УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О Комплексной программе мер по созданию и сохранению
рабочих мест на 1996-2000 годы
________________________________________________________________________
Фактически утратил силу в связи с истечением срока реализации
Комплексной программы мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 годы
_________________________________________________________________________
В целях усиления социальной ориентации экономики, достижения эффективной занятости населения, способствующей росту благосостояния россиян, и обеспечения необходимых условий для создания и сохранения рабочих мест постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Комплексную программу мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 годы (далее именуется Программа).
2. Правительству Российской Федерации в 2-месячный срок обеспечить разработку и принятие плана мероприятий по реализации Программы, имея в виду:
обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала с учетом отраслевых особенностей и региональной специфики;
усиление социальной направленности проводимых экономических преобразований, реализуемых и разрабатываемых долгосрочных и среднесрочных инвестиционных программ, федеральных целевых программ, связанных со структурной перестройкой экономики, программ социально-экономического развития отдельных регионов, а также иных программных решений, принимаемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях создания и сохранения рабочих мест, содействия занятости населения;
обеспечение необходимых условий для создания и сохранения рабочих мест при разработке концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу, предусматривающей первоочередные меры по осуществлению макроэкономической политики, институциональных преобразований, структурной перестройки экономики, социальной и региональной политики;
определение научно обоснованной потребности экономики в создании рабочих мест, выявление отраслевых и региональных приоритетов в развитии и сохранении перспективных рабочих мест, а также подготовку отраслевых и региональных программ (подпрограмм) развития и создания рабочих мест;
создание механизмов, обеспечивающих большую адресность государственной поддержки (оказания финансовой помощи) в целях создания и сохранения рабочих мест, повышение эффективности использования производственных мощностей, развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы;
увеличение масштабов и повышение социального статуса общественных работ.
3. Установить, что для обеспечения занятости и сохранения квалифицированного кадрового потенциала на предприятиях, в учреждениях и организациях с государственной формой собственности в случаях, когда сокращение их персонала в связи со структурными изменениями производства превышает за год 10 процентов от общего количества работающих, в них разрабатывается с участием органов службы занятости социальный план, предусматривающий меры по осуществлению опережающей целевой профессиональной подготовки (переподготовки) подлежащих высвобождению работников, их трудоустройству, обеспечению временной занятости, а также другие действия, направленные на социальную защищенность работников.
4. Возложить на Министерство труда Российской Федерации общее организационно-методическое руководство и контроль за обеспечением реализации Программы, а также координацию работ по проведению социальной экспертизы разрабатываемых федеральных целевых и инвестиционных программ.
5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и утвердить план мероприятий по обеспечению реализации Программы.
Президент
Российской Федерации Б.Ельцин
Москва, Кремль
23 мая 1996 года
N 768
УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента
Российской Федерации
от 23 мая 1996 года
N 768
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА МЕР ПО СОЗДАНИЮ
И СОХРАНЕНИЮ РАБОЧИХ МЕСТ НА 1996-2000 ГОДЫ
Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 годы (далее именуется - Программа) включает систему мер, осуществляемых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Реализация Программы призвана обеспечить координацию долгосрочных и среднесрочных инвестиционных программ, федеральных целевых программ, связанных со структурной перестройкой экономики, программ социально-экономического развития отдельных регионов, иных программных решений, принимаемых органами исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, в целях повышения эффективности расходования финансовых и материальных ресурсов, направляемых на создание и сохранение рабочих мест.
I. Цели и задачи Программы
Анализ ситуации в сфере занятости в Российской Федерации в предшествующие годы показывает, что способность складывающегося рынка труда к саморегулированию все еще незначительна, поэтому остается необходимость в использовании элементов государственного регулирования, которое предусматривается организовать в ходе реализации Программы.
Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере является формирование эффективной системы создания рабочих мест, сохранения кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы.
Целями Программы являются повышение уровня и изменение структуры занятости населения Российской Федерации на основе создания экономически эффективных рабочих мест в перспективных отраслях экономики.
Основными задачами Программы являются:
обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах Российской Федерации;
регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы;
формирование эффективной структуры занятости населения;
повышение качества создаваемых рабочих мест;
развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы;
создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения;
предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы;
развитие системы общественных работ.
Реализацию Программы предусматривается осуществлять в два этапа в течение 1996-2000 годов.
II. Первый этап реализации Программы
В рамках первого этапа реализации Программы, рассчитанного на 1996-1997 годы, федеральным органам исполнительной власти необходимо осуществить следующий комплекс мер.
1. Определение потребности в создании рабочих мест
Министерству труда Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 1996 году необходимо определить на основе демографического прогноза общую потребность в рабочих местах до 2000 года, а также потребности отраслей и регионов в рабочих местах (с последующей ежегодной корректировкой), исходя из общеэкономических тенденций развития Российской Федерации.
Данные о потребностях в рабочих местах послужат базой для составления генеральной схемы создания рабочих мест в региональном и отраслевом разрезах (далее именуется - генеральная схема), которая должна разрабатываться начиная с 1997 года Министерством труда Российской Федерации и Министерством экономики Российской Федерации и учитываться при формировании федеральных целевых программ, проведении инвестиционных конкурсов, при составлении программ профессиональной подготовки и переподготовки кадров, трудоустройства безработных, а также при ежегодном формировании федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
В рамках генеральной схемы определяются следующие параметры:
общая (региональная, отраслевая) потребность в рабочих местах;
сложившаяся и рациональная структура занятости населения (региональный, отраслевой, профессионально-квалификационный, половозрастной аспекты);
основные направления содействия занятости населения, исходя из общеэкономических тенденций развития Российской Федерации и необходимости изменения структуры занятости.
Решение об утверждении генеральной схемы принимается Правительством Российской Федерации.
Министерству труда Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации необходимо совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 1996-1997 годах организовать с учетом генеральной схемы работу по включению соответствующих разделов в прогнозы и федеральные (региональные) программы экономического и социального развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
2. Выявление отраслевых и региональных приоритетов в
развитии и сохранении перспективных рабочих мест
Правительству Российской Федерации в целях выявления отраслевых и региональных приоритетов в развитии и сохранении перспективных рабочих мест ежегодно утверждать перечень программ из числа федеральных (региональных) целевых программ, в которые должны включаться разделы с конкретными заданиями по созданию рабочих мест с учетом генеральной схемы.
При разработке генеральной схемы и федеральных (региональных) целевых программ на данном этапе экономического развития принимать во внимание необходимость:
соответствия мер по созданию рабочих мест направлениям структурной перестройки экономики;
учета стоимости создания и сохранения рабочего места;
учета состояния региональных рынков труда;
паритетного финансирования с использованием различных источников;
отбора проектов на конкурсной основе;
организации (расширения) производства конкурентоспособной продукции, ориентированной на спрос населения;
развития социальной инфраструктуры в сельских местностях;
поддержания занятости в населенных пунктах, где свернута производственная деятельность предприятий, составляющих основу их экономики, территориально удаленных от иных мест приложения труда;
учета других условий, оказывающих значительное влияние на решение проблемы занятости.
Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
составить перечень городов, в которых ситуация с занятостью и уровнем жизни населения приобрела критический характер, а традиционные меры по регулированию рынка труда не дают положительных результатов;
разработать специальные программы по созданию и сохранению рабочих мест в указанных городах.
3. Проведение социальной экспертизы разрабатываемых
федеральных целевых и инвестиционных программ
Признать необходимым проведение социальной экспертизы разрабатываемых федеральных целевых и инвестиционных программ по вопросам их влияния на создание и сохранение рабочих мест. Правительству Российской Федерации обеспечить организацию этой работы, имея в виду, что рассмотрение и утверждение федеральных целевых программ следует осуществлять только при наличии результатов экспертизы. Возложить проведение указанной экспертизы на Министерство труда Российской Федерации, Министерство экономики Российской Федерации, Федеральную службу занятости России, Министерство социальной защиты населения Российской Федерации с участием других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации проводить аналогичную работу.
Министерству труда Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации, Федеральной службе занятости России, Министерству социальной защиты населения Российской Федерации разработать проект нормативного правового акта о социально-демографической экспертизе федеральных целевых и инвестиционных программ.
4. Разработка нормативной правовой базы, ориентированной
на формирование общих условий для создания и сохранения
рабочих мест
В 1996-1997 годах в законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации надлежит включить положения, направленные на стимулирование развития рабочих мест, в частности предусматривающие:
повышение инвестиционной активности работодателей;
стимулирование накопления и целевого использования амортизационных отчислений;
более эффективное использование производственных мощностей;
углубление переработки сырья, материалов и расширение экспорта обработанной (готовой) продукции;
формирование системы инвестиционных и лизинговых компаний в целях развития малого и среднего предпринимательства;
перепрофилирование производственных мощностей в депрессивных отраслях;
организацию индивидуальной трудовой деятельности (надомного труда);
защиту отдельных отраслей от внешнеэкономической конкуренции на период их технического переоснащения и модернизации;
развитие системы страхования экспортных поставок отечественной продукции;
обязательное привлечение отечественных предприятий к участию в тендерах по закупкам оборудования и технологий;
развитие системы государственного содействия профессиональной подготовке и переподготовке кадров, учитывая необходимость повышения качества рабочей силы и специфику потребностей региональных рынков труда;
усиление правовой защиты наемных работников, особенно занятых на малых предприятиях;
регулирование неполной занятости;
содействие занятости работников предприятий, подлежащих выводу из числе действующих;
введение системы предварительного уведомления о сокращении персонала предприятия в случаях, когда оно превышает за год 10 процентов от общего количества работающих;