ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 октября 2019 года N 403-П


О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 24.12.2015 г. N 688-П



В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области


ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Внести в государственную программу Челябинской области "Доступная среда", утвержденную постановлением Правительства Челябинской области от 24.12.2015 г. N 688-П "О государственной программе Челябинской области "Доступная среда" (Сборник нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Челябинской области, 2015, выпуск 4, часть II; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 26 мая 2016 г.; 16 сентября 2016 г.; Сборник нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Челябинской области, 2017, выпуск 1, часть I; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 28 февраля 2017 г.; 25 декабря 2017 г.; 20 февраля 2018 г.; 15 октября 2018 г.; Сборник нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Челябинской области, 2018, выпуск 3), изменения, изложив ее в новой редакции (прилагается).


2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.



Председатель
Правительства
Челябинской области
А.Л.ТЕКСЛЕР



Утверждена
постановлением
Правительства
Челябинской области
от 24 декабря 2015 г. N 688-П
     (в редакции
постановления
Правительства
Челябинской области
от 3 октября 2019 г. N 403-П)



Государственная программа Челябинской области "Доступная среда"



Паспорт государственной программы Челябинской области "Доступная среда"

Ответственный исполнитель государственной программы

-

Министерство социальных отношений Челябинской области

Соисполнители государственной программы

-

Министерство здравоохранения Челябинской области;

Министерство образования и науки Челябинской области;

Министерство по физической культуре и спорту Челябинской области;

Министерство культуры Челябинской области;

Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области;

Главное управление по труду и занятости населения Челябинской области

Основная цель государственной программы

-

повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (далее именуются - МГН) в Челябинской области, создание безбарьерной среды для инвалидов и МГН

Основные задачи государственной программы

-

формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения барьеров во взаимоотношениях с другими людьми;

оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативной правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, информации и связи, физической культуры и спорта

Целевые показатели (индикаторы) конечного результата

-

доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности опрошенных инвалидов в Челябинской области;

доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в Челябинской области;

доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере социальной защиты, в общем количестве приоритетных объектов в сфере социальной защиты;

доля приоритетных объектов органов службы занятости, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве объектов органов службы занятости;

доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере здравоохранения, в общем количестве приоритетных объектов в сфере здравоохранения;

доля дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, в общем количестве дошкольных образовательных организаций;

доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций;

доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере культуры, в общем количестве приоритетных объектов в сфере культуры;

доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки МГН, в парке этого подвижного состава (автобусного, трамвайного, троллейбусного);

доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве приоритетных объектов в сфере физической культуры и спорта;

доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения в Челябинской области;

доля граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей численности опрошенных граждан;

доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Челябинской области;

доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получивших дополнительное образование, от общей численности детей-инвалидов данного возраста;

количество проведенных мониторингов состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Челябинской области;

доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста;

доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов данного возраста;

доля приоритетных объектов транспортной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве приоритетных объектов транспортной инфраструктуры

Сроки и этапы реализации государственной программы

-

2016 - 2020 годы.

Государственная программа в 2016 - 2020 годах реализуется в один этап

Объемы бюджетных ассигнований государственной программы

-

общий объем финансирования мероприятий государственной программы за 2016 - 2020 годы составляет 87333,4 тыс. рублей, в том числе по годам:

в 2016 году - 29679,3 тыс. рублей;

в 2017 году - 17039,1 тыс. рублей;

в 2018 году - 16292,2 тыс. рублей;

в 2019 году - 14322,8 тыс. рублей;

в 2020 году - 10000,0 тыс. рублей.

Объем средств федерального бюджета составляет 37233,4 тыс. рублей, в том числе по годам:

в 2016 году - 19679,3 тыс. рублей, из них:

выделяемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации - 17313,3 тыс. рублей;

выделяемых Министерством спорта Российской Федерации - 0 тыс. рублей;

выделяемых Министерством образования и науки Российской Федерации - 2366,0 тыс. рублей;

в 2017 году - 6939,1 тыс. рублей, из них:

выделяемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации - 4573,1 тыс. рублей;

выделяемых Министерством спорта Российской Федерации - 0 тыс. рублей;

выделяемых Министерством образования и науки Российской Федерации - 2366,0 тыс. рублей;

в 2018 году - 6292,2 тыс. рублей, из них:

выделяемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации - 1969,4 тыс. рублей;

выделяемых Министерством спорта Российской Федерации - 0 тыс. рублей;

выделяемых Министерством образования и науки Российской Федерации - 4322,8 тыс. рублей;

в 2019 году - 4322,8 тыс. рублей, из них:

выделяемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации - 0 тыс. рублей;

выделяемых Министерством спорта Российской Федерации - 0 тыс. рублей;

выделяемых Министерством образования и науки Российской Федерации - 4322,8 тыс. рублей.

Объем средств областного бюджета составляет 50000,00 тыс. рублей, в том числе по годам:

в 2016 году - 10000,0 тыс. рублей;

в 2017 году - 10000,0 тыс. рублей;

в 2018 году - 10000,0 тыс. рублей;

в 2019 году - 10000,0 тыс. рублей;

в 2020 году - 10000,0 тыс. рублей.

Объем средств местных бюджетов составляет 100,0 тыс. рублей, в том числе по годам:

в 2016 году - 0,0 тыс. рублей;

в 2017 году - 100,0 тыс. рублей;

в 2018 году - 0,0 тыс. рублей;

в 2019 году - 0,0 тыс. рублей;

в 2020 году - 0,0 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

-

формирование условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и иных МГН в Челябинской области;

обеспечение межведомственного взаимодействия и координации работ соисполнителей государственной программы, органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области (далее именуются - органы местного самоуправления) в создании условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и иных МГН в Челябинской области;

сбор и систематизация информации о доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и иных МГН в Челябинской области с целью размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

формирование условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН;

обеспечение доступности пассажирского автотранспорта общего пользования в Челябинской области;

повышение доступности и качества реабилитационных услуг для инвалидов в Челябинской области;

преодоление социальной разобщенности и барьеров во взаимоотношениях с другими людьми



Раздел I. ПРИОРИТЕТЫ И ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ, ВКЛЮЧАЯ ХАРАКТЕРИСТИКУ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ


1. В 2012 году Российской Федерацией в соответствии с Федеральным законом от 3 мая 2012 года N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" ратифицирована Конвенция о правах инвалидов (далее именуется - Конвенция о правах инвалидов), утвердившая принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвалидов.


Согласно Конвенции о правах инвалидов государства-участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами беспрепятственного доступа к физическому окружению (здания и сооружения, окружающие человека в повседневной жизни), транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению.


Государственная программа разработана в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, примерной программой субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 декабря 2012 года N 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения", постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 31.01.2019 N 1748 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года".


Устранение существующих барьеров для инвалидов во всех сферах их жизнедеятельности является важной социальной задачей.


Отсутствие условий доступности является главным препятствием для всесторонней интеграции инвалидов в общество, а следовательно, не позволяет людям, имеющим ограничения в здоровье, быть равноправными членами гражданского общества и в полном объеме реализовывать свои конституционные права.


Актуальность данной проблемы определяется большим количеством граждан с инвалидностью, приводящей к ограничению жизнедеятельности, что вызывает необходимость участия в процессе интеграции инвалидов многих органов исполнительной власти, специализированных учреждений и структур, деятельность которых направлена на формирование у инвалида максимальной самостоятельности и готовности к независимой жизни в обществе.


2. По сведениям Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области, общее количество инвалидов в Челябинской области, по состоянию на 1 мая 2019 года, составляет 230627 человек (6,6 процента от общей численности населения Челябинской области), в том числе инвалидов I группы - 25130 человек (10,9 процента), инвалидов II группы - 86766 человек (37,6 процента), инвалидов III группы - 103969 человек (45,1 процента), детей-инвалидов - 14762 человека (6,4 процента).


Многие инвалиды испытывают затруднения в передвижении из-за отсутствия безбарьерной среды на улицах городов, на объектах социальной инфраструктуры, в связи с неприспособленностью общественного транспорта к их нуждам. Таким образом, большинство социально значимых объектов из-за отсутствия элементарных приспособлений недоступны для инвалидов, в связи с чем проблема создания доступной среды жизнедеятельности инвалидов и МГН остается актуальной на всей территории Челябинской области.


Так, в муниципальных образованиях Челябинской области 40 процентов объектов недоступны для инвалидов и маломобильных групп населения. Полностью доступные объекты составляют лишь 10 процентов, остальные доступны условно либо доступны частично.


Понятие "безбарьерная среда" очень часто ассоциируется только с инвалидами, и прежде всего с людьми, страдающими нарушениями двигательных функций. Однако доступная среда нужна также пожилым гражданам, лицам трудоспособного возраста в восстановительный период после травмы, заболеваний опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы, беременным, женщинам с маленькими детьми на колясках.


Сводом правил "СП 59.13330.2012" дано определение МГН - люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве.


К МГН здесь отнесены инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и другие.


В рамках государственной программы в Челябинской области планируется адаптировать к 2020 году 73 социально значимых объекта, что составит 76 процентов доступных для инвалидов и МГН приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов, входящих в реестр объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН. В 2017 году количество объектов, адаптированных в рамках государственной программы, составляет 53. Также увеличится доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности опрошенных инвалидов до 55,2 процента.


3. В целях реализации комплексного подхода к созданию безбарьерной среды для инвалидов и других МГН, обеспечения их беспрепятственного доступа к объектам и услугам наравне с другими учитываются потребности всех категорий инвалидов: инвалидов по зрению, по слуху, инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, инвалидов с ментальными нарушениями.


Руководствуясь приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. N 627 "Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других МГН, с возможностью учета региональной специфики", в целях объективной оценки состояния доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других МГН в Челябинской области в 2013 - 2014 годах обследованы административные здания, а также здания образовательных организаций, учреждений здравоохранения, социальной защиты, культуры и искусства, физической культуры и спорта.


Проведенный мониторинг показал, что большинство зданий социальной инфраструктуры не отвечают всем требованиям доступности для инвалидов всех основных видов инвалидности по преимущественному ограничению жизнедеятельности: слепых и слабовидящих; глухих и слабослышащих; инвалидов, передвигающихся на колясках; инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата.


Для решения проблемы доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других МГН в регионе проведена работа по формированию системы их паспортизации.


Результат паспортизации - реестр приоритетных объектов и услуг с указанием требуемых работ и размещение информации о доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН на карте доступности объектов Челябинской области (далее именуется - карта доступности), размещенной на сайте "Доступная среда" (www.zhit-vmeste.ru).


4. С 2014 года реализовывалась государственная программа Челябинской области "Доступная среда" на 2014 - 2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Челябинской области от 22.10.2013 г. N 336-П "О государственной программе Челябинской области "Доступная среда" на 2014 - 2015 годы".


За период с 2014 по 2015 годы за счет средств областного и федерального бюджетов удалось адаптировать для инвалидов и других МГН 18 социально значимых объектов социальной защиты, здравоохранения, культуры, спорта, образования, труда и занятости. Дополнительно два объекта труда и занятости были адаптированы только за счет средств областного бюджета.


В рамках областных целевых программ областным государственным бюджетным учреждением культуры "Челябинский государственный центр народного творчества" (далее именуется - Центр народного творчества) ежегодно организовываются и проводятся:


областной фестиваль творчества инвалидов "Смотри на меня как на равного";


гастрольный тур лауреатов фестивалей "Грани творчества";


областной фестиваль творчества детей-инвалидов "Искорки надежды".


Важную роль в организации досуга и отдыха играет отношение общества к людям с ограниченными возможностями как равноправным участникам культурного процесса и жизни. В Челябинской области ежегодно проводятся такие фестивали, как Бажовский, Ильменский, "Уральские пельмени", в которых принимают участие инвалиды не только в качестве зрителей, но и в качестве участников, при этом используется интеграционный подход, объединяющий всех участников на основе общих интересов вне зависимости от их физических возможностей.


Ежегодно в Челябинской области организуется субтитрирование информационных телепередач о событиях в Челябинской области, что позволяет инвалидам по слуху получать информацию и таким образом принимать активное участие в социальных и других общественных процессах.


5. В настоящее время улучшение качества и уровня жизни инвалидов, их социальная адаптация, реабилитация, создание благоприятной среды для жизнедеятельности МГН являются важнейшими направлениями социально-экономического развития Челябинской области.


Создание доступной среды позволит инвалидам и другим МГН независимо от их состояния, физических возможностей и других ограничений иметь возможность беспрепятственного доступа к любым объектам социальной, общественной, транспортной и иной инфраструктуры, а также свободно передвигаться по любому выбранному маршруту; таким образом, люди с инвалидностью и иные МГН смогут реализовать свое право на труд, образование, общественную жизнь и другие неотъемлемые сферы жизни современного человека.


Проблема адаптации приоритетных объектов социальной инфраструктуры, путей следования к данным объектам, транспорта остается нерешенной на всей территории Челябинской области. Мероприятия по формированию доступной среды в данной сфере жизнедеятельности предусмотрены в рамках государственной программы. Реализация программных мероприятий позволит повысить уровень доступности транспорта, приоритетных объектов социальной инфраструктуры во всех сферах жизнедеятельности, информации и услуг для инвалидов и других МГН.


Однако, несмотря на проводимую работу по решению проблем инвалидов и других МГН, в настоящее время в Челябинской области окончательно не сформирована система безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН. Большинство объектов социальной инфраструктуры по-прежнему остаются либо полностью, либо частично недоступными для инвалидов и МГН.


В настоящее время нерешенность проблемы доступа инвалидов к среде жизнедеятельности порождает ряд серьезных социально-экономических последствий, среди которых:


дискомфорт и ограничения жизнедеятельности инвалидов и других МГН;


негативное отношение к инвалидам в массовом сознании общества, что предопределяет необходимость проведения соответствующих разъяснительных, образовательно-информационных кампаний.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»