Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 июля 1998 года N 828


О Федеральной целевой программе содействия занятости населения
Российской Федерации на 1998 - 2000 годы

(с изменениями на 30 декабря 2000 года)
____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________


В целях обеспечения реализации государственной политики занятости населения Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу содействия занятости населения Российской Федерации на 1998 - 2000 годы (далее именуется - Программа).

____________________________________________________________________

Срок реализации Программы продлен на 2001 год - постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 года N 1034.

____________________________________________________________________

2. Федеральным органам исполнительной власти совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить взаимосвязь Программы с разрабатываемыми отраслевыми целевыми и региональными программами содействия занятости населения, уделив в них особое внимание:

созданию и сохранению рабочих мест, повышению эффективности труда, трудовой мобильности граждан, развитию малого предпринимательства и нетрадиционных форм занятости;

конкретизации мер государственной политики занятости в городах с градообразующими предприятиями, закрытых административно-территориальных образованиях, территориях с напряженной ситуацией на рынке труда;

реализации дополнительных мер по сдерживанию роста безработицы, повышению сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.

3. Министерству труда и социального развития Российской Федерации совместно с Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации представить в Правительство Российской Федерации:

в январе 1999 и 2000 годов по итогам соответственно 1998 года и 1999 года предложения о корректировке мероприятий Программы;

в феврале 1999, 2000 и 2001 годов - отчеты о ходе реализации Программы;

в декабре 2000 г. - проект федеральной целевой программы содействия занятости населения Российской Федерации на 2001 - 2003 годы.

4. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 928 "О реализации Комплексной программы мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996 - 2000 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 33, ст. 4001).

Председатель Правительства
Российской Федерации
С.Кириенко

 УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 24 июля 1998 года N 828

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА 1998 - 2000 ГОДЫ

____________________________________________________________________

Срок реализации настоящей Программы продлен на 2001 год - постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 года N 1034.

____________________________________________________________________

     

     

ПАСПОРТ
Федеральной целевой программы содействия занятости населения
Российской Федерации на 1998-2000 годы

Наименование     
Программы        

- Федеральная целевая    программа    содействия
  занятости  населения  Российской  Федерации на
  1998-2000 годы

Наименование, дата    
и номер принятия
решения о разработке
Программы        

- статья 15  Закона  Российской   Федерации   "О
  занятости   населения  Российской  Федерации",
  план  мероприятий   Правительства   Российской
  Федерации  по  реализации Программы социальных
  реформ  в  Российской  Федерации   на   период
  1996-2000  годов,  утвержденный постановлением
  Правительства  Российской  Федерации   от   26
  февраля 1997 г. N 222

Государственный  
заказчик         

- Министерство труда  и   социального   развития
  Российской Федерации

Основные разработчики
Программы        


- Министерство труда  и   социального   развития
  Российской  Федерации,  Министерство экономики
  Российской Федерации  с  участием  федеральных
  органов    исполнительной    власти,   органов
  исполнительной  власти  субъектов   Российской
  Федерации

Цели и задачи    
Программы, важнейшие целевые показатели       
















- реализация государственной политики  занятости
  путем:
  развития гибкости рынка труда;
  увеличения уровня занятости;
  переориентации экономически          активного
  населения на новые формы трудовых отношений;
  повышения стимулов к активному  поиску  работы
  безработными;
  смягчения социальных последствий высвобождения
  рабочей силы;
  повышения сбалансированности        количества
  предложений рабочей силы и числа рабочих мест;
  предупреждения массовой     безработицы     на
  региональных рынках труда;
  создания новых   и   повышения   эффективности
  существующих рабочих мест;
  развития кадрового      потенциала       путем
  совершенствования       системы      обучения,
  переобучения,   переподготовки   и   повышения
  квалификации кадров;
  роста мобильности трудовых ресурсов

Сроки реализации
Программы        

- 1998-2000 годы

Объемы и источники
финансирования   





- финансовые затраты на реализацию Программы  из
  Государственного   фонда  занятости  населения
  Российской Федерации составят 35 млрд. рублей,
  в том числе в 1998 году - 11,07 млрд.  рублей;
  средства федерального бюджета, направляемые на
  финансирование    мероприятий,   влияющих   на
  состояние  рынка  труда,  составят  280  млрд.
  рублей,  в  том числе в 1998 году - 92,9 млрд.
  рублей

Ожидаемые конечные
результаты реализации
Программы        























- реализация Программы в течение 1998-2000 годов
  позволит:
  сдержать уровень регистрируемой безработицы  в
  1998 году в пределах 3,6 процента, в 1999-2000
  годах - в пределах 4-5 процентов;
  оказать консультационные  услуги  по  вопросам
  трудоустройства  24-25  млн.  человек,  в  том
  числе в 1998 году - 8 млн. человек;
  повысить сбалансированность      спроса      и
  предложения  рабочей силы на рынке труда путем
  заполнения 10 млн.  вакансий,  в том  числе  в
  1998 году - 3 млн. вакансий;
  обеспечить временное трудоустройство более 3,1
  млн.  человек, в том числе в 1998 году - более
  1 млн. человек;
  поддержать предпринимательскую инициативу 0,46
  млн.  человек,  в том числе в 1998 году - 0,17
  млн. человек;
  предоставить возможность     для     получения
  необходимых  для  последующего трудоустройства
  профессиональных навыков и  знаний  более  1,3
  млн.  безработных граждан,  в том числе в 1998
  году - 0,4 млн. человек;
  провести профориентационную работу с  10  млн.
  человек,  в  том  числе в 1998 году с 3,2 млн.
  человек;
  поддержать доходы   10-11   млн.   безработных
  граждан,  в  том  числе в 1998 году - 3,1 млн.
  безработных

Система организации
контроля за выполнени- ем Программы        

- контроль за реализацией Программы осуществляет
  Министерство   труда  и  социального  развития
  Российской     Федерации      совместно      с
  заинтересованными     федеральными    органами
  исполнительной власти  и  с  участием  органов
  исполнительной   власти  субъектов  Российской
  Федерации      


ВВЕДЕНИЕ

Федеральная целевая программа содействия занятости населения Российской Федерации на 1998-2000 годы (далее именуется Программа) сориентирована на ускорение рыночных преобразований в трудовой сфере в целях осуществления структурных сдвигов в экономике, повышения эффективности труда, изменения трудового менталитета и развития гибкого рынка труда.

Основные положения Программы определены исходя из Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "Общими силами - к подъему России", программы Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах" и Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 768 "О Комплексной программе мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 годы".

Подготовка Программы осуществлялась с учетом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 1998-2000 годы, разработанного Министерством экономики Российской Федерации, а также предложений федеральных органов исполнительной власти, в компетенцию которых входят различные направления деятельности в трудовой сфере. При разработке Программы учитывались другие федеральные целевые программы, регулирующие социально-трудовую сферу. Программа определяет основные направления и приоритеты государственной политики занятости на 1998-2000 годы. Реализация положений Программы осуществляется путем разработки и выполнения территориальных и отраслевых программ занятости.

Программа реализует комплексный подход к решению проблем рынка труда с учетом специфики состояния и перспектив развития трудовой сферы на этапе перехода к экономическому росту. Программа рассчитана на дальнейшую консолидацию усилий различных федеральных органов исполнительной власти, деятельность которых влияет на состояние занятости, а также объединений работодателей и объединений профсоюзов. Она предполагает реализацию мероприятий по содействию трудоустройству незанятых граждан в увязке с экономическими возможностями расширения сферы приложения труда, предстоящим реформированием системы оплаты труда, профессионального образования и социального обеспечения.

Программа базируется на разграничении функций и ответственности между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации по регулированию рынка труда, имея в виду повышение роли последних в реализации политики занятости в рамках их территорий. Финансирование мероприятий по содействию занятости населения осуществляется на местах в основном за счет средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации (далее именуется - Фонд занятости), формируемого в субъектах Российской Федерации, а также бюджетов всех уровней и других источников.

Основное внимание в Программе уделяется решению экономических и социальных проблем перехода к эффективной занятости, имея в виду как содействие формированию прогрессивной структуры занятости, так и смягчение социальных последствий неизбежного ускорения высвобождения рабочей силы, в том числе в связи с банкротством предприятий.

Используемые в Программе понятия означают следующее:

"трудовые ресурсы" - лица трудоспособного возраста (за исключением неработающих инвалидов труда и войны I и II групп и лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях), а также работающие лица нетрудоспособного возраста;

"занятые" - лица трудоспособного возраста и старше, а также младших возрастов, работающие по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени, не по найму, на приносящей доход работе, самостоятельно или у отдельных граждан, без оплаты на семейном предприятии;

"незанятые" - лица трудоспособного возраста и старше (если последние не ищут работы), которые не имеют работы (доходного занятия);

"безработица" - явление в экономике, при котором часть экономически активного населения, желающая работать, не может применить свою рабочую силу. Выделяются следующие виды безработицы:

сезонная, которая обусловлена сезонным характером деятельности организации;

структурная, которая вызвана несоответствием структуры рабочих мест структуре рабочей силы;

скрытая (завуалированная), которая характеризуется накоплением на предприятиях излишней, неэффективной рабочей силы, что приводит к снижению производительности труда.

Безработица различается по продолжительности - временная (до 4 месяцев) и хроническая (свыше года);

"безработные" - лица трудоспособного возраста и старше, которые не имеют работы (доходного занятия), занимаются поиском работы и готовы приступить к работе. Из них выделяются безработные, официально зарегистрированные в органах государственной службы занятости и получившие этот статус в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения;

"уровень общей безработицы" - отношение численности безработных к численности экономически активного населения (в процентах);

"уровень регистрируемой безработицы" - отношение численности зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения (в процентах);

"экономически активное население (рабочая сила)" - часть населения, включающая всех занятых и безработных граждан;

"уровень экономической активности" - отношение численности экономически активного населения к общей численности населения (в процентах).

ЗАНЯТОСТЬ И РЫНОК ТРУДА В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

Макроэкономические факторы и спрос на рабочую силу

В 1997 году в экономике наметились позитивные тенденции. Снизились темпы инфляции, начался рост реальной заработной платы. Впервые за последние 7 лет темпы роста объема произведенного валового внутреннего продукта составили 100,4 процента по отношению к прошлому году, а объема промышленной продукции - 101,9 процента.

Однако эти тенденции пока не повлияли на продолжающееся устойчивое сокращение спроса на рабочую силу, основные причины которого связаны:

с падением объемов производства в предыдущие годы;

со структурными изменениями производств в пользу сырьевых отраслей, формирующих лишь около 20 процентов спроса на рабочую силу;

с приватизацией и акционированием, которые вынуждают администрацию сокращать численность занятых и не всегда обеспечивают необходимые стимулы к развитию производства.

Изменения в сфере занятости

Проводимые в стране реформы обусловили количественные и качественные изменения в сфере занятости, которые характеризуются:

снижением численности населения, занятого экономической деятельностью. Наиболее существенным последствием кризисного проявления макроэкономических факторов (спада производства, низкой инвестиционной активности, бюджетных ограничений, инфляции, недостатков в институциональных преобразованиях и т.п.) для российского рынка труда стало значительное по масштабам и устойчивое по времени сокращение спроса на рабочую силу. За 6 лет реформирования экономики численность занятых уменьшилась на 8,4 млн. человек. При этом только за последние 3 года при почти стабильной численности трудовых ресурсов (в среднем 84,1 млн. человек) среднегодовая численность занятых во всех секторах экономики сократилась в 1995 - 1996 годах на 1,1 млн. человек (с 66,5 до 65,4 млн. человек) и в 1996 - 1997 годах еще на 0,7 млн. человек (с 65,4 до 64,7 млн. человек). Наибольшее сокращение численности занятых происходило в отраслях промышленности (военно-промышленном комплексе, легкой, текстильной, машиностроении, химической и др.), геологии, разведке недр, геодезической и гидрометеорологической службах, проектных и проектно-изыскательных организациях, науке и научном обслуживании;

перераспределением работающих по формам собственности. В настоящее время в соответствии с принятым статистическим учетом вне государственного сектора экономики уже занято более 40 млн. человек, или 62,4 процента от всех занятых в экономике, в том числе непосредственно в частном секторе - более 24 млн. человек, или 37,4 процента. Численность индивидуальных предпринимателей, по экспертным оценкам, в 1997 году составляет более 6 млн. человек, в том числе 1,5 млн. фермеров. Развивается рыночная инфраструктура, банковская сфера и другие альтернативные направления занятости населения;

превышением численности выбывающих с предприятий и организаций над численностью принятых. В 1997 году количество принятых на работу в крупные и средние предприятия по-прежнему было меньше выбывших на 2 млн. человек, при этом уровень замещения выбывших работников принятыми составил 82 процента против 79 в 1996 году. Доля выбывших по собственному желанию уменьшилась по сравнению с 1996 годом с 67 процентов до 66 процентов;

активизацией процессов высвобождения работников. Ликвидация и реорганизация отдельных предприятий и видов производств обусловили увеличение числа лиц, выбывающих в связи с сокращением численности персонала. По сравнению с 1996 годом с 8,4 до 9,3 процента возросла доля работников, выбывающих в связи с сокращением численности персонала (данные за год);

незначительным снижением масштабов вынужденной неполной занятости. В декабре 1997 г. численность работников, которым были предоставлены отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по инициативе администрации, составила 1,5 млн. человек, или 3,4 процента среднесписочной численности, а численность работников, работавших неполное рабочее время по инициативе администрации, превысила к концу года 2,5 млн. человек, или 5,8 процента среднесписочного состава. В 1996 году эти показатели составили соответственно 2,4 млн. человек, или 5,2 процента, и 3,4 млн. человек, или 7,2 процента. В январе - декабре 1997 года в среднем в месяц более 4 млн. работников крупных и средних предприятий и организаций вынужденно работали в режиме неполной занятости. Наибольшие размеры неполной занятости отмечались на предприятиях промышленности (14,7 процента среднесписочного состава), транспорта (15,1 процента), в том числе железнодорожного (30,2 процента), в научных учреждениях (7,5 процента);

расширением вторичной занятости и занятости в неформальном секторе. Значительное распространение неполной занятости, задержки выплаты заработной платы, а также сложности с трудоустройством обусловили распространение вторичной и неформальной занятости. По оценке Всероссийского центра изучения общественного мнения, в настоящее время вторую работу имеют около 8 млн. человек (в 1996 году - 7 млн. человек); численность занятых в неформальном секторе, для которых этот вид деятельности является единственным источником дохода, составляет около 7,5 млн. человек;

снижением давления иностранной рабочей силы на рынок труда и стабилизацией численности привлекаемой иностранной рабочей силы. Количество приезжающих на работу трудящихся мигрантов составило в 1997 году 241 тыс.человек (в 1996 году - 292 тыс.), что составляет 0,4 процента численности занятого населения. Наибольшее количество иностранной рабочей силы используется в строительстве (около 55 процентов), промышленности (более 9 процентов) и сельском хозяйстве (около 9 процентов);

недостаточным использованием интеллектуального потенциала, которое обусловлено сокращением спроса на высококвалифицированную рабочую силу, в наибольшей степени затронувшим высокотехнологичные отрасли, а также науку и научное обслуживание, отсутствием зачастую связи между трудовым вкладом работника и его доходами, низким уровнем оплаты труда в этих отраслях, а также длительными задержками выплаты заработной платы;

расширением масштабов неэффективной занятости. Снижение объемов производства и услуг не сопровождалось адекватным сокращением численности работников. В результате для большинства отраслей характерны излишняя численность работников и низкий уровень производительности труда.

На макроуровне скрытая безработица выполняет своего рода роль буфера между эффективной занятостью и открытой безработицей в условиях кризиса экономики, не допуская лавинообразного роста последней и резкого возрастания напряженности в обществе.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»