Решение для управления процессами
производственной безопасности


ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 декабря 2015 года N 688-П


О государственной программе Челябинской области "Доступная среда"

(с изменениями на 7 сентября 2020 года)

(в ред. Постановлений Правительства Челябинской области от 24.05.2016 N 243-П, от 14.09.2016 N 492-П, от 28.02.2017 N 97-П, от 22.12.2017 N 710-П, от 20.02.2018 N 59-П, от 12.10.2018 N 465-П, от 28.12.2018 N 661-П, от 17.05.2019 N 215-П, от 03.10.2019 N 403-П, от 31.12.2019 N 657-П, от 07.09.2020 N 448-П)



В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области


ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Челябинской области "Доступная среда".


(в ред. Постановления Правительства Челябинской области от 28.12.2018 N 661-П)


2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.


3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2016 года.



Председатель
Правительства
Челябинской области
Б.А.ДУБРОВСКИЙ



Утверждена
постановлением
Правительства
Челябинской области
от 24 декабря 2015 г. N 688-П



Государственная программа Челябинской области "Доступная среда"

(в ред. Постановлений Правительства Челябинской области от 31.12.2019 N 657-П, от 07.09.2020 N 448-П)


Паспорт государственной программы Челябинской области "Доступная среда"

Ответственный исполнитель государственной программы

-

Министерство социальных отношений Челябинской области

Соисполнители государственной программы

-

Министерство здравоохранения Челябинской области;

Министерство образования и науки Челябинской области;

Министерство по физической культуре и спорту Челябинской области;

Министерство культуры Челябинской области;

Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области;

Министерство информационных технологий и связи Челябинской области;

Главное управление по труду и занятости населения Челябинской области

Подпрограммы государственной программы

-

подпрограмма 1 "Создание доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения";

подпрограмма 2 "Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов"

Проекты государственной программы

-

не реализуются

Основная цель государственной программы

-

создание условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни

Основные задачи государственной программы

-

обеспечение равного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (далее именуются - МГН);

повышение уровня обеспеченности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, реабилитационными и абилитационными услугами, ранней помощью, а также уровня профессионального развития и занятости, включая содействие занятости инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Челябинской области

Целевые показатели (индикаторы) конечного результата

-

доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в Челябинской области;

доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов;

доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов в Челябинской области, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (взрослые);

доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов в Челябинской области, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (дети)

Сроки и этапы реализации государственной программы

-

2016 - 2020 годы.

Государственная программа реализуется в один этап

Объемы бюджетных ассигнований государственной программы

-

общий объем финансирования мероприятий государственной программы за 2016 - 2020 годы составляет 220554,1 тыс. рублей, в том числе по годам:

в 2016 году - 29679,3 тыс. рублей;

в 2017 году - 17039,1 тыс. рублей;

в 2018 году - 16292,2 тыс. рублей;

в 2019 году - 14322,8 тыс. рублей;

в 2020 году - 143220,7 тыс. рублей.

Объем средств федерального бюджета составляет 37233,4 тыс. рублей, в том числе по годам:

в 2016 году - 19679,3 тыс. рублей, из них:

выделяемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации - 17313,3 тыс. рублей;

выделяемых Министерством спорта Российской Федерации - 0 тыс. рублей;

выделяемых Министерством образования и науки Российской Федерации - 2366,0 тыс. рублей;

в 2017 году - 6939,1 тыс. рублей, из них:

выделяемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации - 4573,1 тыс. рублей;

выделяемых Министерством спорта Российской Федерации - 0 тыс. рублей;

выделяемых Министерством образования и науки Российской Федерации - 2366,0 тыс. рублей;

в 2018 году - 6292,2 тыс. рублей, из них:

выделяемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации - 1969,4 тыс. рублей;

выделяемых Министерством спорта Российской Федерации - 0 тыс. рублей;

выделяемых Министерством образования и науки Российской Федерации - 4322,8 тыс. рублей;

в 2019 году - 4322,8 тыс. рублей, из них:

выделяемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации - 0 тыс. рублей;

выделяемых Министерством спорта Российской Федерации - 0 тыс. рублей;

выделяемых Министерством образования и науки Российской Федерации - 4322,8 тыс. рублей.

Объем средств областного бюджета составляет 183220,7 тыс. рублей, в том числе по годам:

в 2016 году - 10000,0 тыс. рублей;

в 2017 году - 10000,0 тыс. рублей;

в 2018 году - 10000,0 тыс. рублей;

в 2019 году - 10000,0 тыс. рублей;

в 2020 году - 143220,7 тыс. рублей.

Объем средств местных бюджетов составляет 100,0 тыс. рублей, в том числе по годам:

в 2016 году - 0,0 тыс. рублей;

в 2017 году - 100,0 тыс. рублей;

в 2018 году - 0,0 тыс. рублей;

в 2019 году - 0,0 тыс. рублей;

в 2020 году - 0,0 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

-

увеличение доли доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в Челябинской области до 76 процентов;

увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов до 61,9 процента;

увеличение доли инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов в Челябинской области, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (взрослые), до 71,9 процента;

увеличение доли инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов в Челябинской области, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (дети), до 73,8 процента



Раздел I. ПРИОРИТЕТЫ И ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ, ВКЛЮЧАЯ ХАРАКТЕРИСТИКУ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ


1. В 2012 году Российской Федерацией в соответствии с Федеральным законом от 3 мая 2012 года N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" ратифицирована Конвенция о правах инвалидов (далее именуется - Конвенция о правах инвалидов), утвердившая принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвалидов.


Согласно Конвенции о правах инвалидов государства-участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами беспрепятственного доступа к физическому окружению (здания и сооружения, окружающие человека в повседневной жизни), транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению.


Одним из важнейших направлений Конвенции о правах инвалидов является достижение максимально возможной независимости инвалидов, для чего необходимо укреплять и расширять комплексные реабилитационные и абилитационные услуги.


Комплексная реабилитация и абилитация инвалидов, в том числе детей-инвалидов, должна решать вопросы медицинского, социального характера, образования и трудоустройства.


2. Для реализации программ комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, необходимо как обучение специалистов и персонала, предоставляющих реабилитационные и абилитационные услуги, так и получение самими инвалидами и членами их семей информации об использовании ассистивных устройств и технологий, относящихся к комплексной реабилитации и абилитации.


С учетом требований Конвенции о правах инвалидов, а также с учетом положений Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья решение вопросов формирования доступной среды и системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, определяется как приоритетное направление государственной политики.


3. Государственная программа разработана в соответствии с:


Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р;


Концепцией развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. N 1839-р (далее именуется - Концепция развития ранней помощи);


Концепцией создания, ведения и использования федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр инвалидов", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 г. N 1506-р;


Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";


Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";


государственной программой Российской Федерации "Доступная среда", утвержденной постановлением Правительства Российской от 29 марта 2019 г. N 363 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда";


планом мероприятий по реализации в субъектах Российской Федерации программ сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве на 2016 - 2020 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 г. N 1507-р;


планом мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2017 - 2020 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2017 г. N 893-р;


Законом Челябинской области от 29.08.2013 г. N 515-ЗО "Об образовании в Челябинской области";


постановлением Правительства Челябинской области от 25.07.2013 г. N 148-П "О порядке принятия решений о разработке государственных программ Челябинской области, их формировании и реализации и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Челябинской области";


приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 875 "Об утверждении методики разработки и реализации региональной программы по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов (типовая программа субъекта Российской Федерации)";


приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 1705н "О порядке организации медицинской реабилитации";


приказом Министерства здравоохранения Челябинской области от 17 марта 2016 г. N 410 "О маршрутизации взрослого населения с нарушением функции периферической нервной системы и опорно-двигательного аппарата, с нарушением функции центральной нервной системы, соматическими заболеваниями в Челябинской области по профилю "медицинская реабилитация";


приказом Министерства культуры Челябинской области от 24.09.2015 г. N 336 "Об организации работы по обеспечению прав инвалидов в областных государственных учреждениях культуры";


приказом Министерства культуры Челябинской области от 30.12.2015 г. N 536 "Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов культурных ценностей и благ".


4. Приоритеты государственной политики Челябинской области определены нормативными документами Челябинской области, в том числе Стратегией социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 31.01.2019 N 1748 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года".


5. Целевой показатель (индикатор) конечного результата государственной программы "доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в Челябинской области" является одним из целевых показателей конечного результата Стратегии социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года по направлению "Основные направления развития человеческого капитала и социальной сферы Челябинской области".


6. Подпрограмма 1 "Создание доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения".


По сведениям Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области, общее количество инвалидов в Челябинской области по состоянию на 1 сентября 2019 года составляет 229977 человек (6,6 процента от общей численности населения Челябинской области), в том числе инвалидов I группы - 25238 человек (11 процентов), инвалидов II группы - 85644 человека (37,2 процента), инвалидов III группы - 104036 человек (45,2 процента), детей-инвалидов - 15059 человек (6,6 процента).


7. Многие инвалиды испытывают затруднения в передвижении из-за отсутствия безбарьерной среды на улицах городов, на объектах социальной инфраструктуры, в связи с неприспособленностью общественного транспорта к их нуждам. Существуют еще много социально значимых объектов, которые из-за отсутствия элементарных приспособлений недоступны для инвалидов, в связи с чем проблема создания доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН остается актуальной на всей территории Челябинской области.


Так, в муниципальных образованиях Челябинской области около 40 процентов объектов недоступны для инвалидов и других МГН. Полностью доступные объекты составляют лишь 15 процентов, остальные доступны условно либо доступны частично.


8. Понятие "безбарьерная среда" очень часто ассоциируется только с инвалидами и, прежде всего, с людьми, страдающими от нарушений двигательных функций. Доступная среда нужна также пожилым гражданам, лицам трудоспособного возраста в восстановительный период после травмы, заболеваний опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы, беременным женщинам, женщинам с маленькими детьми на колясках.


9. Сводом правил СП 59.13330.2016 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001), утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14 ноября 2016 г. N 798/пр, дано определение МГН - люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К МГН здесь отнесены инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и другие.


10. В рамках государственной программы в Челябинской области планируется адаптировать к 2020 году 73 социально значимых объекта, что приведет к увеличению до 76 процентов доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов, входящих в реестр объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН.


Также к 2020 году увеличится доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов до 61,9 процента.