2003 годы".
Реализация настоящей Программы является основой для коренного улучшения дел в сфере труда и занятости населения, для предотвращения роста безработицы и снижения социальной напряженности.
Именно с таких позиций, а также с учетом аналитических и прогнозных материалов управления труда, занятости населения и демографической политики администрации края, комитета экономики и планирования администрации края, всех муниципальных образований края подготовлена настоящая Комплексная программа создания и сохранения рабочих мест в Приморском крае на 2001 - 2003 годы (далее - Программа).
В разработке Программы приняли участие Вадильева Т. Б. (общее руководство), доктор экономических наук, профессор Латкин А. П., (научное руководство), доктор экономических наук, профессор Безруков И. С., кандидат экономических наук Орлов В. И., кандидат социологических наук Кузьмина С. В., Лазарев И. Г., Емшанов Е. И., Болонева Э. А., Добровольский И. Н.
Формирование настоящей Программы происходит при недостаточной компенсации удорожающих факторов, что приводит к вытеснению Дальневосточного региона с рынков других районов России и стран СНГ. Компенсация потерь внутренних рынков экспансией на рынках стран АТР осложняется рядом негативных факторов, таких как: недостаточная финансовая поддержка со стороны федеральных органов управления, неразвитость трудовых отношений в формирующемся рынке труда, закрепление природных ресурсов за неэффективными пользователями, неконкурентоспособность продукции многих предприятий.
Исходя из этого в основе стратегии региональной схемы создания (сохранения) рабочих мест необходимо использовать принцип сокращения сырьевой направленности экономики края и увеличения доли перерабатывающего сектора экономики, особенно наукоемких и малоэнергоемких производств, а также биотехнологий.
Формирование Программы должно учитывать потребности территорий и отраслей. Потребности территорий в рабочих местах в большей степени связаны с развитием населения, предотвращением его массового оттока, сокращением безработицы. Вместе с тем, в отраслях, обеспечивающих основные экономико - социальные интересы государства и региона, должна проводиться политика защиты и развития отечественного рынка при всемерном повышении конкурентоспособности региональных товаров и услуг.
Государство призвано проводить политику сохранения и создания рабочих мест, прежде всего в тех административных районах и отраслях хозяйственного комплекса Приморского края, где в наибольшей мере обеспечивается выполнение оборонной, транспортно - транзитной, сырьевой, внешнеэкономической и иных общегосударственных функций, а также усиление его геополитической роли.
Прогноз Государственного комитета статистики России на 1996 - 2016 годы показывает постоянное снижение общей численности населения Дальнего Востока, в том числе и Приморского края. Что касается населения в трудоспособном возрасте, то отмечается некоторый рост до 2005 г., затем прогнозируется уменьшение.
Такая динамика не может обеспечить успешной реализации стратегических целей России на ее восточных рубежах и несомненно должна быть изменена путем осуществления системы мер по сохранению и дальнейшему развитию экономического и демографического потенциала Приморского края, как одной из самых перспективных территорий Дальнего Востока.
Оценка ситуации на рынке труда в Приморском крае связана с коренными изменениями структуры экономики и ее адаптации к рыночным условиям. Динамика занятости экономически активного населения (ЭАН) в переходный период определилась такими факторами, как структурный и системный кризис экономики, значительный спад производства на предприятиях военно - промышленного комплекса, в строительстве, машиностроении, добывающих отраслях и в сельском хозяйстве, высокий уровень инфляции, низкий платежный спрос населения. Механический отток затронул часть стабильно проживающего населения не только в северной зоне Приморского края, но и в южной, а также работников высокой квалификации. Эти негативные процессы вызваны резким снижением реальных денежных доходов, дифференциацией высоко и низкооплачиваемых работников на рынке труда, ростом бедности, повышением смертности и ухудшением здоровья населения.
К недостаткам сложившегося механизма управления трудом необходимо отнести несогласованность действий биржи труда с планами подготовки и переподготовки кадров и недостаточное внимание к сохранению и модернизации имеющихся рабочих мест.
Однако в последние 2 - 3 года наметилась тенденция к сокращению безработицы и росту средней заработной платы, стабилизировалась система подготовки и переподготовки кадров. Система учебных заведений создала широкую сеть филиалов в районах края. Активно используется иностранная рабочая сила (квота равна 13 тыс. чел.), с учетом приоритета отечественной.
Весьма позитивное влияние на развитие рынка труда оказала "Комплексная программа создания и сохранения рабочих мест в Приморском крае на 1999 - 2000 годы", утвержденная постановлением губернатора края от 22 апреля 1999 года N 168, в ходе реализации которой число ежегодно вводимых рабочих мест достигло 6 - 7 тысяч, что в 3 - 4 раза выше показателей 1996 - 1997 гг. При этом уровень регистрируемой безработицы снизился в 2 раза. Особенно успешно реализованы программные задания по созданию рабочих мест в городах Артеме, Большом Камне, Владивостоке, Дальнегорске, Находке, Партизанске, в Михайловском, Кировском, Надеждинском, Партизанском, Пожарском, и Шкотовском районах.
В Приморском крае структурные изменения в составе регионального хозяйственного комплекса обозначились к началу 1995 года, которые в последующем имели устойчивую тенденцию к увеличению (табл. 1).
Структурные сдвиги в региональном хозяйственном комплексе по валовому региональному продукту с 1996 по 1999 год (в %) <*>
┌═══════════════════════════┬═══════┬═══════┬═══════┬═══════‰
│ Отрасли │1996 г.│1997 г.│1998 г.│1999 г.│
├═══════════════════════════┼═══════┼═══════┼═══════┼═══════┤
│Производство товаров │ 41.8 │ 40.3 │ 43.8 │ 38.0 │
│ │ │ │ │ │
│Промышленность │ 29.5 │ 30.5 │ 33.2 │ 29.6 │
│Сельское и лесное хозяйство│ 5.7 │ 3.6 │ 5.0 │ 4.1 │
│Строительство │ 6.8 │ 5.3 │ 4.9 │ 3.7 │
│Производство услуг │ 58.7 │ 61.1 │ 55.8 │ 59.0 │
│ │ │ │ │ │
│Рыночные услуги │ 46.0 │ 47.4 │ 45.9 │ 48.1 │
│Транспорт │ 18.7 │ 17.1 │ 15.4 │ 19.6 │
│Связь │ 1.6 │ 2.6 │ 2.4 │ 1.9 │
│Торговля, общепит │ 11.7 │ 11.2 │ 12.0 │ 11.1 │
│Нерыночные услуги │ 12.7 │ 13.7 │ 9.9 │ 10.9 │
└═══════════════════════════┴═══════┴═══════┴═══════┴═══════…