АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТЮМЕНИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 октября 2011 года N 112-пк

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГОРОДЕ ТЮМЕНИ НА 2012 - 2014 ГОДЫ"

(в редакции постановлений Администрации города Тюмени от 28.12.2011 N 142-пк, от 05.05.2012 N 42-пк, от 27.08.2012 N 114-пк, от 24.12.2012 N 150-пк, от 20.05.2013 N 44-пк, от 07.10.2013 N 131-пк, от 07.10.2013 N 132-пк, от 25.11.2013 N 164-пк, от 20.01.2014 N 2-пк, от 24.02.2014 N 30-пк, от 24.03.2014 N 50-пк, от 10.07.2014 N 109-пк, от 18.08.2014 N 154-пк, от 02.09.2014 N 168-пк, от 08.09.2014 N 174-пк, от 10.11.2014 N 227-пк)

В соответствии с постановлением Администрации города Тюмени от 14.06.2011 N 39-пк "Об утверждении Порядка принятия решения о разработке муниципальных программ города Тюмени, их формирования и реализации, проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ города Тюмени и о внесении изменений в постановление Администрации города Тюмени от 29.05.2008 N 64-пк", руководствуясь статьей 58 Устава города Тюмени, Администрация города Тюмени постановила:

(в ред. постановления Администрации города Тюмени от 10.11.2014 N 227-пк)

1. Утвердить муниципальную программу "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Тюмени на 2012 - 2014 годы" согласно приложению к настоящему постановлению.

(в ред. постановления Администрации города Тюмени от 07.10.2013 N 131-пк)

2. Информационно-аналитическому управлению административного департамента Администрации города Тюмени опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации и разместить его на официальном сайте Администрации города Тюмени в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

3. Признать утратившими силу с 01.01.2012:

а) постановление Администрации города Тюмени от 20.01.2011 N 2-пк "Об утверждении ведомственной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Тюмени на 2011 - 2013 годы";

б) пункт 4 постановления Администрации города Тюмени от 17.10.2011 N 103-пк "О внесении изменений в некоторые постановления Администрации города Тюмени".

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на директора департамента экономики и стратегического развития Администрации города Тюмени.

(п. 4 в ред. постановления Администрации города Тюмени от 24.12.2012 N 150-пк)

Глава
Администрации города
А.В.МООР

     

Приложение
к постановлению
от 24.10.2011 N 112-пк

 МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГОРОДЕ ТЮМЕНИ НА 2012 - 2014 ГОДЫ"

(в редакции постановлений Администрации города Тюмени от 28.12.2011 N 142-пк, от 05.05.2012 N 42-пк, от 27.08.2012 N 114-пк, от 24.12.2012 N 150-пк, от 20.05.2013 N 44-пк, от 07.10.2013 N 131-пк, от 07.10.2013 N 132-пк, от 25.11.2013 N 164-пк, от 20.01.2014 N 2-пк, от 24.02.2014 N 30-пк, от 24.03.2014 N 50-пк, от 10.07.2014 N 109-пк, от 18.08.2014 N 154-пк, от 02.09.2014 N 168-пк, от 08.09.2014 N 174-пк, от 10.11.2014 N 227-пк)  



1. Правовое обоснование формирования муниципальной программы

 (в редакции постановления Администрации города Тюмени от 10.11.2014 N 227-пк)
 (в редакции постановления Администрации города Тюмени от 18.08.2014 N 154-пк)

Муниципальная программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Тюмени на 2012 - 2014 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с:

Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";

Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.02.2013 N 101 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства";

Законом Тюменской области от 05.05.2008 N 18 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Тюменской области";

постановлением Правительства Тюменской области от 30.03.2009 N 97-п "Об утверждении порядка предоставления и расходования субсидий местным бюджетам на развитие малого и среднего предпринимательства из регионального фонда софинансирования расходов";

Уставом города Тюмени;

решением Тюменской городской Думы от 06.07.2006 N 411 "О Положении о программе развития города Тюмени";

решением Тюменской городской Думы от 11.02.2008 N 786 "О порядке передачи муниципального имущества города Тюмени в аренду, безвозмездное пользование";

решением Тюменской городской Думы от 25.11.2010 N 563 "О Методике расчета платежей за пользование муниципальным имуществом";

постановлением Администрации города Тюмени от 08.11.2007 N 34-пк "Об утверждении перечня видов деятельности, имеющих приоритетное значение для социально-экономического развития г. Тюмени";

постановлением Администрации города Тюмени от 17.04.2008 N 42-пк "О координационном совете по развитию малого и среднего предпринимательства в городе Тюмени";

постановлением Администрации города Тюмени от 15.01.2009 N 1-пк "Об утверждении Положения о порядке формирования, ведения и опубликования перечня муниципального имущества, предоставляемого во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства";

постановлением Администрации города Тюмени от 20.04.2009 N 20-пк "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета города Тюмени организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства";

постановлением Администрации города Тюмени от 09.06.2009 N 40-пк "О регламенте работы Администрации города Тюмени по предоставлению муниципального имущества города Тюмени в аренду, безвозмездное пользование и о внесении изменений в постановление Администрации города Тюмени от 02.02.2009 N 4-пк";

постановлением Администрации города Тюмени от 14.06.2011 N 39-пк "Об утверждении Порядка принятия решения о разработке муниципальных программ города Тюмени, их формирования и реализации, проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ города Тюмени и о внесении изменений в постановление Администрации города Тюмени от 29.05.2008 N 64-пк";

(в ред. постановления Администрации города Тюмени от 10.11.2014 N 227-пк)

постановлением Администрации города Тюмени от 28.04.2012 N 38-пк "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению муниципального имущества в аренду, безвозмездное пользование без проведения торгов";

постановлением Администрации города Тюмени от 13.08.2012 N 107-пк "Об утверждении Порядка организации и проведения конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства конкурса "Тюменская марка";

постановлением Администрации города Тюмени от 20.05.2013 N 38-пк "Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги по оказанию муниципальной финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства";

постановлением Администрации города Тюмени от 06.11.2012 N 132-пк "Об утверждении Порядка предоставления субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства - победителям конкурса "Тюменская марка" на возмещение затрат, связанных с продвижением на рынок товаров (работ, услуг), произведенных ими в течение года, в котором проводился конкурс, и двух лет, предшествующих году проведения конкурса";

распоряжением Администрации города Тюмени от 28.04.2014 N 307 "Об официальном сайте информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства".


2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


2.1. Основная проблема, на решение которой направлена Программа:

недостаточный уровень развития предпринимательской деятельности на территории города Тюмени.

2.2. Причинами возникновения проблемы являются:

а) недостаточное развитие рынка товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) субъектами малого и среднего предпринимательства города Тюмени.

(в ред. постановления Администрации города Тюмени от 24.03.2014 N 50-пк)

По информации Всероссийской общественной организации поддержки малого и среднего бизнеса "ОПОРА РОССИИ", в целом по России малых предприятий, осуществляющих свою деятельность менее 3-х лет, было закрыто в 2008 году 100 тыс. ед., в 2009 году - 250 тыс. ед.

По данным Федеральной налоговой службы, на территории Российской Федерации из общего числа зарегистрированных налогоплательщиков только около 70% представляют балансовые отчеты, остальные либо не предоставляют никакой отчетности, либо сдают "нулевые" балансы. Данные свидетельствуют о том, что остальные 30% налогоплательщиков фактически не осуществляют деятельность;

(пп. "а" в ред. постановления Администрации города Тюмени от 24.12.2012 N 150-пк)

б) недостаток квалифицированных специалистов и управленческого опыта у предпринимателей.

Отсутствие навыков ведения бизнеса, опыта управления, юридических, экономических знаний являются препятствием для более эффективного развития бизнеса. Недостаточный уровень самоорганизации малого бизнеса, слабая общественная активность предпринимателей, их разобщенность - существенные проблемы, негативно сказывающиеся на развитии малого предпринимательства в городе Тюмени.

По данным государственного автономного учреждения Тюменской области Центр занятости населения города Тюмени и Тюменского района, значение коэффициента напряженности на рынке труда по городу Тюмени составляет 0,2, что непосредственно указывает на острый недостаток квалифицированных рабочих (число вакантных должностей, преимущественно рабочих специальностей, превышает количество безработных граждан почти в 5 раз). Профессионально-квалификационная структура безработных граждан города Тюмени характеризуется преобладанием лиц с высшим и средним профессиональным образованием (42,1% и 24,6% соответственно).

Кроме этого, 61% вакансий имеют низкий уровень заработной платы - до 9999 руб., 27% - от 10000 руб. до 14999 руб., 12% - свыше 15000 руб.

Согласно данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области: в 2010 году учреждениями дневного профессионального образования в городе Тюмени выпущено 2127 квалифицированных рабочих (89,3% к 2009 г.); в 2011 году образовательными учреждениями, реализующими программы среднего профессионального образования, выпущен 12461 специалист по всем формам обучения (92,1% к 2010 г.), что составляет 37 чел. на 10000 чел. населения (92,5% к 2010 г.); в 2011 году образовательными учреждениями высшего профессионального образования выпущено 31089 специалистов по всем формам обучения (98,6% к 2010 г.), что составляет 92 чел. на 10000 чел. населения (аналогично показателю 2010 г.).

Анализ данных мониторинга рынка труда указывает на необходимость адаптации образовательных программ высших учебных заведений и средних специальных учебных заведений города Тюмени к потребностям экономики города Тюмени;

в) дефицит у субъектов малого и среднего предпринимательства материальных и финансовых ресурсов для организации и развития предпринимательской деятельности, в том числе дефицит производственных площадей.

Одной из главных проблем развития малого бизнеса в России является низкая доступность финансовых ресурсов. По данным Федерального фонда поддержки малого предпринимательства (далее - Фонд), не испытывают проблем с привлечением финансовых ресурсов для развития бизнеса 50 - 55 тыс. предпринимателей. В России организации, представляющие финансовые услуги предпринимателям, охватывают лишь 1% потенциального рынка.

Как правило, начинающие предприниматели не всегда располагают достаточными финансовыми средствами для развития бизнеса, поэтому потребность в денежных средствах является существенной. Существует два способа решения данной проблемы: использовать личные накопления либо привлекать заемные средства. По результатам исследований Фонда выявлено: одна треть предпринимателей используют личные накопления и лишь 26% пользуются полученными в банке кредитами. В то же время, 24% сообщили, что пытались воспользоваться кредитами банка, но либо условия получения кредита оказались невыгодными, либо банк отказал в предоставлении кредита. Главными причинами того, что не удавалось получить кредит, почти половина предпринимателей (47%) указали на высокие процентные ставки, а свыше одной четверти предпринимателей (27%) - отсутствие возможности предоставить залог в требуемых банком объемах.

В городе Тюмени в 2010 году в организациях, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, из общего числа поданных заявок на получение финансового займа одобрение получили 73% заемщиков.

Следует также отметить невысокий уровень финансирования муниципальными образованиями программ развития предпринимательства и объема инвестиций в основной капитал субъектами малого предпринимательства:

объем расходов бюджета муниципального образования на развитие и поддержку малого предпринимательства в расчете на одно малое предприятие муниципального образования, тыс. руб. <1>: Тюмень - 0,2971 (2,1 - с учетом финансовой поддержки, предоставляемой Фондом развития и поддержки предпринимательства Тюменской области), Челябинск - 0,3409, Екатеринбург - 0,167, Новосибирск - 0,4301, Ижевск - 0,224;

     ________________

<1> - Перечень городов был составлен из административных центров соответствующих областей РФ с численностью населения более 600 тыс. человек, в том числе городов, входящих в состав УрФО. Данные приведены за 2010 год.

объем инвестиций в основной капитал субъектами малого предпринимательства на душу населения, в процентах от среднего по Российской Федерации: Ростовская область - 135,4, Курганская область - 108,3, Омская область - 97,5, Свердловская область 75, Челябинская область - 36,3, Тюменская область - 33,1.

Большое значение для предпринимателей имеет модернизация и технологическое обновление существующего производства, которые необходимо проводить для поддержания своей конкурентоспособности на соответствующем уровне. Однако деятельность субъектов предпринимательства характеризуется низкими темпами обновления основных фондов, что обусловлено двумя факторами: высоким сроком окупаемости инвестиционных вложений в производство (средний срок окупаемости составляет около 5 лет) <2> и высоким процентом закрываемости субъектов малого предпринимательства в первые три года осуществления своей деятельности (по РФ около 30%) <3>. В связи с этим товары местных производителей, не проводивших модернизацию производства, уступают рыночную нишу более технологичным товарам из других регионов и стран.

     ________________

<2> - По данным информационного агентства "РосБизнесКонсалтинг".

<3> - По данным информационного агентства "РосБизнесКонсалтинг".

Одним из видов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является предоставление в аренду муниципальных нежилых помещений в целях осуществления предпринимательской деятельности: в 2009 году было предоставлено 68 муниципальных нежилых помещений площадью более 16 тыс. кв. м, в 2010 году - 146 помещений площадью более 35 тыс. кв. м.

Однако уровень муниципальной имущественной поддержки в настоящее время не имеет существенного влияния на решение проблем предпринимателей, связанных с арендой нежилых помещений (площадь только объектов розничной торговли в городе Тюмени составляет более 1100 тысяч кв. м);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»