ПРАВИТЕЛЬСТВО ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 апреля 2016 года N 357-ПП
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА СЕВАСТОПОЛЯ ОТ 05.06.2015 N 475-ПП "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ СЕВАСТОПОЛЬ НА 2015 - 2020 ГОДЫ"
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2017 года на основании Постановления Правительства Севастополя от 10.11.2016 N 1087-ПП (ред. от 18.01.2017).
____________________________________________________________________
В соответствии с Уставом города Севастополя, Законом города Севастополя от 30.04.2014 N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя", Законом города Севастополя от 29.12.2015 N 228-ЗС "О бюджете города Севастополя на 2016 год", постановлением Правительства Севастополя от 24.12.2014 N 643 "О Порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ города федерального значения Севастополя" Правительство Севастополя постановляет:
1. Внести изменения в государственную программу "Развитие образования города федерального значения Севастополь на 2015 - 2020 годы", утвержденную постановлением Правительства Севастополя от 05.06.2015 N 475-ПП, изложив ее в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Признать утратившими силу следующие постановления Правительства Севастополя:
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор города Севастополя,
Председатель Правительства Севастополя
С.И.МЕНЯЙЛО
Приложение
к постановлению
Правительства Севастополя
от 22.04.2016 N 357-ПП
Утверждена
постановлением
Правительства Севастополя
от 05.06.2015 N 475-ПП
(в редакции постановления
Правительства Севастополя
от 22.04.2016 N 357-ПП)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ СЕВАСТОПОЛЬ НА 2015 - 2020 ГОДЫ"
ПАСПОРТ государственной программы "Развитие образования города федерального значения Севастополь на 2015 - 2020 годы"
Ответственный исполнитель программы | Департамент образования города Севастополя |
Соисполнители программы | Департамент здравоохранения города Севастополя Департамент безопасности и противодействия коррупции города Севастополя Управление капитального строительства города Севастополя |
Участники программы | Министерство образования и науки Российской Федерации Департамент здравоохранения города Севастополя Департамент экономики города Севастополя Департамент безопасности и противодействия коррупции города Севастополя Управление капитального строительства города Севастополя Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя Управление государственного заказа ГКУ "Капитальное строительство" государственные бюджетные и казенные учреждения образования |
Подпрограммы программы | Подпрограмма 1 "Развитие дошкольного образования" Подпрограмма 2 "Развитие начального общего, основного общего, среднего общего образования" Подпрограмма 3 "Развитие дополнительного образования" Подпрограмма 4 "Развитие начального, среднего, высшего профессионального образования и непрерывного профессионального образования" |
Программно-целевые инструменты программы | Указ Президента Российской Федерации от 28.01.2010 N 117 "О денежном поощрении лучших учителей" |
Цели программы: | - обеспечение доступности образовательных услуг для детей и молодежи города Севастополя, включая состояние сети образовательных учреждений (организаций) (далее - образовательные организации) и их ресурсное обеспечение; - создание образовательной системы, предоставляющей высокое качество образовательных услуг организациями различных уровней образования и форм собственности |
Задачи программы: | - комплексное развитие сети образовательных организаций; - формирование инфраструктуры образовательных услуг, соответствующей расселению горожан, способствующей снижению транспортных и временных издержек семей в связи с обучением детей и нагрузки на транспортную систему города; - внедрение современных стандартов качества образования и модернизации образовательных программ, направленных на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации; - обеспечение доступа детей с ограниченными возможностями здоровья к качественным услугам общего, дополнительного и среднего профессионального образования (инклюзивное обучение, поддержка в профессиональной ориентации); - создание условий учебной и социальной успешности каждого учащегося; - создание условий для сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни обучающихся и воспитанников (в т.ч. условий для занятий физической культурой и спортом), оказания помощи детям, нуждающимся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; - создание условий для безопасного пребывания детей в образовательных организациях всех уровней; - обеспечение эффективной системы по социализации и самореализации молодежи, развитию потенциала молодежи; - повышение привлекательности педагогической профессии и уровня квалификации преподавательского кадрового состава в системе образования |
Целевые индикаторы и показатели программы: | - охват детей программами дошкольного образования; - потребность в увеличении числа мест в дошкольных образовательных организациях для детей в возрасте от 0 до 7 лет (актуальная электронная очередь); - отношение численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования; - количество мест, созданных в ходе мероприятий по обеспечению 100 процентов доступности дошкольного образования; - доля дошкольных организаций, в которых прошло обновление материально-технической базы, в общем количестве дошкольных организаций; - удельный вес организаций дошкольного образования, в которых был проведен капитальный, текущий ремонт, в общем количестве дошкольных учреждений; - доля дошкольных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных организаций; - доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, от общей численности детей-инвалидов данного возраста; - удельный вес организаций дошкольного образования, оснащенных по мероприятиям повышения уровня безопасности, в общем количестве дошкольных организаций; - удельный вес числа образовательных организаций, имеющих скорость подключения к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" от 1 Мбит/с и выше, в общем числе образовательных организаций, подключенных к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; - удельный вес числа образовательных организаций, обеспечивающих предоставление нормативно закрепленного перечня сведений о своей деятельности на официальных сайтах, в общем числе образовательных организаций; - удельный вес учащихся общеобразовательных организаций, обучающихся в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом; - удельный вес численности обучающихся, занимающихся в первую смену, в общей численности обучающихся общеобразовательных организаций; - отношение среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10% школ с лучшими результатами единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10% школ с худшими результатами единого государственного экзамена; - удельный вес общеобразовательных организаций, на базе которых организованы пункты проведения экзаменов ГИА, в общем числе общеобразовательных организаций; - удельный вес численности учителей общеобразовательных организаций в возрасте до 35 лет в общей численности учителей общеобразовательных организаций; - доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций; - доля образовательных организаций, в которых созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования, в общем количестве образовательных организаций; - удельный вес обучающихся из числа детей-инвалидов, получающих качественное образование на дому, в общей численности детей-инвалидов; - удельный вес численности обучающихся по программам начального, основного общего и среднего общего образования, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, в общей численности обучающихся по программам начального, основного общего и среднего общего образования; - удельный вес организаций общего образования, в которых был проведен капитальный, текущий ремонт, в общем количестве организаций общего образования; - удельный вес общеобразовательных организаций, оснащенных по мероприятиям повышения уровня безопасности, в общем количестве общеобразовательных организаций; - охват детей в возрасте 5 - 18 лет программами дополнительного образования; - удельный вес организаций дополнительного образования, в которых был проведен капитальный, текущий ремонт, в общем количестве организаций дополнительного образования; - удельный вес организаций дополнительного образования, оснащенных по мероприятиям повышения уровня безопасности, в общем количестве организаций дополнительного образования; - доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, от общей численности детей-инвалидов данного возраста; - удельный вес кабинетов, лабораторий, мастерских в организациях среднего профессионального образования, оснащенных новым оборудованием, в общем числе кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений в образовательных организациях среднего профессионального образования; - удельный вес организаций среднего профессионального образования, в которых был проведен капитальный, текущий ремонт, в общем количестве организаций среднего профессионального образования; - удельный вес численности педагогических работников образовательных организаций, которым при прохождении аттестации присвоена первая или высшая категории, в общей численности педагогических работников образовательных организаций |
Этапы и сроки реализации программы | 2015 - 2020 годы |
Объем бюджетных ассигнований программы | Общий объем бюджетных ассигнований Программы составляет 11900999,2 тыс. рублей, из них: средства федерального бюджета по предварительной оценке - 4819923,1 тыс. рублей, средства бюджета города Севастополя по предварительной оценке - 7078318,7 тыс. рублей, внебюджетные средства по предварительной оценке - 2757,4 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации программы: | - образовательными организациями реализуются современные программы, обеспечивающие достижение образовательных результатов, необходимых для успешной социализации и профессиональной деятельности в современной экономике; - ликвидируется очередь в дошкольные организации в результате масштабной программы строительства детских садов. Будут созданы принципиально новые модели дошкольных организаций с новым подходом к планировке образовательных пространств и возможностями их трансформации; - будет создана электронная очередь в дошкольные организации; - все обучающиеся (воспитанники) будут включены в систему мониторинга здоровья в образовательных организациях; - все обучающиеся (воспитанники) будут иметь доступ к качественным услугам психологической помощи в образовательных организациях или организациях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; - сформируется система выявления, поддержки и развития детской одаренности, основанная на взаимодействии организаций общего, дополнительного и профессионального образования, организаций культуры, науки, на использовании современных интернет-технологий; - будет решена задача обеспечения во всех общеобразовательных организациях удовлетворительного уровня базовой инфраструктуры в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, которая включает основные виды благоустройства, свободный высокоскоростной доступ к современным образовательным ресурсам и сервисам сети "Интернет", спортивные сооружения (оснащение и обустройство открытыми плоскостными сооружениями, оснащение оборудованием спортивных залов, классов, пищевых блоков). В городе будут созданы новые образцы общеобразовательных организаций с современной, гибкой образовательной инфраструктурой, которые станут моделями для распространения; - будут созданы новые места в общеобразовательных организациях с целью ликвидации двухсменного режима обучения; - общеобразовательные организации города Севастополя будут обеспечены современными системами пожаротушения, пожарной сигнализацией, охранной сигнализацией, отвечающими соответствующим общегосударственным требованиям и стандартам Российской Федерации; - благоустройство территорий общеобразовательных организаций города Севастополя с целью повышения мер безопасности для воспитанников/учащихся и молодежи во время учебно-воспитательного процесса в организациях образования города (в т.ч. восстановлены ограждения, освещение); - дети с ограниченными возможностями здоровья получат доступ к качественным услугам общего образования (инклюзивного обучения); - в общеобразовательных организациях трудится не менее 25% педагогов в возрасте до 35 лет; - сформируется система стажировочных площадок и инновационных сетей, в том числе повышения квалификации педагогов; - все организации образования, расположенные в Севастополе, обеспечивают свободный доступ граждан к информации; - родителям будет обеспечена возможность повысить свою компетентность в вопросах развития и воспитания детей с использованием информационной среды системы образования города |
1. Характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития, основные приоритеты государственной программы "Развитие образования города федерального значения Севастополь на 2015 - 2020 годы"
1.1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами
Общей целью образовательной реформы города Севастополя является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде:
- обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения, как основы социальной мобильности и снижения социально-экономической дифференциации в обществе;
- обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах необходимой квалификации, создание условий для развития непрерывного образования;
- создание условий для активного включения детей, обучающихся образовательных учреждений в экономическую, социально-политическую и культурную жизнь общества;
- создание условий для развития и эффективного использования научно-технического потенциала;
- создание условий для активизации инновационной деятельности.
Цели определены исходя из важности и необходимости удовлетворения потребностей населения в образовании, обеспечения доступности качественного образования, насыщения экономики квалифицированными кадрами, интеграции образования и научно-технической деятельности, повышения эффективности использования научно-технических достижений.
Образование играет важную роль в формировании социальных, эмоциональных, и других жизненно необходимых навыков. В этом заключаются убедительные аргументы в пользу дальнейшего развития всего спектра образовательных услуг. Севастополю необходима кардинальная модернизация образования.
Предлагается новое видение города Севастополя в сфере образования к 2020 году: доступное современное образование высокого качества, развитая инфраструктура, отвечающая федеральным государственным образовательным стандартам (далее - ФГОС), высококвалифицированная рабочая сила. Развитие образования должно стать платформой, на которую будет опираться будущее экономическое, политическое и социально-культурное процветание города.
Организационной основой в реализации реформ в сфере образования в городе Севастополе должна стать государственная программа "Развитие образования города федерального значения Севастополь на 2015 - 2020 годы" (далее - Программа), обеспечивающая продолжение модернизации образования города Севастополя.
Программа представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования и воспитания, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах.
18 марта 2014 г. в Москве подписан и 21 марта 2014 г. ратифицирован Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов: Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Согласно федеративному устройству России Севастополь является субъектом Российской Федерации со статусом города федерального значения.
Учитывая сложившуюся ситуацию необходимо выделить следующее:
1. Город Севастополь - новый субъект Российской Федерации.
2. Длительный период времени система образования города Севастополя функционировала в рамках системы, отличной от российских государственных стандартов.
3. Необходимо полное преобразование инфраструктуры и системы образования на современные ФГОС для достижения следующих целей:
- доступность образовательных услуг для детей и молодежи города Севастополя, включая состояние сети образовательных организаций и их ресурсное обеспечение;
- высокое качество услуг, предоставляемых образовательными организациями различных уровней образования (отвечающих ФГОС, меняющимся запросам населения, перспективным задачам развития и социально-экономического развития города Севастополя);
- квалифицированный кадровый состав педагогических работников (включая руководителей) и других работников сферы образования, в т.ч. повышение привлекательности педагогической работы.
Общая численность населения (на 01.01.2016) - 418987 человек, в том числе городское - 388513 человек, сельское - 30474 человека. По сравнению с аналогичным периодом 2015 года (на 01.01.2015) численность населения города Севастополя увеличилась на 20017 человек.
Согласно Всесоюзной переписи населения этнический состав населения: русские - 74,4%, украинцы - 20,6%, на остальные 5% приходится более чем 26 национальностей и народностей: белорусы, крымские татары, евреи, армяне, греки, немцы, болгары, молдаване, поляки, эстонцы, латыши, корейцы и др. (1989 г.). Абсолютное большинство населения является русскоязычным.
Во всех образовательных организациях города Севастополя обучение проводится на русском языке.
Система образования
Всего на территории Севастополя действует 179 учреждений различных форм собственности и уровней образования:
- 87 дошкольных образовательных организаций, из которых 79 дошкольных образовательных организаций находятся в ведомстве Департамента образования города Севастополя, 8 организаций - в ведомстве Министерства обороны Российской Федерации;
- 71 общеобразовательная организация, из которых 66 образовательных организаций находятся в ведомстве Департамента образования города Севастополя, 5 организаций - негосударственной формы собственности;
- 10 организаций дополнительного образования, в т.ч. детские оздоровительные - лагерь "Горный" и центр "Ласпи";
- 11 организаций профессионального образования, из них 9 организаций среднего профессионального образования находятся в ведомстве Департамента образования города Севастополя, 1 организация высшего профессионального образования имеет статус "федерального университета" и находится в прямом подчинении Министерства образования и науки Российской Федерации.
На сегодняшний день большинство образовательных организаций города не соответствует требованиям российских государственных стандартов образования. В соответствии с этим все образовательные организации требуют адаптации, модернизации и приведения к государственным образовательным стандартам Российской Федерации.
В 2015 году наблюдался значительный рост численности воспитанников образовательных организаций за счет:
- увеличения числа детей семей военнослужащих Российской Федерации;
- детей - граждан Украины, прибывших с территории Украины из зон конфликта на постоянное место жительства в Севастополь;
- детей - граждан Российской Федерации, прибывших с территории Украины, проходивших обучение в профессионально-технических и высших учебных заведениях на территории Украины, с целью продолжения обучения на территории города Севастополя по фактическому месту жительства.
Остро стоит вопрос с очередностью в дошкольные и общеобразовательные организации, что также влияет на качество предоставляемых услуг образования.
Дошкольное образование
На территории города Севастополя по состоянию на 01.01.2016 функционируют 87 дошкольных организаций (15519 детей), из них 8 дошкольных образовательных организаций находятся в ведомстве Министерства обороны Российской Федерации и 79 дошкольных образовательных организаций находятся в ведомстве Департамента образования города Севастополя:
- 47 - детские сады общего вида;
- 26 - детские сады комбинированного вида;
- 6 - детские сады компенсирующего вида.
Количество групп в подведомственных дошкольных образовательных организациях составляет 655, из них: 93 - для детей ясельного возраста и 4 группы кратковременного пребывания. Численность детей, получающих дошкольные услуги, на 01.01.2016 составляет 15519 человек, в т.ч. дети в возрасте от 3 до 7 лет - 13652 человека.
В настоящее время отмечается переукомплектованность дошкольных образовательных организаций. По состоянию на 01.01.2016 очередность детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет составляет 9509 человек.
Необходимо отметить также, что в период 1995 - 2000 гг. были закрыты 33 дошкольные образовательные организации. Пустующие здания дошкольных организаций города Севастополя были переданы под размещение государственных ведомственных структур. Это было обусловлено следующим факторами:
- демографический кризис в 1994 - 1997 гг. привел к сокращению числа потенциального и фактического контингента, что привело к неукомплектованности дошкольных образовательных организаций детьми. Так, на протяжении 1989 - 1998 годов абсолютное количество родившихся в городе Севастополе уменьшилось с 5,5 до 2,5 тыс. человек. В настоящее время коэффициент рождаемости вырос до 12,7 (2000 г. - 7; 2013 г. - 11,6; 2014 г. - 12,6; январь 2015 г. - 12,7);
- ликвидация ведомств, структур и предприятий, на балансе которых находились дошкольные образовательные организации.
Согласно мониторингу состояния дошкольных организаций 23% зданий дошкольных образовательных организаций требуют капитального ремонта (из них 4 не функционируют), некоторые здания дошкольных организаций находятся в пользовании других государственных структур.