[Об утверждении Плана действий Правительства Российской Федерации
в области социальной политики и модернизации
экономики на 2000-2001 годы]
(с изменениями на 28 января 2002 года)
____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 года N 1846-р;
распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 января 2001 года N 132-р;
распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2001 года N 385-р;
распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2001 года N 328-р;
постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2001 года N 291;
распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2001 года N 520-р;
распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2001 года N 544-р;
распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2001 года N 552-р;
распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2001 года N 933-р;
распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 года N 86-р.
____________________________________________________________________
В целях обеспечения взаимодействия и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации Основных направлений социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу:
1. Утвердить прилагаемый План действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы (далее именуется - План действий).
Установить, что руководители федеральных органов исполнительной власти несут персональную ответственность за выполнение основных мероприятий Плана действий, разработку и принятие федеральными органами исполнительной власти планов реализации мероприятий в области социальной политики и модернизации экономики в 2000-2001 годах по сферам, отнесенным к их ведению.
2. Минэкономразвития России, Минюсту России, Минфину России, Минтруду России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в 2-месячный срок подготовить и в установленном порядке представить в Правительство Российской Федерации проект плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации по обеспечению реализации мероприятий Плана действий с учетом плана подготовки проектов федеральных законов на 2000 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 года N 572-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 17, ст.1904), а также законопроектов, внесенных Правительством Российской Федерации и другими субъектами права законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, и перечень законопроектов, предлагаемых к рассмотрению Государственной Думой в приоритетном порядке.
3. Минэкономразвития России представить в Правительство Российской Федерации предложения об обеспечении координации работы федеральных органов исполнительной власти, связанной с реализацией Плана действий.
4. Федеральным органам исполнительной власти с участием при необходимости Банка России:
обеспечивать взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при реализации мероприятий Плана действий;
представлять ежемесячно, до 8 числа, в Минэкономразвития России информацию о ходе выполнения мероприятий Плана действий.
Минэкономразвития России на основе анализа и обобщения информации, полученной от федеральных органов исполнительной власти, подготавливать и представлять ежемесячно, до 15 числа, в Правительство Российской Федерации доклад о ходе выполнения Плана действий.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов
УТВЕРЖДЕН
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 26 июля 2000 года N 1072-р
(с изменениями на 28 января 2002 года)
При определении мер в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы Правительство Российской Федерации основывается на Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в 2000 году, стратегических ориентирах развития Российской Федерации, определенных в Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу.
Главной целью социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу являются последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, сохранение и приумножение культурных ценностей России, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе.
В этой связи безусловным приоритетом в области социальной политики являются инвестиции в человека. Именно поэтому будет предусматриваться опережающий рост ассигнований на эти цели из бюджетов всех уровней по сравнению с большинством других направлений государственных расходов.
Стратегическими целями социальной политики являются:
создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, по своей структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества;
улучшение состояния здоровья населения на основе реально доступной широким слоям населения медицинской помощи и повышения качества лечебных услуг, развития массовой физической культуры и спорта;
развитие культурного потенциала и сохранение культурного наследия страны, обеспечение единства культурного пространства и доступности культурных ценностей широким слоям населения;
создание эффективного цивилизованного рынка труда;
усиление адресности социальной поддержки населения;
обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы, повышение реального размера пенсий;
создание условий для осуществления права граждан на жилище с учетом их платежеспособного спроса и в соответствии с социальными стандартами жилищных условий.
Достижение поставленных целей возможно только в результате коренной модернизации экономики, которая позволит обеспечить экономический рост, устойчиво опережающий рост мировой экономики, и создать базу для повышения уровня жизни граждан. Экономическая политика будет направлена на создание в стране благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата, проведение предсказуемой и стимулирующей рост макроэкономической политики. Усилия Правительства Российской Федерации будут сконцентрированы на обеспечении равных условий конкуренции, защите прав собственности, снятии избыточных административных барьеров для предпринимательской и инвестиционной деятельности, повышении финансовой прозрачности предприятий и организаций. Ключевым направлением экономической политики должно стать создание финансовой инфраструктуры, эффективно выполняющей функцию трансформации сбережений в инвестиции. Налоговая и таможенная реформы будут ориентированы на нахождение эффективного соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов за счет снижения и выравнивания налогового бремени, упрощения налоговой системы, снижения и максимальной унификации таможенных пошлин, укрепления налогового и таможенного администрирования.
С целью обеспечения финансовой стабильности Правительство Российской Федерации будет осуществлять последовательную финансовую политику, основанную на приведении обязательств государства в соответствие с его ресурсами, повышении эффективности функционирования бюджетной системы, четком разграничении бюджетных полномочий и ответственности различных уровней власти. При этом совместно с Центральным банком Российской Федерации будут приняты меры, направленные на обеспечение стабильности национальной валюты.
Структурная политика государства будет направлена на повышение конкурентоспособности экономики страны, активизацию и воспроизводство научно-технического и интеллектуального потенциала. Государство переориентируется с оказания поддержки неэффективным предприятиям на развитие инфраструктуры, обеспечение мобильности рабочей силы, поддержку высокотехнологичных и наукоемких производств. Особое внимание Правительства Российской Федерации будет направлено на структурную перестройку и развитие отраслей оборонно-промышленного, топливно-энергетического и агропромышленного комплексов, реструктуризацию естественных монополий. Главными целями внешнеэкономической политики станут дальнейшая эффективная интеграция России в международную систему разделения труда и содействие структурной перестройке экономики. Важнейшей задачей станет приведение национального законодательства в соответствие с требованиями Всемирной торговой организации и завершение переговоров о вступлении России в ВТО.
Преобразования в социальной сфере будут направлены на достижение следующих приоритетных задач:
создание необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ (прежде всего медицинского обслуживания и общего образования);
повышение защиты социально уязвимых домохозяйств, которые не имеют возможностей для самостоятельного решения социальных проблем и нуждаются в государственной поддержке;
создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления;
формирование правовых и организационных основ для развития институтов социально-культурной сферы, создающих возможность максимально полной мобилизации средств населения и предприятий, эффективного использования этих средств, и обеспечение на этой основе высокого качества и возможности широкого выбора населением предоставляемых социальных благ и услуг.
Последовательное осуществление политики, базирующейся на реально имеющихся у государства ресурсах и возможностях, предполагает переход к перераспределению социальных расходов в пользу самых уязвимых групп населения при одновременном сокращении социальных трансфертов обеспеченным семьям. Только в этом случае активная социальная политика выступает не ограничителем, а катализатором экономического роста.
Реализация предлагаемой модели социальной политики требует осуществления в 2000-2001 годах следующих приоритетных действий.
Первоочередные действия Правительства Российской Федерации в сфере образования будут направлены на обеспечение увеличения расходов на образование и существенное повышение их эффективности, создание условий для привлечения в сферу образования средств из внебюджетных источников.
Необходимо обеспечить софинансирование на конкурсной основе инвестиционных проектов в сфере образования, осуществляемых образовательными организациями. Отдельно предполагается выделять средства на информационное обеспечение образовательных организаций.
В сфере высшего образования на переходный период будет введен конкурсный порядок распределения государственного заказа на подготовку специалистов и финансирование инвестиционных проектов вузов не зависимо от их организационно-правовой формы. Необходимо установление особого статуса образовательных организаций вместо существующего статуса государственных учреждений, переход на контрактную основу финансовых взаимоотношений образовательных организаций с государством, а также внедрение принципа адресного предоставления стипендий.
В целях повышения эффективности государственных расходов на образование Правительство Российской Федерации намерено реализовать ряд мер, направленных на реструктурирование бюджетной сети, включая реорганизацию учебных заведений профессионального образования путем их интеграции с высшими учебными заведениями и создания университетских комплексов, а также начало реструктуризации малокомплектных сельских школ.
В рамках поэтапного внедрения механизмов нормативного подушевого финансирования будет осуществлен переход на прозрачную систему финансирования общего образования на основе федерального, регионального и местного нормативов его финансового обеспечения. Регионы, уровень бюджетной обеспеченности которых недостаточен для финансирования общего образования в пределах минимальных нормативов, получат необходимую финансовую поддержку в рамках системы межбюджетных трансфертов. Предполагается установить федеральную составляющую и рамочные условия разработки региональной составляющей государственного стандарта основного общего образования.
Правительство Российской Федерации примет нормативные правовые акты, устанавливающие возможность финансирования за счет средств родителей, иных внебюджетных источников преподавания дополнительных предметов и оказания дополнительных образовательных услуг в средней школе, не включенных в нормативы финансового обеспечения.
Поэтапный переход к нормативному подушевому финансированию высшего профессионального образования предусматривает экспериментальную отработку технологии проведения единого государственного выпускного экзамена и его последующее законодательное закрепление. Будет сформирована независимая система аттестации и контроля качества образования. Одновременно будет осуществлен комплекс подготовительных мер по персонализации титула бюджетного финансирования профессионального образования (государственных именных финансовых обязательств).
В течение ближайших лет необходимо решить задачу обеспечения полного финансирования Программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, включая расходы на амортизацию оборудования и капитальный ремонт зданий и сооружений. Это потребует оптимизации структуры медицинских услуг, совершенствования нормативной базы, в том числе разработки минимальных социальных нормативов обеспечения населения лекарственными средствами, а также повышения эффективности организационно-финансовых механизмов системы здравоохранения.
Важнейшим первоочередным мероприятием в сфере здравоохранения является разработка федерального закона о медико-социальном страховании. Его принятие заложит правовые основы для обеспечения всеобщей доступности и повышения качества услуг здравоохранения в рамках объединенной системы медико-социального страхования, а также позволит завершить переход к системе подушевого принципа финансирования, добиться полной реализации программы государственных гарантий предоставления населению бесплатной медицинской помощи и ввести действенные механизмы контроля за выплатой пособий по временной нетрудоспособности.
Внедрение новых организационно-финансовых механизмов предполагает также обеспечение хозяйственной самостоятельности и увеличение разнообразия организационно-правовых форм медицинских организаций, переход к единым методам оплаты медицинской помощи, повышение действенности механизмов координации управления здравоохранением, а также уточнение соответствующих надзорных полномочий на федеральном и региональном уровнях, процедур лицензирования и регулирования деятельности страховщиков.
Правительство Российской Федерации намерено поддерживать развитие культуры в качестве одной из своих приоритетных задач, провести реформирование организационных и экономических механизмов, создать благоприятные условия для привлечения в сферу культуры средств из внебюджетных источников. В числе первоочередных мероприятий в этом направлении будут следующие:
внесение изменений и дополнений в закон Российской Федерации "Основы законодательства о культуре";
создание общероссийской системы мониторинга состояния и использования памятников истории и культуры, предметов музейного, библиотечных и архивных фондов и кинофонда;
разработка финансово-хозяйственного механизма, направленного на последовательное внедрение программно-целевых, контрактных и инвестиционных методов финансирования учреждений и работников сферы культуры.
Особое внимание Правительство Российской Федерации намерено уделить развитию массовой физической культуры, спорта и туризма, включая развитие детского и юношеского спорта, внеурочных форм занятий физкультурой и спортом, увеличение числа доступных (без предварительного отбора) соревнований по массовым видам спорта для всех возрастных групп населения. Необходимо реализовывать программы развития физической культуры и спорта среди инвалидов, детей-сирот, "трудных" подростков. Кроме того, предполагается также сосредоточить внимание на программах, направленных на преодоление наркомании, алкоголизма, курения и других вредных привычек.
Первоочередные мероприятия будут направлены на: создание общероссийской системы мониторинга, оценки и прогнозирования состояния физического здоровья населения; разработку финансово-хозяйственного механизма, направленного на последовательное внедрение программно-целевых, контрактных и инвестиционных методов финансирования организаций и учреждений, получающих бюджетные средства, а также спортсменов высокой квалификации; привлечение в сферу физической культуры и спорта средств из внебюджетных источников.
В основу реформ в сфере социальной поддержки населения будет положен принцип адресного предоставления социальной помощи лишь тем домохозяйствам, фактические доходы или потребление которых находятся ниже прожиточного минимума. Бюджетные ресурсы для оказания адресной социальной помощи будут сформированы за счет сокращения бюджетных субсидий производителям товаров и услуг, а также социально неоправданных льгот и выплат, предоставляемых различным категориям граждан. Сохраняемые для ветеранов войны, инвалидов Великой Отечественной войны, Героев Советского Союза и России льготы, предполагается постепенно перевести в денежную форму. Натуральные льготы и выплаты, установленные для отдельных категорий государственных служащих, военнослужащих и работников правоохранительных органов, будут переводиться в форму оплаты труда и денежного довольствия из федерального бюджета.
Потребности регионов в финансировании адресной социальной помощи будут учитываться в формуле межбюджетного выравнивания при определении величины федеральных трансфертов на основе показателей доли бедных домохозяйств и глубины бедности. При этом необходимо существенно расширить полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в определении приоритетов в оказании социальной помощи. Необходимо также принять меры по совершенствованию механизма финансирования ежемесячного пособия на ребенка.
Правительство Российской Федерации предусматривает также разработку концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2015 года.
Первоочередные действия Правительства Российской Федерации предусматривают поэтапное повышение до 1,2 предельного соотношения заработков с применением индивидуального коэффициента пенсионера. Одновременно с целью повышения финансовой устойчивости Пенсионного фонда Российской Федерации будет осуществляться переход к механизму повышения пенсий, основанному на сочетании индексации по инфляции и по заработной плате. Потребуется также рассмотреть вопрос о необходимости поэтапной корректировки пенсионного возраста.
Предусматривается подготовка законопроектов, обеспечивающих постепенный переход к накопительному финансированию пенсий, в том числе досрочных, учет накоплений на индивидуальных счетах в системе государственного пенсионного страхования, а также подготовка одного из базовых законов, определяющего виды пенсий и условия их предоставления по государственному пенсионному страхованию.