ГУБЕРНАТОР ПРИМОРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 апреля 1999 года N 168

О КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ СОЗДАНИЯ И СОХРАНЕНИЯ РАБОЧИХ МЕСТ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ НА 1999 - 2000 ГОДЫ

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года N 768 "О Комплексной программе мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996 - 2000 годы" и в целях обеспечения оперативных и стратегических задач социального и экономического развития народнохозяйственного комплекса Приморского края, создания условий для предотвращения роста безработицы и формирования эффективной структуры занятости населения края постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Комплексную программу создания и сохранения рабочих мест в Приморском крае на 1999 - 2000 годы (далее - Программа).

2. Установить, что в ходе реализации Программы отдельные мероприятия могут уточняться, объемы финансирования подлежат корректировке с учетом утвержденных расходов краевого бюджета на предстоящий период.

3. Рекомендовать главам муниципальных образований края руководствоваться целевыми ориентирами Программы и организовать до 1 июля 1999 г. разработку специальных программ по созданию и сохранению рабочих мест на подведомственных территориях.

4. Комитету экономики и планирования администрации края (Паринова), финансовому управлению администрации края (Савченко) при выборе отраслевых и региональных приоритетов инвестиционной и финансовой деятельности, формировании краевого бюджета и согласовании бюджетов территорий края учитывать социально значимые проекты создания и сохранения рабочих мест, исходя из основных направлений Программы.

5. Отраслевым департаментам, комитетам, управлениям, отделам администрации края с учетом состояния краевого и локальных рынков труда обозначить как первоочередную задачу своей деятельности соответствие мер по созданию и сохранению рабочих мест направлениям структурной перестройки экономики края и вопросам организации (расширения) производства конкурентоспособной продукции.

6. Управлению труда, занятости населения и демографической политики администрации края (Хохлов) совместно с комитетом экономики и планирования администрации края (Паринова) организовать проведение рабочих совещаний с представителями отраслевых департаментов, комитетов и управлений администрации края по отработке основных параметров создания и сохранения рабочих мест в народнохозяйственном комплексе края.

7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на управление труда, занятости населения и демографической политики администрации края (Хохлов).


И. о. губернатора края
К.ТОЛСТОШЕИН





Утверждено
постановлением
губернатора края
от 22.04.1999 N 168

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА СОЗДАНИЯ И СОХРАНЕНИЯ РАБОЧИХ МЕСТ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ НА 1999 - 2000 ГОДЫ

Паспорт Комплексной программы создания и сохранения рабочих мест в Приморском крае на 1999 - 2000 годы

Нормативные документы, положенные в основу разработки программы


Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года N 768 "О Комплексной программе мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996 - 2000 годы";

постановления губернатора Приморского края:

от 9 августа 1996 года N 450 "О Комплексной программе мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996 - 2000 годы",

от 28 июля 1998 года N 376 "О целевой Программе содействия занятости населения Приморского края на 1998 - 2000 годы",

от 21 октября 1998 года N 517 "Об инвестиционной программе Приморского края на 1999 - 2003 годы".


Государственный заказчик - администрация Приморского края.

Основные разработчики


Управление труда, занятости населения и демографической политики администрации края при участии комитета экономики и планирования администрации края, финансового управления администрации края и отраслевых департаментов, комитетов, управлений и отделов администрации края, Дальневосточного филиала НИИ труда, органов местного самоуправления края.

Цели, задачи, приоритеты программы


Обеспечить реализацию в Приморском крае государственной политики занятости населения на основе:

сбалансированности количественных параметров предложения рабочей силы с региональным спросом на труд;

предупреждения массовой безработицы на локальных рынках труда;

повышения эффективности существующих рабочих мест;

развития гибкости краевого рынка труда;

стабилизации численности занятого населения;

содействия переориентации экономически активного населения на рыночные формы трудовых отношений;

снижения социальной напряженности на территориях края с критическим положением в сфере занятости и уровня жизни населения, обусловленной ростом безработицы и других факторов маргинализации рабочей силы;

усиления роли активных форм содействия занятости населения на основе рациональных изменений в сфере приложения труда за счет создания и сохранения экономически целесообразных рабочих мест.

Сроки и этапы реализации программы


В течение 1999 - 2000 годов двумя этапами, равнозначными календарному году.

Ожидаемые результаты реализации программы


Обеспечение создания 11228 новых рабочих мест в течение программного периода при условии целевого финансового покрытия.

Организация контроля за выполнением программы


Контроль за реализацией Программы осуществляет управление труда, занятости населения и демографической политики администрации края совместно с заинтересованными структурами администрации края и при участии органов местного самоуправления края.

1. Оценка ситуации на краевом рынке труда и основные положения Программы



1.1. Введение


Современная экономическая ситуация определяет необходимость обеспечения продуктивной занятости населения и активизации факторов, стимулирующих высокоэффективный и производительный труд как основу развития всего народнохозяйственного комплекса края. Приоритетной задачей является сохранение экономически целесообразных и создание новых перспективных рабочих мест в рамках Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года N 768 "О Комплексной программе мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996 - 2000 годы".

Реализация в Приморском крае государственной социальной политики в сфере труда и занятости населения направлена на предотвращение роста безработицы и снижение вызванных ею экономических и социальных потерь. В основе - проведение сбалансированной инвестиционной и налоговой деятельности, направленной на развитие перспективных предприятий и производств, сохранение и расширение системы эффективных рабочих мест в госсекторе, малом и среднем предпринимательстве, развитие индивидуальной трудовой деятельности, общественных работ и гибких форм содействия занятости населения.

Эти направления отражены в постановлениях губернатора края: от 28 июля 1998 года N 376 "О целевой программе содействия занятости населения Приморского края на 1998 - 2000 годы"; от 21 октября 1998 года N 517 "Об инвестиционной программе Приморского края на 1999 - 2003 годы" и определили приоритеты и принципы формирования Комплексной программы создания и сохранения рабочих мест в Приморском крае на 1999 - 2000 годы (далее - Программа).



1.2. Оценка ситуации на рынке труда


Динамика занятости в Приморском крае в 90-е годы определялась влиянием таких негативных факторов, как структурный и системный кризис экономики, спад производства, достаточно высокий уровень инфляции, низкий платежный спрос населения, внешнеэкономическая конкуренция, неэффективное использование производственных мощностей, недостатки в управлении государственными и муниципальными предприятиями, затрудненный доступ к кредитам и низкий уровень инвестиционной базы. Они способствовали значительному уменьшению численности занятого населения и росту безработицы.

Вместе с тем с начала реформирования экономики в крае, как и в стране, сохраняется стабильно высокая численность экономически активного населения - почти 80% трудовых ресурсов. Показатель экономической активности отражает общую потребность населения в работе, возможности удовлетворения которой в условиях спада производства все более сужаются.

На фоне резкого падения объемов производства и сокращения капитальных вложений постоянно сокращается численность занятых в основных отраслях экономики. К концу 1998 года численность занятых всеми видами экономической деятельности против соответствующего периода прошлого года уменьшилась на 20.5 тысяч человек (на 2.1 процента) и составила 936.5 тысячи человек. Наиболее значительное снижение численности произошло в производственных отраслях (на 9.1 процента), из них в строительстве - на 6.4 процента, сельском хозяйстве - на 7.8 процента, транспорте - на 10 процентов, промышленности - на 10.3 процента, геологии, разведке недр и гидрометеослужбе - на 15.7 процента. В отраслях непроизводственной сферы численность работающих в целом осталась на уровне 1997 года.

Серьезным дестабилизирующим фактором остается видимая неполная занятость работников, когда часть персонала вынуждена работать меньше установленной продолжительности рабочего времени. В январе - декабре 1998 года 7.6 процента среднесписочной численности крупных и средних предприятий по инициативе администрации были заняты неполное время и 9.7 процента побывали в вынужденных отпусках, из них более 62 процентов (31.9 тыс. человек) не получали за период отпуска никакой денежной компенсации.

Наибольшая доля работавших в режиме неполной занятости сложилась на предприятиях транспорта, промышленности, строительства, где такая форма труда приняла хронический характер и где каждый соответственно 2-й, 3-й и 4-й работник побывал в вынужденном отпуске или работал неполное время. Эти работники по существу являются безработными в скрытой форме и возможным резервом для пополнения реальной безработицы.

Сокращение рабочих мест и падение уровня жизни повысили спрос на рабочие места у трудоспособных граждан (женщин, студентов, пенсионеров), ранее не вовлеченных в трудовую деятельность. Согласно методологии Международной Организации Труда, число реально безработных граждан в крае к концу 1998 года составило 137.8 тыс. человек, что на 8.5 процента больше уровня 1997 года. При этом уровень общей безработицы увеличился с 11 процентов в 1997 году до 12.8 процента в 1998 году. На 1 января 1999 г. в органах службы занятости 35.0 тыс. человек имели официальный статус безработного, или каждый четвертый из общего числа безработного населения. По сравнению с соответствующим периодом 1997 года численность зарегистрированных безработных сократилась на 4.7 тыс. человек (на 13.2 процента). Уровень официальной безработицы на 1 января 1999 г. составил 3.3 процента к экономически активному населению.

Снижение численности безработных, состоящих на учете в службе занятости, не является показателем улучшения положения на рынке труда. В большинстве случаев незанятые граждане предпочитают самостоятельно заниматься поисками работы. Основные причины - небольшие возможности служб занятости в оказании помощи в трудоустройстве, отсутствие денежных средств в необходимых размерах для выплаты пособий. Многие граждане вынуждены искать работу или хотя бы временный заработок самостоятельно, сельские жители - в городах края с более развитой инфраструктурой.

Рынок труда формируется под влиянием целого ряда социально - экономических факторов и сам воздействует на них. Дисбаланс спроса и предложения рабочей силы порождает целый ряд проблем: снижается покупательная способность и уровень жизни значительной части населения; происходит отток квалифицированных кадров с предприятий кризисных отраслей; увеличивается риск социальной напряженности; дополнительные расходы на поддержку безработных усиливают налоговое бремя. Доминирующей характеристикой рынка труда в современный период является его нестабильность. Нарастание нестабильности стало продолжением изменения системы традиционных государственных гарантий в области труда. Вследствие роста безработицы увеличиваются сложности доступа населения к оплачиваемой работе, ослабляются гарантии занятости. Актуальным становится регулирование занятости с переносом акцентов на активные формы, изменение структуры занятости населения посредством сохранения перспективных и создания новых рабочих мест.

1.3. Понятие рабочего места


Основой обеспечения занятости населения является удовлетворение фактического спроса населения на рабочие места. Рабочие места служат одним из важнейших условий создания общественного продукта.

Рабочее место создается предпринимателем (в том числе в лице органов государственного управления) на основе принятия решения о развитии определенного вида деятельности и при использовании необходимых для этого финансовых ресурсов.

Под физическим рабочим (ФРМ) местом понимается, как правило, определенная зона, предназначенная для производства работ или услуг и оснащенная в этих целях соответствующим набором орудий труда. ФРМ связано с определенным видом деятельности (отраслью экономики).

Имеется два подхода в определении рабочего места - определение рабочего места как физической или экономической категории. ФРМ в силу своей специфики требует от работника определенного уровня квалификации. В зависимости от особенностей технологического процесса и организации труда в рамках одного ФРМ может использоваться труд одного (в этом случае ФРМ является индивидуальным) или нескольких работников (при этом условии ФРМ может называться коллективным).

Однако для нормального функционирования рабочего места недостаточно иметь только ФРМ, необходимо также наличие ряда экономических условий - в первую очередь, обладание оборотными средствами, которые способствуют обеспечению ФРМ предметами труда, энергией, информацией, заработной платой и т.п. Кроме того, воспроизводство ФРМ возможно только при наличии платежеспособного спроса на продукцию или услуги, производимые при помощи ФРМ.

Наличие этих важнейших условий и обеспечивает существование экономического рабочего места и возможность продуктивной (общественно полезной и оплачиваемой) занятости работника. Именно экономическое рабочее место является категорией, которой оперирует политика занятости, а потребность экономики в рабочей силе определяется числом экономических рабочих мест. Население также предъявляет спрос на экономические рабочие места, то есть на рабочие места, которые обеспечивают гражданину необходимый уровень дохода.

Экономическое рабочее место - это занятость работника на ФРМ (коллективном или индивидуальном), которая обеспечивает ему уровень дохода (заработной платы) не ниже соответствующего (данному региону) прожиточного минимума при соблюдении установленных законодательством норм продолжительности рабочего дня (рабочей недели).

Таким образом, в рамках Программы создания рабочих мест рассматриваются экономические рабочие места (ЭРМ).

В соответствии с данным определением лица, формально занятые на данный момент на ФРМ (не обеспеченных экономическими условиями функционирования), рассматриваются (в зависимости от условий функционирования ФРМ) как безработные (при отсутствии оплаты за труд) или неполно занятые (при частичной оплате, неполном рабочем дне / рабочей неделе).

1.4. Принципы формирования Программы


Учет демографической составляющей, определяющей потребность населения в рабочих местах, осуществляется по России в целом и по регионам - субъектам Российской Федерации.

Прогноз Госкомстата России на 1996 - 2010 годы показывает, что рост населения в трудоспособном возрасте - категории населения, наиболее активно предъявляющей спрос на рабочие места, будет возрастать. Это значительно повлияет на составляющую спроса российского рынка труда. С 2001 года рост продолжится вплоть до 2005 года, но будет более умеренным. Лишь с 2006 года численность населения в трудоспособном возрасте начнет уменьшаться.

Удельный вес в трудовых ресурсах населения за пределами трудоспособного возраста, занятого в народном хозяйстве, в последние десятилетия сохраняется приблизительно на постоянном уровне. Поэтому нет серьезных оснований для обоснования создания рабочих мест специально для этой группы населения.

Формирование Программы происходит при обязательном учете потребностей территорий и отраслей. Если потребности территорий в рабочих местах связаны в большей степени с развитием населения, с географическими, экономическими и политическими особенностями, то потребности отраслей должны отражать динамику реального потребительского спроса на их продукцию, конкурентные преимущества, международное разделение труда, динамику производительности труда, достижения научно - технического прогресса.

В связи с выбытием значительной доли рабочих мест в отраслях материального производства за счет роста фондоемкости и трудоемкости производственных процессов сохранение рабочих мест предполагается на стратегически важных объектах и ряде градообразующих производств. Создание рабочих мест актуально в третичном секторе: транспорте, связи, отраслях туризма, информационных технологий, услугах населению.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»