КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 августа 2013 года N 545


Об утверждении государственной программы Республики Татарстан "Управление государственными финансами Республики Татарстан"

(с изменениями на 27 мая 2024 года)

(в ред. Постановлений КМ РТ от 11.10.2014 N 753, от 13.07.2018 N 570, от 02.09.2019 N 743, от 02.09.2023 N 1059, от 27.05.2024 N 367, с изм., внесенными Постановлениями КМ РТ от 30.04.2014 N 285, от 31.12.2014 N 1084, от 31.12.2015 N 1037, от 30.12.2016 N 1049, от 29.12.2017 N 1094, от 27.12.2018 N 1245, от 26.12.2019 N 1219, от 29.12.2020 N 1224, от 30.12.2021 N 1330, от 07.07.2022 N 645, от 12.12.2022 N 1307, от 30.12.2022 N 1513, от 29.12.2023 N 1724)



Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:


(преамбула в ред. Постановления КМ РТ от 02.09.2023 N 1059)


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Татарстан "Управление государственными финансами Республики Татарстан" (далее - государственная программа).


(п. 1 в ред. Постановления КМ РТ от 02.09.2023 N 1059)


2. Определить Министерство финансов Республики Татарстан ответственным исполнителем государственной программы.


(п. 2 в ред. Постановления КМ РТ от 02.09.2023 N 1059)


3. Министерству финансов Республики Татарстан ежегодно при формировании бюджета Республики Татарстан на очередной финансовый год и плановый период предусматривать средства на реализацию мероприятий государственной программы с учетом возможностей бюджета Республики Татарстан.


(в ред. Постановления КМ РТ от 02.09.2023 N 1059)


4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Министерство финансов Республики Татарстан.



Премьер-министр
Республики Татарстан
И.Ш.ХАЛИКОВ



Утверждена
постановлением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 1 августа 2013 г. N 545



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН "УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН"

(в ред. Постановлений КМ РТ от 02.09.2023 N 1059, от 27.05.2024 N 367)



Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Республики Татарстан "Управление государственными финансами Республики Татарстан"



I. Оценка текущего состояния в сфере управления государственными финансами Республики Татарстан


Эффективное, ответственное и прозрачное управление общественными финансами является базовым условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы и достижения других стратегических целей социально-экономического развития публично-правовых образований, в том числе Республики Татарстан.


В соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о разграничении расходных полномочий к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе Республики Татарстан, отнесено решение значительного круга вопросов в сферах социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, жилищно-коммунального хозяйства, охраны окружающей среды и т.п., в существенной степени определяющих качество жизни граждан, проживающих на соответствующей территории.


Повышение эффективности управления общественными финансами в Республике Татарстан всегда считалось одной из приоритетных целей в деятельности органов государственной власти. Ранее проводившаяся в республике работа по совершенствованию управления государственными финансами была систематизирована в рамках ряда программных документов, за годы реализации которых в республике было выполнено большое количество мероприятий, проведена работа по улучшению качества управления общественными финансами Республики Татарстан, оптимизации системы управления бюджетными ресурсами и повышению эффективности расходов бюджета, внедрению современных методов и технологий управления региональными финансами. Можно отметить, что к настоящему времени в Республике Татарстан целостная система управления общественными финансами сформирована.


Показатели консолидированного бюджета Республики Татарстан за последние годы в целом характеризуются положительной динамикой. Республика Татарстан входит в число регионов-лидеров по объемам мобилизуемых на территории республики доходов. Так, с 2018 по 2022 год по объемам поступивших в консолидированный бюджет налоговых и неналоговых доходов Республика Татарстан ежегодно находится на первом месте среди регионов Приволжского федерального округа и в первой десятке среди всех субъектов Российской Федерации, по итогам 2022 года Республика Татарстан занимает четвертое место по России по данному показателю.


За последние пять лет объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Татарстан увеличился с 281,3 млрд рублей в 2018 году до 429,4 млрд рублей по итогам 2022 года. Рост за пять лет составил 152,7 процента. В целом по всем регионам России данный показатель вырос в среднем на 150,5 процента. При этом за последний год объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Татарстан увеличился на 27,8 процента к уровню предыдущего года (336,1 млрд рублей - по итогам 2021 года), в то время как в целом по всем регионам России рост составил только 12,7 процента.


Планомерная работа по наращиванию доходного потенциала бюджета создает основу для того, чтобы иметь возможность полностью обеспечивать выполнение функций, возложенных на органы власти, сосредоточивать финансовые ресурсы на ключевых участках социального и экономического развития Республики Татарстан. Ежегодно в республике обеспечивается безусловное исполнение бюджета по первоочередным и социально значимым расходам, выполнение принятых публичных обязательств, своевременно выплачивается заработная плата работникам организаций бюджетной сферы, без задержек происходит финансирование учреждений бюджетной сферы, получающих средства из бюджета Республики Татарстан. С учетом возможностей бюджета также неуклонно обеспечивается финансирование мероприятий инвестиционного характера, в том числе вложение средств в инфраструктурное развитие, что является одним из базовых условий социально-экономического развития Республики Татарстан.


Одной из характеристик, определяющих состояние государственных финансов, является состояние и структура государственного долга. Нахождение соответствующих его показателей как в абсолютном, так и в относительном выражении (в соотношении с доходами бюджета) на приемлемых уровнях является подтверждением способности республики создать условия для обеспечения реализации всех закрепленных полномочий на основе полного своевременного финансирования предусмотренных бюджетных расходов.


По итогам 2022 года общий объем государственного долга Республики Татарстан (с учетом обязательств по государственным гарантиям) составил 103,5 млрд рублей. За последние пять лет объем долга республики увеличился на 8,5 млрд рублей (95,0 млрд рублей - по итогам 2018 года), в том числе за последний год - на 6,9 млрд рублей (96,6 млрд рублей - по итогам 2021 года), что обусловлено в основном привлечением в 2022 году долгосрочных бюджетных кредитов из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов на территории республики.


При этом уровень долговой нагрузки на бюджет Республики Татарстан (отношение объема государственного долга к годовому объему налоговых и неналоговых доходов) за пять лет снизился с 40,4 процента по итогам 2018 года до 28,2 процента по итогам 2022 года, общее снижение составило 12,2 процента. За последний год снижение данного показателя составило 6,3 процента (долговая нагрузка по итогам 2021 года - 34,5 процента). Сокращение долговой нагрузки стало следствием проводимой работы в рамках обеспечения последовательного увеличения доходной базы бюджета Республики Татарстан и консервативного подхода к осуществлению государственных заимствований - Республика Татарстан по-прежнему (с 2010 года) не прибегала к заимствованиям средств на финансовых рынках в виде кредитов от кредитных организаций и выпусков государственных ценных бумаг.


В соответствии с оценкой долговой устойчивости субъектов Российской Федерации, проводимой Министерством финансов Российской Федерации с 2020 года, Республика Татарстан ежегодно относится к группе субъектов Российской Федерации с высоким уровнем долговой устойчивости.


Значительная роль в позитивном развитии республики принадлежит органам местного самоуправления. Республика Татарстан выделяется среди субъектов Российской Федерации большим количеством муниципальных образований. При этом главная сложность, в том числе в сфере межбюджетных отношений, состоит в значительной дифференциации муниципалитетов по социально-экономическому развитию и потенциалу. Несмотря на ежегодный рост поступлений доходов в местные бюджеты в целом и проводимую работу по увеличению налогооблагаемой базы муниципальных образований, очевидно, что в условиях разного уровня налогового потенциала территорий республики законодательно закрепленные доходы объективно не могут создать одинаковых возможностей для всех органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.


Одной из задач органов власти в данном контексте является выравнивание уровня социально-экономического развития территорий и обеспечение равной доступности населения к получению государственных и муниципальных услуг. Поэтому при построении межбюджетных отношений первостепенную значимость приобретает критерий обеспеченности расходных полномочий муниципалитетов доходными источниками местных бюджетов. Тем более что главный приоритет при осуществлении бюджетного процесса в Республике Татарстан - это сбалансированность всех уровней бюджетной системы республики.


Здесь важное значение имеет межбюджетное регулирование. Помимо обеспечения эффективности бюджетной системы и реализации принципов равенства и справедливости, межбюджетные трансферты выступают важным и довольно действенным инструментом реализации макроэкономической политики как на региональном, так и на муниципальном уровне. Очевидно, что утвержденное федеральным законодательством закрепление доходных источников по уровням бюджетов не позволяет полностью обеспечить расходные обязательства муниципальных образований, особенно поселенческого уровня. И межбюджетные трансферты в современных условиях выступают инструментом выравнивания бюджетной обеспеченности и сбалансированности бюджетов муниципальных образований.


В настоящее время среди проблемных вопросов в сфере формирования и исполнения консолидированного бюджета Республики Татарстан остается наличие различного рода факторов, оказывающих давление на формирование доходной части консолидированного бюджета Республики Татарстан, при одновременном сохранении существенной нагрузки на региональный и местные бюджеты, связанной с необходимостью осуществления значительного объема полномочий в социальной сфере. Первоочередные и социально значимые расходы консолидированного бюджета Республики Татарстан неуклонно растут. Их удельный вес в общем объеме расходов находился в диапазоне от 59 до 64 процентов в течение последних пяти лет, а на 2023 - 2025 годы ожидается увеличение доли первоочередных и социально значимых расходов до уровня 67 процентов.


С 2020 года на динамику экономического развития и, следовательно, на исполнение бюджетов всех уровней в Российской Федерации негативное влияние оказало распространение коронавирусной инфекции. Начиная с 2022 года условия, в которых происходит исполнение бюджетов, стали еще более сложными. Состояние экономики характеризовалось масштабным ограничением спроса и предложения, снижением деловой активности, директивными сокращениями объемов добычи нефти со стороны ОПЕК, волатильностью цен на нефть и курса доллара.


В настоящее время на состояние экономики республики и предприятий продолжает влиять геополитическая ситуация, введение ограничительных санкций, перестройка хозяйственных процессов экономических субъектов, переориентация хозяйственных связей и изменение логистических маршрутов. В результате темпы поступления доходов в бюджеты всех уровней остаются неустойчивыми, трудно прогнозируемыми даже на среднесрочный период.



II. Описание приоритетов и целей государственной политики Республики Татарстан в сфере реализации государственной программы Республики Татарстан "Управление государственными финансами Республики Татарстан"


Одним из основных приоритетов бюджетной политики Республики Татарстан является эффективное управление государственными финансами республики, которое позволит обеспечить сбалансированность и устойчивость бюджетной системы республики в долгосрочном периоде.


Исходя из этого сформулированы цели государственной программы Республики Татарстан "Управление государственными финансами Республики Татарстан" (далее - государственная программа Республики Татарстан):


1) ежегодное сохранение соотношения дефицита бюджета Республики Татарстан и общего годового объема доходов бюджета Республики Татарстан без учета объема безвозмездных поступлений на уровне, не превышающем 10 процентов (с учетом возможного превышения ограничений в соответствии с нормами бюджетного законодательства);


2) ежегодное сохранение соотношения государственного долга Республики Татарстан и общего годового объема доходов бюджета Республики Татарстан без учета объема безвозмездных поступлений на уровне, не превышающем 40 процентов (с учетом возможного превышения ограничений в соответствии с нормами бюджетного законодательства);


3) ежегодное сохранение обеспеченности местных бюджетов доходными источниками с учетом межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Татарстан на уровне не менее 100 процентов от необходимого объема расходов на решение вопросов местного значения (при формировании межбюджетных отношений с местными бюджетами на очередной финансовый год и на плановый период).



III. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, национальными целями и целями Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, показателями государственных программ Российской Федерации


Государственная программа Республики Татарстан ориентирована на создание общих условий для всех участников бюджетного процесса, в том числе республиканских органов исполнительной власти, реализующих другие государственные программы Республики Татарстан, содействует всестороннему развитию республики.


Реализация государственной программы Республики Татарстан в целом вносит вклад в достижение национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", и реализацию стратегических приоритетов государственной политики в рамках государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 320, и государственной программы Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2016 г. N 445. При этом непосредственная связь целей, показателей, мероприятий государственной программы Республики Татарстан с конкретными целями и показателями указанных выше документов стратегического планирования не установлена.


(в ред. Постановления КМ РТ от 27.05.2024 N 367)


Государственная программа Республики Татарстан обеспечивает также значительный вклад в решение задач социально-экономического развития Республики Татарстан, определенных Законом Республики Татарстан от 17 июня 2015 года N 40-ЗРТ "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года", и в наибольшей степени способствует достижению цели "Высокая эффективность финансовой системы".



IV. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере управления государственными финансами Республики Татарстан


Достижение целей государственной программы Республики Татарстан будет осуществляться путем решения следующих задач:


создание оптимальных условий для своевременного и качественного формирования и исполнения бюджета Республики Татарстан, формирования бюджетной отчетности - в рамках комплекса процессных мероприятий "Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы";

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»